Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфраструктурное обеспечение



2019-12-29 520 Обсуждений (0)
Инфраструктурное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Реализация инновационных проектов, построенных на внедрении пилотных программ в рамках общеуниверситетских задач, предполагает специальную иерархическую систему управления, базирующуюся на матричном принципе (включения пилотных проектов в реализацию системных задач).

Согласно матричному принципу, общее руководство проектом и решение университетских задач осуществляет ректор университета, а непосредственное руководство – проректор. Исходя из размеров стоящих пред университетом задач и накопленного другими вузами страны опыта реализации принципов Болонской декларации, целесообразным является введение в структуру вуза должности проректора по инновационному развитию.

Для координации действий административных служб и научно-образовательных подразделений, принимающих участие в проекте, вводится централизованная структура – Управление инновационного развития. За реализацию системных проектов при этом отвечают централизованные структуры –служба академической политики, управление научных исследований и другие.

Руководство пилотными проектами также основано на программном принципе управления. Реализация каждого проекта сопровождается рабочей группой во главе с ответственным исполнителем. Общее руководство пилотными проектами, как правило, осуществляется деканами профильных факультетов.

В ходе реализации формируется орган управления каждой инновационной программой, в который входят ответственные лица всех заинтересованных структурных подразделений и отделов вуза.

Управление инновационного развития содержит в себе, как правило, три службы: службу внедрения инноваций, службу управления качеством, службу маркетинга. В состав службы внедрения инноваций, как правило, включается отдел академической мобильности.

Отдел академической мобильности создается с целью организационного и консультационного сопровождения обменов, стажировок, иных форм академической мобильности студентов и аспирантов вуза, а также студентов, аспирантов и преподавателей университетов – партнеров ЮУрГУ по программам обменов.

Основными задачами отдела академической мобильности являются:

- развитие институционального партнерства с ведущими университетами зарубежных стран;

-  организационное обеспечение контактов руководства с университетами, исследовательскими центрами, фондами и соответствующими государственными структурами зарубежных стран;

- разработка и реализация программ академической мобильности профессорско-преподавательского состава;

- анализ и оценка эффективности действующих программ и поиск новых партнеров;

-  информирование студентов о поступающих предложениях и возможностях осуществления академической мобильности, консультирование на стадии подготовки документов и подачи заявок;

- разработка регламентов и организация процесса отбора студентов на участие в программах обмена;

- взаимодействие с выехавшими на обучение и стажировку студентами и принимающими университетами;

- организационное сопровождение приезжающих по обмену иностранных студентов и аспирантов (учебный процесс, бытовые вопросы) и помощь факультетам в организации приезда преподавателей;

- организация конкурсов на стипендии и гранты зарубежных и российских спонсоров, связанных с поддержкой международной мобильности;

-  участие в организации научно-практических конференций, выставок, семинаров по вопросам международного сотрудничества в сфере международной мобильности студентов и аспирантов, а также ППС, организуемых вузом.

Взаимодействие службы академической мобильности с другими структурными подразделениями вуза (планово-финансовым управлением, управлением бухгалтерского учета, юридическим отделом, учебно-методическим управлением, управлением делами, факультетами и др.) определяется задачами и функциями данной службы.

Управление службы академической мобильности взаимодействует: с учебно-методическими службами при подготовке материалов для лицензирования, аттестации и аккредитации совместных программ, утверждении председателей совместных аттестационных комиссий; со службами международных связей при содержательной подготовке и проведении презентаций, конференций, других публичных мероприятий в ходе и в рамках программ международного сотрудничества, направленных на развитие международных академических обменов и мобильности.

 

Кадровое обеспечение

 

Управление инновационного развития возглавляет начальник, в подчинении которого находятся:

a. руководитель службы внедрения инноваций;

b. руководитель службы качества;

c. руководитель службы маркетинга.

Начальник управления координирует деятельность служб управления, взаимодействует с другими управлениями и службами вуза в зависимости от решаемых задач.

Руководителю службы внедрения инноваций подчиняется начальник отдела академической мобильности и начальник отдела международных связей.

В рамках интеграции в европейское образовательное пространство предъявляются особые требования к подготовке профессорско-преподавательского состава. Особого внимания при этом заслуживает повышение квалификации преподавателей. Оно может проходить в следующих формах:

- обучение в аспирантуре и докторантуре, защита кандидатских и докторских диссертаций;

- обучение в ИППК;

- стажировка в российских и зарубежных вузах;

- ежегодное участие в семинарах Минобразования и УМО;

- ежегодное участие в международных, всероссийских, межвузовских, внутривузовских конференциях с докладами;

- участие в конкурсах грантов (ежегодно, по мере объявления конкурса);

- написание статей в сборники научных трудов и издание монографий, учебников, учебных пособий, информационных пакетов учебных дисциплин (ежегодно).

Комплексная деятельность по проведению НИР может быть реализована в следующих основных формах:

- укрепление и развитие научной школы в областях деятельности вуза;

- развитие прикладных научно-исследовательских работ по профилю факультета;

- организация совместных исследований с профессиональными общественными организациями;

- организация совместных исследований с зарубежными партнерами.

Становление и развитие системы НИР со студентами, аспирантами и молодыми учеными предполагает:

- обращение к Российской и зарубежной системам грантовой поддержки научной работы молодежи (в частности, к конкурсам на исследование и разработку научных задач по важным, актуальным направлениям развития отечественной и мировой науки);

- участие в общероссийских научных мероприятиях студентов, аспирантов и молодых ученых (например, на базе российской молодежной научно-социальной программы «Шаг в будущее»), в ведущих научных мероприятиях Российской академии наук и высших учебных заведений;

- участие в работе с научной молодежью, проводимой на общероссийском и федеральном уровнях;

- обеспечение социальной поддержки научной деятельности студентов и аспирантов: научные командировки, стажировки, научная периодика и литература;

- подготовка и проведение ежегодных студенческих научных конференций;

- подготовка студентов к международным, всероссийским, региональным и городским олимпиадам, фестивалям и конкурсам научных и творческих работ; проведение всероссийских и региональных конкурсов выпускных квалификационных работ и олимпиад на базе университета и факультета;

- написание научных статей в соавторстве со студентами;

- привлечение студентов к написанию и изданию научно-методических пособий;

- развитие информационной культуры студентов путем вовлечения их в информационную и научно-исследовательскую деятельность.

 

Как уже было отмечено, для эффективного внедрения в учебный процесс вуза системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой оценки деятельности студентов необходимо разработать и применять в работе интерактивный учебный портал факультета – базовой площадки эксперимента. Он должен быть неразрывно связан с системой электронного документооборота вуза. Пользователями портала могут быть студенты, преподаватели, тьюторы, работники учебной части факультета и учебно-методического управления вуза. Данный портал поможет пользователям выполнять следующие функции:

- ведение личных карточек студентов, с сохранением в базе данных электронного варианта фотографии;

- формирование списков академических групп;

- ввод сведений о преподавателях и тьюторах;

- ввод учебных планов специальностей и направлений подготовки;

- ввод рабочих программ дисциплин, их аннотаций, всего информационного пакета дисциплины;

- формирование студентами индивидуального учебного плана;

- ввод и корректировка графиков текущего контроля по каждой дисциплине учебного плана направления подготовки;

- внесение преподавателями результатов контрольных мероприятий;

- подготовку ведомостей для промежуточных и итоговых аттестаций;

- автоматический подсчет баллов на конкретную дату текущего семестра обучения;

- внесение преподавателями результатов итогового контроля по дисциплинам;

- автоматическое формирование рейтинга успеваемости студента по дисциплинам, семестрового рейтинга студента, рейтинга по итогам прошедших периодов обучения, рейтинга по произвольной выборке дисциплин.

Для работы в портале факультету – базовой площадке внедрения кредитно-модульной системы необходимо организовать специализированный кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием, обеспечивающим пользователям доступ и работу в интерактивном режиме. Ответственность за бесперебойную работу учебного портала должен нести информационно-вычислительный (компьютерный) центр вуза.

Исполнение преподавателями графиков текущих консультаций, своевременность занесения преподавателями результатов контрольных мероприятий, соблюдение графиков текущего контроля, проставление результатов итогового контроля отслеживает учебный отдел университета (факультета).

За наличием информационного пакета каждой дисциплины учебного плана, своевременным формированием студентами индивидуальных учебных планов, контролирует успеваемость студентов следит тьютор.

Оперативный контроль за ходом реализации эксперимента осуществляет заместитель декана по инновационному развитию факультета.

 

6. Порядок планирования учебного процесса

 

6.1.  В структуру образовательной программы входят:

– цикл дисциплин ГОС ВПО (гуманитарные и социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины);

– тематический блок – группа дисциплин, направленная на формирование определенных знаний и навыков (общеэкономических, управленческих, гуманитарных, информационно-технологических, математических, естественно-научных и т.п.).

6.2. Структура учебного плана дополняет структуру образовательной программы признаком обязательности изучения дисциплин, в соответствии с которым определяются:

– блок обязательных для изучения дисциплин, входящих в состав федерального или регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО;

– блок дисциплин специализации, выделяемый из специальных дисциплин или дисциплин по выбору студентов: выбирается студентом при определении специализации своей подготовки, после чего становится обязательным;

–  блок дисциплин свободного выбора (если он не заменяет дисциплины специализации).

Блоки дисциплин специализации и дисциплин свободного выбора обеспечивают нелинейную организацию учебного процесса и позволяют студентам обучаться по индивидуальной образовательной траектории.

6.3. Задача планирования учебного процесса разбивается на два этапа:

6.3.1.  Этап 1 – перевод действующих учебных планов всех направлений подготовки на факультете в кредитный формат для обеспечения преемственности учебного процесса в период унифицированного обучения.

6.3.2. Этап 2 – разработка структурно-логичес­ких схем и учебных планов в кредитно-блочном формате по всем направлениям подготовки на факультете.

6.4. На первом этапе устанавливаются следующие ограничения учебного плана:

-  суммарная трудоемкость изучения дисциплин составляет примерно 30 кредитов за 1 семестр;

-  обязательными для изучения  являются все дисциплины, кроме дисциплин свободного выбора (если они не заменяют дисциплины специализации).

6.5. Структурно-логическая схема образовательной программы по направлению (специальности) выстраивается кафедрой – держателем учебного плана на основе сформированных блоков дисциплин.

 

7. Принципы построения учебных планов

 

7.1. Учебный план разрабатывается в кредитно-блочном формате на основании структурно-логической схемы.

7.2. Декан факультета несет ответственность за разработку и содержание учебных планов на факультете.

7.3. Для обеспечения учебного процесса разрабатываются следующие виды учебных планов:

– стабильные;

– базовые;

–  индивидуальные;

–  рабочие.

7.3.1. Стабильный учебный план раскрывает блоки обязательных дисциплин (как федерального, так и вузовского компонента) и определяет суммарный объем блоков дисциплин специализации и дисциплин свободного выбора.

Стабильные учебные планы составляются кафедрой-держателем учебного плана (научно-методической комиссией по направлению подготовки) на весь период действия ГОС ВПО и утверждаются ректором. При формировании стабильных планов должна обеспечиваться максимально возможная унификация учебных планов для реализуемых на факультете направлений (специальностей). Утвержденные копии стабильных учебных планов хранятся в учебно-методическом управлении вуза, учебном отделе факультета, и на кафедре-держателе учебного плана.

7.3.2. Базовый учебный план составляется на основе стабильного плана и раскрывает состав дисциплин блокаспециализациии блокадисциплин свободного выбора.

Базовые учебные планы основных образовательных программ (ООП) разрабатываются кафедрами-держателями учебных планов, проходят согласование в учебно-методическом управлении вуза и утверждаются ректором. Они могут корректироваться с целью учета изменений потребностей работодателей.

При формировании базовых планов на младших курсах необходимо предусмотреть возможность унификации дисциплин, изучаемых студентами в первые два года обучения в рамках родственных ООП ВПО. С этой целью допускается изменение трудоемкости дисциплин федерального компонента в пределах до 20% от объема, указанного в ГОС ВПО при сохранении общего объема циклов дисциплин ООП ВПО.

Блок дисциплин свободного выбора в базовом учебном плане формируется из дисциплин всех специализаций, читаемых на данном факультете. В нем для каждого семестра выделяются дисциплины, выбираемые «по умолчанию» для студентов данной специализации. Он может отсутствовать, если при целевой подготовке весь объем дисциплин по выбору перекрывается блоком дисциплин специализации. 

Утвержденные копии базовых учебных планов хранятся в учебно-методическом управлении, учебном отделе факультета и на кафедре-держателе учебного плана.

7.3.3. Индивидуальный учебный план формируется на основе базового на каждый учебный год лично студентом совместно с академическим консультантом (тьютором). План подписывается деканом (заместителем декана) в двух экземплярах и хранится по 1 экземпляру у  студента и в учебном отделе.

7.3.4. Ежегодный рабочий план формируется кафедрой-держателем учебного плана на основе базового плана с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления (специальности). Рабочий план подписывается деканом факультета и начальником отдела планирования и организации учебного процесса и хранится в учебно-методическом управлении вуза. Копии рабочих планов хранятся в учебном отделе факультета и на кафедре – держателе учебного плана.

8. Порядок составления индивидуальных учебных планов

Студентов

8.1. Каждый студент, обучающийся по образовательной программе с использованием системы зачетных единиц, составляет свой индивидуальный учебный план.

8.2. Индивидуальный учебный план студента составляется на основе базовогоучебного плана ООП. На младших курсах составление индивидуальных учебных планов осуществляется на основе максимальной унификации. После окончания периода унифицированного обучения основой для составления индивидуального учебного плана является базовый учебный план ООП, по которому обучается студент.

8.3. Порядок оформления индивидуального учебного плана студентами зависит от курса обучения:

– студенты первого курса до начала занятий получают в учебном отделе факультета подготовленный вариант типового индивидуального учебного плана на первые четыре календарных модуля (2 семестра). В этот план изменения не вносятся. Обучение в течение первого учебного года осуществляется по типовому индивидуальному учебному плану, разработанному кафедрой-держателем учебного плана;

– студенты последующих курсов совместно с тьютором составляют свой индивидуальный план на следующий год до 30 марта предшествующего учебного года, подписывают его и сдают в учебный отдел факультета.

8.4.За каждый год обучения,начиная с первого, в соответствии с основной образовательной программой, которая определяется исходя из требований ГОС ВПО, студент должен набрать не менее 60 образовательныхкредитов.Объем семестровой нагрузки в индивидуальном учебном плане должен составлять 30 кредитов. Изучениекурсов и осуществление каких-либо других видов учебной деятельности сверх основной образовательной программы по ГОС ВПО (свыше 60 кредитов в год) допускается только на коммерческой основе.

8.5. Набранные кредиты успешно сданных модулей накапливаются и в дальнейшем остаются в силе, независимо от степени выполнения предусмотренной общей учебной нагрузки данного семестра.

8.6. В качестве дисциплин свободного выбора могут выступать любые дисциплины, указанные в базовом учебном плане, при условии, что они согласуются со структурно-логической схемой образовательной программы.

8.7. Студент, не составивший своевременно индивидуальный учебный план, обучается в следующем учебном году по типовому индивидуальному учебному плану, составленному на основе базового учебного плана с выбором дисциплин «по умолчанию». 

8.8. Изменения в индивидуальные учебные планы студентов на каждый четный семестр вносятся (в особых случаях) не позднее одного месяца до окончания нечетного семестра на основе их письменных заявлений, согласованных с академическим консультантом и подписанных деканом.

 



2019-12-29 520 Обсуждений (0)
Инфраструктурное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфраструктурное обеспечение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)