Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству



2020-02-03 1093 Обсуждений (0)
Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1

Присоединение Удмуртии к Русскому централизованному государству

 

1. Северные удмурты в составе Вятской земли: своеобразие социально-экономической и политической жизни

2. Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству

3. Южные удмурты в составе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства: своеобразие феодальных отношений

4. Присоединение южных удмуртов к Русскому государству

 

1. Северные удмурты в составе Вятской земли: своеобразие социально-экономической и политической жизни

Территория Вятско-Камского междуречья со второй половины XII – начала XIII в. становится зоной активного освоения славяно-русским и ославяненным волжско-финским населением. В политическом отношении это был стратегически важный плацдарм в борьбе Руси с Волжской Булгарией, затем – Золотой Ордой и Казанским ханством. Процесс заселения имел несколько своеобразных этапов. Первый этап носил во многом стихийный характер: непривилегированные массы населения Древней Руси (в основном выходцы Новгородской республики и ростовцы) шли вследствие различных причин: от христианизации, от княжеских усобиц, социальной и экономической зависимости, малоземелья, в поисках охотничьих и промысловых угодий, а также торговых путей. На втором этапе (XIII – середина XVI вв.) русское население Волго-Окского региона (Ростово-Суздальское княжество) и южнорусских земель бежало в основном от монголо-татарского нашествия и кровавых событий «казанской войны». В этот период активно проявились устремления господствующего слоя к захвату новых земель с проживающим на нем населением (первичная феодализация), что и привело к формированию Вятской земли. Третий этап (XVI – XVII вв.) носил целенаправленный характер административного оформления новых земель в составе централизованного Русского государства и сопровождался посылкой отрядов чиновников, вслед за которыми устремилась новая волна крестьянства и охотников-промысловиков. А первыми здесь появились в 1181 г новгородские ушкуйники, которые по словам летописи: «разсмотряюще земли и ко вселению удобные места избирающе». В бассейне среднего течения р. Вятки возникли русские селища и городища, объединившиеся в Никулицынскую и Котельническую волости. Взаимоотношения этнически разнородного населения были далеки от идеальных. Поселившись на Вятке, новгородцы Хлынов «град устроиша», чтобы «замок крепки во утверждение имети от нашествия супостат – чуди, отяков, черемисы и иных народов», то есть того населения, которое сами ушкуйники регулярно «грабиша и изведоша» во время походов, и которое активно сопротивлялось захвату родных мест чужими людьми.

Можно выделить несколько типов этнических взаимоотношений, складывавшихся у пришельцев с местным населением: а) единовременные грабительские походы; б) процесс постепенного «выдавливания» местного населения из селений; в) изолированное сосуществование в разных поселениях в условиях невысокой плотности. Красноречивый пример грабительских походов приводится в «Повести о стране Вятской». В ней сообщается о том, что отряд новгородцев-ушкуйников «пленил» городища, стоявшие на берегу Чепцы, в ее устье с боем взял Чудь-Болвановский (удмуртский? коми? – Л.В.) городок, на его месте основал город Никулицын. Другая часть отряда захватила марийский городок Кокшаров. М.В. Гришкина пишет, что военные походы ушкуйников – типичное явление эпохи феодальной раздробленности XVI в. Захват чужих земель, выход на новые торговые пути, борьба против булгар и татар, стоявших на пути расширявшейся новгородской, а затем собственно вятской, колонизации совершались людьми жестокими и беспощадными, со свойственным эпохе менталитетом. Не случайно русский митрополит писал о них как людях без совести и жалости, которые людей «много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев, на кол сажая, умертвляли». Под давлением пришлых местные жители-удмурты уходили в глубинные восточные районы Вятки и ее притоков: Чепцы, Кильмези, а также в леса Нижней Вятки и приказанские районы – места с малой плотностью заселения. На протяжении жизни одного-двух поколений они вынуждены были несколько раз менять место жительства. Бросая все нажитое, оставляя пашни, покосы, жилые постройки, они тратили гигантские усилия на освоение новых пространств. В результате удмуртское общество на долгие времена застыло на одной ступени, производя лишь необходимое для выживания количество продукта и транслируя для сохранения народа минимум этнической культуры. Этот процесс сыграл резко отрицательную роль в социально-экономическом развитии и внутренней консолидации этноса.

В бассейне среднего и верхнего течения Вятки и Чепцы в результате объединения Никулицынской и Котельнической волостей в середине XIII в. была сформирована Вятская земля с центром в г. Хлынове (Вятка) как вечевая феодальная республика. По сравнению с классическими народоправствами – Новгородом и Псковом – Вятская республика имела ряд особенностей. Здесь отсутствовала княжеская власть; исполнительная власть имела военизированный характер; автономно существовала церковная организация; вечевая система была более архаичной. Во главе выборного управления стояли земские воеводы, ватаманы, ведавшие военными и гражданскими делами, и подвойские, выполнявшие судебно-полицейские функции. Сельское местное самоуправление осуществлялось при помощи избранных сотских и старост. Господствующее положение занимали феодалы – немногочисленные бояре, которые формировались на основе волостной русской старшины, немногочисленной племенной верхушки вятских удмуртов и чуди (коми?), а также арских (татарских) князей (происхождение последних крайне сложно, генетически они восходят, очевидно, к южным удмуртам, булгарам, бесермянам, чувашам Волжско-Камской Булгарии). Волости управлялись земскими воеводами, один из которых на время становился старшим. Воеводы, избиравшиеся из числа местных бояр, имели всю полноту исполнительной власти. Боярство владело немалыми земельными угодьями, однако крупное землевладение здесь не могло сложиться по причине сохранения общинного мировоззрения как в среде вятчан, так и среди аборигенного населения. Следующее сословие – средние и мелкие землевладельцы: житьи люди, купцы. Они, возможно, владели городскими усадьбами и какими-то землями в округе. Особую категорию составляли лица духовного звания, представлявшие церковную и монастырскую братию. Они постепенно сосредоточили в своих руках значительные площади земель. Основная же часть населения – свободные крестьяне-общинники и посадское население: ремесленники, торговцы. По мнению Л.Д. Макарова, среди городских жителей Вятской земли числилось и местное население. Во всяком случае, г

Грамота 1522 г. отмечает в г. Слободском, например, совместное многоэтничное проживание («буде у каринских князей и у чувашен (бесермян – Л.В.) и у вотяков дворы в городе есть, и в осаде с ними живут»). Однако это было скорее исключением, чем правилом. Поскольку совершались частые грабительские походы и войны на соседние земли и пленение их жителей, можно предположить, что в крае проживало и несвободное население - холопы из военнопленных.

 

Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству

Находясь близко от устья р. Камы – района крупнейших исторических событий того времени, Вятская земля часто становилась ареной военных действий. Так, в 1374 г. она была опустошена новгородскими ушкуйниками. А в 1379 г. отряд ушкуйников во главе с Рязаном вятчане разгромили на территории Арской земли (с которой, возможно, имели союзнические отношения). В 1391 г. «царь Тохтамыш послал царевича своего, именем Бектута, на Вятку ратью. Он же шел, Вятку взял, а люди посече, а иных в полон поведе, мужи и жены и дети». В защиту от военной опасности собиралось ополчение (рать) из всех мужчин, способных носить оружие, и наносило ответный удар. Так, в 1392 г. вятская рать совершила поход на подвластную Золотой Орде Волжскую Булгарию и ограбила города Жукотин и Кошан на Каме. Местное население также нередко вовлекалось в политическую борьбу против великих московских князей, камско-волжских булгар, монголо-татарских или казанских ханов. Вятская земля находилась в вассально-сюзеренных отношениях с нижегородско-суздальскими князьями. С присоединением московским князем Василием I к своим владениям территории Нижегородско-Суздальского княжества в 1393 г. Вятская земля также попала в орбиту влияния Москвы. Князья отдавали ее в удел своим потомкам и родственникам, управляли ею через бояр, которые время от времени наведывались на Вятку. В 1468 и 1478 гг. после походов хана Ибрагима, Вятская земля была данницей Казанского ханства. Тем не менее, вятчане политически маневрировали, пытаясь сохранить автономию. Признавая «верховный сюзеренитет» Москвы, на деле преследовали интересы своей республики. Так, в 1468 г. промосковски ориентированная группировка вятского боярства участвовала в московском походе на Казань и потерпела большие бедствия. В 1469 г. вятчане отказались участвовать в очередном походе на Казанское ханство. Очевидно, были связаны обязательствами с казанским ханом Ибрагимом, который собрал войско против Ивана III «со всею землей своею: с Камскою, и с Сыплинскою, и с Костячскою, и з Белаволжьскою, и – Втятскою, и з Башкирскою».

В 1480-е гг. Вятский край представлял собой населенную и экономически развитую область. Город Хлынов стал крупным торговым и ремесленным центром. В 1489 г. московский князь Иван III решил покончить с самостоятельностью края. Снарядил военный поход на Вятку. Были мобилизованы огромные силы в 64 (а по другим источникам – 72) тысячи конных воинов, а также судовая рать. Москвичи, владимирцы, тверичи отправились на конях, а двиняне, устюжане, белозерцы, вологжане, важане, вымичи, сысоличи (то есть жители Поморья – Л.В.) – на судах. Казанский хан Мухамед Эмин предоставил москвичам 700 конных татар. Походом руководили опытные полководцы князь Д.В. Щеня, боярин Г.В. Морозов. Кама с юга была заблокирована судовой ратью князя Б.И. Горбатого. Войска в июле овладели Котельничем и Орловом, в августе подошли к Хлынову. Сидевшие в осаде просили «не воевать» Вятской земли, И. Галазатова вятские «болшие люди» послали откупиться дарами, обещая признать власть великого князя., но безуспешно. Москва требовала от вятчан целовать крест «от мала до велика» и выдать «головами» руководителей сепаратистской политики – Палку Багадайщикова, Ивана Аникиева, Пахомия Лазарева, а в случае отказа угрожали поджечь деревянные стены Хлынова. Увидев безуспешность сопротивления, вятчане выдали своих предводителей, которых немедленно увезли в Москву, били кнутами и повесили. Вот как описывает летописец «Истории земли Вятской» эти кровавые события: «шедше городы их поимаша, а самих вятчан (русских – Л.В.) к целованью приведоша (присяга на верность – Л.В.), а арян (удмуртов – Л.В.) к роте приведоша (присяга на подданство – Л.В.), вятчан болших людей и с женами и с детьми частью изведоша, а частью разведоша» по различным местам Московского княжества: в Боровске, Кременце, Алексине – засечной черте для защиты Москвы от набегов татар. Торговых людей посадили в г. Дмитрове, на водном пути, соединяющем Москву с Волгой.

В составе Московского государства Вятская земля разделилась на самостоятельные наместничества с центрами в г. Хлынове, Котельниче, Орлове и Слободском, а также в Карино, не имевшем городского статуса, но бывшем резиденцией арских (каринских) князей-татар. Арских князей Иван III первоначально намеревался поместить в Подмосковье, но изменил тактику, и в 1490 г. «пожаловал и отпустил в свою землю». За предоставление свободы князья на московской службе получили значительные земельные пожалования и привилегии: «ведати и судити… и пошлину имати» с удмуртов, бесермян и татар-«беляков», а также право увеличивать число подвластных им людей за счет привлечения мигрантов: «живущих вокруг Казани вотяков и чувашей…приглашать на земли Вятки». Тем самым готовилась почва для присоединения Казанского ханства к расширявшемуся Русскому государству. На Вятке было установлено обычное для Московского княжества административное устройство. Назначаемые Москвой воеводы, а позднее – наместники, волостели и приказные люди, имели здесь широкие полномочия: надзор за земельным фондом, различными сборами и промыслами, за поступлением податей и пошлин с тяглого черносошного населения; борьба с «татями», «разбойниками» и скоморохами; судопроизводство. Они «кормились» за счет сборов, получаемых с местного населения, что открывало возможности для самоуправства и бесчинств. В этот период со стороны представителей наместничьей администрации и определенной части рядового русского населения прослеживается тенденция к дискриминации коренных жителей. Великокняжеская власть пыталась их оградить от обид: «и которые вятчане вотяков и чуваш (бесермян – Л.В.) пришлых новых и старых станут бити и грабити или какие обиды чинить им без суда и без исца, и тем вятчанам от меня (Ивана IV) быти в опале и в продаже». Л.Д. Макаров считает, что конфликтное поведение, скорее всего, обнаруживали те русские, которые попали на Вятку уже после 1489 г. Московское завоевание и внедрение новой формы государственного устройства ликвидировало здесь традиции этнической и религиозной терпимости вместе с разрушением механизма регулирования взаимоотношений русских, удмуртов, бесермян, коми, татар. Результатом стала миграция коренного населения в малоосвоенные земли на левобережье Вятки, в бассейн реки Чепцы. Таким образом, в конце XV в. север Удмуртии стал частью формирующегося Русского централизованного государства. Социально-экономические отношения стали определяться господствующим укладом развитого феодализма.     

 

3. Южные удмурты в составе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и

Казанского ханства: своеобразие феодальных отношений

Взаимоотношения удмуртов с тюркскими соседями условно можно выделить в три этапа и обозначить как булгарский, золотоордынский и казанский периоды.

Булгарский период приходится на X – первую треть XIII в., в период функционировавшего раннефеодального Волжско-Камского Булгарского государства, которое характеризовалось высокоразвитым ремесленным производством и торговлей, наличием крупных городов Биляр, Сувар, Булгар (арабский автор в X в. писал, что «Куяба (Киев) больше Булгара» – столицы государства). Ислам, принятый в 922 г. в качестве государственной религии, стал стержнем консолидации многочисленных разноэтничных племен в единый народ волжские булгары на основе письменной арабской культуры. Волжская Булгария играла огромную роль в этногенезе, социальной и духовной жизни народов Приуралья и Поволжья. Имела разносторонние (мирные и военные) контакты с Киевской Русью, Владимиро-Суздальским, Рязанским и другими русскими княжествами, в процессе которых потеряла контроль над значительной частью волжского торгового пути. В результате булгары сосредоточили свою активность в Камском бассейне: наиболее значительно – в Пермском и Удмуртском (Арском) Прикамье, менее выраженно – в Чепецком бассейне. В 1135 – 1136 гг. в Булгарии побывал арабский купец и миссионер Абу-Хамид ал-Гарнати. Он отметил, что подвластные Булгару народы платят: «джизью (подушная подать с немусульман - Л.В.) царю булгар. А у него есть область, жители которой платят харадж (поземельные налоги или налоги вообще - Л.В.)…И есть другая область, называют ее Ару, в ней охотятся на горностаев и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкуры бобров». М.Г. Гришкина считает, что в цитируемой записке речь идет об удмуртской территории, располагавшейся в треугольнике, образуемом Вяткой, Камой и Волгой. Трудно определить сегодня площадь Арской земли, однако археологические материалы обнаружены вверх по Каме до устья р. Белой вплоть до района Сарапула. Втянутая в тесные экономические отношения с сюзереном, она достигла высокого уровня производительных сил, и социальная дифференциация среди южных удмуртов была выражена ярче, чем у северных. Удмурты получали от булгар ювелирные изделия, гончарные сосуды, заимствовали некоторые технологические приемы и производственные навыки. Следы этнокультурного влияния отразились также в религии и в языке (лингвисты считают, что в удмуртском языке сохранилось около 190 булгарских заимствований).

Золотоордынскийпериод (XIII – XV вв.).В 1236 г. Волжская Булгария первая в Европе приняла на себя удар монголо-татарского завоевания. Войска Батыя разорили и уничтожили города и селения, столицу Биляр, истребили значительную часть населения. Само единство народа подверглось испытанию. Булгары бежали на сопредельные территории. В свою очередь на их опустевшие земли переселялись соседи: марийцы, мордва, чуваши, татары-кипчаки. В 1243 г. Булгария была включена в состав Золотой Орды (столица г. Сарай) и таким образом лишилась политической и иной самостоятельности. В течение длительного времени вся политическая и экономическая организация подвластных Орде территорий (даругов и улусов) определялась военно-феодальным управлением монгольских наместников – баскаков и даругов. Они собирали ясак и другие многочисленные налоги, заставляли выполнять натуральные повинности: строить дороги, возводить и ремонтировать укрепления и мосты. В этих условиях южноудмуртское, татарско-булгарское, бесермянское население стало уходить в леса северного Прикамья, за густые леса и топкие болота, не позволяющие развернуться золотоордынской коннице. По этой причине северная часть Вятско-Камского бассейна осталась вне сферы непосредственной монголотатарской власти. 

Золотая Орда очевидно не была экономически и политически крепким и цельным государством, так как она объединяла многие народы с различным хозяйственным укладом, языками и степенью культурного развития. Кроме того, ее раздирали внутренние противоречия. Религиозный переворот хана Узбека 1312 г. стал началом крупных политических перемен, приведших к утрате территориальной целостности Золотой Орды. Русские летописцы назвали этот период в жизни соседнего государства «Великая замятня». В конце 1430-х гг. Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду, Сибирское, Астраханское, Крымское и Казанское ханства. Первыми отделились камские булгары и практически восстановили свое государство, правда, под другим названием – Казанское ханство (1411 г. – первое письменное упоминание о Казани, как административно-политическом центре булгарских земель). Кстати, очевидно к этому периоду следует отнести появление в русских летописях двух этнонимов: бесермяне и татары. Первый употреблялся для обозначения жителей бывшей Волжской Булгарии или же мусульман вообще, то есть собственно булгар. Второй обозначал кочевое население кипчаков, пребывавшее более или менее постоянно в улусах Татарской земли, на территории, включавшей Закамскую Булгарию и Казанское Предкамье.

Казанскийпериод (XV – XVI вв.) характеризуется сложной внутриполитической обстановкой, постоянными междоусобицами, борьбой между ханами промосковской и прокрымской ориентаций за политическое господство. Казанское ханство, основанное в 1437 г. золотордынским ханом Улуг-Мухаммедом и его сыном Махмутеком, просуществовало до 1552 г. Оно занимало чрезвычайно выгодное географическое положение, так как располагалась на скрещении важных торговых путей: Кама, Волга, Ока. Здесь же проходили караванные пути на Восток и в Среднюю Азию. Население ханства в этническом отношении было весьма пестрым. По словам А. Курбского, «Кроме Татарска языка в том царстве пять различных языков: Мордовский, Чувашский, Черемисский, Воитецкий, або Арский, пятый Башкирский». Казанское ханство (площадь примерно 269 тыс. кв.км) делилось на пять даруг,сохранившихся со времен Золотой Орды: Арский (который тянулся на «полтораста верст поперек, а в длину – и по Каме»), Зюрейский, Ногайский, Галицкий, Алатский. Меньшей административной единицей, входившей в даруг, был улус. Население точному учету не поддается, татар, возможно, насчитывалось около 1 млн. чел. Густонаселенными были центральные районы, а башкирские степи, марийские и удмуртские леса – малонаселенными. Основное занятие жителей – земледелие и скотоводство. Культура земледелия у всех народов практически одинакова. Землепользование – общинное. Крестьяне не были прикреплены к земельным участкам. Они могли переходить от одного хозяина к другому. Скотоводство носило подсобный характер. Занимались также огородничеством, бортничеством, рыболовством, охотой и другими неземледельческими промыслами и ремеслами.

Казанское ханство продолжило функционировать на базе Золотой Орды, поэтому общественный и государственный строй, методы правления и эксплуатации были идентичными. Высшая власть принадлежала хану, его деятельность направлялась советом крупных феодалов (диваном). Феодализация шла двумя путями: во-первых ханы давали своим вассалам право на сбор податей на определенной территории без права владения самой землей и крестьянами, во-вторых, – класс феодалов формировался из среды татарских князей и мурз. Представители родоплеменной знати, выборные и должностные лица из среды коренных народов, очевидно, не могут считаться феодалами, так как они появились в результате организованных мероприятий государства для сбора налога с подвластного населения, а не в результате внутреннего развития. Подвластное население состояло из: рабов, плативших ясак и другие подати государству и феодалам, феодально зависисмые крестьяне (кул, кара халык) и крепостные из военнопленных (чура) и рабов. Взималось до 20 различных податей и повинностей. Основное место среди доходов казны занимали прямые налоги – ясак в виде натуральных продуктов, калан – поземельный налог, который взимался с возделанных земельных участков в виде доли урожая. Затем шли налоги: подомовный, поголовный (подушный), обеспечение продовольствием проезжающих чиновников и послов, запросные подати и прочие. С ремесла и торговли взимали тамгу. За провоз товаров брали особую таможенную пошлину бадж.Кроме того, существовали специальные повинности, связанные с обороной ханства, среди которых главным было городовое дело: постройка и ремонт городских стен, укреплений, острогов. К это же категории относилась поставка продовольствия и фуража для войск. Сохранилась повинность, возникшая еще в эпоху золотоордынского владычества, предоставления крестьянами лошадей по требованию начальников почтовой службы от одной станции-ям до другой, причем все расходы, связанные с постройкой ямов и приобретением лошадей, покрывались за счет трудового населения. Постойная повинность выражалась в обязанности крестьян предоставлять место на ночлег в своих домах и кормить иностранных послов, военных чинов, ханских гонцов и чиновников. Помимо установленных ханством налогов и податей, крестьяне облагались другими незаконными сборами со стороны местных феодалов, в частности, – отатарившейся удмуртской родоплеменной верхушки, известной под названием арские князья. Свою долю стремились получить сотные, десятные князья, через посредничество которых происходило собирание ясака и других податей, осуществлялось распоряжение земельными и иными сельскохозяйственными угодьями.

 

4. Присоединение южных удмуртов к Русскому государству

Казанское ханство являлось для Русского государства стратегически важным объектом. Экономика края, торговля по Волге, Каме и Вятке, близость Казани к русским землям явились значительными предпосылками присоединения Поволжья к Русскому государству. С 1487 до 1521 г. Казанское ханство оказалось в вассальной зависимости от Руси. Был установлен московский протекторат, однако и прокрымская группировка оставалась влиятельной. Среди населения, особенно нетатарского, представителями знати формировалось сопротивленческое движение, потому что иноэтническое господство задерживало не только развитие производительных сил, но и процесс образования единой народности. Стремясь освободиться от гнета, южные удмурты вместе с другими народами края выступали против ханской власти с оружием в руках. Так, в 1496 г. Арская земля восстала против хана Мамука, изгнавшего с казанского престола московского ставленника Мухаммед-Эмина. Мамук штурмовал Арский городок. «Арские же князи града своего не сдаша, но бишася с ним крепко». В это момент опомнились и казанцы, они укрепили свой город, не пустили обратно Мамука, вынудив его уйти с ордой уйти «восвояси». На смену хану Мамуку Иван III по просьбе казанских людей направил нового ставленника - царевича Абдул-Летифа, укрепив московские позиции и промосковскую ориентацию Казанского ханства. Таким образом восстание арских людей сыграло на руку московскому князю. В 1551 г. после присоединения горных марийцев и чувашей (Горная сторона) в состав Русского государства арские люди потребовали от ставленников крымского хана покориться русскому государю («Приходили чаваша арскаа с боем на крымцов: о чем де не биете челом государю?»). Потребность такого требования объяснялась желанием обрести свободу, а также избежать кровопролития между казанцами и русскими: «И им нужа великаа, со все стороны их воюют, ниотколе помощи себе не чают, понеже бо люди великого князя Волгою от Василя-города и по Каму, а Камою вверх по Вятку, а Вяткою вверх по перевозем». Однако восстание арских людей было подавлено: «крымцы Кощак-улан с товарыщи с ними билися и побили чювашу».

В 1545 г. Русское государство начало решительную борьбу с Казанским ханством. «Казанская война» длилась семь лет и принесла много бед и страданий, прежде всего, рядовому населению края. А всего с 1446 по 1552 г. феодальных войн между Москвой и Казанью было 16. За это время 31 раз казанские войска проникали на территорию Русского государства, 33 раза воевали русские войска Казанскую землю. Между тем, в первоначальные планы русского правительства входило присоединение Казани мирным путем на правах автономии. В 1552 г. русский посол А.Ф. Адашев добился отречения от престола царя Шах-Али и назначения наместником С.И. Микулинского. Однако казанцы закрыли крепостные ворота и не пустили наместника в город. Началась пятая за последние двадцать восемь лет осада Казани. Микулинский заключил в тюрьму в Свияжске направленное к нему для переговоров посольство из видных казанцев, среди которых русская летопись называет имена князя Чуры Казыева, Алимана с сыном и арского князя Богдана. Против Казанского ханства выступила 150-тысячная русская армия с пушками и инженерными сооружениями, возглавляемая В.А. Старицким. К ней присоединились также: татарское войско на московской службе под командованием Шах-Али и 4-тысячный отряд из татар, чувашей, марийцев Горной стороны. Казанцев защищали 30 тыс. осажденных, за пределами города - отряды конниц в 20 тыс. чел. и 2 тыс. всадников ногайского мурзы Юсуфа. На стороне казанских ханов выступили также арские князья Явуш, Япанча и иные «выезжие». Против них пришлось направить 3 полка во главе с А.Б.Горбатым и С.И.Микулинским. 10 дней «воевали Арскую сторону всю, многих людей побили, и жены их и дети в полон поимали, …села повыжгли и скот их побили». В плен было взято «12 арских князей, 7 черемисских (здесь: марийских, чувашских - Л.В.) воевод, 3000 сотников и старейшин, а всего 5000 человек». Все они были казнены под стенами Казани во устрашение осажденных. 2 октября 1552 г. Казань пала

Все богатство Казани, все пленных царь Иван Грозный (который во все время войны сидел в шести верстах от крепости и молился в своем полотняном шатре за победу русского войска) отдал в добычу своему войску. А народам бывшего Казанского ханства направил гонцов с «жалованными грамотами», в которых призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак в его казну в том же размере, в каком они платили прежним казанским ханам. Под воздействием сокрушительного поражения, оставшись без военных руководителей, поверив грамоте, южные удмурты направили к царю своих представителей-казаков Шемая и Кубиша с просьбой прислать к ним царского посла. Миссия последних была возложена на сына боярского Н.Казаринова и мурзу Камая. Они привели в Казань арских людей, которые были приведены «к шерти» и обязались «ясаки давати прямые». В честь завоевания Казанского царства Иван IV организовал торжественный въезд в Москву и молебен. В своей речи перед митрополитом Макарием и всем Освященным Собором он подчеркнул приобретение новых подданных: «Из всех Казанских предел все земские люди, арские и луговые, нам добили челом и обещалися нам до века дань давать». Однако первый же сбор ясака русской администрацией и злоупотребления, проявленные при этом, привели к восстанию подвластного населения во всем Урало-Поволжье. Лишь к 1557 г. все очаги сопротивления были подавлены, завершился длительный процесс присоединения удмуртов и других народов региона к Рссийскому многонациональному государству. Казанский летописец с болью писал о тех страшных событиях, что на всей Казанской земле «мало живых осташася…, разве простых черных людей и худых, и немощных, и убозех земледелец». В административном отношении присоединенная территория была разделена на два наместничества: воеводой в Горную сторону (все правобережье Волги) с центром в г. Свияжске был направлен П.И. Шуйский, в Луговую или Арскую сторону (левобережье Волги до восточных рубежей Камы) с центром в г. Казани – А.Б. Горбатый.

Присоединение Волго-Камских земель в состав Русского государства имело огромное историческое значение:

· прекратились военные набеги и разорительные войны;

· восстановилась мирная жизнь трудового населения;

· стали налаживаться экономические связи с другими регионами страны;

· государство расширило границы на восток;

· укрепило экономику за счет плодородных, хорошо освоенных земель Среднего Поволжья и богатых природными ресурсами пространств Вятско-Камского междуречья;

· приобрело волжские и камские торговые пути – важные артерии для связей с востоком и государствами Средней Азии;

· создан прочный плацдарм для продвижения в Сибирь и захвата новых территорий.

        Для народов, насильственно включенных в новое государство и втянутых в новые социально-экономические отношения, итоги далеко не столь однозначны. С одной стороны, в составе централизованного государства при территориальном, экономическом и политическом единстве для удмуртов, как и других народов Урало-Поволжья, создались благоприятные условия для консолидации в единую народность и развитие культуры на новом цивилизационном уровне. С другой стороны, структура этих этносов была усечена и упрощена вследствие уничтожения самых активных и способных представителей народа. К тому же были насильственно прекращены процессы внутренней социальной дифференциации общества, в результате в российскую феодальную систему включилась преимущественно масса «черных людей» – крестьян-земледельцев, оказавшихся в составе неполноправного, эксплуатируемого класса. В экономическом отношении Казанский край был внедрен в феодальные отношения централизованного государства и втянут в общероссийский кризис, который начал изживаться лишь в начале XVII в.  

 

 

Тема 2

 Социально-экономическое развитие Удмуртии в XVI – XVIII веках



2020-02-03 1093 Обсуждений (0)
Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Присоединение северных удмуртов к Московскому княжеству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)