Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Правовое регулирование объединений предприятий в современной России.



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Глава 2. Правовое регулирование объединений предприятий в современной России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

§ 1. Современные формы и механизмы интеграции предприятий по российскому законодательству.

 

Нормативным актом, регулирующим создание и деятельность российских предприятий, вплоть до принятия в 1995 году Гражданского кодекса РФ, становится Закон РСФСР 1990 года ''О предприятиях и предпринимательской деятельности''2. В соответствии с Законом, предприятия, сохраняя за собой статус юридического лица, могли объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Получил закрепление новый договорной механизм создания объединений, что стало предпосылкой  разработки новой системы управления предприятиями в рамках объединений.

Закон не давал содержательную характеристику форм объединений и не называл принципы их формирования. Эти вопросы были раскрыты Госарбитражем РСФСР в Письме от 30 апреля 1991 г. N С-13/ОПИ-174 "О тезисах лекций по вопросам правового регулирования новых хозяйственных образований в экономике".

Указывалось, что в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии они могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе, входящие в их состав предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Принципами организации и деятельности новых объединений определялись: добровольность вхождения предприятий на основе общности экономических интересов; равноправие участников совместной деятельности; свобода выбора организационной формы объединения; самоуправление участников и объединения в целом; организация отношений между участниками на договорной основе.

В документе давались понятия видов объединений. В то же время ни одно из объединений не признавалось юридическим лицом. Для получения статуса юридического лица действующие предприятия и их объединения должны были привести собственную организационно-правовую форму в соответствие с требованиями, установленными Законом РСФСР ''О предприятиях и предпринимательской деятельности''.

Формирование новых объединений не могло происходить без учета меняющегося статуса государственного предприятия. Реформирование предприятий проводились путем приватизации государственной доли имущества этих предприятий. Основной формой, избранной как для приватизируемых государственных предприятий, так и для их объединений становится форма акционерного общества.

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ осуществлялось вначале Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590" Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах", затем утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 Положением об акционерных обществах3.

В соответствии с Положением правовой статус акционерных обществ допускал образование ими других хозяйственных обществ, в том числе и в форме дочерних. Дочерним, в соответствии с п.150 Положения об акционерных обществах, считалось общество, в котором приобретено 50 процентов акций плюс одна. Указывалось, что дочернее акционерное общество действует как самостоятельная коммерческая организация, и его отношения с главным акционером строятся на основе Положения, если иное не определено уставом. В целом, закреплялся новый метод формирования крупных организационных структур, который предусматривал создание соответствующих управленческих связей на основе прав, предоставляемых участием в уставном капитале дочерних предприятий.

Законодателем не учитывался факт существования долгосрочных хозяйственных связей между предприятиями акционируемых объединений. Приватизация промышленной собственности при игнорировании значимости хозяйственных связей между предприятиями стала причиной распада сформированных торгово-промышленных структур и изоляционизма отдельных предприятий.

Перед государством встает проблема создания нового правового механизма объединения приватизируемых предприятий. Решая эту задачу, законодатель действовал в двух направлениях. Во-первых, используя интеграционные возможности акционирования в процессе приватизации; во-вторых, создавая законодательную базу новых типов объединений.

Показателен пример неприятия административных методов формирования объединений. 11 октября 1991 г. принимается Постановление Верховного Совета РСФСР N 1737-I "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР"1. Постановление было вызвано решениями Совета Министров РСФСР о создании более 30 концернов, ассоциаций и других крупных объединений предприятий и наделения их властными полномочиями по управлению государственным имуществом. Верховный Совет запретил всем созданным на территории РСФСР концернам, ассоциациям, корпорациям и всем другим объединениям предприятий осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям.

При использовании приватизационных механизмов преобразование объединений производилось двумя способами, что зависело от характеристик реформируемого объединения.

 В случае, если промышленное объединение состояло из производственных единиц, в отношении которых не было принято решение о реорганизации их в самостоятельные предприятия, то акционирование проводилось на общих основаниях. В соответствии с приложением N 3 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. N 662 акционерное общество признавалось правопреемником объединения, учредителем же общества становилось территориальное агентство Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом или комитет по управлению имуществом.

Второй случай предполагал, что приватизируемое объединение состоит из самостоятельных юридических лиц либо такие появлялись бы в процессе преобразования. Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (Утверждено Указом Президента РФ от 01 июля 1992 г. N 721) распространяло свое действие на государственные предприятия, производственные и научно-производственные объединения, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством РФ, а также их структурные подразделения, соответствующие определенным критериям численности работающих и величины уставного капитала. Преобразование в акционерные общества происходило без учета вхождения предприятия в различного рода тресты, ассоциации, концерны, союзы, межотраслевые, региональные и иные объединения предприятий. Кроме этого, структурные подразделения объединений, не являющиеся юридическими лицами, могли быть преобразованы в акционерные общества без согласия руководства объединения.

Очевидно, что подобные положения не могли стимулировать сохранение организационной структуры прежних промышленных объединений. В то же время настоятельно требовалось создание новой правовой базы для удовлетворения возникающих интеграционных интересов.  Здесь актуализировалась такая задача государства как создание законодательной базы нового типа промышленных объединений.

О недостаточности работы в этом направлении свидетельствует использование предприятиями «суррогатных» форм интеграции, которыми стали арендные объединения. Договор аренды в этом случае становился основным документом, регламентирующим отношения сторон, и фактически выступал как статутный документ соответствующего объединения. Исследователи выделяют две основные формы использования арендных правоотношений в целях сохранения объединения 3.

1. Заключение договоров со всеми структурными подразделениями предприятия (например, Рязанский комбайновый завод). В этом случае предприятие фактически превращалось в группу юридических лиц, где первое выполняло лишь функцию собственника имущества.

2. Выделение в самостоятельные организации отдельных структурных подразделений реально работающих на рынке и заключение с ними договоров.

Новой формой объединения приватизируемых предприятий становится холдинг. В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"[8] на основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) для содействия кооперации предприятий-смежников создавались холдинговые компании.

Условия и порядок образования данного объединения были определены Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 13921. Холдинговой компанией признавалось предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Управление подконтрольными предприятиями основывалось не на властных полномочиях вышестоящей организации, а в силу участия в уставном капитале дочернего предприятия. Данная форма интеграции характеризируется подчинением входящих в холдинговое объединение предприятий субъекту, сосредоточившему контрольные пакеты их акций. В научных кругах такая форма интеграции получила название вертикальной.

Холдинги были призваны сохранить существующие экономические связи между приватизируемыми предприятиями, обеспечив сохранение отраслевых и межотраслевых производственных комплексов. Постановление СМ РФ от 21 декабря 1993 г. N 1311 "Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний"[9] целями создания холдингов называет упорядочение процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействие кооперации предприятий-смежников, сохранение существующих технологических и производственных связей, осуществление предприятиями технологически замкнутого цикла производства и др.

Холдинги, становятся формой интеграции, призванной переместить акценты с административных механизмов управления производством на гражданско-правовые, основанные на корпоративном контроле над объединенными предприятиями.

Следует обратить внимание на проблемы, вызванные недостаточной теоретической проработкой холдинговой формы объединения. Существует, как минимум, два нормативных определения холдинга, при этом каждое из них относится к специальной сфере регулирования.

Первым нормативным актом, определяющим правовое положение холдинга и порядок его образования, стал вышеупомянутый #M12291 9000352Указ 1992 г. Здесь холдинг не является самостоятельной формой коммерческой (некоммерческой) организации, а его деятельность осуществляется в рамках отдельного вида юридического лица. По смыслу Указа, его нормы являются обязательными только для компаний, имеющих государственное участие более 25 процентов в их уставном капитале, для остальных компаний Указ носит рекомендательный характер.

Актом, закрепляющим статус холдинговой компании в сфере банковской деятельности, является Закон РСФСР N 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ1). Здесь под холдингом понимается объединение юридических лиц, связанных особыми правоотношениями.

Законодательство идет по пути признания холдинга именно как объединения юридических лиц. В пользу этого говорят, в том числе, положения Федеральных Законов ''Об акционерном обществе'', ''Об обществах с ограниченной ответственностью'', по смыслу которых холдинг определяется как ''объединение коммерческих организаций''. На этих же позициях основывается проект федерального закона ''О холдингах'', называющий холдинг как совокупность двух или более юридических лиц.

Двоякая позиция законодателя в определении холдинговой компании (как единого предприятия и как объединения юридических лиц) позволила исследователям вывести ''узкое'' и ''широкое'' понимание холдинга1. На наш взгляд, признание отдельного предприятия либо их объединения холдингом есть лишь следствие особого рода отношений[10] между юридическими лицами. Показательно решение одной судебной инстанции[11], в соответствии с которым «слово "холдинг" имеет лексическое значение, указывающее на определенный вид деятельности, связанный с управлением дочерними предприятиями посредством дифференцированного контроля над их деятельностью». В данном случае суд, в условиях отсутствия единого определения, оперировал к организующей деятельности холдинга.

Как показывает история становления антитрестового западного законодательства, понятие объединения (трест, синдикат, холдинг) изначально было четко не определено и имело цель поименовать экономическое явление, дав материал судебной деятельности и дальнейшему законотворчеству. Российское же законодательство до настоящего времени не выработало единой терминологии для характеристики объединений (это и взаимосвязанные организации, аффилированные лица, группа лиц, объединения коммерческих организаций).

Проект закона о холдингах большое внимание уделяет определению холдингового отношения. Отсюда основное внимание должно быть направлено на выявление общих признаков холдинговых отношений.

Холдинговые отношения характеризуются общими и частными моментами.

К общим следует отнести применение к ним положений ч.3 ст. 56 ГК РФ о том, что в случае, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц, в случае недостаточности имущества юридического лица, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Общим моментом является также признание антимонопольным законодательством участвующих в холдинговом отношении субъектов аффилированными лицами.

Частные моменты обусловливаются правовым статусом отдельных субъектов. До 2002 года видом холдинговых отношений являлись закрепленные в Гражданском кодексе РФ отношения между унитарным предприятием-учредителем и дочерним предприятием. В настоящее время, к холдинговым отношениям можно отнести отношения между основным и дочерним обществами (ст. 105 ГК РФ), зависимым и преобладающим (участвующим) обществами (ст. 106 ГК РФ).

Рассмотрим подробнее отношения между основным хозяйственным обществом и товариществом (далее – основным обществом) и дочерним обществом (ст. 105 ГК РФ). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются исключительно к указанным видам коммерческих организаций.

 Данные отношения могут иметь следующие основания:

а) преобладающее участие основного общества (товарищества) в уставном капитале дочернего.

Термин ''преобладающее'' является не вполне удачным по следующим причинам. По смыслу статьи преобладающим должно быть не участие, а права предоставляемые участием. «Преобладающее участие» не нашло закрепления в законодательстве, отсюда значение данного термина сводится исключительно к количественному критерию, но не любое превышение количества акций одного акционера над количеством акций другого влечет последствия в виде возможности определять решения. Например, владелец 25 % привилегированных акций может и не иметь возможности определять решения общества, тогда как подобной возможностью будет обладать владелец 20 % обыкновенных акций. В свою очередь, антимонопольное законодательство не признает лицо, владеющее двадцатью и более процентами неголосующих привилегированных акций, аффилированным;

б) договор, заключенный между основным и дочерним обществом. В этом случае законодатель прямо указывает стороны договора Приобретение же обществом, например, по договору купли-продажи, пакета акций, у акционера другого общества, следует, видимо, отнести к другим обстоятельствам;

 в) другие обстоятельства.

Холдинговые отношения признаются существующими вне зависимости от того, какие цели преследует основное общество, оказывая влияние на принятие решения дочерним. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 ''О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"1 указывается, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.

Также различается ответственность основного общества. Наряду с субсидиарной ответственностью, возникающей во всех холдинговых объединениях (ч.3 ст.56 ГК РФ), ст. 105 ГК РФ устанавливает особый вид ответственности между основным и дочерним обществом. Так, основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

''Право давать обязательные для исполнения указания'' соотносится с ''возможностью определять решения'', как ''частное'' и ''общее'', в пользу этого говорят и положения ч.3 ст. 56 ГК РФ. В первом случае предполагается наличие правоотношения между основным (его органом или участником) и дочерним обществом, которым закрепляется право основного общества давать указания, и обязанность дочернего общества их исполнять. Во втором случае, основное общество не выступает непосредственно стороной обязательства.

 Как отмечает И.С. Шиткина, ''управление дочерним обществом должно осуществляться основным не непосредственно, а через органы управления дочернего''.1 В соответствии со ст. ст. 91, 103 ГК РФ управление в хозяйственных обществах осуществляют органы управления, порядок образования и полномочия которых определены законодательством. Любое управленческое решение должно быть принято в рамках их компетенции. Закон допускает возможность существования органа управления хозяйственного общества в форме другой коммерческой организации или индивидуального предпринимателя (ч.1 ст. 69 Федерального закона ''Об акционерных обществах'', ст.42 Федерального закона ''Об обществах с ограниченной ответственностью'').

Таким образом, если право давать обязательные указания принадлежит основному обществу (товариществу), его органу (единоличному или коллегиальному), его участнику (товарищу), являющихся органами управления дочернего общества, или в связи с обязательством дочернего общества, то необходимо признать наличие холдингового правоотношения. Во всех же остальных случаях, на наш взгляд, условия солидарной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.105 ГК РФ, отсутствуют.

Другой формой холдинговых правоотношений являются отношения зависимости, предусмотренные ст. 106 ГК РФ. В соответствии с ч.1 статьи хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Возможность осуществлять управление обусловлена наличием у преобладающего общества не менее 20 % уставного капитала (голосующих акций) зависимого общества. Акцент законодателя на указанных основаниях «зависимости» позволяет допустить возможность одновременной квалификации отношений между обществами как между основным – дочерним, и преобладающим – зависимым1. Законодатель ограничивает субъектный состав отношений зависимости (хозяйственные общества).

Антимонопольное законодательство объединяет лиц, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли) уставного (складочного) капитала юридического лица и само юридическое лицо термином ''аффилированные лица''. В законодательстве закреплен принцип ''взаимоаффилированности'', в соответствии с которым аффилированность отношения влечет признание всех его субъектов аффилированными лицами. Отсюда, отношения зависимости влекут за собой признание хозяйственных обществ аффилированными лицами.

Последствием «зависимости» является возложение обязанности на ООО официально публиковать сведения о подобных отношениях. Для аффилированных лиц акционерных обществ предусматривается ответственность за непредставление либо несвоевременное предоставление данной информации (ст. 93 Федерального закона ''Об акционерных обществах''). Имеются ограничения на совершении сделок с афилированными лицами.

Участие акционерного общества в холдинговом объединении влечет следующие правовые последствия:

1. Обязанность в случае приобретения более 20 процентов голосующих акций общества незамедлительно опубликовать сведения об этом[12].

2.  Специальный порядок совершения сделок с аффилированными лицами.

3. Обязанность вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах[13].

4. Обязанность акционерного общества (кроме кредитной организации) раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об аффилированных лицах[14].

О значении интегрированных структур, созданных как объединения основного и дочернего либо участвующего и зависимого предприятий, свидетельствует анализ распределения собственности в промышленности между предприятиями, имеющими дочерние и зависимые общества и ''изолированными'' предприятиями. В соответствии с исследованиями данное соотношение составляет 98% и 2% соответственно3. Имеется анализ стратегии приватизированных предприятий при выборе форм интеграции, в соответствии с которым:

1. Вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемых заново (17 %).

2. Формирование горизонтальных объединений (35 %).

Самостоятельный путь развития и сохранение независимости. (43 %)1.

Преимущество, как следует из представленных данных, было отдано горизонтальной форме интеграции, что позволяло предприятиям сохранить самостоятельность. 

Универсальной формой объединения, допускающей существование как вертикальных так и горизонтальных связей, становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). Первым нормативно-правовым актом, регулирующим создание и деятельность ФПГ в России, был Указ Президента РФ N 2096 от 5 декабря 1993 года '' О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации''1, которым утверждалось Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Под ФПГ понималась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением.

Создание ФПГ могло производиться как по инициативе предприятий, так и по инициативе Правительства РФ. Само объединение основывалось как на договорной основе, так и на основе консолидации одним предприятием пакетов акций других участников. Следует отметить большое число ограничений, содержащихся в Указе, а также в законодательстве о приватизации, зачастую нивелирующих действие Положения о ФПГ.

Появление Указа повлекло за собой разработку и принятие ряда нормативных актов, развивающих его положения, а также создание специальных органов в этой сфере. Так, в целях ''содействия своевременной организации в Российской Федерации и государствах – участниках СНГ саморазвивающихся в условиях рыночной экономики межведомственных, межрегиональных и межгосударственных акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп'' создается Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп, Положение о которой утверждается Распоряжением Совета Министров – Правительства РФ от 25 августа 1993 г. N 1536-р2. Основной деятельностью Межведомственной комиссии стало участие в разработке Программы содействия формированию финансово-промышленных групп, утвержденной постановлением Правительства от 16 января 1995 г. N 48 ''#P 3 0 1 1 9010377 0000#G0О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп''4.

В Программе приводятся результаты анализа сферы промышленности, и на их основе подтверждается необходимость создания финансово-промышленных групп. Разработана теоретическая база создания ФПГ как формы объединений предприятий: представлена классификация финансово-промышленных групп, перечислены варианты центральных компаний, предложены основные критерии объединения.

В дальнейшем на смену Указу приходит Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года N 190-ФЗ ''О финансово-промышленных группах''. В соответствии со ст. 2 Закона, под ФПГ понимается ''совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест''.

Нормы Закона о ФПГ закрепляют два способа создания данного объединения.

1. Признание финансово-промышленной группой совокупности хозяйствующих субъектов, объединенных как основное и дочернее общество.

2. Интеграция самостоятельных юридических лиц посредством договора о создании ФПГ.

Практика формирования ФПГ1 свидетельствуют о приоритете в использовании второго способа создания, что, на наш взгляд, обусловливается следующими факторами:

1. Ограниченный перечень, в силу ст. 105 ГК РФ, возможных организационных форм предприятий – потенциальных участников ФПГ.

2. Существующее холдинговое объединение имеет зачастую организационные и материальные возможности реализации собственных интересов, без дополнительного приобретения статуса ФПГ. Стимулом же реализации достаточно сложного в организационном плане процесса приобретения статуса ФПГ могут выступать меры государственной поддержки, которые носят, в подавляющем большинстве случаев, декларативный характер.

 Анализ вариантов создания ФПГ приводит к выводу, что результатом первого способа становится возникновение объединения ''вертикального типа'' (холдинга), имеющего в основании имущественное участие в уставных капиталах, а результатом второго – формирование объединения ''горизонтального типа'', характеризующееся договорной основой.

Разработка такой формы объединения как ФПГ преследовало с одной стороны укрепление экономических связей между предприятиями, а с другой – создание отечественной альтернативы крупнейшим западным формам объединений – транснациональным корпорациям.

 



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Глава 2. Правовое регулирование объединений предприятий в современной России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Правовое регулирование объединений предприятий в современной России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)