Понятие и способы собирания доказательств
Собирание доказательств-действия субъекта по обнаружению, истребованию, получению и закреплению доказательств в установленном законом порядке. Способы собирания (ст.86): -Следственные действия;
Следственные действия — предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу. Следственные действия производятся на основании постановления следователя/дознавателя (либо судебного решения в случаях, прямо предусмотренных законом). В ходе производства следственного действия ведется протокол. Следственные действия, предусмотренные УПК: -допрос -очная ставка -обыск -выемка -осмотр -освидетельствование -контроль и запись переговоров -получение информации о соединениях -опознание -следственный эксперимент -проверка показаний на месте -наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию -судебная экспертиза
-Истребование предметов и документов;
На практике требования о представлении предметов и документов облекаются в письменную форму служебных писем-запросов, а требования о производстве ревизий в связи с имеющимися в производстве уголовными делами выражаются в форме постановлений. Между тем основания, форма и порядок истребования предметов и документов, требования о производстве ревизии в законе не регламентированы. Следовательно, такое требование правомерно и в том случае, когда оно высказано устно или передано в виде телефонограммы, радиограммы. Часть документов, официально подтверждающих те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (например, справки о наличии или отсутствии судимости, копии приговоров, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров; акты ревизий и документальных проверок; заключения эксперта; документы страховой компании в случае предъявления ею иска к обвиняемому и др.), составляются и представляются дознавателю предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. В связи с этим надо сказать, что согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Документы, устанавливающие личность, подтверждающие наличие у граждан каких-либо специфических прав или заслуг, оформляются компетентными учреждениями и организациями. Такие удостоверяющие документы, как расписки, оформляются гражданами; договоры между гражданами (завещания, дарения и пр.), совершаемые в письменной форме, подготавливаются соответствующими должностными лицами.
-Производство ревизий и документальных проверок;
При возбуждении уголовных дел производство документальных проверок (далее - проверок) и ревизий является одной из распространенных форм использования специальных знаний. Необходимость в их производстве зачастую возникает при проверке сообщений о присвоении, растрате, преступных уклонениях от уплаты налогов, таможенных платежей, легализации (отмывании) денежных средств, преднамеренном банкротстве и других преступлениях. Термин «ревизия» определяется как обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий, а «проверка» - удостоверение в правильности чего- нибудь, обследование с целью надзора, контроля. Под ревизором понимается должностное лицо, производящее ревизию. По существу ревизия представляет собой один из видов проверки, обладающий самостоятельным характером. Проверка - это собирание и анализ сведений, необходимых для оценки финансово-хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. В процессе проведения документальной проверки изучаются только документы, а в ходе ревизии наряду с документами, как правило, проверяется и фактическое наличие товарно- материальных ценностей в той или иной организации. Ревизия, как правило, охватывает все направления финансово- хозяйственной деятельности организации и по существу представляет собой комплексную проверку. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. В ходе ревизии проверяющий должен документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов смет. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению, правильности образования и расходования государственных внебюджетных средств. УПК определенно указывает на использование проверок и ревизий лишь применительно к стадии возбуждения уголовного дела. Между тем на практике они проводятся и при расследовании преступлений. В качестве правовой основы их осуществления могут рассматриваться положения ч. 4 ст. 21 УПК, в соответствии с которыми требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. По правовой природе они могут быть: 1) процессуальными, когда проводятся по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). 2) Непроцессуальными (служебными), когда проверки проводятся в рамках административно-хозяйственной деятельности должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, то есть без участия следователя, для решения задач, возложенных на них соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами. В зависимости от вида специальных знаний, используемых для производства проверок различают: а) налоговую проверку - проверку правильности исчисления и уплаты налогов; б) таможенную проверку - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении; в) экологическую проверку; г) проверку соблюдения правил охраны труда и техники безопасности; д) технологическую проверку - проверку соблюдения технологического процесса; е) финансово-экономическая проверку - проверку финансово-хозяйственной и экономической деятельности; ж) иные проверки. В зависимости от методов (способов), проверки могут подразделяться на следующие основные виды: а) проверки по форме (формальные); б) проверки по содержанию (аналитические); в) проверки возможности проведения хозяйственной операции, существования каких-либо фактов (логические); г) инвентаризации; д) контрольные обмеры и др. В зависимости от последовательности производства проверки могут быть: а) первоначальными; б) повторными. По объему проверочных действий различают проверки: а) комплексные (сплошные); б) выборочные (частичные, тематические); в) основные; г) дополнительные. Практическое значение имеет и классификация проверок в зависимости от субъекта ее производства. По этому критерию различаются проверки, проводимые: а) сотрудниками органов внутренних дел; б) сотрудниками налоговых органов; в) сотрудниками таможенных органов; д) аудиторами и т.д. Лицами, осуществляющими проверки, могут быть соответствующие специалисты различных областей деятельности.
-Представление предметов и документов;
Предметы и документы могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым и их представителями, защитником, частным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. О представлении предметов и документов составляется протокол. Желательно присутствие понятых, в необходимых случаях — специалиста. Лицу, представившему предмет или документ, вручается копия протокола. Порядок представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд определен Инструкцией. утвержденной приказом МВД России, ФСБ России. Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ. ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147. Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Указанное постановление составляется в двух экземплярах. Способы закрепления (ст.166): протокол, фотографирование, киносъемка, аудио и видеозапись, изготовление схем, слепков, оттисков следов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |