Первая налоговая система независимого Казахстана.
Принятый в конце 1991 года пакет законов по налогам включал в себя 14 законодательных актов, основополагающим среди которых был Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан». Именно он определил общие принципы построения налоговой системы, порядок взимания налогов и платежей, а также права и обязанности плательщиков, их ответственность за полноту и своевременность перечисления платежей в бюджет. Им предусматривалось введение 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов. К общегосударственным налогам, которые устанавливались и взимались по всей территории республики по единым ставкам, относились налоги: на прибыль, на добавленную стоимость, акцизы, на операции с ценными бумагами, на экспорт и импорт, подоходный с граждан, на транспортные средства, на имущество юридических лиц, таможенные тариф и пошлина, фиксированные (рентные) платежи, государственная пошлина и некоторые другие. Вторая группа налогов также имела общеобязательный характер, но средства зачислялись в бюджеты местных органов власти. К ним относились: земельный налог, налог на имущество физических лиц, лесной доход, плата за воду, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности, сбор за государственную регистрацию юридических лиц и другие сборы. Третья группа налогов – это дополнительные налоги, платежи и сборы, которые устанавливались и регулировались местными органами власти. Объектами налогообложения являлись: прибыль (доход) юридических и физических лиц; виды деятельности юридических и физических лиц; финансовые операции; оказание услуг государством; имущество юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции и услуг; отдельные группы и виды товаров (услуг). Так, размеры сбора на развитие и содержание городского пассажирского транспорта составляли (в зависимости от регионов) от 5 до 20 процентов к фонду заработной платы. Кроме того, существовали отчисления в различные внебюджетные фонды: Дорожный фонд (отчисления за пользование автомобильными дорогами) в размере 1 процента от фактического объема производства продукции (работ, услуг); Фонд преобразования экономики Республики Казахстан в размере 5 процентов от себестоимости продукции (работ, услуг); Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в размере 1 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. В первой собственной налоговой системе независимого Казахстана одним из основных налогов с предприятий, объединений и организаций являлся налог на прибыль. Его ставки в зависимости от отраслей, форм и видов деятельности были различными; 1) для всех (кроме перечисленных ниже) предприятий объединений и организаций 45 процентов; 2) для банков, в том числе кооперативных и коммерческих, страховых организаций – 55 процентов; 3) для совместных предприятий, созданных на территории Казахской ССР с участием советских и иностранных юридических лиц и граждан, - 30 процентов, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов; 45 процентов, если доля иностранного участника в уставном фонде составляет 30 процентов и менее; 4) для потребительских обществ, их союзов, предприятий, объединений и организаций потребительской кооперации – 20 процентов; 5) для общественных организаций, их предприятий и организаций (кроме творческих союзов, их предприятий и организаций), а также религиозных организаций и их предприятий – 35 процентов; 6) для производственных кооперативов (за исключением сельскохозяйственных), их союзов и объединений – по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 45 процентов; 7) для совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, включая перерабатывающие, - 10 процентов; 8) для предприятий бытового обслуживания- 15 процентов; 9) для предприятий коммунального хозяйства- 20 процентов; 10) для местных предприятий, относящихся к коммунальной собственности, - по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 45 процентов. Таким образом, в действовавшей на тот момент налоговой системе имелось 7 разных ставок налога на прибыль предприятий, объединений и организаций для 11 их разновидностей. С учетом же всевозможных льгот по этому налогу количество этих вариантов в соответствии с первым налоговым законодательством Казахстана доходило до 37. Стабильной финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, ее планированию и прогнозированию ожидаемых результатов, соблюдению договорных обязательств изрядно мешали часто вносимые в налоговое законодательство изменения и дополнения. Так, изменениями от 28 июня 1991 года в Закон Казахской ССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» основная ставка по налогу на прибыль была снижена с 45 до 35 процентов, а изменениями от 30 июня 1992 года, то есть через год, - с 35 до 25 процентов и для совместных предприятий (независимо от размеров взноса в уставный фонд) – с 30, 45 процентов до 25 процентов. Изменениями от 25 декабря 1991 года была снижена ставка по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых организаций с 55 до 45 процентов и введены дополнительные ставки по налогу на прибыль: 11) для фондовых и товарно-сырьевых бирж, а также брокерских контор и фирм – 55 процентов; 12) для предприятий, занимающихся посреднической и коммерческой деятельностью, - 55 процентов. Изменениями от 21 августа 1993 года для непрофильных предприятий и организаций, принимающих участие в разработке и производстве лекарственных и иммунобиологических средств, ставка налога на прибыль установлена в размере 15 процентов. Следует также особо подчеркнуть, что, кроме изменения собственно ставок налога на прибыль практически всеми вносимыми в первое налоговое законодательство Казахстана изменениями, как правило, предусматривалось и предоставление дополнительных льгот по этому налогу, увеличивавших и без того большое число налогоплательщиков с льготным режимом налогообложения. Первой серьезной попыткой упорядочить взимание налога на прибыль было введение Указом Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1568 единой ставки этого налога для юридических лиц в размере 30 процентов, а для банковской и страховой деятельности – 45 процентов с сокращением до минимума (до 6 случаев) оснований для льготного режима налогообложения. Однако и после этого в ряде принятых раньше неналоговых законодательных актов по-прежнему оставались вопросы налогообложения, связанные в основном с предоставлением различных налоговых льгот, вследствие чего различные законы вошли в противоречие друг с другом, что сплошь и рядом порождало неразрешимые проблемы применения их на практике, создавало условия для всевозможных злоупотреблений и поэтому вызывало большую обеспокоенность как работников налоговых органов, так и самих налогоплательщиков. Наиболее значительным и, я бы даже сказал, принципиально новым отличием первой налоговой системы тех лет было включение в нее налога на добавленную стоимость, ставка которого первоначально составляла 28 процентов. Характерной особенностью этого налога по сравнению со всеми остальными обязательными отчислениями в бюджет было то, что, хотя взимается он с продавца, но фактическим плательщиком его в цене товара является покупатель. Налог на добавленную стоимость (НДС) не уплачивается за товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы СНГ, в том числе за услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этих товаров и при транзите иностранных грузов через территорию Республики Казахстан, за товары и услуги, предназначенные для официального пользования ими иностранных, дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. С течением времени возникла необходимость снижения ставки НДС до 20 процентов, так как прежняя (на 30 процентов более высокая} его ставка привела к значительному росту цен. Монополия некоторых предприятий на многие товары и услуги, отсутствие конкуренции производителей, низкая покупательная способность основной массы населения тяжелым грузом давили на плечи общества, и все это, в конечном счете, начало тормозить развитие рыночных отношений. Учитывая, что почти во всех цивилизованных странах мира вообще не имеют понятия о так называемом налоге с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который в течение многих предшествовавших лет уплачивали рабочие, служащие и другие граждане, не имеющие детей: все мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет (освобождены были от него лишь одинокие женщины), вскоре этот налог был полностью отменен. Таким образом, и до 1995 года предпринимались определенные меры по совершенствованию налоговой системы, но все они не носили системный характер, так как были направлены в основном, так сказать, на «пристраивание» налоговой системы к изменяющимся экономическим условиям, для чего периодически изменялись и уточнялись лишь отдельные моменты налогообложения. Тем не менее дальнейшее развитие рыночных отношений, появление различных новых форм хозяйствования, все расширяющееся привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана ясно показали неэффективность проведения косметических преобразований налоговой системы, основанной еще во время преобладания в ней административно-плановых методов управления, что, в свою очередь, привело к сознанию необходимости коренной реформы в сфере налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |