Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и способы собирания доказательств



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Понятие и способы собирания доказательств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Собирание доказательств-действия субъекта по обнаружению, истребованию, получению и закреплению доказательств в установленном законом порядке.

Способы собирания (ст.86): -Следственные действия;

 

Следственные действия — предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.

Следственные действия производятся на основании постановления следователя/дознавателя (либо судебного решения в случаях, прямо предусмотренных законом). В ходе производства следственного действия ведется протокол.

Следственные действия, предусмотренные УПК:

-допрос

-очная ставка

-обыск

-выемка

-осмотр

-освидетельствование

-контроль и запись переговоров

-получение информации о соединениях

-опознание

-следственный эксперимент

-проверка показаний на месте

-наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию

-судебная экспертиза

 

 -Истребование предметов и документов;

 

На практике требования о представлении предметов и документов облекаются в письменную форму служебных писем-запросов, а требования о производстве ревизий в связи с имеющимися в производстве уголовными делами выражаются в форме постановлений.

Между тем основания, форма и порядок истребования предметов и документов, требования о производстве ревизии в законе не регламентированы. Следовательно, такое требование правомерно и в том случае, когда оно высказано устно или передано в виде телефонограммы, радиограммы.

Часть документов, официально подтверждающих те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (например, справки о наличии или отсутствии судимости, копии приговоров, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров; акты ревизий и документальных проверок; заключения эксперта; документы страховой компании в случае предъявления ею иска к обвиняемому и др.), составляются и представляются дознавателю предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.

В связи с этим надо сказать, что согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Документы, устанавливающие личность, подтверждающие наличие у граждан каких-либо специфических прав или заслуг, оформляются компетентными учреждениями и организациями.

Такие удостоверяющие документы, как расписки, оформляются гражданами; договоры между гражданами (завещания, дарения и пр.), совершаемые в письменной форме, подготавливаются соответствующими должностными лицами.

 

 -Производство ревизий и документальных проверок;

 

При возбуждении уголовных дел производство документальных проверок (далее - проверок) и ревизий является одной из распространенных форм использования специальных знаний. Необходимость в их производстве зачастую возникает при проверке сообщений о присвоении, растрате, преступных уклонениях от уплаты налогов, таможенных платежей, легализации (отмывании) денежных средств, преднамеренном банкротстве и других преступлениях.

Термин «ревизия» определяется как обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий, а «проверка» - удостоверение в правильности чего- нибудь, обследование с целью надзора, контроля. Под ревизором понимается должностное лицо, производящее ревизию. По существу ревизия представляет собой один из видов проверки, обладающий самостоятельным характером.

Проверка - это собирание и анализ сведений, необходимых для оценки финансово-хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. В процессе проведения документальной проверки изучаются только документы, а в ходе ревизии наряду с документами, как правило, проверяется и фактическое наличие товарно- материальных ценностей в той или иной организации.

Ревизия, как правило, охватывает все направления финансово- хозяйственной деятельности организации и по существу представляет собой комплексную проверку. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. В ходе ревизии проверяющий должен документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов смет. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению, правильности образования и расходования государственных внебюджетных средств.

УПК определенно указывает на использование проверок и ревизий лишь применительно к стадии возбуждения уголовного дела. Между тем на практике они проводятся и при расследовании преступлений. В качестве правовой основы их осуществления могут рассматриваться положения ч. 4 ст. 21 УПК, в соответствии с которыми требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

По правовой природе они могут быть:

1) процессуальными, когда проводятся по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

2) Непроцессуальными (служебными), когда проверки проводятся в рамках административно-хозяйственной деятельности должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, то есть без участия следователя, для решения задач, возложенных на них соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами.

В зависимости от вида специальных знаний, используемых для производства проверок различают: а) налоговую проверку - проверку правильности исчисления и уплаты налогов; б) таможенную проверку - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении; в) экологическую проверку; г) проверку соблюдения правил охраны труда и техники безопасности; д) технологическую проверку - проверку соблюдения технологического процесса; е) финансово-экономическая проверку - проверку финансово-хозяйственной и экономической деятельности; ж) иные проверки.

В зависимости от методов (способов), проверки могут подразделяться на следующие основные виды: а) проверки по форме (формальные); б) проверки по содержанию (аналитические); в) проверки возможности проведения хозяйственной операции, существования каких-либо фактов (логические); г) инвентаризации; д) контрольные обмеры и др.

В зависимости от последовательности производства проверки могут быть: а) первоначальными; б) повторными.

По объему проверочных действий различают проверки: а) комплексные (сплошные); б) выборочные (частичные, тематические); в) основные; г) дополнительные.

Практическое значение имеет и классификация проверок в зависимости от субъекта ее производства. По этому критерию различаются проверки, проводимые: а) сотрудниками органов внутренних дел; б) сотрудниками налоговых органов; в) сотрудниками таможенных органов; д) аудиторами и т.д.

Лицами, осуществляющими проверки, могут быть соответствующие специалисты различных областей деятельности.

 

 -Представление предметов и документов;

 

Предметы и документы могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым и их представителями, защитником, частным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями.

О представлении предметов и документов составляется протокол.

Желательно присутствие понятых, в необходимых случаях — специалиста.

Лицу, представившему предмет или документ, вручается копия протокола.

Порядок представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд определен Инструкцией. утвержденной приказом МВД России, ФСБ России. Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ. ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.

Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Указанное постановление составляется в двух экземплярах.

Способы закрепления (ст.166): протокол, фотографирование, киносъемка, аудио и видеозапись, изготовление схем, слепков, оттисков следов.

 

 



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Понятие и способы собирания доказательств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и способы собирания доказательств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)