Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. От реформ к стагнации и краху советской системы:



2020-02-03 801 Обсуждений (0)
Тема 10. От реформ к стагнации и краху советской системы: 0.00 из 5.00 0 оценок




                               Донбасс в 1953 – 1991 годах

План:

 

1. Экономика Донбасса в контексте общесоюзных реформ.

2. Социальная сфера нашего края: плюсы и минусы.

3. Общественно-политическая жизнь в Донбассе:

         от десталинизации к демократии.

 

1. Экономика Донбасса  в  контексте общесоюзных  реформ

 

5 марта 1953 года умер И.В.Сталин. С его кончиной завершилась целая эпоха в истории Советского Союза. В высшем руководстве правящей коммунистической партии (КПСС) сформировалась группа, представители которой понимали необходимость реформирования сталинской тоталитарной системы. Это были Г.М.Маленков, Н.С.Хрущев и Л.П.Берия (последнего причисляют к этой группе некоторые политологи и историки). Другая группа (ортодоксы) в составе В.М.Молотова, Л.М.Кагановича, Н.А.Булганина и К.Е.Ворошилова добивались сохранения сталинского режима без принципиальных корректировок.

Между ними развернулась борьба за власть. Победителями вышли представители первой группы – Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков; Л.П.Берия стал жертвой жесткой политической борьбы. Хрущев и Маленков выступили инициаторами первых изменений в существующей системе.

К концу жизни Сталина советская экономика находилась в трудном положении. Приоритетное место в ней, как и в довоенные годы, занимала тяжёлая промышленность. Из государственного бюджета для нее выделялись огромные объемы капиталовложений. При этом социальная сфера общества практически не развивалась, в стране усиливалась социальная напряженность. Серьёзные трудности испытывало сельское хозяйство и жители села.

В высших эшелонах власти страны развернулась дискуссия о дальнейшем пути развития советской экономики. С программой экономических преобразований в декабре 1953 года выступил Г.М.Маленков. Он предложил перенести приоритеты развития промышленности с тяжелой индустрии на лёгкую промышленность и пищевую. Он считал, что, опираясь на ведущую мощную отрасль экономики, можно таким образом добиться увеличения производства продовольствия и предметов потребления, улучшить снабжение населения и поднять жизненный уровень советских людей.

Н.С.Хрущев отдавал приоритет  развитию сельского хозяйства. За счет повышения закупочных цен на колхозную продукцию и ускоренного освоения целинных и залежных земель в северо-восточном Казахстане он рассчитывал в более короткие сроки достичь тех же целей. По-существу, предлагалось и дальше идти по экстенсивному пути развития сельского хозяйства. Предложения Н.С.Хрущева были приняты за основу стратегического развития экономики страны.

Между тем, в послевоенные годы в США и ведущих странах Западной Европы началась научно-техническая революция. Руководство СССР с опозданием, но все же, уделило определенное внимание вопросам научно-технического прогресса. Внедрение достижений науки техники в производство рассматривалось в середине 1950-х годов как важный фактор успеха экономических преобразований. Со временем реальная жизнь показала, что предпринятых мер недостаточно. Советский Союз начал отставать в этой сфере, и в последующие годы оно становилось всё заметнее.

Эти новые тенденции экономической политики руководства страны определяли состояние и перспективы развития хозяйства Донбасса. Наш край по-прежнему рассматривался как  один из ведущих индустриальных регионов Советского Союза. Здесь были сконцентрированы предприятия основных отраслей тяжелой промышленности. Экономические успехи Донбасса во многом предопределяли состояние экономики Украины и страны в целом.

Поэтому положение дел в хозяйстве нашего края во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов характеризовалось значительными капиталовложениями, строительством большого количества новых предприятий и глубокой реконструкцией действующих, внедрением в производство новой техники и технологий. В эти годы была построена самая глубокая в Советском Союзе шахта «Бутовка-Глубокая». На «Азовстали» и Енакиевском металлургическом заводе были задуты доменные печи-гиганты. На Горловском азотно-туковом заводе началась эксплуатация первого в СССР комплекса по изготовлению полистирола и ряда новых цехов. Завод вскоре стал играть ведущую роль в своей отрасли. Началось строительство Авдеевского коксохимического завода. Успешно шло сооружение Старобешевской ГРЭС, бесперебойно вырабатывала электроэнергию Славянская ГРЭС.

Всего за 1959-1965 годы было введено в строй более 90 новых промышленных предприятий; производство электроэнергии и теплоэнергии только в Донецкой области возросло в 2 раза. Запуск новых и реконструкция действующих предприятий, обновление технологии – все это  способствовало увеличению выпускаемой продукции в угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях тяжелой промышленности. Немало машин по своим техническим характеристикам превышали уровень лучших мировых образцов.

В этот период  в СССР была предпринята попытка найти новые, более эффективные формы управления промышленностью и строительством. Эту цель преследовала реформа 1957 года. Ранее управление промышленностью осуществлялось по ведомственному (министерскому) принципу. Промышленные предприятия Донбасса до 1957 года подчинялись 18 союзным и 26 союзно-республиканским и республиканским министерствам.  В рамках одного региона (области) предприятия различных министерств были слабо связаны между собой. Производственные вопросы, в решении которых было заинтересовано руководство предприятий разных  ведомств, могли быть рассмотрены только на высшем межведомственном уровне. Существовавшие межведомственные барьеры сдерживали экономическое развитие региона, не учитывали его хозяйственные интересы, тормозили внедрение в производство новой техники и новых технологий.

На уровне высшего руководства СССР решено было перейти от центрального ведомственного (вертикального) принципа управления  промышленностью к территориальному (горизонтальному) принципу.  В рамках этой реформы в Украинской ССР, как и в других республиках, были созданы административные экономические районы. В каждом из них учреждались советы народного хозяйства (совнархозы). При этом соответствующие отраслевые министерства упразднялись. Совнархозам передавалось управление предприятиями промышленной и строительной индустрии, независимо от их прежней ведомственной принадлежности. Совнархозы получали в свое распоряжение огромные материальные ресурсы, значительно быстрее  могли решать производственные проблемы, обеспечивать более эффективное использование местных сырьевых ресурсов и тем самым стимулировать развитие регионов в целом. Следовательно, совнархозы могли действительно участвовать в  управлении  промышленностью и строительством.

В нашем регионе был создан Сталинский административный экономический район. В его состав вошли две области: Сталинская (Донецкая) и Луганская (Ворошиловградская). По своему удельному весу Сталинский (Донецкий) совнархоз стал самым крупным в Украинской ССР. В его структуре было 6 отраслевых управлений, 4 комбината и 3 треста. Местом пребывания совнархоза  стал г. Сталино (Донецк).

 Результаты деятельности Сталинского (Донецкого) совнархоза оказались весомыми. За 1959-1965 годы в капитальное строительство на его территории было вложено 3 млрд. рублей, введено в строй 50 крупных предприятий, в городах построено около 17 млн. кв. метров жилья. На Мариупольском заводе им. Ильича    введен в эксплуатацию непрерывный тонколистовой стан «1700», слябинг «1150», цех холодной прокатки, мартеновский и кислородно-конверторный цехи. В эти годы была создана энергетическая система Донбасса, которая объединяла 10 мощных тепловых электростанций, построен канал «Северский Донец-Донбасс». Переведены на электрическую тягу основные участки Донецкой железной дороги. Продукция, произведенная на предприятиях Донбасса в 1965 году, составила около 4% валовой промышленной продукции СССР. Сталинский (Донецкий) совнархоз занял первое место в Украинской ССР и четвертое – в Советском Союзе по этому показателю.

Донецкий административный экономический район весьма успешно участвовал в международной торговле: предприятия Донбасса поставляли сырье, материалы и оборудование в 47 стран мира. Более 600 специалистов стран «социалистического лагеря» прошли стажировку на предприятиях нашего края. Несколько сотен специалистов разных отраслей народного хозяйства региона посетили эти страны с целью обмена опытом и оказания на месте практической помощи.Это был реальный вклад тружеников Донбасса в укрепление экономического могущества всей страны.

Реформа управления промышленностью и строительством была свернута вскоре после отставки Н.С.Хрущева в 1964 году. Официальной причиной было объявлено ослабление хозяйственных связей между административными экономическими районами, возникновение барьеров между совнархозами и развитие «местничества». Анализ деятельности совнархозов начала 1960-х годов показал замедление темпов развития республик и страны. Действительно, определенное преобладание местных интересов над общими интересами имело место. Их можно было преодолеть, используя экономические рычаги.

С высоты сегодняшнего дня можно утверждать, что существовали и другие причины отмены реформы. Во-первых, республиканская и общесоюзная хозяйственная номенклатура стала осознавать, что успешная деятельность совнархозов подрывала их статус, в повестке дня мог появиться вопрос о нужности/ненужности центральных и республиканских управленческих структур в промышленности и строительной индустрии.

 Во-вторых, положительные результаты функционирования Донецкого совнархоза на практике показывали значение децентрализации управления, что могло вызвать опасную дискуссию о децентрализации всей исполнительной власти в стране. Могла возникнуть идея регионализации республики и реальной федерализации страны. К решению таких вопросов тогда не были готовы ни центральные, ни республиканские органы власти, ни советское общество.

Нужно, однако, учитывать, что успехи реформы проявились лишь в тех районах, которые имели развитую крупную промышленность, сырьевую базу и инфраструктуру. Одним из них являлся Донбасс.

Не менее успешной для промышленности и стройиндустрии нашего края была вторая половина 1960-х годов. Высокие показатели роста были достигнуты в контексте еще одной реформы управления промышленностью. Её называют Косыгинской реформой, связывая с именем А.Н.Косыгина, председателя правительства СССР. Начало ей было положено в 1965 году.

Необходимость ее проведения диктовалась требованием времени. Обеспечить переход страны с экстенсивного пути развития на  путь интенсификации сталаосознаваться в высших эшелонах власти как актуальная задача. Нужно было обеспечить более высокий уровень жизни советских людей, не допустить отставания СССР от развитых стран Запада обусловили поиск новых методов управления страной.

Суть реформы сводилась к отказу от территориального принципа управления промышленностью и стройиндустрией и возвращению к прежнему, ведомственному принципу управления. Реформа предполагала усиление экономических стимулов промышленного производства при ослаблении давления плана. Работа предприятий стала оцениваться не только по выполнению количественных плановых показателей, но и по таким, которые должны были обеспечить качество выпускаемой продукции и рентабельность производства. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий; они переводились на самообеспечение, самофинансирование и самоокупаемость, т.е. на хозяйственный расчет (хозрасчет). Предприятиям разрешалось в рамках государственного производственного плана корректировать плановые задания, спущенные сверху.

До конца 1970 года в Советском Союзе на хозрасчет перешли более 41 тысячи (из 49 тыс.) промышленных предприятий. Они производили почти весь объем (93%) промышленной продукции и приносили более 95% отраслевой прибыли. Следовательно, работа промышленных предприятий была эффективной. Ежегодный прирост промышленной продукции в 1966 -1970 гг. увеличивался на 8,4%.

В производство стали шире внедряться достижения науки и техники. На предприятиях началась комплексная механизация и автоматизация, в цехах появились станки с вычислительно-программным управлением, машину новых конструкций, электронно-вычислительная аппаратура. На электростанциях Украины устанавливались крупные энергетические агрегаты с высоким уровнем автоматизации. На Славянской ГРЭС (Донецкая обл.) был пущен крупнейший в Европе энергоблок (мощность – 800 тыс. квт). Началось строительство Углегорской ГРЭС. Старобельская и Ворошиловградская тепловые электростанции дали первый ток потребителям. Продолжалась работа по объединению и укрупнению энергосистем, завершению работ по созданию единой энергосистемы Европейской части СССР.

Для материального стимулирования производителей разрешалось оставлять часть доходов на предприятиях. Они распределялись в трёх фондах: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, детсадов, пансионатов, санаториев и др.) и фонд самофинансирования производства.

Впервые в истории Советского Союза в пятилетнем плане, рассчитанном на 1966-1970 годы, приоритетной группой развития были объявлены предприятия группы «Б» (лёгкой и пищевой промышленности). Это оказало огромное влияние на улучшение благосостояния населения страны, республики и, в частности, нашего региона.

Реализация этой части пятилетнего плана в Донбассе позволила решить несколько социально-экономических проблем, копившихся десятилетиями. Прежде всего, в нашем крае было построено несколько крупных предприятий, выпускавших ткани, трикотажную продукцию, одежду, другие предметы быта повышенного спроса и продукты питания. В их числе: Донецкий ХБК (хлопчатобумажный комбинат), Ждановская кондитерская фабрика, Шахтёрская трикотажная фабрика, Горловская швейная фабрика, Дружковский фарфоровый завод.

Ввод в эксплуатацию этих предприятий позволил решить и другую социальную проблему. Многие женщины смогли трудоустроиться (на предприятиях тяжелой промышленности женский труд использовался в ограниченных масштабах). Экономика Донбасса получила дополнительную рабочую силу, а семьи – дополнительный источник дохода.

В целом, восьмая пятилетка (1965-1970 гг.) по оценкам историков и экономистов была наиболее успешной в истории советской экономики. Однако восстановление ведомственного принципа управления промышленностью рано или поздно вступало в противоречие с объявленной хозяйственной самостоятельностью предприятий. Серьёзные успехи, достигнутые в сфере индустриального развития страны в конце 1960-х годов, позволяют делать вывод о завершении в СССР построения индустриального общества.

Положение в сельском хозяйстве Донбасса в 1950-1960-е годы оставалось крайне сложным. Не только потому, что в СССР  продолжалось проведение неэффективной аграрной политики, основу которой составляло колхозное хозяйство. Руководство страны продолжало курс экстенсивного развития. Причины отставания сельского хозяйства от возросших потребностей общества, промышленности, транспорта заключались в том, что множество социальных проблем села не решались десятилетиями. Это привело к перетоку населения из сельской местности в город. Численность городского населения нашего края росла стремительно, столь же стремительно сокращалось число жителей села. К 1970-му году в сельской местности проживало 9-10% общей численности населения Донбасса. Такими оказались результаты урбанизации в нашем регионе. В сельскохозяйственном производстве края резко сократились трудовые ресурсы. Те, кто оставался в селе (в основном старики и дети) не могли обеспечить город продуктами питания в необходимом объеме. Ситуация усложнилась в 1963 году в связи с засухой. Донецкий регион стал зависимым от поставок сельскохозяйственной продукции из других областей Украины и соседних областей РСФСР.

С начала 1970-х годов экономическое положение во всех сферах производства начинает резко ухудшаться. Косыгинская реформа не была свернута; тем не менее,  наметилось медленное отступление от основных её положений. Во властных структурах верх взяли консерваторы, категорически отрицавшие возможность внедрения даже элементов рыночной экономики. Приверженность экстенсивному пути развития обусловили рост затрат государства, требовала дополнительной рабочей силы, а ресурсы  страны были практически исчерпаны.

Донбасс получал все меньше капиталовложений. Значительные средства государственного бюджета советское правительство стало направлять на развитие малоосвоенных природных запасов Сибири. Поэтому основные производственные фонды, особенно старых предприятий тяжелой промышленности, быстро устаревали, их обновление откладывалось. Росло число убыточных предприятий. Внедрение достижений науки и техники из-за недофинансирования замедлилось.

Таким образом, после периода ускоренного развития промышленности в хозяйстве нашего края стали нарастать тенденции торможения и даже стагнации. Положение в сельском хозяйстве Донбасса на протяжении почти всех послевоенных лет было критическим. Очевидно, что возможности экстенсивного развития были исчерпаны в Донбассе. Нужна была программа перехода к следующему этапу – строительству постиндустриального общества или научно-индустриального общества. В таком обществе ведущее место должна занимать наука. Но такая потребность тогда не была воспринята, ни руководством страны, республики, региона, ни самим обществом.

В середине 1980-х годов в Советском Союзе налицо были признаки системного кризиса,  который   охватил и социально-экономическую сферу. В отечественной истории начался новый период, известный под названием «перестройка». Он охватил тревожные события 1985-1991 годов. Новым лидером Советского Союза в это время был избран М.С.Горбачев. Под его началом были начаты экономические реформы. Их цель заключалась в том, чтобы вывести страну из глубокого кризиса и выйти на новый, более высокий уровень развития. Эти реформы получили отрицательную оценку современников.

 В 1985 году страна взяла курс на «ускорение» социально-экономического развития, который закончился провалом к 1987 году. Он предполагал сохранение в СССР социалистического строя  в обновленном  варианте. Вторая попытка реформировать систему управления народным хозяйством была предпринята в 1987-1988 годах. Ее цель заключалась в переходе жестко централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную основу в рамках социализма. Однако и эта попытка закончилась провалом. К 1991 году экономическая ситуация в СССР стала выходить из-под контроля правительства. Об этом свидетельствовали такие явления, как тотальный дефицит на товары и продукты питания, галопирующая инфляция, рост цен, обесценивание рубля, переход к бартерным операциям и введение карточной системы в торговле. Государство утратило контроль над экономическими процессами. Система управления народным хозяйством СССР была разрушена. Таков был результат экономических реформ  периода «перестройки».

Социально-экономическая ситуация в нашем регионе отражала общесоюзные тенденции. Спад производства продолжался. В государственном секторе экономики доминировал бартер, а в частном – спекуляция. Социальное напряжение усиливалось.

В начале 1989 года шахтёры в г. Красный Луч (Ворошиловградская обл.) начали забастовку. Оставаясь в шахте, они требовали повышения зарплаты. Их требования были удовлетворены, но только на этой шахте.  Весной 1989 года шахтерские забастовки  вспыхивали и  на других шахтах. Летом 1989 года началась шахтерская забастовка практически всего Донбасса. К забастовке присоединились шахтёры Львовско-Волынского бассейна Украины. Социально-экономические требования горняков поддержали шахтёры Кузбасса и Кемеровской области. Забастовка оказала большое влияние на общую ситуацию в Советском Союзе. В Донбасс прилетал председатель правительства СССР для встречи и переговоров с горняками региона. Забастовка закончилась после подписания Соглашения шахтерских коллективов Украины с руководством отрасли и страны о том, что требования горняков будут рассмотрены и выполнены в 10-дневный срок. Однако правительственные обещания были невыполнимы; подписание Соглашения являлось доказательством растерянности руководства страны.

В то же время забастовка показала, что от стихийного протеста рабочие могут перейти к формированию своих руководящих структур и самоорганизации. Она показала также недоверие шахтёров к власти и профсоюзу горняков. В августе 1989 года в Горловке был создан Региональный союз стачечных комитетов Донбасса – координационный центр рабочего движения (РССКД). В последующие годы забастовки в Донбассе стали обычным явлением не только в промышленности, но и в бюджетных организациях.

Глубокий экономический кризис  раскручивался на фоне политического кризиса. КПСС, М.С.Горбачев теряли свою роль в общественно-политической жизни страны. Обострялись межнациональные противоречия. Попытка Горбачева М.С. реформировать государственное устройство страны закончилось так называемым августовским путчем 19 августа 1991 года в Москве и развалом Советского Союза.

 

  2. Социальная сфера нашего края: плюсы и минусы

 

В Советском Союзе решение вопросов социально-культурной сферы возлагалось на государство. С завершением восстановления народного хозяйства, обеспечением динамичного развития промышленности, стройиндустрии и транспорта стало возможным решение сложных социальных проблем, накопившихся после войны.

На протяжении 30 с лишним лет государство уделяло большое внимание этим вопросам. В 1956 году в стране была проведена пенсионная реформа. Установлены единые критерии назначения пенсий: возрастной показатель (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), минимальный трудовой стаж (25 и 20 лет соответственно), условия труда («подземный стаж», «горячий стаж»). Введены минимальный и максимальный размеры пенсий.

Начиная с 1957 года, рабочие и служащие переводились на 7-6 часовой рабочий день. В предвыходные и предпраздничные дни рабочий день сокращался ещё на 2 часа (так называемый «короткий день»). В масштабах Советского Союза устанавливалась единая 5-дневная рабочая неделя. Увеличивался размер оплаты больничных листов.

Несколько раз продлевался отпуск женщинам в связи с беременностью и родами; он составлял 16 недель при сохранении полной зарплаты. После рождения ребёнка женщина по желанию могла взять дополнительный отпуск без сохранения зарплаты до достижения ребёнком одного года. Такой отпуск включался в общий и беспрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Многодетным и одиноким матерям государство предоставляло ряд льгот и ежемесячную помощь.

В 1958 году колхозники получили паспорта и обрели статус гражданина. Их труд стал частично оплачиваться деньгами (ежемесячно  выплачивался аванс в счет полной оплаты труда в конце года). За высокие показатели труда колхозники начали получать дополнительные выплаты. С 1965 года колхозникам регулярно стали выплачивать пенсии на общих основаниях за счет не только колхозов, но и государства.

Увеличилась роль материальных и моральных стимулов труда: стали выплачивать премии за выслугу лет, безупречную трудовую деятельность. Введено ежегодное празднование работников отдельных профессий. Периодически повышался уровень минимальной заработной платы рабочих и служащих. В 1975 году она составляла почти 152 рубля по Донецкой области. В начале 1980-х годов рабочие получали в среднем более 200 руб., а средняя зарплата в народном хозяйстве страны составляла 150-170 руб. Самая высокая зарплата была у шахтёров, на некоторых шахтах она достигала 500-600 руб. Зарплата колхозников росла быстрее, чем у рабочих и служащих. В первой половине 1970-х годов в Украинской ССР у колхозников она увеличилась на 25% против 16% у рабочих и служащих.

Учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты вузов, «хорошисты» и «отличники» были обеспечены государственными стипендиями; их размер несколько раз увеличивался. В 1950-1960-е годы за счет государственных средств только в Донецкой области было построено более 150 новых школ, открыто 24 техникума. Начали работать новые вузы: торговый и музыкально-педагогический институты в г.Донецке, индустриальный – в г. Краматорске. В 1965 году Донецкий педагогический институт был реорганизован в Донецкий государственный университет. Тогда же были учреждены Донецкий вычислительный центр АН УССР и Донецкий физико-технический институт АН УССР. Во второй половине 1970-х годов г. Донецке был открыт научный центр АН УССР, сыгравший большую роль в развитии экономики и науки в Донбассе в целом. В 1964 году был заложен Донецкий ботанический сад, который стал одним из научно-исследовательских  центров  Донецкого центра АН УССР.

Большое внимание уделялось финансированию системы образования, культуры и искусства. Затраты на воспитание и обучение подрастающего поколения составляли около трети всех затрат государства на социальные нужды.

Значительная часть государственных средств выделялась на развитие санаторно-курортной базы, физической культуры и спорта. Заметный вклад в решение этих вопросов стали вносить и крупные предприятия Донбасса, выделяя немало средств из своих фондов.

Пожалуй, наиболее острой проблемой советских людей послевоенного периода и последующих десятилетий была жилищная проблема. Разрушенный в годы войны жилой фонд восстанавливался очень медленно, не только из-за недостаточного финансирования, но и по причине отсутствия механизации строительных работ. Проблема была решена с созданием в СССР новой отрасли промышленности – строительной индустрии.

С 1957 года развернулось строительство предприятий по производству железобетонных блоков, на стройплощадках появилась новая техника: подъемные краны, специальные машины для перевозки стройматериалов. Строительство жилья стали вести по типовым проектам. В 1950-1960-е годы строились в основном малогабаритные квартиры (так называемые «хрущёвки»), чтобы быстрее расселить людей из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Во второй половине 1960-1970-е годы планировка квартир была несколько увеличена и улучшена. За эти годы более половины населения УССР (свыше 26,5 млн. человек) улучшили свои жилищные условия. Для расширения строительства жилья в СССР стали привлекать средства предприятий. Организаций, колхозов и совхозов, населения. В городах стало развиваться жилищно-кооперативное строительство. В селах строительство жилья развернули межколхозные строительные организации, имевшие добротную материально-техническую базу.

Много внимания уделялось благоустройству населенных пунктов Донбасса. В 1950-е годы были разработаны планы озеленения городов и рабочих поселков. Они рассчитывались на 10 лет – 1955-1964 гг. Большой вклад в выполнение запланированных работ внесли коллективы крупных промышленных предприятий, в частности, городов Сталино (Донецк), Горловка, Краматорск. В регионе было заложено много парков, скверов, бульваров, цветников. В Ворошиловградской области к концу 1950-х годов на площади 60 тыс. гектаров были высажены молодые леса. В 1960-е годы Донецк по уровню озеленения занимал 3-е место в республике после Киева и Львова. Нужно, однако, учесть, что и Киев, и Львов находятся в природной зоне лесных массивов, а Донецк – в степной зоне. Для того, чтобы жителям большого степного города с мощной индустрией жилось комфортно и дышалось легко, понадобилось приложить немало сил и средств для озеленения улиц и микрорайонов. Итог таков: на одного жителя Донецка приходилось по 160 кв. м зелёных насаждений. В 1970-е годы Донецк по праву стали называть городом роз. ЮНЕСКО – комиссия по вопросам развития культуры при ООН – признала наш город наиболее благоустроенным среди индустриальных городов Европы.

Успешно развивалась сеть автодорог, соединявших не только большие города и области, но и небольшие населенные пункты с райцентрами. Быстро увеличивался городской и межобластной транспортный парк. Началась газификация населенных пунктов. Строились предприятия бытового обслуживания, развивалась сеть торговли.

Постоянно увеличивались средства, направлявшиеся на улучшение медицинского обслуживания, на подготовку медицинских кадров высшего и среднего звена, оздоровление детей.

Благоприятная тенденция развития социальной сферы Донбасса сменилась обострением социальных проблем с конца 1970-х годов. В  середине 1980-х годов речь уже шла о проявлении кризисных явлений в этой сфере. С развалом советской экономики в годы «перестройки» кризисные явления переросли в глубокий кризис социальной сферы. Крах Советского Союза лишил «социалку» её финансовой, материально-технической, ресурсной базы.

Следовательно, вопросы социальной сферы в Донбассе довольно успешно решались в условиях экономического созидания в стране. Торможение и застой в области экономики Советского Союза отрицательно повлияли на положение дел в социальной сфере и страны, и, в частности, нашего края.

 

3.   Общественно-политическая жизнь в Донбассе:

          от десталинизации к демократизации

 

После смерти И.В.Сталина в 1953 году в общественно-политической жизни страны произошли кардинальные изменения. На всех уровнях власти и во всех сферах общественно-политической жизни начался процесс освобождения от сталинского тоталитарного режима, которому свойственны были жесткий партийный контроль и опека спецслужб. Этот процесс в отечественной истории получил название  десталинизации. Он сопровождался развенчанием культа личности Сталина. Советские люди болезненно воспринимали факты, ставшие достоянием общественности, о политических репрессиях 1930-х годов. Постепенно  такая реакция преодолевалась, формировались новые подходы в решении проблем развития государства, общества, руководства народным хозяйством и культурой. В Советском Союзе происходила  либерализация общественно-политического строя.

Благоприятные перемены в общественно-политической жизни вызвали подъём творческой и трудовой инициативы советских людей, укрепляли доверие к государству, правящей партии, вселяли надежду в светлое будущее. Достижения советских ученых, инженеров и техников, деятелей культуры вызывали чувства гордости за свою Родину. В Советском Союзе началось освоение космического пространства: 4 октября 1957 года состоялся первый запуск искусственного спутника Земли, 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый полет по околоземной орбите. Страна восторженно воспринимала каждый новый шаг в космическом пространстве.

Поднимался так называемый «железный занавес», которые прежде отделял советских людей от остального мира.  Расширялись контакты со странами «социалистического лагеря», устанавливались правительственные, творческие, научные связи со странами капиталистического мира. Отражением перемен стали такие важные события, как Московский фестиваль молодежи и студентов (1957 год), Первый Международный музыкальный конкурс им. Чайковского в Москве (1958год). С конца 1950-х годов в столице стали проводить выставки западноевропейского искусства.

В условиях относительной духовной свободы  в советском обществе сформировалось движение «шестидесятников». Так называли некоторых представителей интеллигенции, которые открыто выражали свое недовольство недостаточной решимостью власти преодолеть сталинизм, критиковали половинчатые с их точки зрения решения партии и правительства, выражая стремление к более широкой свободе и правам человека. Их действия не были антисоветскими, они вполне вписывались в положения Конституции СССР.

Деятельность «шестидесятников» разворачивалась и в Украинской ССР. Она была легальной и не выходила за рамки Основного Закона. В Украине возникло несколько центров движения «шестидесятников». Это были клубы творческой молодёжи (КТМ). Они стали местом, где собиралась творческая молодёжь, обсуждались новинки творчества и острые общественно-политические вопросы. КТМ функционировали в Киеве, Одессе и Львове. «Шестидесятников» Украины представляли литераторы И.Драч, Л.Костенко, О.Гончар,  И.Дзюба, Б.Чичибабин, В.Некрасов, художники С.Параджанов, А.Горская и др.

Наряду с легальной деятельностью «шестидесятников» в Восточной Галиции продолжали «тлеть» огоньки украинского радикализма.  Тут действовали нелегальные организации украинских националистов. Некоторые откровенно называли себя продолжателями традиций ОУН-УПА. Были и более умеренные, как «Українська робітничо-селянська спілка» Л. Лукьяненко. Своей целью члены этой организации считали вывод Украины из состава СССР конституционным путем.

Советские правоохранительные органы вели борьбу с нелегальным антисоветским движением в Западной Украине. Усиливалось их противодействие и движению «шестидесятников». После арестов многих участников и легального, и нелегального движений в начале 1960-х годов у «шестидесятников» произошел раскол. Часть из них отошла от участия в общественно-политической жизни, ограничившись творческой работой. Другая часть проявила себя как конформисты. Третьи перешли к активной антисоветской деятельности. Именно они и заложили основы движения диссидентов (инакомыслящих).

 В отличие от «шестидесятников» диссиденты занимали открыто антисоветскую позицию. Они добивались свободы вероисповедания и государственного статуса украинского языка в республике. В числе первых украинских диссидентов были: В.Черновил, братья М. и Б. Горыни, В.Мороз, Ю.Бадзьо, В.Стус и др.

Диссидентское движение оформилось и в России. Центрами этого движения во второй половине 1970-х годов стали хельсинкские группы. Украинская хельсинкская группа была создана в Киеве в 1976 году. Она была небольшой по численности; в неё вошли О.Бердник, И.Кандыба, Л.Лукъяненко и др. Группу возглавил Н.Руденко. Свою задачу хельсинкские группы видели в осуществлении контроля деятельности органов власти в области соблюдения прав человека. Существуют косвенные свидетельства, что деятельность этих групп финансировалась из-за рубежа.

В украинском диссидентском движении было три направления: представители первого исповедовали крайний радикализм, идеологию украинского интегрального национализма (лидер – В. Мороз). Сторонники более умеренных взглядов представляли правозащитное движение (лидер – В.Черновил). К третьему направлению относили себя сторонники национал-коммунизма (И.Дзюба).

Вцелом, украинское движение диссидентов не было многочисленным. Некоторые исследователи утверждают, что в УССР их было около 1 тыс. человек. В многонациональном Донбассе это движение представляли единицы (В.Стус, А.Тихий). Идеи движения диссидентов не нашли широкой поддержки общественности в нашем крае. Абсолютное большинство советских людей поддерживали внутреннюю и внешнюю политику КПСС и Советского Союза.

После отставки Н.С.Хрущева в 1963 году советское общество ещё лет десять сохраняло инерционное развитие в направлении либерализации общественно-политического строя. С 1975 года в общественной жизни страны стали проявляться признаки неосталинизма, ограничения относительных свобод.

По мере нарастания в СССР социально-экономических проблем ухудшались условия и общественно-политической жизни. Для этих лет характерн



2020-02-03 801 Обсуждений (0)
Тема 10. От реформ к стагнации и краху советской системы: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. От реформ к стагнации и краху советской системы:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (801)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)