Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные формы объединений предприятий в советской промышленности.



2019-12-29 729 Обсуждений (0)
Основные формы объединений предприятий в советской промышленности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Происшедшее в конце 20-х годов XX века изменение государственного устройства России затронуло все сферы общественной жизни. Особое значение приобрели вопросы организации промышленности, как экономической основы деятельности нового государства. Ю.М. Аристаков отмечает, ''советское государство не могло использовать органы управления промышленностью, сложившиеся в дореволюционный период, - они создавались и служили эксплуататорским классовым интересам''.[7] Промышленные объединения в этих условиях получают новое значение: из субъектов, чьё существование обусловливалось борьбой с конкурентными издержками, они превращаются в органы, совмещающие в себе властные и хозяйственные функции. Как отмечал П. Эйбушитц, в противовес совершенно определенной основной тенденции, присущей частнокапиталистическим синдикатским объединениям, - уничтожить конкуренцию для достижения господства над рынком, государственные синдикаты наряду с задачей по объединению торгово-оперативной деятельности своих членов преследуют задачи общегосударственного характера по проведению в жизнь единого хозяйственного плана, единой государственной торговой политики2.

Руководители советского государства указывали на необходимость принятия и использования основных достижений подобных форм организации промышленности в условиях социалистической экономики. В.И. Ленин, отмечая эффективность аппарата банков и синдикатов, пишет ''Этот аппарат разбивать нельзя и не надо, его надо вырвать из подчинения капиталистов, от него надо отрезать, отсечь, отрубить капиталистов с их нитями влияния, его надо подчинить пролетарским Советам его надо сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным''2. Последующая законодательная практика реализовала в себе этот прагматичный подход к организационным формам капиталистической экономики. Впоследствии, история развития отечественной промышленности с 1917 г. до настоящего времени в юридическом плане представляла собой историю развития организационно-правовых форм управления ею и, в частности, формирования различных объединений и иных корпоративных форм в промышленности1.

Первым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы управления промышленностью в Советском государстве, становится Закон 1917 года ''О рабочем контроле''3, утвердивший соответствующее Положение. В соответствии с Положением на предприятиях создавались органы рабочего контроля, наделявшиеся государственно-властными полномочиями. Данные органы осуществляли наблюдение за производством, устанавливали минимум выработки предприятия и принимали меры к выяснению себестоимости производимых продуктов, имели право контроля всей деловой переписки предприятия. В Главе 2 Конституции РСФСР 1918 г. было закреплено ''как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами''.

Наряду с формированием новой структуры управления промышленностью государство решает вопросы создания имущественной базы деятельности предприятий. В соответствии с Декретом о национализации2 предприятия переводились в собственность государства, но оставались в безвозмездном арендном пользовании у прежних владельцев. В этот же период получает закрепление идея придания объединению предприятий статуса элемента системы управления промышленностью. Так, Положение об управлении крупными объединенными национализированными предприятиями при ВСНХ, принятое II съездом СНХ 27 декабря 1918 г., предусматривало возможность организации групповых (кустовых) объединений ''в целях облегчения и наиболее рациональной постановки управления отдельными разветвлениями объединяемой данным центральным правлением промышленности''3. Органом, осуществлявшим национализацию, а впоследствии и управление национализированными предприятиями, становится Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 году4 как единый орган руководства народного хозяйства с задачей планомерного регулирования всех его отраслей. ВСНХ наделяется широкими полномочиями по объединению и координации деятельности ранее созданных местных регулирующих учреждений, включая некоторые наркоматы.

Структурными элементами ВСНХ становятся главки и центры, которые были не только органами руководства и контроля, но и звеньями оперативного управления государственной промышленностью. С.Н. Братусь указывает, что к середине 1919 года окончательно сложилась та система хозяйственного управления и формирования хозяйственных связей, которая впоследствии получила название ''главкизм''. Органами, планирующими и регулирующими деятельность предприятий, являлись преимущественно главные отраслевые управления, входящие в систему ВСНХ – главки. Продукция распределялась по нарядам главков без оформления договоров. Главкизм характеризовался не только централизацией планирования, но и централизацией оперативных функций2.

Подобная централизация становится базовым организационным принципом создания интегрированных промышленных структур. В то же время недостатки, связанные, в первую очередь, с лишением низовых производственных единиц - промышленных предприятий хозяйственной самостоятельности, заставили искать пути дифференциации административной и хозяйственной компетенции между органами управления предприятием. Официальной реакцией становится критика на IX съезде РКП (б) (март-апрель 1920 г.) существовавшего положения, при котором промышленность превратилась в совокупность вертикальных объединений лишь на верхушке связанных ВСНХ2. Решения съезда о необходимости пересмотра структуры управления промышленностью были реализованы Декретом ВЦИК РСФСР (1920 г.) ''О местных экономических органах''3, в соответствии с которым предприятия были разделены на три группы и изменена система их подчиненности. Развитие процесса децентрализации связывается с принятием в 1921 году на X съезде РКП(б) решения о сворачивании политики ''военного коммунизма'' и перехода к ''новой экономической политике'' (НЭП). В соответствии с решением XI Всероссийской конференции РКП(б) ''Об очередных задачах партии в связи с восстановлением хозяйства'' (декабрь 1921 г.) ''… поскольку восстановление крупной промышленности и обеспечение непрерывности ее производства невозможно в данных условиях иначе, как путем непосредственной связи ее с внутреннем рынком, где она должна искать пополнения к предоставляемым ей государственным ресурсам, неизбежно предоставление этим предприятиям и их объединениям права реализации на рынке части своей продукции в соответствии с утвержденными планами и недодачей государством необходимых ресурсов. В распоряжение каждого предприятия (или их объединений) предоставляется оборотный фонд, как из ресурсов центральных органов, так и ресурсов самого предприятия''1. Итак, промышленные предприятия получают оперативную самостоятельность, впоследствии законодательно закрепленную как коммерческий (хозяйственный) расчет, изменяется система управления предприятиями2. Организационной формой, сочетающей оба этих процесса, становятся различного рода объединения.

Одним из первых законодательных актов, регулирующих создание и деятельность подобных объединений, стали утвержденные Советом Труда и Обороны ''Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства''3. В соответствии с п.1 этого законодательного акта наиболее крупные, технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могли быть соединены в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета. Правление такого рода объединений (и предприятий) организовывалось в составе или соответствующего главного управления, или при ВСНХ, в зависимости от размера и характера объединения (предприятия) (п.2). К 1923 году основными видами объединений становятся тресты. В соответствии с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР ''О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)''2 государственные тресты определены как ''государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.'' Еще до начала формирования специального законодательства хозяйственная практика уже активно использовала конструкцию треста для объединения предприятий, что было предусмотрено еще Положением от 27 декабря 1918 г. «Об управлении крупными объединенными национализированными предприятиями при ВСНХ». Так в соответствии с данными отдела статистики ВСНХ (январь 1920 г.) в системе государственного управления было зафиксировано 179 трестов, с октября 1918 г. по июль 1919 г. было сформировано 80 % всех объединений. Это позволило исследователям сделать вывод о том, что подобная форма организации вырабатывалась под влиянием объективных условий1.

Недостатки, выявленные в процессе реализации Декрета 1923 г., связанные, в первую очередь, с большими издержками по управлению трестированными предприятиями, предопределили необходимость совершенствования правовой базы деятельности трестов. Новым нормативным актом становится принятое в 1927 г. постановление ЦИК и СНК ''Об утверждении положения о государственных промышленных трестах''1. Трест переводился в ведение одного указанного в его уставе государственного учреждения и действовал на основах коммерческого расчета в соответствии с плановыми заданиями, установленными данным учреждением. Вместо ВСНХ управление трестом возлагалось на два органа со строго разграниченной компетенцией: учреждение, в ведении которого находился трест, и правление треста. Первым осуществлялось утверждение производственно-финансового плана треста, ревизия и обследование его деятельности, а также общий надзор и контроль за правлением треста. Правление же самостоятельно вело оперативную и административную деятельность треста, управляя его делами и находящимся в его распоряжении имуществом, испрашивая в случаях, указанных в законе, разрешение учреждения, в ведении которого находился трест. Сравнительно большую самостоятельность получили директора отдельных производственных единиц в составе треста.

Происходит интеграция предприятий местной промышленности. Здесь получает распространение такой вид объединения как промкомбинат. В соответствии с утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13 августа 1928 года ''Положением о промышленных объединениях (промкомбинатах) низового подчинения, действующих на началах коммерческого расчета''1 оно распространяется на промышленные объединения, действующие на началах коммерческого расчета и находящихся в ведении уездных, районных, волостных и соответствующих им исполнительных комитетов.

Следующей формой объединения как трестированных так и еще не объединенных предприятий становятся синдикаты. Право принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли было предоставлено ВСНХ еще Декретом о ВСНХ 1917 года. Возникновение первых синдикатов относится к 1922 г. (создается 17 синдикатов)1 и обуславливалось, в первую очередь, преодолением недостатков в сфере торговой и снабженческо-сбытовой деятельности трестов. В решении президиума ВСНХ, принятого в июле 1923 г. ''О законодательном нормировании синдикатов'', отмечалось, что синдикатская система за полтора года существования упрочилась, охватила большинство главнейших отраслей и оказывает значительное влияние на работу трестированной промышленности. Однако правовое положение существующих синдикатов остается неопределенным, и уставы их не согласованы с основным декретом о трестах. Указывалось, что в целях урегулирования взаимоотношений синдикатов с трестами и с государственными торговыми органами, в особенности местными, необходимо издание общего декрета о синдикатах. Подобный нормативный акт был принят в 1928 году в виде постановления ЦИК и СНК ''Об утверждении положений о государственных синдикатах и синдикатских соглашениях (конвенциях)''2. Под государственным синдикатом понималось торговое паевое с переменным составом и капиталом объединение государственных трестов, организованным на основе устава в виде особого юридического лица. Синдикат состоял в ведении указанного в уставе народного комиссариата и действовал на началах коммерческого расчета в соответствии с плановыми заданиями, утвержденными народным комиссариатом. В соответствии с п.2 Постановления основной задачей синдиката являлось реализация продукции своих членов или приобретение и заготовка для них основных видов сырья и предметов материального и технического снабжения, в целях замены самостоятельной торговой деятельности членов синдиката. В частности, Устав всероссийского текстильного синдиката1 в качестве целей предусматривал: распределение поступающих в синдикат заказов, установление продажных цен; организация сбыта продукции, представительство и охрана торговых интересов членов Синдиката и др. Пункт 4 Положения о всероссийском кожевенном синдикате2 задачами объединения закреплял прием и распределение государственных и других и других заказов, согласование торговой деятельности членов синдиката, установление продажных цен и т.д. Тресты фактически устранялись как самостоятельные хозяйствующие субъекты из имущественных отношений, усиливая государственный монополизм в промышленности.

Если в какой либо отрасли промышленности действовали негосударственные предприятия Постановлением предусматривался ''горизонтальный'' тип интеграции – синдикатские соглашения (конвенции), устанавливаемые путем заключения хозяйственных договоров государственными предприятиями, смешанными акционерными обществами и кооперативными организациями для согласования их торговой деятельности. В ряде документов в качестве альтернативных форм объединений либо возможных структурных единиц синдикатов упоминались также акционерные общества. Так, рассматривая возможность интеграции в трест хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, Декрет 1923 г. устанавливал, что это возможно только в случае реорганизации треста в смешанное акционерное общество. Широкого распространения данная форма не получила. В период НЭПа акционерные общества  стали возникать в страховой и банковской сферах, а принятый в 1922 г. Гражданский Кодекс РСФСР содержал 45 статей, им посвященным (утратили силу в 1928-1931 гг.). Кроме ГК РСФСР право на участие в хозяйственных обществах было предусмотрено Декретом ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. ''Об основных частных имущественных правах''1. Был нормативно закреплен порядок создания и регистрации акционерных обществ2, а в 1927 г. принимается союзное Положение об акционерных обществах3 (действовало до 1962 г.). Однако, в связи со свертыванием НЭПа акционерная форма в дальнейшем практически не использовалась.

Одним из существенных недостатков синдикатских форм объединений являлось становится дублирование функций между синдикатами и главными управлениями ВСНХ, что впоследствии повлекло за собой слияние синдикатов и главных управлений (главков) в единую систему объединений. Документом, нормативно урегулировавшим создание данной системы, стало принятое в 1930 г. Постановление ЦИК и СНК СССР ''О реорганизации управления государственной промышленностью''1.

 В зависимости от значения охватываемых предприятий для народного хозяйства страны и выполняемых объединением функций И.Н. Ананов подразделяет возникшие объединения на следующие типы:

Объединения типа ''А''. Они охватывали предприятия и тресты лишь общесоюзного значения. По этому типу были организованы угольная, нефтяная, металлургическая промышленность и тяжелое машиностроение. Сущность подобного типа объединений заключалась в том, что в одном органе совмещались все функции, ранее осуществлявшиеся главком, синдикатом и трестом.

 Объединения типа ''Б''. Они включали предприятия и тресты не только общесоюзного, но и республиканского и местного значения, выполняющих по отношению к общесоюзным предприятиям те же функции, что и объединения типа ''А''. В отношении республиканских и местных – функции прежних синдикатов, а также некоторые дополнительные функции: планирование производства и капитального строительства, общетехническое руководство рационализацией и реконструкцией и общее руководство подготовкой кадров.

Объединения типа ''В''. Они создавались в основном в пищевой и легкой промышленности, включая предприятия и тресты республиканского и местного значения. За ними были сохранены функции ликвидированных синдикатов, задачи межреспубликанского планирования производства и капитального строительства, а также наблюдения за рационализацией и технической реконструкцией1.

15 марта 1934 года ЦИК и СНК СССР принимает решение ликвидировать в хозяйственном аппарате объединения, сократить количество трестов. В наркоматах были образованы главные производственные или производственно-территориальные управления, которые обладали правомочиями для решения всех видов вопросов руководства подчиненными им организациями, учреждениями, предприятиями. Позже, руководствуясь решениями февральского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, Верховный Совет СССР IV созыва в мае 1957 г. на своей 7 сессии признал необходимым ''осуществить переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства … к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе сложившихся экономических районов''. Отмечалось, что существовавшие до 1957 г. формы управления промышленностью через специализированные министерства (наркоматы), сыграв свою положительную роль в экономическом развитии нашего государства, перестали отвечать новым задачам хозяйственного строительства, стали превращаться в тормоз дальнейшего подъема народного хозяйства СССР1. Это знаменует очередной переход от отраслевого принципа управления промышленностью к территориальному, что, однако, не повлекло структурной перестройки существовавших объединений, а выразилось лишь в перераспределении полномочий в органах управления. Проводимые реформы затрагивали, прежде всего, структуру и содержание деятельности органов управления промышленностью, изменяя то принципы их организации (территориальный, ведомственно-отраслевой, территориально-отраслевой), то звенность системы управления (тенденция к сокращению звеньев управления), то дифференциацию функций между вновь организуемыми элементами структуры управления. Исследуя организационные изменения в промышленности в данный период, Ю.А. Веденеев отмечает, что ''административные реформы могут выполнить свое назначение только на фоне радикальных преобразований в отношении власти и собственности''2.

8 декабря 1961 года принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР3. В соответствии с Основами субъекты, обладающие государственным имуществом на праве оперативного управления, обязаны были осуществлять правомочия по владению пользованию и распоряжению в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Принятый в соответствии с Основами 11 июня 1964 года Гражданский кодекс РСФСР1 допускал возможность участия в составе объединения предприятия с правами юридического лица (ст. 34 ГК), что впоследствии было реализовано при формировании отдельных видов объединений. Концепция хозяйственной реформы, заложенная в решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, была конкретизирована в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. ''Об улучшении управления промышленностью''1 и от 4 октября 1965 г. ''О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства''2. В этом же году принимается Положение о социалистическом государственном производственном предприятии3. Положение исходит с позиций рассмотрения предприятия как основного элемента народнохозяйственного комплекса (объединения), закрепляя соответствующие интеграционные предпосылки.

Реорганизация управления промышленностью в связи с ликвидацией СНХ и перехода к отраслевой системе управления через министерства в 1965 году привела к увеличению количества министерств (на начальном этапе было образовано 21 министерство) как центров производственно-хозяйственных комплексов. Данную роль отраслевые министерства приобретали в силу наделения их функциями отраслевого управления.

Министерская структура управления состояла либо из трех уровней: центральный аппарат министерства (союзного) – главное производственно-отраслевое (территориальное) управление – промышленное предприятие, либо четырех уровней: центральный аппарат министерства (союзно-республиканского) – главное отраслевое управление – министерство союзной республики – предприятие. В отдельных отраслях промышленности (например, угольной) в качестве промежуточного звена управления выступали организационные производственные единицы типа комбината или треста, базировавшиеся соответственно на вертикальной или горизонтальной производственной специализации подведомственных предприятий2.

Важным моментом становится принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 года '' О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью''2, которым было утверждено общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях3. В Постановлении, в частности указывалось, что дальнейшее совершенствование организации управления промышленностью должно происходить, в том числе, путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений.

Предполагалась организация двух основных типов промышленных объединений – всесоюзных и республиканских и трех типов производственных объединений – союзных, союзно-республиканских и республиканских.

Одним из принципов деятельности промышленного объединения провозглашалось ''правильное сочетание централизованного планового руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой объединения, предприятий и организаций'' (п.2 Положения). В этой связи предоставлялась возможность заключения объединением соглашений (договоров) с другими промышленными объединениями, предприятиями, хозрасчетными снабженческо-сбытовыми организациями, а также оптовыми торгующими организациями.

Рассматривая правовое положение объединений в отечественной промышленности, В.В. Лаптев1 отмечал, что с точки зрения места, занимаемого в хозяйственной системе, различаются объединения первичного и среднего звена. Объединения первичного звена называются производственными. Создание производственных объединений означает появление нового вида хозяйственного органа. Функции производственного объединения во многом сходны с функциями предприятия. Объединения среднего звена являются не хозяйственными органами, а хозяйственными системами. Предприятия, производственные объединения и другие организации, входящие в состав объединений среднего звена, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность.

Следующей формой объединения предприятий становятся научно-производственные объединения (НПО). В соответствии с Положением о научно-производственном объединении, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. № 10621 НПО является единым научно-производственным и хозяйственным комплексом, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), пусконаладочные, шефмонтажные и другие структурные единицы в зависимости от задач, поставленных перед объединением. Структурные единицы, входящие в состав НПО, не получали статус юридического лица. Однако допускалось вхождение в состав НПО и самостоятельных предприятий.

Более масштабной формой межотраслевой интеграции становится государственное производственное объединение, Положение о котором было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1987 года1. Государственное производственное объединение включало в свой состав производственные, научно-производственные объединения, другие самостоятельные предприятия и организации, включая учебные. Предусматривались формы межгосударственной интеграции с фирмами развивающихся и капиталистических стран. Таковыми являлись производственная и научно-техническая кооперация, а также создание на основе международных договоров совместных предприятий.

Создание различного рода научно-производственных объединений стало реакций на то значение, которое придавалось научно-техническому прогрессу как условию повышения эффективности производства.

В дальнейшем до конца советского периода не было принято специальных нормативных актов, посвященных промышленным объединениям. Развитие законотворчества в этом направлении привело к тому, что право предприятия вступать в различные объединения становится элементом его общего правового статуса и закрепляется в нормативных актах, посвященных непосредственно предприятию. Отдельные виды объединения становятся на уровень основных (первичных) звеньев в системе управления промышленностью, что фактически отождествляет их статус с самостоятельными предприятиями. Так, в соответствии с Законом СССР ''О государственном предприятии (объединении)'' 1987 г.1 государственные предприятия (объединения) провозглашались основным звеном единого народнохозяйственного комплекса. Основными видами объединений определялись производственные и научно-производственные. В организационных отношениях объединение выполняло функции вышестоящего органа по отношению к входящим в него предприятиям. Объединение закрепляло за структурной единицей необходимые основные фонды и оборотные средства, определяло порядок осуществления внутрихозяйственных отношений и разрешения споров между структурными единицами, а также ответственность за невыполнение ими своих обязанностей. До развала СССР принимается ряд союзных законов, свидетельствующих о новых принципах регулирования народного хозяйства, но практика применения данных законов была непродолжительной, так как образовавшиеся государства начинали самостоятельную законодательную работу по оформлению правового статуса хозяйствующих субъектов. Последним союзным нормативно-правовым актом в этой сфере становится Закон СССР ''О предприятиях в СССР'', принятый 4 июня 1990 года1. В соответствии с Законом образование объединений предприятий предполагалось на добровольной основе в формах союза, хозяйственной ассоциации, концерна и других объединений по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также международных организациях. Формирование руководящих органов подобных объединений осуществлялось на основе согласованного решения входящих в объединение предприятий. Предприятиям предоставлялось право создания дочерних предприятий как самостоятельных юридических лиц, что также являлось формой интеграции.

Основные положения хозяйственной реформы 1965 г. нашли свое отражение в практике формирования и деятельности объединений предприятий в промышленности страны. Законодательную проработку получил целый ряд форм объединений, которые являлись с одной стороны средним звеном системы управления, а другой - способом оптимизации деятельности предприятия. Формирование первых объединений предприятий (тресты и синдикаты) происходило в рамках реализации задач по возрождению промышленности. Определяющими факторами в этот период становятся национализация средств и  планирование основных показателей производства, строгий контроль и руководство органами государства деятельностью предприятия. Основной организационно-правовой формой существования хозяйствующих субъектов являлось государственное предприятие. Управление промышленностью имело строго вертикальный характер, а хозяйствующие субъекты становились субординационно подчиненными звеньями этой вертикали. Подобная практика выработала ряд положений, которые могли бы быть успешно использованы на современном этапе формирования интегрированных промышленных структур.




2019-12-29 729 Обсуждений (0)
Основные формы объединений предприятий в советской промышленности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные формы объединений предприятий в советской промышленности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)