Информационно-коммуникационные технологии в обучении ( ICT
Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров
Южно-Уральский государственный университет Самарский государственный университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц Работа выполнена в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса» При использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна
2007 г. СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ... 4 1. Введение... 5 2. Термины и определения... 6 3. Документальное обеспечение... 8 4. Инфраструктурное обеспечение... 9 5. Кадровое обеспечение... 11 6. Порядок планирования учебного процесса... 14 7. Принципы построения учебных планов... 15 8. Порядок составления индивидуальных учебных планов... 16 студентов... 16 9. Требования к составу учебно-методического комплекса... 17 дисциплины.... 17 10. Особенности организации учебного процесса... 17 11. Служба академических консультантов (тьюторов). 19 12. Библиографический справочник... 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативные и внутривузовские документы .... 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПОЛОЖЕНИЕ о балльно-рейтинговой системе оценки деятельности студентов ... 41 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПОЛОЖЕНИЕ об организации самостоятельной работы студентов в рамках внедрения кредитно-модульной системы в учебный процесс вуза ... 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (кредитах). 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 5.. 60 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Методические рекомендации по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц Введение Место в системе ВПО России, значение в развитии для образования в целом и для вуза в частности. Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего профессионального образования, применением новых технологий обучения, расширяющимся участием РФ в международных интеграционных процессах. Применение системы зачетных единиц в учебном процессе вузов является инструментом академической мобильности студентов, используется в целях унификации количества и учета получаемого образования, упрощает признание результатов обучения студентов, расширяет возможности введения новых технологий обучения, направленных на его индивидуализацию. Таким образом, основная цель внедрения системы зачетных единиц – обеспечение качественного, востребованного обществом образования, основанного на современных мировых трендах. Оно дает весомые преимущества всем участникам образовательного процесса – образовательным учреждениям, их студентам и преподавателям. Внедрение системы зачетных единиц в учебный процесс вуза решает следующие задачи: - способствует повышению престижа и конкурентоспособности образовательного учреждения на российском и международном рынках образовательных услуг; - является инструментом обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей; - повышает востребованность образовательных услуг образовательного учреждения за счет укрепления имиджа. Студентам внедрение системы зачетных единиц дает возможность: - самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию; - повысить свою роль в управлении учебным процессом в университете; - обеспечить реализацию академической мобильности; - выбрать интересующих преподавателей; - достичь признания диплома и применения его на следующих ступенях обучения. Преподавателям внедрение системы зачетных единиц дает возможность: - повысить свою квалификацию и статус в преподавательской среде; - улучшить качество образовательного процесса; - обеспечивает реализацию академической мобильности преподавателей.
Термины и определения
Академическое признание ( Academic Recognition ) – официальное подтверждение надлежащим органом или учреждением высшего образования академических квалификаций как показателя возможностей, приобретенных в ходе программы обучения или ее части. Это подтверждение может относиться к отдельному лицу либо включаться в соглашение о признании между образовательными учреждениями или органами. Обычно оно требуется в качестве базы для доступа к дальнейшему обучению (кумулятивное признание) либо как признание, допускающее некоторые изъятия из программы, предлагаемой принимающим учебным заведением (признание заменой, такое как в ECTS). Балльно-рейтинговая система – система оценки знаний студентов, основанная на наборе и последующем суммировании баллов по всем видам учебной деятельности студентов в семестре. Европейское приложение к диплому (Diploma supplement) – дополнение к официальному документу, определяющему присужденную квалификацию/степень. Оно предназначено для описания сущности, уровня, содержания и статуса обучения, пройденного и успешно завершенного обладателем квалификации/степени. Приложение базируется на модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС. Оно способствует международной прозрачности и академическому/профессиональному признанию квалификаций. ECTS (EuropeanCredit Transfer System) – европейская система накопления и трансфера кредитов, созданная для удобства обучающихся, базирующаяся на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по образовательной программе. Система служит для повышения прозрачности систем образования и способствует мобильности студентов в Европе посредством накопления и перевода кредитов. Интерактивная среда ( Interactive Media ) – средства, обеспечивающие двусторонне взаимодействие или обмен информацией. Информационно-коммуникационные технологии в обучении ( ICT Teaching ) - преподавание/получение знаний/обучение средствами информационных и коммуникационных технологий. Обычно имеет место в среде электронного обучения. Итоговая рейтинговая оценка – средневзвешенная сумма баллов, накопленная студентом за весь период обучения и учитывающая результаты всех видов учебной деятельности студента при освоении им основной образовательной программы. Кафедра – держатель учебного плана – кафедра университета, обеспечивающая разработку и реализацию образовательной программы по утвержденным учебным планам направления (специальности). Качество в высшем образовании ( Quality in higher education ) – степень, в которой данный курс, преподавательская деятельность, а также средства и возможности поставщика, помогают студентам в достижении значимых целей обучения. Квалификация ( Qualification ) - общий термин, обозначающий степень, диплом или другой документ, которые удостоверяют успешное завершение программы обучения и присваиваются или выдаются в соответствии со стандартом, установленным учреждением образования для конкретной области обучения. Квалификация высшего образования ( Higher Education Qualification ) – любая степень, диплом или другой документ, выданный надлежащим органом и удостоверяющий успешное завершение программы высшего образования. Квалификация, обеспечивающая доступ к высшему образованию ( Qualification giving access to higher education ) - документ, выданный надлежащим органом и удостоверяющий успешное завершение образовательной программы, который дает обладателю право на поступление в учреждение высшего образования. Компетенция ( Competence ) – широкая концепция, которая воплощает способность индивида переносить навыки и знания в конкретные ситуации. Кредит (зачетная единица) – числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, присваиваемый отдельной учебной дисциплине и определяющий ее вклад в общую нагрузку студентов. Обучение ( Learning ) – процесс приобретения знаний, навыков и позиции через опыт, рефлексию, получение образования и/или прохождение обучения. Обучение в течение всей жизни ( Lifelong Learning ) – вся учебная деятельность, осуществляемая на протяжении жизни с целью совершенствовании знаний, навыков и компетенций с точки зрения личной, гражданской, социальной перспективы и перспектив трудоустройства. Рейтинг-лист – список студентов, составленный по убыванию их рейтинговой оценки и определяющий успешность работы данного студента в сравнении с однокурсниками в рамках одного направления (специальности). Рейтинг студента – место, занимаемое студентом в рейтинг-листе. Рейтинговая оценка по произвольной выборке дисциплин – сумма баллов, рассчитываемая с учетом относительной трудоемкости каждой из дисциплин, выраженной в кредитах. В состав выборки могут входить: все или часть дисциплин одного семестра; дисциплины за несколько семестров; дисциплины определенного цикла образовательной программы и др. Профессиональная квалификация ( Professional Qualification ) – совокупность требований, необходимых для получения доступа к некоторой профессии, особенно, к регламентированной. Рейтинговый балл по дисциплине – сумма баллов по всем видам занятий по дисциплине (текущий контроль) и экзамену. Семестровая рейтинговая оценка – определяется по окончании семестра на основе итоговых рейтинговых оценок, полученных студентом по отдельным учебным дисциплинам, курсовым проектам (работам), практике и т. п. с учетом их общей трудоемкости, предусмотренной учебным планом данного семестра. Сервисная кафедра – кафедра университета, ответственная за подготовку студента по отдельным учебным дисциплинам, в рамках утвержденного учебного плана по направлению (специальности). Соглашение об обучении ( Learning agreement ) - документ, требующийся для мобильных студентов или студентов, участвующих в программе Erasmus. Соглашение заключается между тремя участвующими сторонами (вузом обучения, принимающим вузом и студентом) и определяет задачи, поставленные перед студентом на период обучения за рубежом. Текущий контроль – совокупность процедур контроля и оценивания знаний студентов по различным видам занятий в рамках учебной дисциплины в течение семестра. Эквивалентность ( Equivalence ) – признание организацией / надлежащим органом того, что курсовая единица, программа обучения или степени, присуждаемые различными Учреждениями высшего образования, являются эквивалентными. Если эквивалентность не считается полной, то ее часто квалифицируют как существенную эквивалентность.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |