Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В) Формирование графика учебного процесса.



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
В) Формирование графика учебного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработчики ООП бакалавра филологии вправе выбрать одну из нескольких схем пересчета трудоемкости из академических часов в зачетные единицы и определения часового эквивалента 1 зачетной единицы.

Согласно Разъяснениям (вопрос 18) «В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно – 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов».

Поясним причины возникновения интервала.

Нормативный срок обучения бакалавров, согласно ФЗ «Об образовании», составляет 4 года, т.е. 208 календарных недель.

Если вуз при разработке ООП отводит на каникулы максимально разрешенный ФГОС срок – 10 недель в год (т.е. 40 недель за весь период обучения), то учебный период длится:

208 – 40 = 168 недель.

Общая его трудоемкость в академических часах составляет:

168 недель х 54 ак. часа общей недельной нагрузки = 9072 ак. час.

Соответственно, часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен:

9072 : 240 = 37,8 ак. час.

Если же вуз исходит из минимальной продолжительности каникулярного времени, разрешенного ФГОС (7 недель в год; 28 за весь период обучения), то учебный период длится:

208 – 28 = 180 недель.

Общая его трудоемкость в академических часах составляет:

180 х 54 = 9720 ак. час.

Соответственно, часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен:

9720 : 240 = 40,5 ак. час.

Как видим, данное значение превосходит разрешенные параметры «вилки».

Соответственно, учебный период не может превышать 169 недель (169 х 54 : 240 = 38,025).

Вуз при разработке ООП может установить строго соответствие 1 зачетной единицы 36 академическим часам. В этом случае также возможны два варианта расчетов. При максимальной продолжительности каникул (40 недель) они выглядят следующим образом:

Вариант 1.

Продолжительность учебного времени всей ООП составляет:

36 х 240 = 8640 ак. час, или 8640 : 54 = 160 учебных недель (40 учебных недель в год).

Иными словами, при данном варианте подсчетов продолжительность учебного года необходимо сократить на 2 недели (168 – 160 : 4) по сравнению с существующей ныне в большинстве вузов.

Эти дополнительные 2 недели в год (8 недель за весь период подготовки) возможно использовать на освоение студентом факультативных курсов объемом до 10 зачетных единиц в целом по ООП. В Разъяснениях (вопрос 13) сказано: «Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2–5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год».

Для программ бакалавриата дополнительные недели (относительно 40 базовых) следует использовать также для реализации «сверхнормативных» часов физкультуры (то есть 328 часов, не входящих в расчет трудоемкости ООП в зачетных единицах).

Вариант 2.

При сохранении традиционной для филологических подразделений вузов продолжительности учебного года 42 недели (168 недель за весь период обучения) и установлении строгого соотношения 1 з.е. = 36 ак. час. получаем:

Общая трудоемкость ООП: 36 х 240 = 8640 ак. час;

8640 : 168 учебных недель = 51, 428 ак. час. общей недельной нагрузки.

Иными словами, при подобной схеме расчетов недельная трудоемкость обучения составляет около 51, 4 ак. часов – что также не нарушает требований ФГОС, предписывающих: «Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю».

Итак, на первом этапе разработки учебного плана выстраиваем график учебного процесса в неделях, исходя выбранной продолжительности учебного года (теоретического обучения, практик, сессий и ИГА) и каникул (зимних и летних).

Например:

КУРС

Теоретич. обучение (год/

семестр)

Сессии (год/

сезон)

Учебные практики

Произв. Практика

Итоговая гос. аттестация

Каникулы

ВСЕГО

ВКР

ИГА

I

34 (18+16)

7 (3+4)

2

 

 

 

9 (2+7)

52

II

34 (18+16)

7 (3+4)

2

 

 

 

9 (2+7)

52

III

34 (18+17)

7 (3+4)

 

 

 

 

10 (2+8)

52

IV

25 (14+11)

5 (3+2)

 

4

6

2

10 (2+8)

52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

128 (68+60)

26 (12+14)

4

4

6

2

38 (8+30)

208

В данном примере общее количество учебного времени ООП составляет 170 недель, каникулы 38 недель, 1 з.е. = 36 ак.час, общая недельная нагрузка 50, 8 час. Оставшиеся 3 часа в неделю могут быть использованы для реализации факультативов и/или физкультуры.

Для магистра:

Распределение зачетных единиц в семестре для программ магистратуры зависит прежде всего от концепции НИР и практик. В зависимости от целей и задач НИР, она может проходить как параллельно с учебными курсами в рамках теоретического обучения, так и в течение специально отведенных на нее недель. Практики, в отличие от НИР, должны планироваться в течение отдельных недель. Таким образом, можно представить несколько вариантов распределения недель обучения.

Вариант 1.

Курсы

Теоретическое обучение (включая НИР в семестре)

Экзаменационная сессия

 

Практики и НИР (вне теоретического обучения)

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Всего

Подготовка и защита ВКРМ Госэкзамен (по решению вуза)

I

35 (18+17)

6 (3+3)

2

9 (2+7)

52

II

18

3

8

12

1

10 (2+8)

52

Итого

 

53

9

10

12

1

19

104

Вариант 2.

Курсы

Теоретическое обучение

Экзаменационная сессия

 

Практики

Научно-исследовательская практика (работа)

Итоговая государственная аттестация

Каникулы

Всего

Подготовка ВКР ИГА

I

28 (18+10)

7 (3+4)

8

9 (2+7)

52

II

9

3

4

12

12

2

10 (2+8)

52

Итого

37

10

12

12

12

2

19

104

Г) Содержательное наполнение учебного плана на основе ФГОС и ПООП.

Таблица 2 ФГОС, регламентирующая структуру вузовской ООП, содержит лишь общие (рамочные) требования к наполнению учебного плана. В ней закреплен (в вариативном формате, в виде «вилки») только объем в зачетных единицах:

А) разделов программы (физическая культура, учебные и производственные практики, итоговая государственная аттестация),

Б) циклов дисциплин Б.1–Б.3, М.1–М.2;

В) их базовых частей.

Объем вариативных частей данных циклов в стандарте не определен – и зависит от то-го, какое именно количество зачетных единиц выберет вуз из «вилки» базовой части цикла.

ФГОС также содержит перечень дисциплин базовой части циклов Б.1–Б.3 и М.1–М.2.

При составлении учебного плана вузовской ООП, согласно Разъяснениям (вопрос 8), «наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом... Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2)».

Вопрос 10 Разъяснений: «Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?» имеет ответ: «Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2)». Иными словами, полностью совпадать названия двух дисциплин из базовой и вариативной частей учебного плана не могут. Однако следует иметь в виду, что базовая часть ФГОС бакалавра филологии содержит лишь обязательный минимум объема традиционных фундаментальных курсов (например, истории зарубежной литературы или теории основного языка). Недостающий для отдельных профилей объем данных курсов следует дополнять за счет вариативной (профильной) части учебного плана, давая «дополнительным» дисциплинам схожие (но не тождественные!) названия (например,  «Современная зарубежная литература» или «Актуальные проблемы современного русского языка»).

Разработка учебного плана начинается с определения объема вариативных частей циклов Б.1–Б.3 (или М.1–М.2) и набора входящих в эти циклы дисциплин.

Примерный перечень дисциплин вариативной части приведен в ПООП бакалавриата – по каждому из профилей подготовки. Следует иметь в виду, что учебный план ПООП содержит лишь рекомендуемый общий объем каждой дисциплины без указания распределения по формам работы (аудиторная, самостоятельная, лекции, семинары, контактные часы и т.п.), что должно быть сделано самим вузом при составлении ООП. При перенесении учебного плана в т.н. Шахтинскую программу – электронную модель учебного плана, используемую Информационно-методическим центром анализа (ФГУ «ИМЦА») в процедуре государственной аккредитации, – эти и другие параметры строго закрепляются.

Важно также помнить, что перечень дисциплин вариативной части в учебном плане ПООП имеет рекомендательный характер – как и объем каждой из данных дисциплин. Вуз вправе при составлении ООП наполнять вариативные части циклов Б.1–Б.3 иным содержанием или менять объемы учебных курсов. Ограничением самостоятельности вуза являются лишь заложенные во ФГОС компетенции, точнее – необходимость их формирования отдельными элементами учебного плана.

Следующий шаг в составлении учебного плана вузовской ООП – определение перечня курсов по выбору в вариативной части циклов Б.1–Б.3 и их объема в зачетных единицах.

Например, для профиля «Отечественная филология» (Русский язык и литература») перечень курсов по выбору может выглядеть следующим образом:

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
  Курсы по выбору:   Мифология / Лингвокультурология История религии / Культура и религия Этика / Логика Политология / Социология 2 2 2 2
Б.2 Общепрофессиональный цикл
  Курсы по выбору:   Концепции современного естествознания / Экология Инновационные технологии в науке / образовании История лингвистических / История литературоведческих учений Актуальные проблемы лингвистики / Актуальные проблемы литературоведения История искусства / История эстетических учений 2   2   4   4   2
Б.3 Профессиональный цикл
  Курсы по выбору: Язык СМИ / Язык рекламных текстов Практическая стилистика / Теория текста и дискурса  Литературное редактирование / Активные процессы в современном русском языке Социолингвистика / Методика преподавания русского языка Психолингвистика / Методика преподавания литературы 2 2   2   4   4

Перечень курсов по выбору составляется с учетом научных школ и образовательных традиций конкретного вуза, а также рекомендаций работодателей, экономических потребностей региона, где расположен вуз, и т.п. Следует учитывать, что курсы по выбору должны быть составной частью профильной подготовки и что после совершения выбора тот или иной курс из их числа становится обязательным для студента.

При составлении учебного плана вузовской ООП следует также определить виды и объем практикумов. Например:

Практикумы 4
Коммуникативный практикум 2
Практикум по креативному письму 2

 

 

Позиция «Практикумы» в ООП бакалавра на основе ФГОС задумывалась разработчиками как одно из важных условий реализации компетентностной модели филолога. Практикумы призваны сформировать у студентов компетенции по работе с различными типами текстов (не только научными, но и публицистическими, документами и т.п.) и осуществлению устной и письменной коммуникации. Наиболее важна роль практикумов при реализации профиля «Прикладная филология», однако и в иных профилях подготовки впредь следует большее внимание уделять закреплению активных коммуникационных навыков и навыков создания и интерпретации текстов.

Те вузы, которые при переходе на ФГОС сочтут целесообразным как можно более полное сохранение предшествующих образовательных моделей, вправе использовать данную позицию ООП для реализации коллоквиумов, семинарских, практических и т.п. активных форма занятий традиционного типа.

Планируя процедуру итоговой государственной аттестации, следует помнить, что, согласно ФГОС, обязательным ее видом является подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра и магистра. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению ученого совета вуза.

Завершающий этап составления учебного плана – распределение кредитов в соответствии с количеством академических часов с одновременным контролем следующих параметров:

Семестры 1 2 3 4 5 6 7 8  
Аудиторных часов в неделю 27 27 27 27 27 27 27 27  
Кредитов учебных курсов в семестр   30 26 30 26 30 30 24 18 214
Кредитов практик, ИГА, физкультуры     3+1   3+1     6 12 24+2
Экзаменов / зачетов в семестр

не более 10 экзаменов и 12 зачетов в год

Кредитов всего 30 30 30 30 30 30 30 30 240

 

Для магистра (в соответствии с вариантом 1, приведенным на стр. 11):

 

Семестры 1 2

3

4

 

Аудиторных часов в неделю 14 14

14

 

 

Кредитов учебных курсов в семестр   22 21

22

 

 

65

Кредитов НИР и практик   8 9

8

10

35

Кредитов ИГА      

 

20

20

Экзаменов / зачетов в семестр

не более 10 экзаменов и 12 зачетов в год

Кредитов всего 30 30 30

30

120
               

 

Напомним, что в числе данных параметров обязательными являются:

1. 60 зачетных единиц в год (по семестрам данное количество можно распределять и неравномерно. Ср. в Разъяснениях: «17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года равную 60 зачетным единицам? Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно»).

2. 27 аудиторных академических часов в неделю (максимум).

3. Ежегодное количество экзаменов и зачетов.

Прочие параметры можно варьировать. В частности, объем кредитов, отводимых на дисциплину «Физическая культура», можно распределять несколькими способами. Ср. в Разъяснениях: «20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з. е. в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов».

В учебных планах бакалавриата по направлению «Филология» объем нагрузки по дисциплине «Физическая культура» не выходит за рамки общей недельной трудоемкости (54 часа), т.к. количество учебных недель приближается к максимальному – обычно это цифра 168. В таком случае 8968 часов общей нагрузки (36 х 240=8640 плюс «сверхнормативные» 328 часов на «Физическую культуру» – всего 8968) при делении на 168 недель дают среднюю недельную нагрузку 53,4 часа, что не превышает нормативы ФГОС. Дисциплина «Физическая культура» обычно продолжается 6 семестров (3 года), что позволяет наиболее равномерно распределять общую недельную нагрузку студента.

Следует помнить, что в семестры, в которые проводятся занятия по физкультуре, объем самостоятельной работы по другим предметам будет несколько уменьшаться: общее число часов будет, к примеру, 50 (и к ним 4 часа физкультуры); на 4 же курсе будет больше самостоятельной работы.

Следует учитывать также, что, согласно Разъяснениям:

«19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц»;

«23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля)».

Однако традиционный экзамен в сессию все же имеет трудоемкость 1 з.е., что видно из следующего расчета: 54 часов недельной нагрузки : 6 рабочих дней в неделю = 9 рабочих часов в день; 3 дня подготовки и 1 день сдачи экзамена = 4 х 9 = 36 часов.

Вуз вправе самостоятельно определить время, которое отводится на подготовку и сдачу экзамена, исходя из расчета 9 академических часов в день. Например, если во время сессии выделяется 1 неделя (6 дней) на подготовку и сдачу экзамена, то экзамен имеет трудоемкость 54 академических часа и это время необходимо включать в общую трудоемкость дисциплины (модуля), выраженную в зачетных единицах. Если в сессию запланировано 3 экзамена в неделю, то трудоемкость каждого экзамена составит 18 часов, если 2 экзамена в неделю, то 27 часов, если 3 экзамена в 2 недели, то 36 часов и т. д. 

Аналогично рассчитывается трудоемкость практик: 1 неделя = 54 часа = 1,5 з.е. Следует помнить, что объем практик включается в общий объем соответствующего семестра.

Для каждого элемента учебного плана рекомендуется указывать индексы компетенций (установленных ФГОС или ООП в рамках вариативной части), которые формирует данный элемент. Однако вуз может указать данное соотношение и в иных документах (матрицы соответствия компетенций и элементов учебного плана, программы учебных дисциплин).

При составлении учебного плана подготовки бакалавра не следует идти путем адаптации функционирующего в вузе учебного плана подготовки специалиста. Механический перенос дисциплин из прежнего учебного плана в новый – попытка «выполнить пятилетку в четыре года» – успехом не увенчается: вместить 10 семестров в 8, «утрамбовать» большие историко-литературные и историко-лингвистические курсы в более короткие сроки – значит отказаться от самой идеологии ФГОС. Кроме того, при таком подходе игнорируются интересы студентов и реальный объем трудозатрат на обучение.

Составляя учебный план бакалавриата, целесообразно одновременно продумывать структуру учебного плана магистратуры. В этом случае меняется ракурс восприятия образовательной парадигмы: она строится с расчетом не на четыре года, а на шесть лет.

При составлении учебного плана ООП магистра следует избегать излишней узости в названиях магистерских дисциплин, а также формулировок, не позволяющих установить специфику данных курсов по отношению к их аналогам, прочитанным в бакалавриате. Кроме того, существенным недостатком при создании ООП магистратуры является произвольность набора (эклектичность) входящих в нее дисциплин. Даже имея высокий научный уровень и новаторский характер, курсы, в большинстве своем отражающие локальные научные интересы отдельных преподавателей и плохо связанные между собой, не формируют в сознании магистранта системы знаний, а тем самым и профессиональных компетенций.

Данный недостаток напрямую связан с, пожалуй, главной трудностью разработки магистерских ООП – необходимостью подробно и тщательно формулировать цель и задачи подготовки по данной программе. Невозможно грамотно составить учебный план, пока нет ясности, какого именно профессионала вуз хочет получить «на выходе».

 



2019-12-29 299 Обсуждений (0)
В) Формирование графика учебного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В) Формирование графика учебного процесса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)