Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА



2019-12-29 705 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная российская историческая наука характеризуется многообразием оценок и выводов, значительной поляризацией взглядов. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Такое положение рождает у скептиков недоверие к исторической науке, её способности реконструировать и объяснить прошлое. Другая часть россиян испытывает тоску по тем временам, когда всё было однозначно и прочно, когда история казалась простой, понятной и вызывала чувство гордости за страну, сумевшую, несмотря на происки столь многочисленных врагов, стремительно подняться к «вершинам социального прогресса».

История, если это наука, а не набор мифов, способна сказать нам правду о нас самих, о нашем прошлом и настоящем. В этом смысле история – наука достаточно беспощадная, т. к. правду о себе мало любят и отдельные люди, и общества в целом.

Всё многообразие взглядов на исторический процесс, как правило, сводят к нескольким концепциям (направлениям, подходам, парадигмам). На наш взгляд, целесообразно выделить две основные концепции – линейную и цивилизационную.

Наиболее известными представителями линейной концепции (её разновидностей – христианской, формационной) были Августин Блаженный, Георг Гегель, Карл Маркс, Уолт Ростоу. Исторический процесс рассматривается сторонниками этого направления как поступательное движение от низших форм организации общества к более совершенным; народы, согласно этому подходу, проходят в целом одинаковый исторически прогрессивный путь.

Августин (354 – 430) – один из наиболее видных отцов христианского вероучения. В труде «О граде Божием» он разработал христианскую философию всемирной истории, согласно которой каждая ступень развития человечества лучше предыдущей, т. к. приближает земной град, в котором много войн, насилия, пороков, к граду Божьему; достигнув града Божьего, люди там и останутся.

Г. Гегель (1770 -1831) – знаменитый немецкий философ – рассматривал историю как «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Мировую историю Гегель разделил на 3 эпохи: восточная (азиатская), в которой все несвободны, т. к. не осознали, что свобода составляет их сущность; греко-римская (античная), в которой свободны те, кто осознали, что свобода образует их сущность; германская (христианская), в которой все сознают свою духовную сущность и поэтому здесь все свободны.

К. Маркс (1818 - 1883) – немецкий мыслитель и общественный деятель. Маркс и его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) создали философское, экономическое и политическое учение – марксизм. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определённый исторический тип общества - общественно-экономическую формацию или способ производства. Их пять – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Развитие и смена формаций составляет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а её высшее выражение – социальная революция. Капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создаёт мощные стимулы развития общества и в условиях которой созревает пролетариат, призванный свергнуть господство буржуазии, установить свою власть и осуществить переход к коммунизму, первой ступенью которого является социализм.

У. Ростоу – американский социолог и экономист XX в. – выдвинул теорию «стадий экономического роста», по которой в основе мировой истории лежат изменения в материальной культуре (в технике, технологии). Ростоу выделил пять стадий роста: дикость, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, технологический рай.

Наиболее известные представители цивилизационной концепции (её разновидностей – циклической, культурно – исторической) – мыслители XIX - XX вв. – Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнолд Тойнби. Однако идеи исторических циклов высказывались и раньше – в Древней Греции (Гераклит), в средние века (Ибн Хальдун), в новое время (Фрэнсис Бэкон).

Термин «цивилизация», как правило, употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения высшего уровня общественного развития и материальной культуры, достигнутого данной страной, исторически сложившимися общностями. Во-вторых, для обозначения своеобразия жизни стран, исторически сложившихся общностей в определённые исторические периоды (например, цивилизации Древнего Востока, цивилизация Византии, Российская средневековая цивилизация, цивилизация на постсоветском пространстве).

Согласно представлениям сторонников цивилизационного подхода, каждый народ проходит свой неповторимый путь, обусловленный уникальными природными условиями, религией, традициями национальной культуры, а исторический процесс – это смена ряда цивилизаций, существовавших в прошлом в разных регионах Земли.

Н. Данилевский (1822 – 1885) – известный русский мыслитель – в работе «Россия и Европа» выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Он утверждал, что каждая древняя цивилизация выразила себя в какой-то одной сфере (например, древнеиндийская – в философии). Российская цивилизация является особым историческим феноменом, не похожим на Европу, и может выразить себя во многих областях общественной жизни.

В России проблемами цивилизационного развития на рубеже XIX-XX вв. успешно занимались К. Леонтьев, Н. Бердяев, П. Сорокин. Поскольку в советское время государственной идеологией был марксизм - ленинизм, постольку исследования в русле цивилизационной парадигмы были немыслимы.

О. Шпенглер (1880 - 1936) – немецкий философ и историк, в труде «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (всего восемь – египетская, индийская, китайская и др.), проходящих определённый жизненный цикл, длящийся около тысячи лет.

А. Тойнби (1889 - 1975) – английский историк и социолог, в труде «Исследование истории» выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, движущей силой их развития он считал «творческую элиту», отвечающую на разные исторические «вызовы» и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации.

Многие сторонники цивилизационного подхода к истории полагали, что каждая цивилизация проходит через одинаковые ступени: детство – юность – зрелость – упадок.

У каждого из подходов – линейного и цивилизационного – есть свои достоинства и недостатки. Так, если цивилизационный подход позволяет воссоздать возможно более полную картину жизни на Земле в определённое историческое время, то линейный подход даёт возможность проследить динамику исторических процессов. В то же время многие исследователи указывают на плодотворность сочетания линейного и цивилизационного подходов. Такое соединение позволило ряду европейских мыслителей XX в. выделить четыре фазы общественного развития (примитивное общество, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество), в рамках которых, исключая примитивное общество, развиваются определённые цивилизации.

В XIX – XX вв. утвердилось деление цивилизаций на два типа – западный, Запад (Западная Европа и Северная Америка) и восточный, Восток (Азия, Африка, Латинская Америка).

В последнее время сторонники цивилизационной концепции предлагают, во-первых, современную глобальную цивилизацию разделить на четыре типа: Запад – Восток – Север – Юг. Во-вторых, указывают на целесообразность деления определённой цивилизации на таксономические цивилизационные уровни (таксономия от греч. слов расположение и закон). Например, Западную цивилизацию можно распределить по уровням: Запад – Европа – Франция – Аквитания (историческая область на Юго-западе Франции). Российскую цивилизацию при таком подходе можно расположить по уровням: Россия – Восточные районы (неевропейская часть страны) – Урал. Такой подход позволяет глубже, всесторонне исследовать в том числе региональные проблемы в контексте общенациональной и мировой истории.

 



2019-12-29 705 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)