Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные права и обязанности налогоплательщика



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Основные права и обязанности налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок




 В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса налогоплательщик вправе:

1) получать от органов налоговой службы информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законода­тельстве.

Установленная норма может быть реализована путем обращения налогопла­тельщика в органы налоговой службы за получением информации о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, а также получения информации налогоплательщиком из официальных изданий.

2) представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя.

Впервые на законодательном уровне в Налоговом кодексе предусматривается два вида представительства: законное представительство и представительство через уполномоченных лиц. Законным представителем налогоплательщика при­знается лицо, уполномоченное представлять его интересы на основании закона, а уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы на основе доверенности (учредительных документов), в которой указывается конкретный перечень его полномочий. Первый вид предста­вительства является обязательным, поскольку вытекает из самого закона, а пред­ставительство второго вида добровольное, так как возникает только при наличии желания доверителя. Налоговый кодекс ограничивает действие представитель­ства второго вида, так как оно осуществляет действие только на основе доверен­ности (должна быть нотариально удостоверена) и учредительных документов.

Институт представительства, предусмотренный в Налоговом кодексе, способ­ствует реализации нормы статьи 13 Конституции Республики Казахстан, и позво­ляет налогоплательщикам поручить выполнить определенные действия уполномо­ченным лицам посредством использования института представительства в нало­говых отношениях.

3) получать результаты налогового контроля.

Налогоплательщик после получения со­ответствующего уведомления органов налоговой службы должен представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля, а также получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Последняя норма в Налоговом кодексе введена впервые и позволяет налогопла­тельщику производить своевременную сверку с налоговым органом по исполне­нию налогового обязательства при расчете с бюджетом.

В свою очередь налоговый орган осуществляет контроль над исполнением налогоплательщиком налогового обязательства перед бюджетом, путем ведения лицевого счета налогоплательщика, в котором отражаются результаты налогопла­тельщика по исполнению налогового обязательства и образованная налоговая задолженность перед бюджетом, а также излишне уплаченная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет. По результатам проведенной сверки на­логоплательщик может своевременно обратиться с заявлением в налоговые орга­ны о проведении зачета или возврата по излишне уплаченным суммам налогов и других обязательных платежей в бюджет.

4) обжаловать в установленном Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомления по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должностных лиц органов налого­вой службы.

Налогоплательщик в соответствии со статьей 552 Налогового кодекса вправе обжаловать в суде:

1} уведомление по акту налоговой проверки в части начисленной суммы нало­гов, пени и штрафов;

2) уведомление и акт налоговой проверки в части действия (бездействия) дол­жностных лиц органов налоговой службы.

3) налогоплательщик также имеет право обжаловать действия (бездействие) дол­жностных лиц органов налоговой службы в вышестоящем органе налоговой служ­бы или в суде.

4) требовать соблюдения налоговой тайны.

  В Налоговом кодексе предусмотрена налоговая тайна и определен исчерпыва­ющий перечень сведений, не составляющих налоговую тайну. Налоговую тайну не составляют следующие сведения:

1) регистрационный номер налогоплательщика;

2) суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных налогоплательщи­ком (налоговым агентом) в бюджет за налоговый год, за исключением физических лиц;

3) представляемые правоохранительным органам в целях преследования по закону лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления; судам в ходе рассмотрения дел об определении налоговых обязательств налогоплатель­щика или ответственности за налоговые правонарушения и преступления;

4) представляемые налоговым или правоохранительным органам других госу­дарств, международным организациям в соответствии с международными догово­рами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоох­ранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казах­стан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международны­ми организациями.

5) не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообло­жению.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса налогоплательщик обязан:

1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым кодексом. Указанная норма введена впервые и, устраняя недостаток действующего на­логового законодательства, закрепляет норму в целом по налоговому обязатель­ству налогоплательщика перед государством. Налоговым обязательством счита­ется постановка на регистрационный учет в налоговом органе, ведение учета объек­тов налогообложения, исчисление сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет, составление налоговой отчетности и предоставле­ние ее налоговым органам и уплата исчисленных и начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом исполнение налогового обяза­тельства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно в установленные сроки.

В случае их неисполнения в установленные сроки, налого­вый орган обязан применить следующие способы обеспечения исполнения не вы­полненного в срок налогового обязательства:

- начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- приостановление расходных операций по банковским счетам;

- ограничение в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности налогоплательщика.

В случае неисполнения налогового обязательства после применения указан­ных способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обяза­тельства, налоговый орган обязан применить к налогоплательщику меры принуди­тельного взыскания налоговой задолженности.

В случае неисполнения налогового обязательства перед государством нало­гоплательщик несет административную и уголовную ответственность в соответ­ствии с законодательными актами Республики Казахстан.

2) выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей. Законными требованиями органов налоговой службы являются требования, изложенные в уведомлениях органов налоговой службы и другие требования, вытекающие из Налогового кодекса, связанные с осуществлением налогового контроля.

В частности:

1) по результатам налоговой проверки налогоплательщику вручается уведомле­ние о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, по которому налогоплательщик не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения по акту налоговой проверки должен принять меры по его исполнению. То есть в случае согласия налогоплательщика с начисленной суммой налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, налогоплательщик должен при­нять меры по уплате их в бюджет, а в случае несогласия обжаловать уведомление в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки.

2) по результатам камерального контроля налогоплательщику вручается уве­домление об устранении нарушений, выявленных по его результатам. В этом слу­чае налогоплательщик не позднее 2 рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности принимает меры по их устранению, а в случае несогласия обжаловать уведомление в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки.

3) по результатам налогового контроля налогоплательщику вручается уведомле­ние об устранении нарушений налогового законодательства. В этом случае наруше­нием может являться допущенные налогоплательщиком нарушения норм налогово­го законодательства Республики Казахстан по регистрационному учету, учету объек­тов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учету поступле­ний в бюджет, учету плательщиков налога на добавленную стоимость, мониторингу финансово-хозяйственной деятельности, применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, маркировке отдельных видов подакцизных товаров и уста­новлению акцизных постов, соблюдению порядка учета, оценки и реализации имуще­ства, обращенного в собственность государства. В случае несогласия с указанным уведомлением налогоплательщик не позднее 5 рабочих дней может обжаловать его в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки.

В соответствии со статьей 219 Кодекса Республики Казахстан «Об админист­ративных правонарушениях» руководители органов налоговой службы и их замес­тители имеют право налагать административные взыскания за невыполнение на­логоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц. При этом налагается штраф в следующих размерах:

на физических лиц – в размере от 5 до 10 месячных расчетных показателей,

на должностных лиц- в размере от 10 до 20 месячных расчетных показателей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения админи­стративного взыскания, влекут штраф с физических лиц- в размере от 10 до 20, с должностных лиц – в размере от 20 до 40 месячных расчетных показателей.

3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением. В соответствии со статьей 219 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» руководи­тели органов налоговой службы и их заместители имеют право налагать админист­ративные взыскания за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплателыциком {кроме жилых помещений) для пред­принимательской деятельности. При этом налагается штраф в следующих размерах:

на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от 40 до 50 месячных расчетных показателей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения админи­стративного взыскания, - влекут штраф с должностных лиц и индивидуальных пред­принимателей в размере от50 до 70 месячных расчетных показателей.

4} представлять налоговую отчетность и документы в порядке, предусмотрен­ном Налоговым кодексом;

5) проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торго­вых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных бан­ковских карточек, чеков с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека на руки потребителю в соот­ветствии с Налоговым кодексом. Однако исключение из этого правила составляют следующие денежные расчеты, производимые с по­требителями:

1} индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары):

 осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рам­ках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;

если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя не истекло 6 месяцев;

осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) налогоплательщиков:

осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима, установленного статьями 391 –397 Налогового кодекса;

в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности;

3) адвокатов.

За нарушение установленного порядка руководители органов налоговой служ­бы и их заместители на основании Кодекса Республики Казахстан «Об администра­тивных правонарушениях» имеют право налагать административные взыскания.

При этом за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью путем продажи товаров или оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью либо с применением неисп­равной, не зарегистрированной в налоговых органах машины, либо с применением контрольно-кассовой машины с фискальной памятью в не фискальном режиме на­лагаются штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей.

За невыдачу налогоплательщиком при применении контрольно-кассовых ма­шин с фискальной памятью кассового чека покупателю либо выдачу чека на сумму, меньше или больше уплаченную за товар (работу, услугу), налагается штраф в размере от 5 до 10 месячных расчетных показателей на индивидуальных предпри­нимателей и на должностные лица.

Таким образом, налогоплательщики при расчете с потребителями не должны допускать неприменение контрольно-кассовых машин и невыдачу кассового чека покупателю.

 



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Основные права и обязанности налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные права и обязанности налогоплательщика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)