Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3.2. Гендерные аспекты религиозной культуры Свидетелей Иеговы



2020-02-03 310 Обсуждений (0)
Раздел 3.2. Гендерные аспекты религиозной культуры Свидетелей Иеговы 0.00 из 5.00 0 оценок




В современном обществе под влиянием многих факторов складываются определенные гендырные отношения между женщинами и мужчинами.

Гендерные несоответствия, воплощенные в общественных и экономических институтах стоят на пути преобразованных отношений между мужчинами и женщинами.

Общественные институты – социальные нормы, обычаи, права, законы, так же как и экономические институты – рынки, формируют роли и отношения между мужчиной и женщиной и влияют на то, к каким конкретно ресурсам мужчины и женщины имеют доступ, какие виды деятельности могут или не могут взять на себя, каким образом способны участвовать в экономической и общественной жизни.

Институты заключают в себе побудительные мотивы, способствующие или препятствующие гендерным предубеждениям. Даже когда формальные или неформальные институты не проводят явной демаркационной линии между людьми женского и мужского пола, тем не менее, с помощью общественных норм (явным или неявным образом) люди обычно получают представление об ожидаемых, присущих им гендерных ролях.

Очень большое влияние на гендерные стереотипы оказывают хозяйственные “домашние” дела, обязанности и воспитание. Интересно, что даже Ф. Рузвельт, президент США, страны, в которой наибольшее количество протестантских конфессий, что говорил: “Первостепенные задачи человечества начинаются у домашнего очага. Если матери не будут выполнять свои обязанности, следующие поколения либо не появятся на свет, либо будет таким, которому лучше было бы и не родиться” [23, с.47].

Немаловажную роль играет экономическое положение. Женщины, стремящиеся сделать карьеру, тем самым, улучшив свое финансовое положение, считают, что они не зависимы от мужчин, а, значит, имеют равное с ними положение.

“Многочисленные исследования подтверждают, что женщина всегда играет ключевую роль в процессе преобразования общества. Когда женщины участвуют в нем в полной мере, результаты очевидны: улучшается здоровье и питание семьи, увеличиваются ее доходы, сбережения и вложения. От благополучия же семьи зависит благополучие общества, а в итоге и всей страны”, сказал Генеральный секретарь ООН Кофи Анан 8 марта 2003г. [58, 152]

Однако, большая разница существует в вопросе отношения полов в общекультурном контексте и религиозно-субкультурном, которая состоит в том, что общество модернизируется, а религия и организация стремиться сохранить и даже воспроизвести древние Библейские традиции, хотя это ей и не всегда удается. Очевидно, что проблема места женщины в обществе в целом и в общине Свидетелей решается по-разному.

Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется – “соотношение полов” или “социально – культурная конструкция сексуальности”, – было почти неизвестным. Это понятие служило исключительно для описания правильной категории рода. Большой интерес, который сегодня проявляется к расширенному понятию гендер как открывающему новую познавательную и теоретическую перспективу, указывает на то, что за последние два десятилетия произошло переосмысление понимания социальной организации соотношения полов или, вернее, что соотношение полов только теперь стало яснее восприниматься как форма социальной организации.

Отсюда можно вывести несколько определений.

Гендер - это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов.

Очень важное место гендерные отношения занимают в культуре.Культура – это способ непрерывно меняющейся жизни. Она состоит из образцов социального поведения, отношений, норм, убеждений, знаний и институтов. Культура влияет на наше восприятие общества, в котором мы живем, мышление и поведение. Некоторые аспекты культуры имеют ценность и должны быть сохранены. Дугие требуют изучения и возможного изменения.

Так как мужчины и женщины играют различные роли в обществе, выполняют разные виды работ, имеют различные степени доступа к услугам и ресурсам, подвергаются неодинаковым отношениям, потребности женщин и мужчин могут быть различными. На практике гендерные нужды – это нужды, которые у женщин возникают в процессе выполнения их социально определенных ролей. Стратегически гендерные роли – это роли, которые вытекают из подчиненного положения женщин в обществе. Они возникают в зависимости от условий и связаны с гендерным разделением в труде, власти и контроле и могут содержать такие вопросы как права человека, бытовое насилие, равная оплата и контроль над своей сексуальностью.

Таким образом, гендерные отношения представляют собой определенную структуру, пронизывающую все сферы социального бытия, которая производит и воспроизводит гендерное неравенство. Задача преодоления гендерного неравенства может быть решена при помощи построения эгалитарных отношений между полами, основанной на равных возможностях. Изменение существовавшего типа разделения ролевых функций между мужчиной и женщиной – это процесс разрушения старых отживших социальных устоев, а не подрыв общественных устоев вообще. Новый, эгалитарный тип отношений между полами, идущий на смену патриархатному, основан не на взаимосвязи господства и подчинения, заданного традицией и возведенного в ранг "естественного" закона, а на отношениях личностной взаимодополняемости в обществе и семье. Эгалитарное понимание принципа равенства полов предполагает движение к более развитому, сложному социуму, основанному на гарантированном равенстве возможностей для реализации личности.

Очень важно также определить такое понятие. как гендерная роль.Это поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

Л.Н. Пушкарев, считает, что человечество, безотносительно к расовой принадлежности, делится на мужчин и женщин. Долгое время предполагали, что в основе этого деления лежат только биологические факторы – набор определенных хромосом и внешние физиологические признаки пола, определяющие мужчину и женщину [53, с 20].

Но дело со временем осложнилось тем, что биологические половые различия сопровождаются еще и значительными духовными особенностями. Духовный мир женщины и мужчины, хотя и имеет много общего (общечеловеческого, свойственного всем людям), тем не менее, существенно отличаются. Женщины и мужчины по-разному воспринимают окружающий мир и на него реагируют. Даже речь у мужчин и женщин различна.

Исходя из этого Пушкарев выводит следующее определение гендера:

Гендер – не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности мужчины и женщины, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их социального поведения [53, с.20].

Или

Гендер – система социо-половых отношений возникающих у мужчин и женщин в результате их общения между собой и с внешним миром, и проявляющихся во всех сферах жизни человека и общества [53, с.21]

Практически вся история культуры – как материальной, так и особенно духовной – буквально пронизана гендерными отношениями. Начиная с самых древних времен существование человеческого общества, его культура представляла собой прославление мужчин и женщин как творцов и деятелей истории.

Воспевание животворящей силы женщины, почитание “матери”, активного женского начала составляло сущность матриархата и основу первобытной культуры материнско-родового общества. Женское начало в даосизме и шиваизме, в земледельческих культурах древности привело к прославлению Женщины как плодоносящей силы природы.

Преклонением перед женской красотой и мужской силой проникнута вся античная культура. Культура средних веков представляла собой сложное переплетение обожествление Богородицы и Прекрасной Дамы. Начиная с Ренессанса и вплоть до наших дней взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их любовь и борьба, их жизнь в быту, в мире становится средоточием мировой культуры, получая в разных странах и в разные времена многовариантное воплощение.

Особой темой в современном мире, касающейся гендерной проблематики – менталитет мужчины и женщины сфере культуры. Понимая под менталитетом совокупность образов, чувств, впечатлений и представлений, возникающих у человека в результате его общения с внешним миром. Менталитет – это важная составная часть духовной культуры народа, в которой гендерные различия проявляются особенно явственно. Мужчина и женщина по-разному воспринимает окружающий мир, следовательно и их менталитет существенно различается. Психологи давно уже отметили большую эмоциональность и непосредственность женского характера. Женщины употребляют иную нежели у мужчин лексику. Их мышление более образно и конкретно. Они создают свою собственную “картину мира”. В своих взаимоотношениях с мужчинами они тщательно оберегают свой личный душевный мир. Принимая мужской менталитет, и даже подчиняясь ему, они не теряют своей женской индивидуальности и силы и нередко используют весьма умело свои преимущества в собственных интересах.

Автор статьи “Что такое гендер” Абубикирова Н.И. утверждает, что рождаясь, люди женского и мужского пола, сразу в сложившуюся систему отношений, где женщине отведена пассивная роль, а мужчинам – активная. При этом значимость активного (“мужского”) всегда выше пассивного (“женского”) в соответствии с иерархией отношений [1, с. 123].

В каждодневной жизни через культурные нормы общества и мы сами формируем образ и выучиваем роли “настоящей женщины” и “настоящего мужчины”. Наши действия и ощущения нормируются осуждением или одобрением со стороны общества. Так, например, незамужняя или замужняя, но бездетная или с детьми, но разведенная женщина подвергается осуждению и считается ущербной. А “настоящему мужчине” стыдно заниматься домашним хозяйством, то есть “чисто женским” и абсолютно неважным долом. Не потерять лицо мужчина может лишь помогая женщине в их “женских” делах-домашних.

Бондаренко Л.Р. говорит, что роковое противопоставление мужчины как “господина”, “главы”, “вершителя судеб”, женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Социальные проблемы женщины – суть в равной степени проблемы статуса и осознания ролей мужчины и женщины в социуме. Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины – быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины – это работа [7, с. 168]

Беседуя с женщинами Свидетелями Иеговы, можно выявить много схожести в этих людях, в их отношении к миру и причин прихода в организацию. Всех их объединяет желание определить для себя духовные ценности. Их объединяет умение поставить духовно-религиозное на первое место. Познание Бога, изучение Библии вызывает у них душевный подъем. Это видно из проведенных интервью, где, например, один из членов организации Попов Виталик говорит: “Библия меня возродила, как личность, которой я всегда хотел быть” (приложение 3) или Алена, жена районного надзирателя конфессии Свидетелей Иеговы: “Еще с юношеских лет, для меня вопрос духовности, Библии, веры в Бога, был очень серьезный” (приложение 1). Доступная, организованная информация побуждает их приводить свою жизнь к изменениям угодным Библейским нормам, об этом говорит Астахова Ирина: “Став Свидетелем Иеговы, я могу сказать, что действительно жизнь приобрела смысл. Другие краски, стоящая жизнь стала, осмысленная” (приложение 4). И, несмотря на то, что во многих семьях складывается не всегда благоприятная к этому обстановка, они находят в себе силы измениться и более соответствовать морально-этическим требованиям конфессии. Конечно, побуждающим фактором прихода в организацию нередко является какой-нибудь стресс или кризис личного порядка, об этом свидетельствуют слова Попова Виталика: “ Я настолько надломился в жизни, что подумал: лучше мне наверное закончить жизнь. Покончить собой!” (приложение 3) или Ехимчук Людмила: “В один момент, который заставил меня может быть задуматься вообще о смысле моей жизни, это произошедший со мной случай. Чуть не случилась катастрофа: я перебегала дорогу… я засуетилась и увидела, что машина едет буквально на меня” (приложение 5). Но стечением времени, благоприятная обстановка окружения, становится необходимой составляющей жизни каждого члена общества.

Женщины своей эмоциональной восприимчивостью тянутся к гармоничному взаимоотношению в обществе. Чаще всего протестантские конфессии, а в частности организация Свидетелей Иеговы универсально объединяет людей из разных социальных слоев с разным менталитетом. Регулярные встречи собрания и проведение индивидуальных занятий с людьми, где учитываются разные способности, располагают людей к открытому общению. К возможности понять, как можно реализовать себя в жизни, при этом, принося пользу другим, где воплощается стремление отдавать любовь Богу по средством проповеднического служения, по этому поводу сообщает Асахова Ирина: “Очень хочется, пока еще есть время рассказывать людям о нашем прекрасном Боге – Творце, какие у него прекрасные качества, как он любит людей” (приложение 4), а Попов Виталик подтверждает эту мысль: “Цель самой организации и Библии, а значит и моя – это помочь каждому человеку развить близкие отношения с Иеговой, с Создателем” (приложение 3).

Детальный разбор Библейских стихов, позволяет глубоко понять окружающий мир и свой собственный, внутренний. Люди, неспособные к глубоким анализам, не желающие изменяться и подчиняться Библейским законам, не задерживаются в организации Свидетелей Иеговы. Они отторгаются в связи с желанием собственной независимости. Людей, стремящихся к материальным ценностям, которых захватывает суетный мир, не способны удержать призывы организации. Только добровольное желание остаться в этом обществе объединяет и сплачивает людей.

Сравнивая женщин Свидетелей Иеговы, с женщинами не принадлежащих к организации, можно увидеть отличия в их целях и убеждениях. Людям, не имеющим веры в Бога, трудно понять стремлений Свидетелей Иеговы, например Ехимчук Людмила говорит о своей подруге: “Я рассказывала. А от нее я слышала одни насмешки” (приложение 5). Свидетели Иегвы хотят уже сейчас построить твердую базу своего поведения для вечной жизни. А негативная информация, предрассудки вообще настраивают против них общество, Попов Виталик в своем интервью говорит о первом отношении своих родителей к тому, что он захотел стать Свидетелем: “как это обычно бывает, думали, что я дом заложу, что буду вещи продавать, деньги воровать. Им кто-то наговорил, что детей в жертву приносят. Отец даже силу применял, чтобы я не ходил туда” (приложение 3). Непонятные обществу явления настораживают, а порой отпугивают людей, Ехимчук Людмила комментирует это так: “В то время, когда муж присоединился, очень сложной была реакция со стороны его родственников. А у него очень много родственников в Донецке. Все они собрались и думали, как нас спасать” (приложение 5). Так формирование общественного мнения отразилось на отношении к представителям организации Свидетелей Иеговы.

А ведь если бы была более доступной обществу информация в отношении обретенного счастья в организации, душевного покоя и радости семейной жизни, то эта конфессия не казалась бы такой пугающей. Несмотря на огромное количество разнообразных религиозных конфессий, именно Свидетели Иеговы подвергаются беспощадной критике. А так как подавляющим большинством этой организации являются женщины, то именно им приходится отражать нападки некомпетентных критиков. Но их стойкость и преданность своей вере основывается на знаниях новозаветной истории жизни Иисуса Христа, который, как известно, говорил о том, что все его ученики столкнуться с противодействием: “Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилище и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельство перед ними и язычниками” (Матф. 10: 17,18). В некоторых странах Свидетелям Иеговы не просто запрещали проповедовать, – их хотели полностью ликвидировать [58, с. 552].

Свидетели Иеговы отнюдь не тайная организация. Их основанные на Библии вероучения подробно излагаются как в литературе, которая распространяется, так и при личной беседе. Они всегда радушно приглашают всех желающих посетить их встречи и своими глазами увидеть все, что там происходит [58, с. 248], Эту мысль подтверждает жена надзирателя – Алена: “И если вы сами посетите любое собрание Свидетелей Иеговы, то увидите и убедитесь сами, что это открытые люди. Это открытая организация, вы в любой момент можете приехать, посмотреть” (приложение 1).

Служением в организации заняты все, но на долю женщин выпадает огромный объем работы, связанный с проповедью по домам. Они посвящают этому все: свои силы, способности, средства – вообще всю свою жизнь. При более близком общении с ними, на вопрос: “Принуждался ли кто-нибудь участвовать в этой работе против своей воли?”, давался ответ: “Нет, никто ни к чему не принуждается! Это исключительно добровольное служение”.

В “Сторожевой Башне” от 1 сентября 1922 года говорится о мотивах такого служения: “Тот кто от всего сердца благодарен Богу и ценит все, что Бог для него сделал, будет побужден делать что-то в ответ; и чем глубже будет его признательность за Божью доброту, тем сильнее будет его любовь, а чем сильнее его любовь тем сильнее его желание служить Богу”. [21, с. 12].

Характерно, что женщины Свидетелей Иеговы часто убеждены в том, что их считают глупыми, слабыми, ничего незначащими в этом мире, особенно люди, которые видят, как они ходят по домам или по улицам и предлагают свою литературу. Однако их поддерживает мысль о суетности мирской славы и чувство религиозного долга. Они просто и бескорыстно делятся бесценным знанием Библейских истин. И не одна женщина Свидетель Иеговы не сказала, что ей далось это легко, что не приходилось преодолевать себя, человеческий фактор нашего несовершенства. Молодая свидетельница Катя говорит: “мне пришлось работать над собой, чтобы соответствовать требованиям Библейских истин” (приложение 6).

Несовершенным людям свойственно впадать в крайности, сосредотачиваясь на одном и упуская из виду другое. В нашем эмансипированном мире многие женщины пытаются сделать карьеру, желают стать лидерами, жертвуя при этом отношениями с близкими людьми. В организации Свидетелей Иеговы постоянно напоминается о том, что самопожертвование не означает, что можно жертвовать другими. Что ради проповеди женщина не должна забывать заботиться о детях, муже, семье. В подтверждение этому высказывается Алена: “я планирую, что нужно сделать по дому. Мои прямые обязанности: приготовление пищи и создание уюта в семье, то есть, должно быть, все чисто, упорядоченно, все на своих местах. Муж должен быть в чистой рубашке, наглаженный и т. д. И конечно следить за собой. Если я не буду следить за собой, я не буду представлять интереса ни для окружающих, ни в своей семье” (приложение 1). Женщина должна быть примером во всем. Уравновешенно распределять свои силы, правильно расставлять приоритеты. Руководствоваться Библейскими принципами, принимая решения, связанные с семейной жизнью, отдыхом, образованием, работой, отношением с окружающими [58, с.294]. Характерно, что верующие женщины действительно стремятся соответствовать этим требованиям, например, Алена говорит: “Служение Богу, это и есть образ жизни. Поэтому Библия научила меня планировать день. Что я ставлю на первое место, это день начинаю всегда с молитвы, с чтения Библии, потому что это нужно делать любому христианину” (приложение 1).

Некоторые христиане-Свидетели служат членами всемерной семьи Вефиля. Вефиль – это всемирное главное управление организации Свидетелей Иеговы. В нем находятся полновременные служители, люди которые посвящают Богу и организации все свое время и жизнь, они вызываются выполнять любую работу, связанную с подготовкой и изданием Библейской литературы, а также офисную и другую вспомогательную работу. Служение в Вефиле не приносит материальной выгоды. Сотрудники довольствуются тем, что им предоставляется: питание, жилье и скромная сумма на личные расходы. Как и другие Свидетели Иеговы они регулярно участвуют в проповедническом служении [58, с.295].

Кроме служения в Вефиле, во всем мире насчитывается около 3900 районных и областных надзирателей, которые вместе с женами служат там, где есть потребность. Обычно они получают назначения в своей стране. Их труд не оплачивается, но они благодарны за пищу и кров, предлагаемые соверующими в собрании [58, c.298].

Замечено, что среди верующих-Свидетелей Иеговы очень невысокий процент людей, потенциально склонных к богословским отклонениям от конфессионального вероучения. Это, по всей видимости, объясняется тем, что в организацию принимаются только люди со сформировавшимися очень твердыми убеждениями. В подтверждение этому звучат слова Виты, свидетельницы Иеговы с 2001 года: “Мы пришли сюда уже не молодыми, очень осознанно, имея ответы на свои вопросы” (приложение 2).

Современная история Свидетелей отражает их добросовестные старания следовать Библейским учениям так, как они их понимают. Они считают Библию основой своих верований и образа жизни, что роднит их с протестантизмом вообще. Они не разрабатывают учений отражающих стремление современного мира: карьерный рост, независимость, стремление к равноправию. Наоборот они хотят как можно точнее придерживаться Библейских норм и образа действий христиан первого века.

Верующие пытаются построить свою семейную жизнь на принципах вероучения, которые они считают Божьими принципами. Интересно, что таким образом они стремятся сформировать определенный тип семейных отношений. Люда об этом говорит так: “Я никогда не стремилась к главенству в семье. И, благодаря Библии, она мне помогла больше понять свою роль, роль женщины в намерениях Бога, в отношении семьи. Как сдерживать эмоции, правильно вести с мужем разговор. У нас всегда муж был главой семьи, и его слово было решающим” (приложение 5), а Катя утверждает, что: “Главные роли, конечно, играют мужчины…Ведь они поставлены Иеговой…Я ни какого ущемления не чувствую с их стороны…Я по себе сужу, что мы женщины, просто не справились бы с такой нагрузкой” (приложение 6).

За последнее столетие отношение к браку и семье претерпело в современном обществе радикальное изменение. Несмотря на это, Свидетели Иеговы продолжают придерживаться норм установленных Богом. Благодаря этому в жизни многих женщин произошли коренные изменения и улучшения, примером служит семья Астаховых: “Сейчас на столько все изменилось и наша семья стала счастливая. И что еще хочется сказать, мой муж сам сказал мне: вот ты стала изучать Библию и наша семья стала по-настоящему счастливой. Я чувствую себя счастливым человеком” (приложение 4), а Люда вспоминает: “Я встретила там прекрасную сестру, она мне как будто заменила родную мать и близкую подругу и родную сестру, потому что она была всегда рядом, всегда готова была выслушать, помочь советом” (приложение5). Много значит, когда родители на практике, показывают своим примером, как нужно поступать в тех или иных ситуациях…Это заметная практическая польза взрослым и детям” (приложение 2).

Многие женщины, которые были дерзкими и своевольными, оставляли без внимания своих мужей и игнорировали советы родных, в итоге научились уважать главенство и завоевали нежную любовь своих мужей и детей (приложение 6). Многие юноши и девушки, которые не проявляли уважения к своим родителям, бросали вызов обществу, губили свою жизнь, тем самым, причиняя душевную боль своим родным, нашли богоугодный смысл жизни, и это помогло им измениться (приложение 3).

Для семейного счастья очень важно, чтобы члены семьи были честны друг с другом. Без честности не обойтись и в других областях жизни. Поэтому, женщины Свидетели Иеговы стараются жить в согласии с тем, что проповедуют.

Мужья женщин Свидетелей Иеговы, не являющиеся Свидетелями, глядя на поведение своих жен сами начинали изменяться и строить свою жизнь по Библейским нормам. Не становясь при этом Свидетелями Иеговы, они защищают веру своих жен, как перед государством, так и пред мнением общественности, например, муж Иры Астаховой на работе защитил ее как Свидетеля Иеговы, сказав: “Зачем говорить о том, о чем вы ничего не знаете? Отсюда и сплетни получаются!” (приложение 4). А Катин дедушка так отреагировал: “Он сказал в Исполкоме, что она хорошая жена, она хорошо воспитывает детей, порядочный гражданин. Чтобы претензий к ней не было! Или будете иметь дело со мной” (приложение 6).

Женщины Свидетели Иеговы не претендуют на непогрешимость. И действительно, многие выделяют их по внешнему виду, по отзывчивому и открытому отношению к людям, хотя для многих их поведение кажется навязчивым. Но для них важным является призыв, записанный в 1 Петра (2:12): “Пусть ваше поведение среди других народов и впредь будет образцовым, чтобы… они, благодаря вашим добрым делам, которые они наблюдают, прославили Бога”.

Женщины в организации далеки от того, чтобы обособляться от остальных людей, – они посвящают свою жизнь тому, чтобы помогать ближним знакомиться с Библией. Они делятся Библейскими знаниями, которые могут в корне изменить мировоззрение человека. Они выделяют по возможности больше времени для служения. Молодая свидетельница Катя сообщает: “Я временно не работаю и свое свободное время уделяю на то, чтобы подсобным пионером – служение подсобным пионером – это большее количество времени, выделяемое на служение” (приложение 6).

Встречи собрания занимают важное место в жизни Свидетелей. По возможности каждое собрание проводит встречи 3 раза в неделю. Женщины Свидетели упорядочивают свою жизнь, свой рабочий график, чтобы успевать справляться с бытовыми делами и регулярно посещать встречи. А так же проводить изучения Библии и богословской литературы с заинтересованными людьми.

Не ожидается, что все Свидетели будут посвящать проповеди одинаковое количество времени. У каждого свои обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейные обязанности и так далее. Но главное, что все женщины понимают, что значит служить от всей души.

Многие женщины Свидетели испытывают непреодолимое желание делиться полученной информацией с готовностью служат не только в своей местности, но и в дали от дома. Покидают обжитые места и надолго переезжают в другие местности. Значительную их часть составляют супружеские пары, в частности в случае Алены: “Я оставила работу. Сейчас я занимаюсь тем, что сопровождаю своего мужа в проповеднических командировках…Мы верные подруги и спутницы своих христианских глав мужей” (приложение 1).

Оглядываясь на годы своей современной истории, Свидетели Иеговы видят, как они постепенно избавляются от неправильных взглядов, мышления и образа действия. А те, кто не желает со всем этим расставаться, те в организации не задерживаются. Каждая из женщин, поставив целью служить Богу, радовать его сердце и радоваться самой, переполнена желанием быть активным Свидетелем Иеговы и возвещателем Царства Бога, Вита обобщает желание многих Свидетельниц такой фразой: “Мы хоти дальше расширять свое служение Иегове. И мы счастливы, что для этой цели Он выбрал нас” (приложение 2, 4, 5). Несмотря на предъявляемые Свидетелям Иеговы обвинения, критику, насмешки, они остаются преданными и верными служителями.

Современные Свидетели Иеговы в беседах ссылаются всегда на Библию, а в частности приводят слова Апостола Павла, который писал: “если живем - живем для Иеговы, а если умираем – умираем для Иеговы. И потому, живем ли мы или умираем, мы принадлежим Иегове” (Римл.14:8). Те, кто сегодня принадлежит к собранию, не получают откровений через ангелов, и Бог не наделяет их знаниями сверхъестественным образом. Но для них есть вдохновленное Богом Священное Писание, в котором содержится информация о воле Бога. И для каждой женщины Свидетельницы Иеговы – это настольная книга, книга по которой они сверяют свои шаги и свою жизнь (приложение 4). Конечно, это не означает, что они не совершают ошибок. Но они продолжают углублять свои знания и то, что они узнают, позволяет им лучше понимать, какое место занимают те или иные места Писания и как в более полной мере можно применять советы из Слова Бога в своей жизни.

Большинство людей пришли в организацию уже зрелыми людьми и перестраивать свое мышление для многих было очень сложно. Недостаточно было работать только над собой, приходилось сталкиваться с противостоянием своих близких. Это настойчивое объяснение своим мужьям и родителям, почему они хотят привести свою жизнь к Божьим нормам. Изменение мировоззренческих взглядов на обычные вещи, переоценка ценностей, где духовное ставиться на первое место. Это практически коснулось всех представителей организации. В той или иной степени, но приходилось, и приходится, объяснять другим, почему и как познание Библии влияет на их жизнь.

Женщины натуры эмоциональные и впечатлительные. Но, женщины Свидетельницы Иеговы еще и твердо убеждены, что все обещанное Богом обязательно исполниться до мельчайших подробностей и в назначенное Богом время. Они не считают, что проповедовать должна только какая-то особая группа людей. Они считают, что проповедовать должны все христиане. Они рассматривают проповедь, как неотъемлемую часть своего поклонения. Они приобрели смысл жизни, надежду. И утверждают, что ждать осуществления своих надежд стоит, даже если понадобиться ждать всю свою жизнь.

 

Выводы по разделу:

В процессе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что статус верующей женщины в религиозной организации Свидетелей Иеговы характеризуется специфическими чертами, обусловленными совмещением гендерной и религиозной идентичностей.

Существует большая разница в вопросе отношения полов в общекультурном контексте и религиозно-субкультурном, которая состоит в том, что общество модернизируется, а религия и организация стремиться сохранить и даже воспроизвести древние Библейские традиции, хотя это ей и не всегда удается. Очевидно, что проблема места женщины в обществе в целом и в общине Свидетелей решается по-разному.

Исходя из того, что Свидетели Иеговы считают главенство одним из важнейших устройств, которым пользуется Бог для поддерживания порядка во Вселенной, они формируют свою концепцию семьи как системы главенства мужа и подчинения жены. Однако этический аспект имеет очень большое значение. Под этим подразумевается прежде всего проявление любви друг ко другу, взаимное уважение, а не препятствие друг другу и соперничество.

Большое внимание, которое Свидетели Иеговы уделяют религиозному долгу, во многих случаях помогает им сохранить семью, так как они считают институт семьи и брака “Божественным установлением”.

В своем желании противопоставить себя “миру”, Свидетели Иеговы осуждают тех представителей современного общества, которые большое значение придают внешности, “имиджу” современной женщины. Они отдают предпочтение морально-этическому воспитанию верующего, искреннее полагая, что Бог главным образом интересуется внутренними качествами человека.

Есть основания считать, что женщины в собрании Свидетелей Иеговы занимают подчиненное положение, в частности, им не доступны некоторые виды служения – выступления с докладами в собраниях, надзирательство, старейшинство. Но на практике именно женщины совершают большую часть благовествовательной работы.

В то же время, Свидетели Иеговы не считают положение верующих женщин и мужчин в организации неравными и даже имеют собственную концепцию равенства, которая в общем сводиться к утверждению, что неодинаковое социальное и экономическое положение никак не влияет на назначение ответственных дел в христианском собрании. На кого из христиан будут возложены серьезные обязанности, как обучение и забота о делах собрания, определяется только уровнем их соответствия духовно-религиозному эталону.

Современная история Свидетелей Иеговы отражает их искренние старания следовать Библейским учениям, так, как они их понимают. Они не одобряют естественных “мирских” стремлений многих современных женщин к карьерному росту, материальной независимости, статусному равноправию с мужчинами. В общем и целом верующие женщины не чувствуют себя социально ниже, чем мужчины, потому что верят, что имеют равные с ними права на “наследование Божьего Царства”.

Хотя положение женщин в религиозном обществе во многом зависимое и подчиненное, но оно не считается унизительным в силу общерелигиозной установки подчиненности всех Богу, а также того, что те сферы деятельности, в которых женщины себя преимущественно реализуют (семья, воспитание детей, благовествование), обретают сами по себе высокую религиозно обоснованную оценку, т.е. не считаются непрестижными.


ВЫВОДЫ

 

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Организация "Свидетели Иеговы" зарождается как религиозное течение в первой половине ХIХ века на волне общепротестантского движения пробуждения в США. Американский ревайвелизм обусловил популярность эсхатологических воззрений. В этой время многими протестантскими проповедниками назывались конкретные и довольно близкие сроки Второго Пришествия. Однако, несмотря на то, что эти пророчества не сбывались, эсхатологические настроения стали предпосылкой возникновения новых религиозных течений, которые обосабливались от существующих протестантских конфессий.

2. Проблема "выживания" этих течений очень тесно связана с личными качествами их основателей и лидеров. Движение, которое со временем приобрело название "Свидетели Иеговы", было основано одним из проповедников-эсхатологов Чарльзом Расселом (1852-1916), который в 1870-х годах в США провозгласил девиз: "Реформация продолжается".

Ч.Рассел, его единомышленники и последователи, несмотря на то, что ни одно из их пророчеств о скором "конце света" не оправдалось, очень активно распространяли свои религиозные воззрения, широко использовав для этого средства массовой информации, особенно прессу и только зарождающееся в то время радио. К 1933 году Общество пользовалось 403 радиостанциями. Позже для распространения теологических идей Свидетели Иеговы использовали также кинофильмы, граммофоны. Общество Свидетелей Иеговы одно из первых оценило возможности технического прогресса в деле религиозной пропаганды, однако со временем использование средств массовой информации в деятельности организации было существенно ограничено.

3. Современная Организация "Сторожевой башни" – это, по сути, государство в государстве, со своим правительством, подданными, органами управления на местах, судом, прокуратурой, органами правопорядка, финансовой структурой, промышленно-строительным комплексом и средствами массовой информации (СМИ).

4. Структура и иерархическая лестница организации Свидетелей Иеговы представляет собой довольно сложную систему. Все Свидетели считают себя гражданами единого теократического государства – “Общества сторожевой башни” со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр – “Вефиль”, их всемирное правительство – так называемая Правящая (или Руководящая) корпорация. Она состоит из более мелких частей или подразделений, таких как: Комитет председателя, Писательский комитет, Учебный комитет, Служебный комитет, Издательский комитет, Комит



2020-02-03 310 Обсуждений (0)
Раздел 3.2. Гендерные аспекты религиозной культуры Свидетелей Иеговы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3.2. Гендерные аспекты религиозной культуры Свидетелей Иеговы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)