Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая сфера постсоветской Украины и          проблемы Донбасса



2020-02-03 795 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сфера постсоветской Украины и          проблемы Донбасса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономика Советской Украины, входившей в состав СССР, являлась частью единого народнохозяйственного комплекса, который создавался на базе специализации и кооперации республиканских предприятий. Предприятия Украины были связаны многими договорами с другими республиками о поставке тех или иных комплектующих, сырья или материалов, для сбыта своей продукции использовали их рынки. С начала 1990-х годов руководство постсоветской Украины встало на путь разрыва прежних экономических связей. Это был ошибочный шаг, он отражал новый курс республиканского руководства: ориентацию на страны Запада, вступление Украины в международные сообщества, ограничение контактов с Россией до минимума.  

 Потери Украинской ССР от разрыва экономических связей с бывшими советскими республиками составили 29 млрд. долларов. Руководство постсоветской Украины ставило задачу создания замкнутого цикла национального производства с выходом на рынки Запада. При этом в Украине в начале 1990-х годов не существовало собственной финансовой, банковской систем, не было национальной денежной единицы. Их предстояло создать, на это требовалось время.

Социально-экономическую историю постсоветской Украины можно условно разделить на 4 этапа. Первый  этап охватывает события 1991-1999 годов.

В своё время экс-советник второго президента Украины Л.Д. Кучмы А. Гальчинский  указал на одну особенность украинской экономики  1991-1993 годов: экономических реформ  в Украине не проводилось, была лишь  имитация реформ. Тогда в центре внимания руководства Украины находились вопросы исключительно государственного строительства. Игнорирование социально-экономических проблем руководством страны привело к катастрофическому результату. Промышленное производство в республике за 1991-1993 годы сократилось на 25%, раскрутилась гиперинфляция, розничные цены в 1993 году увеличились в 102 раза, украинский карбованец (временный заменитель национальной денежной единицы) обесценился в 103 раза. Уже в 1992 году украинское государство утратило роль регулятора в сфере экономики.

Лишь осенью 1994 года президент Л.Д.Кучма объявил о начале проведения экономических реформ в Украине. Спустя несколько лет он откровенно признает, что реформы разворачивались без какого-либо обоснования, без теоретических представлений о путях их осуществления. Украина приняла навязанную ей Международным валютным фондом (МВФ) модель преобразований. Она предполагала отказ от роли государства-регулятора при переходе к рыночным отношениям. Кроме того, в предложенном варианте экономических реформ  не нашлось места социальным вопросам, также требовавшим решения. Авторы реформ не учитывали ни исторических традиций населения республики, ни особенностей их менталитета. Осуществление экономических преобразований на основе модели МВФ не принесло положительных результатов.

Следует обратить внимание еще на одну специфическую черту украинской экономики: экономический курс государства выстраивался не в соответствии  законам рынка, а определялся текущей политикой, идеологией. Так было и с решением вопроса о том, какое государство напечатает первый выпуск новой украинской денежной единицы – гривны. Верховная Рада бурно обсуждала этот вопрос. Рассмотрев несколько возможных вариантов (собственных возможностей тогда не было), депутаты приняли решение сделать соответствующий заказ Канаде (Италия получила отказ) только потому, что в  канадском обществе есть влиятельная украинская диаспора. С экономической точки зрения такое решение было неоправданным. Гривна была введена в оборот Украины в 1996 году (вместо 1992 года).

Негативные процессы в украинской экономике продолжали раскручиваться. Вплоть до 1999 года социально-экономический кризис усугублялся, в 1999 году Украина достигла «дна», то есть самых низких показателей. Первые положительные результаты были следующие: государство взяло под контроль гиперинфляцию, несколько укрепилась гривна, государство восстановило контроль над экономическими процессами. С такими итогами пришло руководство страны к началу ХХI века.

На втором этапе  (2000-2004 годы) президент Л.Д.Кучма предложил программу вывода экономики Украины на уровень стабильного развития. Достичь этого результата удалось правительству В.Ф.Януковича (2002-2004 годы). Темпы роста ВВП ускорились и достигли 12% в 2004 году. Это были лучшие показатели в СНГ. Достигнутая экономическая стабилизация положила начало постепенному возрождению хозяйства республики.

Положительная тенденция социально-экономического развития Украины была прервана так называемой «Оранжевой революцией» 2004 года. Начался третий этап (2004-2009 годы) социально-экономических преобразований. Результаты третьего этапа во многом определялись итогами этой «революции»: новым президентом Украины был избран В.Ющенко, ставленник США. Его решения и действия были продиктованы требованиями МВФ.

 Главным итогом правления В.Ющенко стало разрушение экономической стабильности, достигнутой с таким трудом предшествующим правительством В.Ф.Януковича. Если в 2005 году ВВП Украины еще увеличился на 2,4%, то в последующие годы этот показатель неуклонно снижался. Вновь раскручивалась инфляция, она достигла максимума при правительстве Ю.Тимошенко (2007 год) и составила 14-16%. Доверие инвесторов было утеряно, начался отток инвестиций за рубеж. Гривна девальвировала. Золотовалютный запас сокращался. Государственной долг Украины вырос в 3,2 раза к 2009 году. К этому времени Украина потеряла шестую часть своего ВВП и 25% промышленности. Возник новый экономический кризис, ему сопутствовал политический кризис.

Падение доверия общества к тогдашним лидерам государства закончилось избранием нового президента В.Ф.Януковича (2010 – 2014 годы). С его именем связан четвертый этап социально-экономического развития Украины. Новый состав правительства возглавил Н.Азаров. Медленно и с трудом ему удавалось увеличивать ВВП республики: в 2010 г. – на 4,2%, 2011 г. – на 4,7%; в 2012 г. началась рецессия. Рост ВВП вошел в стадию замедления темпов развития, что не было проявлением кризиса, и составил в 2012 году 0,2%. Инфляция уменьшилась с 12,6% в 2009 году до  7,5% в 2011 году. Не удалось снизить государственный долг Украины. Он составлял 36% ВВП, как и в 2009 году (правительство Ю.Тимошенко).

В целом экономика постсоветской Украины (1991-2012 годы) так и не смогла вернуться к показателям конца 1980-х годов, когда существовала Советская Украина в составе СССР. Отставание составляло почти 30%. Удельный вес отраслей промышленности, определявшие технический прогресс (машиностроение и металлообработка, электроника и радиоэлектроника), сократился почти в 3 раза: с 30,5% до 10,6%. Удельный вес легкой промышленности уменьшился с 10,5% до 0,7%. Доля сельскохозяйственной продукции сократилась с 18,7% до 8,3%, т.е. почти вдвое. Это была деградация экономики Украины.

Социальная сфера. Распад общесоюзных хозяйственных связей, сочетание либеральных реформ с интересами представителей корпуса директоров крупных предприятий («красных директоров») привели  к трагическим социальным последствиям. В украинском обществе в 1991-2013 годах произошло глубокое социальное расслоение. Средний класс был размыт. Соотношение прибыли 10% наиболее богатых и 10% беднейших в Украине 2010 года составляло 40 к 1 (в начале 1990-х годов – 12 к 1). Маргинализация общества углублялась: росло количества бомжей и нищих, молодёжь  криминализовалась, возродилась, казалось, канувшая в Лету детская беспризорность.

Была подорвана система оплаты труда. Частыми стали задержки выплаты заработной платы. Уровень зарплаты был очень низкий, он не соответствовал затратам труда работника. Заметно снизилась покупательная способность населения. Простые граждане Украины выделяли более 60% своих доходов на продукты питания, и такие семьи составляли почти 40%. По состоянию здоровья населения Украина в 2012 году опустилась на 99 место в мире при низком уровне финансирования системы здравоохранения: 3,5% вместо нормы – 6%. Появилась опасная тенденция депопуляции населения Украины. В республике вырос коэффициент смертности – на 20%. Коэффициент рождаемости упал на 28%. В 1989 году проводилась Всесоюзная перепись населения. Она показала, что тогда в Украинской ССР проживало 51,7 млн. человек. В 2000 году  население уменьшилось до 43,9 млн. чел. 

Главным результатом экономических реформ в независимой Украине стало разрушение системы социальных гарантий, обеспечения и защиты, существовавшей в СССР и считавшейся лучшей в мире.

Социально-экономические преобразования, проводившиеся в Украине в 1990-х – начала 2000-х годах, и их последствия особенно сильно ударили по интересам населения Донбасса. В этом регионе было сосредоточено много крупных промышленных предприятий, игравших важную роль в общесоюзном производственном процессе. Разрыв торгово-экономических связей предприятий нашего края с российским рынком создавал угрозу  их дальнейшему развитию и даже существованию.

Переориентация промышленных предприятий Украины на рынок Запада усиливала эту угрозу, так как по техническим и технологическим характеристикам отечественное производство не соответствовало западным стандартам. Да и западноевропейский рынок был давно разделен между его игроками; никто не собирался отдавать свою нишу пришедшему новичку – Украине. Опасность такого развития событий хорошо понимали в Донбассе и рядовые, и местная «элита».

В промышленном производстве Донбасса преобладало использование устаревших технологий и техники. Энергозависимость хозяйства региона была очень высокой, и продукция производства была неконкурентоспособной. Ситуация в промышленном производстве Донбасса в 1991-1997 годах была печальной: оно сократилось в 2 с лишним раза. Тем не менее, промышленный регион оставался донором государственного бюджета Украины, хотя получал из госбюджета на решение социальных вопросов меньше средств, чем вкладывал в него.

Преодолевать техническую и технологическую отсталость за счет собственных ресурсов местная элита не желала. Она использовала другую тактику. Через Партию регионов, заручившись поддержкой населения Донбасса, местная элита поставила перед республиканским Центром вопрос о перераспределении бюджета в пользу регионов. Такой результат означал бы первый шаг Центра к федеративному переустройству унитарного государства  «Украина».

Преобладание в Донбассе тяжелой промышленности с высоким уровнем производственного травматизма  ставило перед центральным руководством Украины вопрос об увеличении социальных выплат региону: регрессных, пенсий, больничных. Одной из причин расширения объема средств, выделявшихся на развитие в Донбассе здравоохранения и на пенсионные выплаты, была высокая плотность заселения региона. Повышенных социальных выплат  из госбюджета требовал Донбасс и из-за высокого уровня загрязнения среды обитания человека.  Проблеме экологии в предыдущие десятилетия в Советском Союзе не уделялось должного внимания. К концу ХХ века эта проблема в регионе с высокой концентрацией тяжелой промышленности стала кричащей.

Перечисленные проблемы Донбасса, безусловно, требовали своего решения и заслуживали внимания центрального руководства республики. Однако Центр проводил политику выравнивания регионов Украины. Западные регионы с низким уровнем развития промышленного производства получали больше средств, чем они вкладывали в бюджет страны. Юго-восточные регионы, включая Донбасс, где развитие промышленного производства достигло высокого уровня, получали из госбюджета меньше выплат по сравнению со своими потребностями.

Проблема перераспределения доходов между центральными республиканскими структурами и местными органами власти в регионах являлась одной из тех, что формировали напряженность в их взаимодействии на протяжении всего периода существования независимой Украины.

В целом же, результаты реформирования украинской экономики на основе модели МВФ оказались неудачным экспериментом с тяжелыми социально-экономическими последствиями. Новые политические силы (так называемые демократы), пришедшие к власти, не оправдали доверия своих избирателей. Жизнь простых людей заметно ухудшилась.

 



2020-02-03 795 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сфера постсоветской Украины и          проблемы Донбасса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая сфера постсоветской Украины и          проблемы Донбасса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)