Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы конкурентных закупок



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Способы конкурентных закупок 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран и являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие государства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. В связи с этим проблемы организации государственных закупок всегда актуальны и интерес к системе госзакупок во всем мире остается высоким.

Данная работа посвящена исследованию совершенствования системы госзакупок в Российской Федерации, включая обзор международного опыта и предложения по совершенствованию российского законодательства.

В первой части приведен обзор международного опыта применения протекционизма в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Глава так же включает описание общих принципов организации госзакупок, процедур проведения торгов, типов контрактов на поставку товаров, а также описание методов исследования системы.

Вторая часть исследования содержит обзор и описание основных проблем в данной области, а также проблем действующего федерального законодательства, регламентирующего закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, отмечаются основные пробелы и противоречия действующего законодательства, сказывающиеся на эффективности государственных закупок.

Цель данной работы состоит в анализе основных проблем отрасли, формировании подхода к совершенствованию механизма государственных закупок и разработки рекомендаций по улучшению ситуации.

В связи с этим предполагается решить следующие задачи:

- выявить основные проблемы, возникающие при осуществлении процедуры государственной закупки;

- рассмотреть международный опыт проведения государственных закупок с точки зрения совершенствования механизмов и процедур, способствующих росту экономии государственных средств;

- разработать практические рекомендации по повышению эффективности государственных закупок в России.

Объектом исследования является организационно-хозяйственный механизм осуществления закупок продукции для государственных нужд, а также системные отношения, складывающиеся в ходе организационной деятельности по закупке продукции для государственных нужд.

Предметом исследования являются методы и инструменты совершенствования механизма государственных закупок в Российской Федерации.

Методологической и теоретической основой работы послужили труды современных ученых-экономистов, посвященные теории и практике управления государственными заказами: В.И. Смирнова, Н.В. Нестеровича, М.М.Горбунова-Посадова, А.А. Храмкина и др.

В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явление рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ПОНЯТИЕ ГОСЗАКАЗА И ГОСЗАКУПОК.

Способы конкурентных закупок

 

Государственный заказ - размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. [1]

В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Под понятием «государственный заказчик» обычно понимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий потребности в товарах, работах, услугах, и средства на удовлетворение этих потребностей.

Для удовлетворения своих потребностей этот орган власти формирует заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и размещает этот заказ на свободном рынке с использованием тех или иных процедур.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, государственные нужды - это потребности органов государственной власти (прежде всего исполнительной, а также законодательной и судебной) в различного рода товарах, работах, услугах. [2]

Связь между такими понятиями, как «государственный заказ» и «государственные закупки» прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. [17]

Таким образом, госзакупки - это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия).

Потребности органов государственной власти в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях властной вертикали: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления.

Аналогично, потребности органов местного самоуправления в товарах, работах и услугах, финансируемых за счет средств местных бюджетов, принято называть "муниципальными нуждами".

Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.

Как отмечается в работе В.И. Смирнова и Н.В. Нестеровича, в основу прокьюремента (т.е. системы госзакупок) заложены следующие принципы:

- открытость;

- равноправие (справедливость);

- экономичность;

- эффективность;

- ответственность.

Чрезвычайно важно, что указанные принципы необходимо реализовывать в комплексе.

       Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капитальные вложения.

 В настоящее время, особенно в период экономического кризиса, госзаказ является одним из важнейших способов поддержки государством бизнеса, в том числе и малого. Получение предприятием госзаказа на поставку определенной продукции или выполнение услуг для предприятия означает гарантию реализации произведенной продукции, а также стопроцентную гарантию оплаты исполненного предприятием обязательства. Также стоит отметить, что получение госзаказа для предприятий малого или среднего бизнеса является мощным стимулом для выпуска более качественной продукции. Кроме того, государственный заказ, размещаемый на конкурсной основе, является одним из наиболее действенных инструментов закупок продукции для государственных нужд; такой способ закупок позволяет выявить наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, подобрать более выгодные варианты размещения госзаказа, сочетающие в себе приемлемую цену и необходимое качество продукции или услуг. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым уровнем качества, обеспечивая стабильные экономические взаимосвязи с участием государства как хозяйствующего субъекта.

Как отмечается в статье «Взаимодействие структур в системе госзаказа», опубликованной в журнале «Бюджет», госзаказ, влияя на уровень цен при госзакупках, оказывает косвенное воздействие на динамику цен в рыночной экономике в целом. Наряду с этим, государственный заказ посредством выбора поставщика товаров и услуг обеспечивает, в частности, определенный уровень государственных услуг, что, в свою очередь, свидетельствует о степени социальной ориентации политики государства.

       Кроме того, стоит отметить, что в условиях кризиса госзаказ является мощным рычагом сохранения рабочих мест в регионах. Размещение на предприятиях государственных заказов, оплачиваемых государством, позволяет предотвратить массовые увольнения и последующее за ними увеличение уровня безработицы.

       Для частных фирм госструктуры привлекательны в первую очередь масштабом своих закупок, а также постоянством, что особенно ценно в клиентах.

Кроме того, сотрудничество с государством может улучшить имидж компании, ведь для того чтобы стать поставщиком государства, нужно пройти конкурсный отбор, а это под силу далеко не каждому предприятию. Взаимодействие с региональными властями может помочь компании заработать авторитет в регионе и выйти на новые рынки. К тому же роль государственного поставщика может оказаться полезной и при заключении контрактов с зарубежными коммерческими фирмами. Для иностранных партнеров зачастую предпочтительнее фирмы, обслуживающие государство.

В соответствии с законодательством, существует несколько основных способов размещения государственных заказов. При крупных закупках лучшие предложения обычно удается получить, проведя открытый конкурс (тендер) - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Однако процедура открытого конкурса весьма длительна (не менее месяца) и ресурсоемка (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.). Поэтому в ряде случаев эффективными оказываются иные способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используются:

- Закрытый конкурс

- Селективный конкурс

- Двухэтапный конкурс 

- Запрос цен (котировок)

- Конкурентные переговоры

- Запрос предложений

- Закупка из единственного источника

- Редукцион (аукцион, переторжка)

В целом конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики. Если число поставщиков продукции ограничено, или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только компании, специально приглашенные организатором конкурса.

Селективный конкурс является своеобразным компромиссом между открытым и закрытым. Подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.

При относительно небольших объемах закупок серийной продукции используется способ запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков, причем сравниваться должна однотипная продукция. Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных (серийных) товаров, работ и услуг, для которых существует сложившийся рынок.

Основным способом закупки услуг является запрос предложений. Данная процедура применяется также в случаях, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения, и он хочет запросить варианты решения своей проблемы у поставщика.

Закупка из единственного источника (или прямое заключение контракта) чаще всего используется в случаях:

- отсутствия конкуренции, когда требуемый заказчику продукт предоставляется только одним поставщиком, или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, и равноценная замена отсутствует;

- при превышении спроса над предложением;

- продления ранее заключенного контракта, если подобная возможность в нем изначально предусматривалась, и продолжение сотрудничества с данным поставщиком по-прежнему целесообразно

Из одного источника целесообразно также закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор контрагентов могут быть несопоставимо большими, нежели цена приобретаемой продукции (работ, услуг).

Аукционы, как правило, применяются для организации продаж товаров (квот, лицензий и т. д.), однако право на заключение договора или поставку товара (работ, услуг) вполне может быть предметом аукциона. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена.

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Отличие закрытых аукционов в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако расплачиваться за это приходится снижением их эффективности.

По времени проведения аукционы условно делятся на одновременные и последовательные. Ставки на аукционе могут быть дискретными (т.е. с определенным шагом), или непрерывными. Иногда вводятся ограничения на шаг (как минимум, так и максимум).

При проведении редукциона заказчик не продает, а покупает требуемую ему продукцию. Он устанавливает начальную цену, которую готов за нее заплатить, и продавцы делают ему свои предложения, постепенно снижая ценовую планку. Победителем редукциона является аукционер, предложивший наименьшую стоимость за выполнение им заказа.

Если конкурсные методы закупок не привели к заключению договора, или существует срочная потребность в закупке, заказчик ограничивается проведением конкурентных переговоров с потенциальными поставщиками, на основании которых и заключает договор.

После завершения переговоров заказчик предлагает всем поставщикам, продолжающим участвовать в закупочной процедуре, представить к определенному сроку свое окончательное предложение, на основании которого определяется контрагент.

 



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Способы конкурентных закупок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы конкурентных закупок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)