Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая политика государства и развитие рынка труда в России



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Социально-экономическая политика государства и развитие рынка труда в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики; формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры; развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и АПК; создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства. В связи с этим возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики. Это повлечет изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.
В связи с процессами глобализации экономики обострится конкуренция за квалифицированную рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции предположительно обусловят повышение спроса в этих странах на рабочую силу из стран СНГ, в том числе из России.

По среднесрочному прогнозу в 2010г. численность граждан трудоспособного возраста составит 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн. человек меньше, чем в 2006 г. Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует современное распределение производительных сил в сочетании с локализацией региональных рынков труда и низкой мобильностью рабочей силы. Дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных субъектах РФ обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы.

Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, особенно коммерческого сектора профессионального образования. В настоящее время около 834 тысяч человек 37,9 процентов, окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными. В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются: содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

На федеральном уровне предполагается осуществление нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий в области содействия занятости населения.

Реализация положений, предусмотренных концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в России, снизить уровень общей безработицы до 5-6 процентов экономически активного населения. Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Предотвращению дефицита квалифицированных кадров будут также способствовать меры по оптимизации использования труда иностранных работников и привлечению на постоянное место жительства в России соотечественников, проживающих за рубежом.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Предусмотренное концепцией повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда призвано способствовать росту уровня зарплаты и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения России.

Заключение

Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т.п.

Занятость населения это деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Важное условие стабилизации и последующего экономического роста в России - конкурентоспособная рабочая сила. Опыт развитых стран свидетельствует, что необходимого соответствия вещественных и личностных факторов производства практически нельзя достичь без целенаправленных государственных мер по подготовке квалифицированной рабочей силы.

Одной из форм государственного регулирования рынка труда в России является разработка и реализация федеральных целевых программ содействия занятости населения, программ по созданию и сохранению рабочих мест.

Для осуществления выработанной Правительством Российской Федерации политики по сохранению занятости населения субъектами Российской Федерации утверждены региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Мониторинг, проводимый Рострудом, показал, что по состоянию на конец апреля 2010 года дополнительные мероприятия проводились во всех российских регионах. Заключены договоры с 32 тыс. предприятий (организаций) на участие в дополнительных мероприятиях порядка 970 тыс. человек. Фактически приступили к работе 836,5 тыс. человек, или 66% от численности, заявленной в программах субъектов Российской Федерации.

Среди перечисленных направлений обеспечения государственной политики занятости наиболее реальной и обобщающей является деятельность Службы занятости (Федеральной службы по труду и занятости населения), которая стала важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда в начале 90-х годов. Ее функции определены Законом о занятости, принятым в 1991 г. и подвергнутым корректировке.

В соответствии с действующим законодательством на сегодня эта служба регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, а именно: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы, временное трудоустройство молодежи, привлечение безработных и иных категорий граждан к временным общественным работам, дополнительная поддержка социально уязвимых групп безработных, оказание услуг консультативного характера.

В условиях массового высвобождения работников из предприятий и организаций, введения на ряде предприятий режимов неполной занятости, в 2009 году существенно увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости на всех уровнях их функционирования и возросла востребованность предоставляемых ими государственных услуг.

Всего в 2009 году за предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти в полтора раза (8,5 млн. чел. в 2009 против 6,0 млн. чел. в 2008). Почти в 1,7 раза в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке и повышению квалификации (452,7 тыс. чел. в 2009, 274,7 тыс. чел. в 2008), в 2 раза возросла численность безработных граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах (1,1 млн. чел. в 2009, 538,1 тыс. чел. в 2008), в 2,4 раз увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по самозанятости (221,5 тыс. чел. в 2009, 91,9 тыс. чел. в 2008).

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики; формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры; развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и АПК; создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства. В связи с этим возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики. Это повлечет изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.
    Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

Список используемой литературы

1. Российская федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

2.Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Издат. дом Литера; Регата, 2000. – 47с.

3. Россия в цифрах, 2009.

4. Труд и занятость в России, 2009.

5. Концепция действий на рынка труда на 2008-2010гг. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008г. №1193-р.

6. «Эксперт. Сколько в России безработных», 2009, №44.

7. «Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 7.

8.  www.gks.ru

9. http:/statistika.ru/

10. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко. Экономическая теория (конспект лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.

11. Капелюшников Р. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2001

12. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005.

13. Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.

14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005

15. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

1.1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ

  1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность населения (на конец года)2), млн. человек 148,6 148,3 146,3 144,2 143,5 142,8 142,2 142,0 141,9
в том числе в возрасте:                  
моложе трудоспособного - всего 35,4 33,6 28,4 25,0 24,1 23,3 22,7 22,5 22,5
мужчины 18,0 17,1 14,5 12,8 12,3 11,9 11,6 11,5 11,5
женщины 17,4 16,5 13,9 12,2 11,8 11,4 11,1 11,0 11,0
трудоспособном – всего 83,9 84,5 88,0 89,9 90,2 90,4 90,2 89,7 89,3
мужчины 43,5 44,1 44,4 45,4 45,8 46,1 46,0 45,9 45,8
женщины 40,4 40,4 43,6 44,5 44,4 44,3 44,2 43,8 43,5
старше трудоспособного - всего 29,3 30,2 29,9 29,3 29,2 29,1 29,3 29,8 30,1
мужчины 8,2 8,3 9,4 8,8 8,5 8,2 8,2 8,3 8,4
женщины 21,1 21,9 20,5 20,5 20,7 20,9 21,1 21,5 21,7
Естественный прирост, убыль (-) населения:                  
тыс. человек -219,8 -840,0 -958,5 -888,5 -792,9 -846,5 -687,1 -470,3 -363,5
на 1000 человек населения -1,5 -5,7 -6,6 -6,2 -5,6 -5,9 -4,8 -3,3 -2,6
Миграционный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек 176,1 502,2 213,6 35,1 39,4 107,4 132,3 239,9 242,1
Среднегодовая численность занятых в экономике3), тыс. человек 71905 66330 64517 65979 66407 66792 67174 68019 68458
в том числе в организациях негосударственных форм собственности (безмуниципальной) и в индивидуальном секторе 22245 38385 40145 42053 42825 44292 45136 46223 46961

 

Продолжение табл. 1.1

  1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность безработных4), тыс. человек 3889 6684 7059 5683 5775 5208 4999 4246 5289
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)5), тыс. человек 578 2327 1037 1639 1920 1830 1742 1553 1522
Численность пенсионеров6) (на конец года), тыс. человек 35273 37083 38411 38164 38184 38313 38325 38467 38598
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц (до2000 г. – тыс. руб.) 4,0 515,9 2281 5170 6410 8112 10196 12603 15136
Среднедушевые денежные расходы населения, руб. в месяц (до 2000 г. – тыс. руб.) 3,4 497,1 2218 5030 6296 7992 9852 12118 15111
Среднемесячная номинальная начисленная за- работная плата работников ор- ганизаций, руб. (до 2000 г.– тыс. руб.) 6,0 472,4 2223,4 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17226,3
Средний размер назначенных месячных пенсий (1995, 2000 гг. - с учетом компенсации), руб. (до 2000 г. – тыс. руб.) 1,6 188,1 694,3 1637 1915 2364 2726 3116 4199

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Социально-экономическая политика государства и развитие рынка труда в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая политика государства и развитие рынка труда в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)