Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма государственного устройства



2020-02-03 377 Обсуждений (0)
Форма государственного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Руководство Украины столкнулось со сложной проблемой определения формы государственного устройства республики. Суть ее в том, что в составе СССР Украина сложилась как унитарное государство.  В первой половине 1990-х годов в нескольких регионах Украины возникли общественно-политические движения за предоставление им статуса автономных территориально-политических единиц. По существу, в повестку дня был внесен вопрос о переходе от унитарной формы государственного устройства к федеративной. В наши дни  от решения этого вопроса зависит окончание гражданской войны на юго-востоке республики.

 

В Украине необходимо было провести административную реформу.  При президенте В.Ф. Януковиче был дан ей старт, но она осталась не завершенной.

Давно назрела и реформа местного самоуправления. Задачи ее понятны: нужно четко определить полномочия органов местного  самоуправления и обеспечить их ресурсами. Реализация первой задачи позволит исключить сложившуюся практику дублирования в работе центральных и местных государственных структур и органов местного самоуправления. Решение второй задачи привело бы к перераспределению государственного бюджета между Центром республики и регионами. В целом, эти шаги способствовали бы децентрализации власти и передаче многих функций центральных органов власти на местный уровень, расширили бы их полномочия. В нынешней унитарной  Украине центральные органы власти не только не проявляют активности в данном направлении, но и всячески тормозят местную инициативу.

Насущной потребностью нового государства являлось его международное признание. Уже на следующий день после Всеукраинского референдума, который был проведен 1 декабря 1991 года, 2 декабря о признании Украины суверенным государством объявила Польша, 5 декабря – Россия, 25 декабря – США. В течение декабря 1991 года с соответствующими заявлениями выступили 68 государств. Ускоренными темпами создавались дипломатические и консульские представительства Украины за границей. Важно было сохранить и укрепить это государство.

Донбасс

По мере углубления острого социально-экономического кризиса в Украине вопросы государственного строительства находили  всё более широкий отклик в Донбассе. Дело в том, что

- изменение вектора внешнеполитического курса Украины с Востока на Запад,

- ухудшение российско-украинских отношений очень беспокоило жителей индустриального региона.

- Ведь во многих семьях соседней России были близкие или дальние родственники жителей Донбасса, немало их традиционно  поддерживали теплые контакты с друзьями из России и других республик. С ними были налажены тесные торгово-экономические связи.

- На востоке, в бывших союзных республиках существовал колоссальный рынок, где сохранялась потребность в продукции крупных промышленных предприятий Донбасса. Потеря такого рынка имела бы катастрофические последствия для региона, его экономики и людей.

- И, наконец, большинство населения Донбасса составляют русскоязычные. Начавшаяся новая украинизация воспринималась в регионе болезненно.

Попытки местных властей достучаться до руководящего Центра республики и объяснить, почему во внешней и внутренней политике Украины нужно учитывать позицию жителей Донбасса, в Киеве не воспринимались.  

Неспособность центрального руководства решать острые вопросы социально-экономической жизни подтолкнула местные власти и органы местного самоуправления к требованию расширения их полномочий. В условиях политической нестабильности в Киеве в повестке дня возник вопрос о роли регионализма в государственной политике Украины. Донбасс (и местные власти, и большинство населения) все настойчивее выступали за федерализацию государственного устройства Украины.

 

Общественно-политическая жизнь в Украине и нашем        крае. Обострение межнациональных отношений

Слайд 3, 4, 5

Возрождение многопартийности в Украине продолжалось и после провозглашения независимости украинского государства. Теперь этот процесс развивался вширь и вглубь. Высокой политической активностью отличались жители Донецкой области. В 1991 году в области было зарегистрировано создание 7-ми областных организаций политических  партий Украины, в 1994 году их было 14, а в 1998 году – более 30-ти. При этом в регионе шло размежевание политических сил на левых, правых и центристов.

Левое крыло политических сил региона было представлено областными организациями Коммунистической партии Украины (КПУ), Прогрессивной Социалистической партии Украины (ПСПУ), Социалистической партии Украины (СПУ) и Селянской партии Украины (СелПУ). Левые политические силы выступали защитниками трудящихся, людей труда.

Центристские силы представляли областные структуры Народно-демократической партии Украины, Либеральной партии Украины, Партии труда, Гражданского Конгресса Украины, Демократической партии Украины, Партии зеленых Украины и др. В 1997 году в Донецке была создана новая политическая партия – Партия регионального возрождения Украины. В 2001 году она прошла перерегистрацию под названием Партия регионов Украины. В начале 2000-х годов она сыграет важную роль в расстановке политических сил и борьбе за власть в республике. Изначально она тоже представляла центристские силы и региона.

Центристы Донбасса заявляли, что они представляют интересы сторонников подлинной демократии, рыночной экономики, социальной справедливости и духовного процветания. Их социальной средой был средний класс общества.

Правое крыло политических сил Донбасса было представлено областными организациями Конгресса украинских националистов (КУН), Украинской национальной ассамблеи (УНА), Украинской национальной консервативной партии, Республиканской Христианской партии, Христианского народного союза и др.

Это были национал-радикалы. Их цель заключалась в строительстве украинского государства для украинцев и обеспечении приоритетного правового статуса представителям украинской нации. Однако в нашем регионе их поддерживала незначительная часть электората. Многонациональный индустриальный Донбасс отторгал украинский радикальный национализм.

С возрождением в Украине многопартийности выборы в Верховную Раду и местные органы власти проходили в острой борьбе их участников. В республике разворачивались политические сражения партий за избирателей. Кандидаты проводили встречи с избирателями, участвовали в политических дискуссиях и митингах.

  Областные организации всех политических партий Донбасса принимали самое активное участие в избирательных кампаниях по президентским и парламентским выборам, а также в местные органы власти.  В Донбассе на выборах всегда побеждали представители центристских и левых политических сил. Правые силы среди депутатов  всех уровней региона, как правило, были представлены слабо. Такой расклад политических сил отражал реальную картину политических симпатий и антипатий избирателей нашего края. В этом и заключается одно из отличий менталитета жителей Донбасса.

Слайд 6

В 1990-е годы в политической жизни появились общественно-политических блоков. Они создавались с расчетом на более активное проведение избирательных кампаний и на победный результат.  В этом проявлялась организационная слабость многих партий. В 1994 году коммунисты создали общественное объединение «За социальную справедливость». Тогда же по инициативе областной организации Конгресса украинских националистов (КУН), объединившего праворадикальные силы, возник блок «Демократическая Донеччина».

Центристские силы Донецкой области в 1998 году положили начало Народному движению имени Б. Хмельницкого, которое объединяло областные организации Либеральной партии Украины и Гражданского конгресса Украины. В том же году  возникло еще одно объединение –  «Трудовой Донбасс». Оно появилось по инициативе местных коммунистов и социалистов, Партии труда, профсоюзов. Разворачивание активной работы с массами укрепляло социальную базу политических партий.



2020-02-03 377 Обсуждений (0)
Форма государственного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма государственного устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)