Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство и культурно-просветительная деятельность



2020-02-03 331 Обсуждений (0)
Искусство и культурно-просветительная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря о провинциальной российской культуре рубежа веков, следует отметить, что распределение людей умственного труда и профессиональной культуры на территории Удмуртии было весьма неравномерным. Практически все ее направления сосредотачивались в заводских поселках (Ижевский, Воткинский) и уездных городах (Глазов, Сарапул). Крестьянское население оставалось во власти этнической фольклорной культуры без разделения ее носителей на исполнителей и зрителей.

До конца XIX в. библиотеки на территории Вятской губернии существовали только в уездных городах. К началу ХХ в. они появились во всех волостях и сыграли важную просветительскую роль. Развивались три типа библиотек: 1 – земские (публичные народные в уездах, народные при начальных школах, сельские «пятирублевые», имени А.П. Батуева, имени М.М. Синцова, имени Ф.Ф. Павленкова), 2 – городские публичные (например, имени М.И. Шулятикова в Глазове) и библиотеки при городских училищах, 3 – библиотеки духовного ведомства: епархиальная, при церковно-приходских школах, городские библиотеки духовенства и библиотеки при духовной семинарии и духовных училищах. Первая публичная библиотека в 1822 г. была открыта в пос. Воткинский завод. Там же располагались музей и минералогический кабинет. Лишь в 1897 г. стала работать в Глазове народная городская публичная библиотека. В газете «Вятский край» сообщалось, что ее открытие совпало с началом гастролей цирковой труппы. Представление бродячих артистов, по словам автора заметки, «привлекло публики – увы! – несравненно больше, чем открытие читальни», потому что выступления «сопровождались лотереей под видом подарка публике коровенки, самовара, будильника». Формированием фондов библиотек занимались инициаторы-интеллигенты, земские служащие, большую помощь оказывал Санкт-Петербургский комитет грамотности. Так, на средства земства в Глазовском уезде в 1910 г. содержались 33 библиотеки-читальни. Библиотеки учебных заведений располагали техникой («волшебные фонари») для показа «туманных картин». Помимо книг библиотеки выписывали и получали большое количество изданий периодической печати. С 1838 г. в Вятке стала выходить газета «Вятские губернские ведомости», в неофициальной части которой регулярно публиковались материалы исторического, этнографического, фольклорного характера. Постоянно освещались медицинские, санитарно-гигиенические, агрономические и другие проблемы, рассчитанные для преобладающего в губернии населения – крестьян. С 1905 г. стала издаваться газета «Вятский вестник». В 1863 – 1918 гг. выходил журнал «Вятские епархиальные ведомости», способствовавший формированию положительной нравственной атмосферы в обществе. «Памятные книжки Вятской губернии» (с 1854 по 1916 вышло 50) отличались богатством материалов по природно-географическим особенностям, экономике, культуре, истории, населении края, то есть обладали огромной краеведческой ценностью и пользовались популярностью. В них сотрудничали выдающиеся местные ученые А.С. Верещагин, А.А. Спицын, Н.А. Спасский и др. В годы революции 1905 – 1907 гг. в Вятской губернии появилось до 10 газет различных направлений. Либерально-демократические «Вятская жизнь» и «Вятская газета», проправительственные «Вятский вестник» и «Вятское слово». Социал-демократические взгляды выражали газеты и листовки «Бюллетень» в Воткинске, «Рабочий листок» в Ижевске, «Первый луч» в Глазове. В 1906 г. в Сарапуле издавалась ежедневная общественно-политическая, литературная коммерческая газета «Прикамский край».

Во второй половине XIX в. расширилось книгоиздательство. В 17 губернских и региональных издательских центрах выпускались статьи и исследования известных краеведов и просветителей (Н.Г. Первухина, А.А. Спицына, Н.Н. Блинова, П.Н. Луппова, Г.Е. Верещагина, В.А. Ислентьева и др.). Возникла печать на удмуртском языке. Если первые публикации появились в XVIII в. Лондоне («Евангелие от Матфея»), Казани (1847 г., «Евангелие от Матфея и Марка»), Санкт-Петербурге (1775 г., «Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка»), то в конце XIX – начале XX в., кроме религиозно-нравственной литературы, появились брошюры медицинского, сельскохозяйственного и педагогического характера в Казани, Вятке, Сарапуле, Глазове, Уфе, Елабуге. Наряду с публицистикой на удмуртском языке печатались и художественные произведения. Например, в 1889 г. впервые опубликовано стихотворение-колыбельная Г.Е. Верещагина «Чагыр, чагыр дыдыке» ("Сизый, сизый голубок"). В январе 1915 г. в Вятке выходила газета «Войнаись ивор» ("Весть с войны").

Важными центрами культуры были уездные города и заводские поселки. Еще в 1817 г. служащие и мастеровые Воткинского завода поставили спектакль и даже съездили с ним на гастроли в г. Вятку. В начале ХХ в. воткинская интеллигенция, театралы и художники группировались вокруг общества им. П.И. Чайковского. В Глазове в 1897 г. было создано «Литературно-музыкальное и народнообразовательное общество». Досуг глазовчан также разнообразили выступления приезжих из губернской столицы артистов. В 1900 г. в Ижевском заводе был создан любительский театр, открывшийся спектаклем «Тарас Бульба» по Н.В. Гоголю. Появилась такая форма развлечения, как ученические вечера, елки, концерты, которые устраивали учащиеся и члены обществ трезвости, созданных в начале ХХ в. При каждом соборе и церкви в городах и селах пели свои хоры. Одним из самых крупных был хор Покровской церкви в Сарапуле. Профессиональным композитором стал протоиерей А.Н. Чистяков. Активизировалось музейное дело, вначале при заводах, затем – земские. Так, в 1909 г. группа местной интеллигенции, любители истории и природы края создали музей в Сарапуле. Талантливые иконописцы-самоучки и профессиональные художники Сарапула (Н.Л. Андронов, У. Свиньин, А.П. Беркутов, братья П.А. и А.А. Сведомские), Глазова (Г. Чемесов, братья А.Н., В.Н., С.Н. Чистосердовы), Ижевска (Н.И. Ситников, Л.И. Серебров) занимались просветительской работой, обучали учеников, организовывали художественные выставки и участвовали в российских художественно-промышленных выставках. Новые явления отмечаются в архитектуре промышленных объектов и зданий гражданского назначения. Господствовали классицизм и эклектика. В купеческом городе Сарапуле, насчитывавшем в начале ХХ в. 16 церквей, выделялись дома, построенные архитектором И.А. Чарушиным. Украшением города являлись дома купцов Смагина, Башенина, Корешева, выполненные в русском и готическом стилях, декорированные в формах необарокко, модерн. В Глазове каменные постройки представляли собой чаще всего неоштукатуренные здания учебных заведений в духе позднего классицизма или русского стиля.



2020-02-03 331 Обсуждений (0)
Искусство и культурно-просветительная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство и культурно-просветительная деятельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)