Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первая налоговая система независимого Казахстана.      



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Первая налоговая система независимого Казахстана.       0.00 из 5.00 0 оценок




Принятый в конце 1991 года пакет законов по налогам включал в себя 14 законодательных актов, основополагающим среди которых был Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан». Именно он определил общие принципы построения налоговой системы, порядок взимания налогов и платежей, а также права и обязанности плательщиков, их ответственность за пол­ноту и своевременность перечисления платежей в бюджет. Им предусматривалось введение 16 общегосударственных, 10 общеобязательных ме­стных и 17 местных налогов.

К общегосударственным налогам, которые устанавливались и взимались по всей терри­тории республики по единым ставкам, относи­лись налоги: на прибыль, на добавленную стоимость, акцизы, на операции с ценными бумагами, на экспорт и импорт, подоходный с граждан, на транспортные средства, на иму­щество юридических лиц, таможенные

 тариф и пошлина, фиксированные (рентные) платежи, государственная пошлина и некоторые другие.

Вторая группа налогов также имела обще­обязательный характер, но средства зачисля­лись в бюджеты местных органов власти. К ним относились: земельный налог, налог на имуще­ство физических лиц, лесной доход, плата за воду, сбор за регистрацию предприниматель­ской деятельности, сбор за государственную регистрацию юридических лиц и другие сборы.

Третья группа налогов – это дополнитель­ные налоги, платежи и сборы, которые уста­навливались и регулировались местными органами власти. Объектами налогообложения являлись: прибыль (доход) юридических и физических лиц; виды деятельности юриди­ческих и физических лиц; финансовые опе­рации; оказание услуг государством; имуще­ство юридических и физических лиц; добавленная стоимость продукции и услуг; отдельные группы и виды товаров (услуг). Так, размеры сбора на развитие и содержание го­родского пассажирского транспорта состав­ляли (в зависимости от регионов) от 5 до 20 процентов к фонду заработной платы.

Кроме того, существовали отчисления в раз­личные внебюджетные фонды: Дорожный фонд (отчисления за пользование автомобильными дорогами) в размере 1 процента от фактичес­кого объема производства продукции (работ, услуг); Фонд преобразования экономики Рес­публики Казахстан в размере 5 процентов от себестоимости продукции (работ, услуг); Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в размере 1 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

В первой собственной налоговой системе независимого Казахстана одним из основных налогов с предприятий, объединений и орга­низаций являлся налог на прибыль. Его ставки в зависимости от отраслей, форм и видов деятельности были различными;

1) для всех (кроме перечисленных ниже) предприятий объединений и организаций 45 процентов;

2) для банков, в том числе кооперативных и коммерческих, страховых организаций – 55 процентов;

3) для совместных предприятий, созданных на территории Казахской ССР с участием советских и иностранных юридических лиц и граждан, - 30 процентов, если доля иностран­ного участника в уставном фонде превышает 30 процентов; 45 процентов, если доля иностран­ного участника в уставном фонде составляет 30 процентов и менее;

4) для потребительских обществ, их союзов, предприятий, объединений и организаций потребительской кооперации – 20 процентов;

5) для общественных организаций, их пред­приятий и организаций (кроме творческих союзов, их предприятий и организаций), а также религиозных организаций и их предпри­ятий – 35 процентов;

6) для производственных кооперативов (за исключением сельскохозяйственных), их союзов и объединений – по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 45 процентов;

7) для совхозов, колхозов и других сельско­хозяйственных предприятий, включая перера­батывающие, - 10 процентов;

8) для предприятий бытового обслуживания- 15 процентов;

9) для предприятий коммунального хозяйства- 20 процентов;

10) для местных предприятий, относящихся к коммунальной собственности, - по ставкам, устанавливаемым местными Советами народ­ных депутатов, но не выше 45 процентов.

Таким образом, в действовавшей на тот момент налоговой системе имелось 7 разных ставок налога на прибыль предприятий, объе­динений и организаций для 11 их разновид­ностей. С учетом же всевозможных льгот по этому налогу количество этих вариантов в соответствии с первым налоговым законода­тельством Казахстана доходило до 37.

Стабильной финансовой деятельности хо­зяйствующих субъектов, ее планированию и прогнозированию ожидаемых результатов, соблюдению договорных обязательств изрядно мешали часто вносимые в налоговое законо­дательство изменения и дополнения. Так, изменениями от 28 июня 1991 года в Закон Казахской ССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» основная ставка по налогу на прибыль была снижена с 45 до 35 процентов, а изменениями от 30 июня 1992 года, то есть через год, - с 35 до 25 процентов и для совместных предприятий (независимо от размеров взноса в уставный фонд) – с 30, 45 процентов до 25 процентов.

Изменениями от 25 декабря 1991 года была снижена ставка по налогу на прибыль для ком­мерческих банков и страховых организаций с 55 до 45 процентов и введены дополнительные ставки по налогу на прибыль:

11) для фондовых и товарно-сырьевых бирж, а также брокерских контор и фирм – 55 про­центов;

12) для предприятий, занимающихся посред­нической и коммерческой деятельностью, - 55 процентов.

Изменениями от 21 августа 1993 года для непрофильных предприятий и организаций, принимающих участие в разработке и произ­водстве лекарственных и иммунобиологических средств, ставка налога на прибыль установлена в размере 15 процентов.

Следует также особо подчеркнуть, что, кроме изменения собственно ставок налога на при­быль практически всеми вносимыми в первое налоговое законодательство Казахстана изме­нениями, как правило, предусматривалось и предоставление дополнительных льгот по этому налогу, увеличивавших и без того большое чис­ло налогоплательщиков с льготным режимом налогообложения.

Первой серьезной попыткой упорядочить взимание налога на прибыль было введение Указом Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1568 единой ставки этого налога для юридических лиц в размере 30 процентов, а для банковской и страховой деятельности – 45 процентов с сокращением до минимума (до 6 случаев) оснований для льготного режима налогообложения.

Однако и после этого в ряде принятых рань­ше неналоговых законодательных актов по-прежнему оставались вопросы налогообложе­ния, связанные в основном с предоставлением различных налоговых льгот, вследствие чего различные законы вошли в противоречие друг с другом, что сплошь и рядом порождало не­разрешимые проблемы применения их на практике, создавало условия для всевозможных злоупотреблений и поэтому вызывало большую обеспокоенность как работников налоговых ор­ганов, так и самих налогоплательщиков.

Наиболее значительным и, я бы даже сказал, принципиально новым отличием первой нало­говой системы тех лет было включение в нее налога на добавленную стоимость, ставка ко­торого первоначально составляла 28 процентов. Характерной особенностью этого налога по сравнению со всеми остальными обязательны­ми отчислениями в бюджет было то, что, хотя взимается он с продавца, но фактическим плательщиком его в цене товара является покупатель.

Налог на добавленную стоимость (НДС) не уплачивается за товары (работы, услуги), экс­портируемые за пределы СНГ, в том числе за услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этих товаров и при транзите инос­транных грузов через территорию Республики Казахстан, за товары и услуги, предназначенные для официального пользования ими иностранных, дипломатических и приравненных к ним пред­ставительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-техничес­кого персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

С течением времени возникла необходи­мость снижения ставки НДС до 20 процентов, так как прежняя (на 30 процентов более высо­кая} его ставка привела к значительному росту цен. Монополия некоторых предприятий на многие товары и услуги, отсутствие конкуренции производителей, низкая покупательная способ­ность основной массы населения тяжелым гру­зом давили на плечи общества, и все это, в конечном счете, начало тормозить развитие рыночных отношений.

Учитывая, что почти во всех цивилизованных странах мира вообще не имеют понятия о так называемом налоге с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который в течение многих предшествовавших лет уплачивали рабочие, служащие и другие граждане, не имеющие детей: все мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет (освобождены были от него лишь одинокие женщины), вскоре этот налог был полностью отменен.

Таким образом, и до 1995 года предприни­мались определенные меры по совершенство­ванию налоговой системы, но все они не носили системный характер, так как были направлены в основном, так сказать, на «пристраивание» налоговой системы к изменяющимся экономи­ческим условиям, для чего периодически из­менялись и уточнялись лишь отдельные момен­ты налогообложения.

Тем не менее дальнейшее развитие рыноч­ных отношений, появление различных новых форм хозяйствования, все расширяющееся привлечение иностранных инвестиций в эко­номику Казахстана ясно показали неэффектив­ность проведения косметических преобразо­ваний налоговой системы, основанной еще во время преобладания в ней административно-плановых методов управления, что, в свою оче­редь, привело к сознанию необходимости ко­ренной реформы в сфере налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами.

 



2019-12-29 270 Обсуждений (0)
Первая налоговая система независимого Казахстана.       0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первая налоговая система независимого Казахстана.      

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)