Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Республике Татарстан, как и в целом по России сфера услуг характеризуется положительной динамикой.


Таблица 2.3 Объем платных услуг населению по отдельным видам (данные по РТ, в фактически действовавших ценах; миллионов рублей).

  2000 2004 2005 2006 2007
Платные услуги всего В том числе: бытовые 9486,9 1679,6 36555,9 5375,7 54914,6 7990,6 69612,2 10812,7 93325,8 15455,9
транспортные 2556,6 7547,5 9724,8 12175,1 15676,8
связи 1037,5 5757,0 8207,0 10079,7 13876,2
жилищно-коммунального хозяйства 1934,6 9100,0 16039,5 19382,8 22348,5
услуги гостиниц …. 444,7 716,6 689,7 1463,3
туристские и экскурсионные 34,6 214,5 338,7 945,4 673,3
физической культуры и спорта 41,5 177,5 299,6 425,5 705,7
медицинские 319,7 1494,8 2311,9 3067,4 3771,8
санаторно-оздоровительные 381,5 812,0 1026,8 1257,3 1582,2
ветеринарные 18,3 63,2 99,9 148,2 214,7
правового характера 157,6 302,9 540,5 1099,6 2837,6
системы образования 885,1 3363,5 4868,9 6002,9 9549,9
другие 649,4 1597,8 2216,9 3016,4 4189,4
объем платных услуг на душу населения, рублей 2512,6 9694,7 14585,6 18509,0 24809,5
платные услуги в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 110,1 116,5 119,9 111,6 117,3

Источник: Статистический ежегодник. Казань: Госкомстат по РТ, 2007. – С.60-65


 

Исходя их исходных данных, можно сделать вывод о том, что в основном большое развитие получили услуги бытового, транспортного, жилищного - коммунального плана, а также сектор связи, в меньшей степени получил развитии рынок туристических и экскурсионных и санаторно-оздоровительных услуг.

Если же говорить о муниципальном образовании г.Казань, то необходимо отметить, что муниципальный рынок представлен в достаточно полном объеме - это 2494 предприятий стационарной розничной торговли, 18 розничных рынков, 1190 предприятий общественного питания и 905 предприятий по оказанию бытовых услуг.

 

Талица 2.4 Структура сети предприятий потребительского рынка на 01.01.2009

Наименование райнов г. Казани

Количество магазинов

Количество предприятий БОН

Количество рынков

Общедоступные (рестораны, кафе, бары, закусочные) и закрытые (при предприятиях)

Всего

В том числе

Прод.

Непродов.

Смешанные
Авиастроительный

133

81

39

13

63

3

73

Вахитовский

624

130

471

23

215

3

430

Кировский

187

94

66

27

67

1

90

Московский

278

121

137

20

128

1

152

Ново-Савиновский

339

166

152

21

140

3

111

Приволжский

424

177

181

66

145

2

10

Советский

509

291

184

34

147

5

164

ВСЕГО

2494

1060

1230

204

905

18

1030

Источник: Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». Казань: Госкомстат по РТ, 2009. – С.87.

 

На потребительском рынке и услуг г. Казани занято более 100 тысяч трудоспособного населения. Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях торговли и услуг составляет 10366 рублей (в 2006-8054, темп роста – 142,2%). Объем инвестиций за 2008 год составил 2,380 млрд.рублей.

Сфера потребительского рынка товаров и услуг является одной из основных отраслей экономики города и имеет большой потенциал, т.е. имеются все необходимые предпосылки для его успешного развития: устойчивое развитие местной промышленности, большой объем инвестиций, рост уровня жизни населения, расширение международных и межрегиональных связей. Во многом это обусловлено столичными функциями города.

В целом объем бытовых услуг, оказанных населению за 2007 год составил 7496,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше на 43,8% соответствующего периода прошлого года, а за 2008 год он составил 121130,0 млн.рублей, что на 12,0% превысило показатель соответствующего периода 2007 года.

 


Талица 2.5 Объем бытовых услуг населению по видам.

 

январь-декабрь 2008 года

в том числе декабрь 2008г.

млн.руб.

в % к

млн.руб.

в % к

итогу

январю-декабрю 2007г.

итогу

декабрю 2007г.
Бытовые услуги

18598,7

100

113,4

1721,1

100

104,2

ремонт, окраска и пошив обуви

340,3

1,8

107,0

39,1

2,3

100,1

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

854,7

4,6

115,6

85,2

4,9

96,7

ремонт и техн.обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов

725,5

3,9

119,0

73,7

4,3

133,8

техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования

2944,7

15,8

114,8

261,6

15,2

100,0

изготовление и ремонт мебели

390,9

2,1

не рассчитывается индекс цен  

28,3

1,6

не рассчитывается индекс цен не рассчитывается индекс цен
химическая чистка и крашение

54,3

0,3

108,0

5,2

0,3

99,4

услуги прачечных

15,0

0,1

85,5

0,7

0,0

35,5

ремонт и строительство жилья и др.построек

8102,2

43,6

113,8

718,0

41,7

110,0

услуги бань и душевых

445,9

2,4

115,3

45,7

2,7

115,9

прочие виды бытовых услуг

661,0

3,6

не рассчитывается индекс цен

63,7

3,7

не рассчитывается индекс цен

Источник: Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». Казань: Госкомстат по РТ, 2008. – С.62.

В структуре объема бытовых услуг 77,9% приходится на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек – 43,6%; по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования – 15,8%; ритуальных услуг – 11,6%; услуг парикмахерских – 6,9%.Увеличение объема бытовых услуг говорит о востребованности этой сферы. [63]

Несмотря на это, имеет место ситуация неравномерного размещения объектов этой сферы обслуживания на территории города. Недостаточно развивается сеть предприятий по ремонту бытовой техники, химической чистке, прачечных, в том числе работающих по методу самообслуживания. Сохраняется потребность в услугах проката предметов домашнего обихода. Для примера, сегодня в нашем миллионном городе насчитывается только 10 предприятий проката.

Отсутствие конкурентной среды способствует росту цен и низкому уровню обслуживания населения, что стимулирует оказание нелегальных услуг.

Необходимо отметить, что производство необходимых услуг для населения муниципального образования может осуществляться как в бюджетных учреждениях (социально значимые услуги), так и на коммерческих предприятиях (рыночные услуги). Причем учреждения, предоставляющие социально значимые услуги, помимо них, могут предлагать и платные услуги, но не в ущерб своей основной деятельности по предоставлению социально значимых услуг. Это регламентируется соответствующими федеральными законами.

Стимулирование развития рыночных услуг населению осуществляется такими же методами, какими осуществляется регулирование государством экономики. Необходимость воздействия муниципальных органов на рынок платных услуг вытекает из следующих причин.

1. Во-первых, необходимо создать реальный конкурентный рынок услуг, который обеспечивает более низкую стоимость услуг для потребителей посредством «вымывания» более дорогих услуг на подведомственной территории.

2. Во-вторых, необходимо сформировать институт защиты прав потребителей на основе полномочий органов местного самоуправления. Формирующийся рынок услуг должен обеспечивать для потребителей возможность выбрать более качественное обслуживание, а также санкции к недобросовестным производителям.

Мероприятия по стимулированию развития сферы услуг на муниципальном уровне пересекаются с программами стимулирования развития малого бизнеса. Во многом положительная динамика в развитии сферы услуг наблюдается именно благодаря малому бизнесу.

Создание конкурентного рынка рыночных услуг может происходить не только посредством стимулирования создания разных частных предприятий, но и созданием муниципальных предприятий.

В большинстве видов рыночных услуг конкурентная среда может быть создана с помощью мелкорозничной сети. Объекты мелкорозничной сети используются для быстрого продвижения товаров и услуг к населению в районы города с неразвитой сетью магазинов, предприятий общественного питания и потребительских услуг, в общественные места и места отдыха граждан, для формирования торговых рядов, при проведении массовых или торговых мероприятий, ярмарок и т.д.

Мелкорозничная сеть по своему назначению не только дополняет сеть магазинов, предприятий общественного питания и предприятий потребительских услуг, но и создает им реальную конкуренцию. Объекты мелкорозничной сети размещаются, как правило, в границах улиц, вне кварталов жилой застройки. Так для реализации данной идеи на территории муниципального образования г. Казани была разработана и принята к реализации программа «шаговой доступности» предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В рамках данной программы предусмотрено установление объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в радиусе шаговой доступности, т.е. в пределах 600-700 метров.

Однако при выборе места для размещения объектов мелкорозничной сети также должны учитываться установленные законодательством санитарно-защитные зоны.

На наш взгляд для планомерного развития муниципального рынка услуг нашего города необходимо решить следующие первоочередные задачи:

1. Анализ существующей нормативно-правовой базы в сфере потребительского рынка, отмена устаревших нормативных документов, приведение существующих в соответствие с требованиями принимаемых федеральных нормативно-правовых актов;

2. разработка программы развития рынка муниципальных услуг на территории г. Казани на 2009 год;

3. формирование и ведение Единого информационного Реестра предприятий потребительского рынка и услуг на базе программы «Электронная Казань»;

4. разработка схемы размещения объектов торговли, общественного питания и услуг с учетом нормативов обеспеченности населения объектами потребительского рынка;

5. косвенное регулирование цен на услуги социальной значимости;

6. развитие рынка услуг, что включает в себя: инвентаризацию существующих предприятий, мониторинг цен на социально значимые услуги, осуществление информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка услуг, содействие в обустройстве объектов рынка услуг приспособлениями для обеспечения доступа и передвижения лиц с ограниченными возможностями; содействие внедрению передовых банковских технологий безналичных расчетов в сфере розничных платежей;

7.  организацию мероприятий совместно с Комитетом внешних связей и туризма, направленных на повышение туристической привлекательности г. Казани;

8. разработку основных приоритетных направлений развития сферы бытового обслуживания, а именно химической чистки одежды, услуг прачечной, в том числе по методу самообслуживания; услуг проката; клининговых услуг, в том числе привлечение клининговых компаний к уборке городских организаций социальной сферы, поликлиник, больниц, городских учреждений - в рамках муниципального заказа;

9. повышение уровня обслуживания населения, обеспечение безопасности, а также качества предоставляемых услуг;

10. организацию работы по широкому информированию населения о предоставляемых бытовых услугах;

11. обеспечение территориальной доступности предприятий бытового обслуживания.

Для решения данных задач можно предложить реализацию следующих мероприятий:

1. Проведение конкурса «Лучшее оформление объектов потребительского рынка и услуг».

2. Организация и проведение круглых столов с предпринимателями по вопросам развития сферы развития услуг.

3. Проведение для учащихся старших классов средних школ и учащихся вузов Дней открытых дверей на предприятиях потребительского рынка и услуг.

4. Организация мероприятий, посвященных Всемирному Дню защиты прав потребителей, Международному дню качества.

5. Подготовка и проведение в г. Казани заседания секции «Потребительский рынок» Союза Российских Городов.

6. Проведение расширенного совещания по итогам развития потребительского рынка г. Казани 2008 года и обсуждению планов на 2009 год.

Ожидаемые результаты от реализации вышеуказанных задач и мероприятий:

1. совершенствование нормативно-правовой базы в сфере потребительского рынка и услуг;

2. рациональное и равномерное размещение объектов потребительского рынка и услуг в соответствии с градостроительными и санитарными нормами;

3. обеспечение комплексного мониторинга и контроля в сфере потребительского рынка и услуг;

4. обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг для населения;

5. качественное развитие предприятий муниципального рынка услуг г. Казани, повышение уровня обслуживания населения;

6. повышение профессионального уровня работников сферы услуг.

Итак, во второй главе мы рассмотрели основные механизмы финансирования сферы услуг на муниципальном уровне, нормативно-правовую базу, регулирующую данную сферу, а также проанализировали состояние рынка потребительских услуг в г. Казани.

Мы пришли к выводу, что для современной России, на наш взгляд, наиболее острыми проблемами в области регулирования сферы услуг выступают: создание системной правовой базы, регламентирующей функционирование услуговых видов деятельности; стимулирование развития малого бизнеса, выступающего основой сферы услуг; обеспечение производства общественных благ и формирование современной структуры государственного предпринимательства; регулирование внешнеэкономического оборота услуг.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. Однако необходимо отметить тот факт, что поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находиться в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Муниципальные органы имеют возможность:

· не допускать, используй юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

· оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

· постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества

Для решения существующих проблем нами был разработана «Программа развития рынка потребительских услуг на примере муниципального образования г.Казани». Программа развития рынка муниципальных услуг г. Казани на 2009 год разработана и нацелена на улучшение инфраструктуры города, на создание максимально благоприятных условий для социального и экономического развития данного муниципального образования. Данная программа разработана в соответствии со стратегией развития г. Казани до 2015 года, главная цель которой – постоянное повышение качества жизни населения.

Программа предусматривает обеспечение развития внутреннего рынка муниципальных услуг, совершенствование конкурентных отношений на нем, взаимодействие предприятий и государственных органов для обеспечения доступности рынка для широких слоев населения, повышение качества и культуры обслуживания населения, предоставления максимально широкого спектра услуг.


Глава 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ НА 2009г.: ПРОЕКТ

 

Содержание:

3.1 Паспорт программы

3.2 Состояние и развитие инфраструктуры рынка муниципальных услуг.

3.3 Состояние и развитие бытового обслуживания.

3.4 Показатели экономического развития.

3.5 Кадровое обеспечение рынка муниципальных услуг.

3.6 Мероприятия по обеспечению развития рынка муниципальных услуг.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Основание для разработки программы Необходимость развития рынка потребительских услуг
Государственный заказчик программы Казанская Государственная Дума
Основные разработчики программы Управление торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Казани, департаменты, комитеты и управления г. Казани.
Исполнители Управление торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Казани, Комитет по экономике и промышленности, Комитет оп управлению коммунальным имуществом, Комитет поддержки предпринимательства, Комитет по защите прав потребителей, Управление социальной защиты населения, Управление по связям и общественными организациями и средствами массовой информации, Госкомитет по Статистике, администрации районов г. Казани
Цели программы Создание экономических, правовых и социальных условий, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование рынка муниципальных услуг
Основные задачи · Улучшение качества обслуживания населения; · Укрепление нормативно-правовой базы отрасли; · Создание единой информационной системы рынка муниципальных услуг; · Совершенствование форм и методов оказания услуг населению, внедрение современных технологий; · Обеспечение доступности объектов, оказывающих услуги населению; · Развитие сферы социально значимых услуг.
Сроки реализации программы  С 1 января по 31 декабря 2009 года
Источники финансирования Собственные средства предприятий, бюджет муниципального образования г. Казани (на разработку нормативов), средства районов г. Казани

 

Казань – один из древнейших городов России. С давних времен город знаменит как крупный торговый центр. Через Казань проходил торговый путь, здесь шумела знаменитая ярмарка. И сегодня Казань достойно продолжает свои вековые традиции.

Программа развития рынка муниципальных услуг г. Казани на 2009 год разработана и нацелена на улучшение инфраструктуры города, на создание максимально благоприятных условий для социального и экономического развития данного муниципального образования. Данная программа разработана в соответствии со стратегией развития г. Казани до 2015 года, главная цель которой – постоянное повышение качества жизни населения.

Программа предусматривает обеспечение развития внутреннего рынка муниципальных услуг, совершенствование конкурентных отношений на нем, взаимодействие предприятий и государственных органов для обеспечения доступности рынка для широких слоев населения, повышение качества и культуры обслуживания населения, предоставления максимально широкого спектра услуг.

 



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)