Основные права и обязанности налогоплательщика
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса налогоплательщик вправе: 1) получать от органов налоговой службы информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве. Установленная норма может быть реализована путем обращения налогоплательщика в органы налоговой службы за получением информации о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, а также получения информации налогоплательщиком из официальных изданий. 2) представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя. Впервые на законодательном уровне в Налоговом кодексе предусматривается два вида представительства: законное представительство и представительство через уполномоченных лиц. Законным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченное представлять его интересы на основании закона, а уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы на основе доверенности (учредительных документов), в которой указывается конкретный перечень его полномочий. Первый вид представительства является обязательным, поскольку вытекает из самого закона, а представительство второго вида добровольное, так как возникает только при наличии желания доверителя. Налоговый кодекс ограничивает действие представительства второго вида, так как оно осуществляет действие только на основе доверенности (должна быть нотариально удостоверена) и учредительных документов. Институт представительства, предусмотренный в Налоговом кодексе, способствует реализации нормы статьи 13 Конституции Республики Казахстан, и позволяет налогоплательщикам поручить выполнить определенные действия уполномоченным лицам посредством использования института представительства в налоговых отношениях. 3) получать результаты налогового контроля. Налогоплательщик после получения соответствующего уведомления органов налоговой службы должен представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля, а также получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства. Последняя норма в Налоговом кодексе введена впервые и позволяет налогоплательщику производить своевременную сверку с налоговым органом по исполнению налогового обязательства при расчете с бюджетом. В свою очередь налоговый орган осуществляет контроль над исполнением налогоплательщиком налогового обязательства перед бюджетом, путем ведения лицевого счета налогоплательщика, в котором отражаются результаты налогоплательщика по исполнению налогового обязательства и образованная налоговая задолженность перед бюджетом, а также излишне уплаченная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет. По результатам проведенной сверки налогоплательщик может своевременно обратиться с заявлением в налоговые органы о проведении зачета или возврата по излишне уплаченным суммам налогов и других обязательных платежей в бюджет. 4) обжаловать в установленном Налоговым кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомления по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы. Налогоплательщик в соответствии со статьей 552 Налогового кодекса вправе обжаловать в суде: 1} уведомление по акту налоговой проверки в части начисленной суммы налогов, пени и штрафов; 2) уведомление и акт налоговой проверки в части действия (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы. 3) налогоплательщик также имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы в вышестоящем органе налоговой службы или в суде. 4) требовать соблюдения налоговой тайны. В Налоговом кодексе предусмотрена налоговая тайна и определен исчерпывающий перечень сведений, не составляющих налоговую тайну. Налоговую тайну не составляют следующие сведения: 1) регистрационный номер налогоплательщика; 2) суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных налогоплательщиком (налоговым агентом) в бюджет за налоговый год, за исключением физических лиц; 3) представляемые правоохранительным органам в целях преследования по закону лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления; судам в ходе рассмотрения дел об определении налоговых обязательств налогоплательщика или ответственности за налоговые правонарушения и преступления; 4) представляемые налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями. 5) не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению. В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса налогоплательщик обязан: 1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обязательство в соответствии с Налоговым кодексом. Указанная норма введена впервые и, устраняя недостаток действующего налогового законодательства, закрепляет норму в целом по налоговому обязательству налогоплательщика перед государством. Налоговым обязательством считается постановка на регистрационный учет в налоговом органе, ведение учета объектов налогообложения, исчисление сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет, составление налоговой отчетности и предоставление ее налоговым органам и уплата исчисленных и начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно в установленные сроки. В случае их неисполнения в установленные сроки, налоговый орган обязан применить следующие способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства: - начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет; - приостановление расходных операций по банковским счетам; - ограничение в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности налогоплательщика. В случае неисполнения налогового обязательства после применения указанных способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, налоговый орган обязан применить к налогоплательщику меры принудительного взыскания налоговой задолженности. В случае неисполнения налогового обязательства перед государством налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 2) выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности при исполнении ими служебных обязанностей. Законными требованиями органов налоговой службы являются требования, изложенные в уведомлениях органов налоговой службы и другие требования, вытекающие из Налогового кодекса, связанные с осуществлением налогового контроля. В частности: 1) по результатам налоговой проверки налогоплательщику вручается уведомление о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, по которому налогоплательщик не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения по акту налоговой проверки должен принять меры по его исполнению. То есть в случае согласия налогоплательщика с начисленной суммой налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов, налогоплательщик должен принять меры по уплате их в бюджет, а в случае несогласия обжаловать уведомление в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки. 2) по результатам камерального контроля налогоплательщику вручается уведомление об устранении нарушений, выявленных по его результатам. В этом случае налогоплательщик не позднее 2 рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности принимает меры по их устранению, а в случае несогласия обжаловать уведомление в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки. 3) по результатам налогового контроля налогоплательщику вручается уведомление об устранении нарушений налогового законодательства. В этом случае нарушением может являться допущенные налогоплательщиком нарушения норм налогового законодательства Республики Казахстан по регистрационному учету, учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учету поступлений в бюджет, учету плательщиков налога на добавленную стоимость, мониторингу финансово-хозяйственной деятельности, применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, маркировке отдельных видов подакцизных товаров и установлению акцизных постов, соблюдению порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства. В случае несогласия с указанным уведомлением налогоплательщик не позднее 5 рабочих дней может обжаловать его в вышестоящем органе налоговой службы или в суде в установленные сроки. В соответствии со статьей 219 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» руководители органов налоговой службы и их заместители имеют право налагать административные взыскания за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц. При этом налагается штраф в следующих размерах: на физических лиц – в размере от 5 до 10 месячных расчетных показателей, на должностных лиц- в размере от 10 до 20 месячных расчетных показателей. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф с физических лиц- в размере от 10 до 20, с должностных лиц – в размере от 20 до 40 месячных расчетных показателей. 3) на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением. В соответствии со статьей 219 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» руководители органов налоговой службы и их заместители имеют право налагать административные взыскания за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплателыциком {кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности. При этом налагается штраф в следующих размерах: на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от 40 до 50 месячных расчетных показателей. Те же деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от50 до 70 месячных расчетных показателей. 4} представлять налоговую отчетность и документы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом; 5) проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с Налоговым кодексом. Однако исключение из этого правила составляют следующие денежные расчеты, производимые с потребителями: 1} индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары): осуществляющих деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса; если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя не истекло 6 месяцев; осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) налогоплательщиков: осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима, установленного статьями 391 –397 Налогового кодекса; в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности; 3) адвокатов. За нарушение установленного порядка руководители органов налоговой службы и их заместители на основании Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» имеют право налагать административные взыскания. При этом за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью путем продажи товаров или оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью либо с применением неисправной, не зарегистрированной в налоговых органах машины, либо с применением контрольно-кассовой машины с фискальной памятью в не фискальном режиме налагаются штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от 5 до 25 месячных расчетных показателей. За невыдачу налогоплательщиком при применении контрольно-кассовых машин с фискальной памятью кассового чека покупателю либо выдачу чека на сумму, меньше или больше уплаченную за товар (работу, услугу), налагается штраф в размере от 5 до 10 месячных расчетных показателей на индивидуальных предпринимателей и на должностные лица. Таким образом, налогоплательщики при расчете с потребителями не должны допускать неприменение контрольно-кассовых машин и невыдачу кассового чека покупателю.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |