Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа дисциплины «Отечественная история»



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Программа дисциплины «Отечественная история» 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство Образования и Науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Автономная некоммерческая организация

 «Российская академия предпринимательства»

Новосибирский филиал

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Отечественная история»  

 

 

Новосибирск, 2008

Составитель: ст. преподаватель Т.А. Косьминых

 

Отечественная история: Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и по направлению «Экономика».

 

Учебное пособие утверждено к изучению на заседании кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № ___ от «___» сентября 2008 г.

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом Новосибирского филиала РАП, протокол № ___ от «___» сентября 2008 г.

В представленном учебно-методическом пособии раскрывается система организации учебного процесса по дисциплине «Отечественная история» для студентов вуза НФ АНО «Российская академия предпринимательства».В данном учебно-методическом пособии в логической и хронологической последовательности освещены основные этапы развития истории нашей страны. Методические рекомендации призваны оказать содействие студентам в освоении знаний о важнейших событиях, процессах и проблемах общественно - политической и социально - экономической жизни нашего Отечества.Настоящие методические указания предназначены для оказания помощи студентам при самостоятельной работе с учебной литературой и подготовке к практическим занятиям. Для лучшего понимания курса студентам предложены контрольные вопросы для самопроверки и тесты к каждой из тем. Специально подобранная литература должна помочь при самостоятельной подготовке к практическим занятиям, контрольному тестированию и экзаменационным испытаниям. Оглавление 1. Введение…………………………………………………………………………………5 2.  Структура, формы и методы организации учебного процесса. Контроль знаний студентов………………………………..…...………………………7 3. Программа дисциплины «Отечественная история»……………………………..…….9 4. Методические рекомендации по разделам дисциплины……………………………..124.1. Тема № 1: История как наука. Функции и принципы исторического познания...………………………………………………………………………12Контрольные вопросы к Теме № 1………………………………………………….14Рекомендуемая литература к Теме № 1…………………………………………….14Тест к Теме № 1……………………………………………………………………...154.2. Тема № 2: Образование Древнерусского государства. Киевская Русь……...16Контрольные вопросы к Теме № 2……………………………………………….....19Рекомендуемая литература к Теме № 2…………………………………………….19Тест к Теме № 2…………………………………………………………………...…204.3. Тема № 3: Государство Русь в XII – XV веках. Татаро-монгольское нашествие...……………………………………………………………………..21Контрольные вопросы к Теме № 3……………………………………………….....26Рекомендуемая литература к Теме № 3…………………………………………….26

Тест к Теме № 3…………………………………………………………………...…27

4.4. Тема № 4: Образование централизованного государства…………….……...28

Контрольные вопросы к Теме № 4………………………………………………….31Рекомендуемая литература к Теме № 4…………………………………………….31

Тест к Теме № 4…………………………………………………………………...…31

4.5. Тема № 5: Эпоха Ивана Грозного. Смута……………………………………..32

Контрольные вопросы к Теме № 5………………………………………………….36Рекомендуемая литература к Теме № 5…………………………………………….36

Тест к Теме № 5…………………………………………………………………...…37

4.6. Тема № 6: Восхождение на престол династии Романовых. Преобразования Алексея Михайловича ...……………………………………………………….38

Контрольные вопросы к Теме № 6………………………………………………….40Рекомендуемая литература к Теме № 6…………………………………………….41

Тест к Теме № 6…………………………………………………………………...…41

4.7. Тема № 7: Внешняя и внутренняя политика Петра I…………………………42

Контрольные вопросы к Теме № 7………………………………………………….44Рекомендуемая литература к Теме № 7…………………………………………….44

Тест к Теме № 7…………………………………………………………………...…45

4.8. Тема № 8: Дворцовые перевороты. Внешняя и внутренняя политика России во второй половине XVIII века...……………………………………………...46

Контрольные вопросы к Теме № 8………………………………………………….50Рекомендуемая литература к Теме № 8………………………………………….....50

Тест к Теме № 8…………………………………………………………………...…51

4.9. Тема № 9: Российская Империя в XIX веке…………………………………..52

Контрольные вопросы к Теме № 9………………………………………………….62Рекомендуемая литература к Теме № 9…………………………………………….62

Тест к Теме № 9…………………………………………………………………...…63

4.10. Тема № 10: Россия в начале ХХ века……………………………………...…64

Контрольные вопросы к Теме № 10………………………………………………...69Рекомендуемая литература к Теме № 10………………………………………...…69

Тест к Теме № 10………………………………………………………………….…69

4.11. Тема № 11: Россия и СССР в период 1917 – 1941 гг………………………..70

Контрольные вопросы к Теме № 11………………………………………………...75Рекомендуемая литература к Теме № 11…………………………………………...75

Тест к Теме № 11………………………………………………………………….…76

4.12. Тема № 12: СССР в период Второй мировой войны………………………..77

Контрольные вопросы к Теме № 12………………………………………………...83Рекомендуемая литература к Теме № 12……………………………………….…..83

Тест к Теме № 12…………………………………………………………….………83

4.13. Тема № 13: СССР в 1945 – 1985 гг………………………………………..….84

Контрольные вопросы к Теме № 13………………………………………………...90Рекомендуемая литература к Теме № 13…………………………………………...91

Тест к Теме № 13……………………………………………………………….……91

4.14. Тема № 14: СССР и Российская федерация в 1985 – 2008 гг…………….....92

Контрольные вопросы к Теме № 14………………………………………………...98Рекомендуемая литература к Теме № 14…………………………………………...99

Тест к Теме № 14……………………………………………………………….……99

5. Рекомендуемая литература по дисциплине «Отечественная история»…………....1005.1. Основная литература…………………………………………………………..1005.2. Дополнительная литература…………………………………………………..1005.3. Ресурсы Интернет…………………………………………………………...…101 6. Темы рефератов по дисциплине «Отечественная история»...…………………...…102 7. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Отечественная история»……………………………………………………………………………….104 8. Хронология Отечественной истории……………………………………………...…106

Введение

Уважаемые студенты! Вы приступаете к изучению дисциплины «Отечественная история», являющейся наряду с другими гуманитарными дисциплинами важной составляющей частью учебного плана по подготовке специалистов в нашем вузе. Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. С 2000 года во всех вузах нашей страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история».

Главными задачами предлагаемой вашему вниманию дисциплины являются усвоение исторических знаний и понимание исторического процесса, развитие широкого кругозора и логического мышления, приобретение первичных навыков самостоятельной научной работы и ведения дискуссий, осмысление актуальных проблем современности сквозь призму исторического опыта и формирование собственной гражданской позиции.

Начало XXI в. отличается сложными и неоднозначными процессами изменений во всех сферах жизни нашего общества. Именно в такие периоды происходит осмысление героического и драматического пути, пройденного нашим народом и государством. При этом с одной стороны, уходят в прошлое догмы и стереотипы, господствовавшие в советской исторической науке, меняются идеологические ориентиры, с другой стороны, утверждаются новые ценности и появляются новые теории, иногда далеко не бесспорные.

За последние 10-15 лет были переизданы классические сочинения по истории России Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова. Увидели свет многие исследования наших современников, содержащие как новые исторические факты, так и новые трактовки, казалось бы, общеизвестных процессов и событий. Стали общедоступными, переведенные на русский язык, многие произведения видных зарубежных историков. С другой стороны многообразие учебной литературы порождает многовариантность подходов к интерпретации одних и тех же исторических явлений, что не означает ложность одних и истинность других, а лишь подчеркивает многообразие и альтернативность исторического процесса. В данном учебно-методическом пособии представлены лишь те теории, которые являются наиболее известными и общепризнанными в научной среде. История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции. Одна из них это функция социальной памяти, которая в большой степени отражает назначение истории в обществе. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. «Без знания истории, - писал В.О. Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…».Обращение к истории древней Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, а также к героическим поступкам своих предков. Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия. Наше государство нуждается в молодых, умных, творческих специалистах. В этих условиях особое значение приобретает воспитание качеств достойного гражданина, патриота своего Отечества. К сожалению, в начальный период радикальных перемен в нашей стране, произошло полное отрицание «коммунистических ценностей». В их число попали гражданственность, патриотизм. Между тем, они имеют самостоятельное значение. В их основе – любовь к своей Отчизне, служение ей, законопослушание. Без четких гражданских ориентиров не происходит полного формирование личности. В процессе изучения истории складывается историческое мышление, воспитывается гражданственность, национальное достоинство, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

 

 

2. Структура, формы и методы организации учебного процесса. Контроль знаний студентов В основе изучения программы курса «Отечественной истории» лежат принципы цивилизационного подхода, многомерного понимания развития человеческого общества и истории нашей страны. Это позволяет глубже осознать сложность и неоднозначность процессов происходящих в современном мире, а также сформировать у студентов цельное представление о непростом и противоречивом пути России от древнейших времен до XXI века, уяснить роль и место России в мировом сообществе.Программа дисциплины «Отечественная история» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и содержит основные разделы, соответствующие важнейшим хронологическим этапам истории нашего народа и государства (раздел 3 настоящего учебно-методического пособия).Образовательную программу по дисциплине «Отечественная история» студенты большинства специальностей нашего вуза осваивают на первом курсе. При этом структура, формы и методы организации учебного процесса для студентов вечерней и заочной формы обучения существенно отличаются оттого, что имеет место на дневном отделении в других вузах.В зависимости от конкретных задач, учебная работа студентов проводится в формах:§  лекций;§  семинарских занятий;§  подготовке промежуточной письменной работы (реферата);§  самостоятельной работы.Практические занятия (семинары) проводятся наряду с чтением лекционного курса и связаны с изучением наиболее важных и значимых проблем Отечественной истории. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Они способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем исторической науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. Учебным планом семинары предусмотрены только для студентов вечерней формы обучения и проводятся по плану, предлагаемому преподавателем.На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Семинар – это, прежде всего, активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций, глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной учебной литературой. Начинать подготовку к семинару следует с внимательного ознакомления с темой и планом семинара. Сформулированные в плане вопросы являются основным предметом обсуждения на семинарском занятии.Руководствуясь методическими рекомендациями, которые предлагаются для каждого пункта плана, следует продумать основные тезисы выступления.Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной по каждой теме семинаров. Самостоятельная работа с историческим материалом, умение привлечь сведения, почерпнутые из собранных в хрестоматиях документов, позволяют студентам проявлять свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре.Ведение дискуссии на семинарах прививает студентам культуру общения, формирует навыки аргументированного отстаивания своей точки зрения.Безусловно, большая доля учебной деятельности студентов вечерней и заочной формы обучения приходится на их самостоятельную работу. Для студентов вечерней формы обучения читается общий обзорный курс лекций по отечественной истории, заочники же имеют возможность прослушать лишь установочные лекции, в которых рассматриваются только проблемные части курса и даются рекомендации при подготовке к экзаменационным вопросам (примерный перечень экзаменационных вопросов см. в разделе 7 данного пособия). Список рекомендуемой литературы приводится в разделе 5 настоящего пособия. В целях промежуточного контроля знаний студентов и вынесения итоговой оценки используются:§  активная форма работы на семинаре (участие в дискуссии, опросе, подготовка доклада или сообщения);§  защита реферата;§  экзамен.

Обязательным условием допуска к экзамену для студентов вечерней и заочной формы обучения является сдача письменной работы (реферата) в строго установленные сроки. Письменная работа должна быть выполнена на компьютере в формате А4, редакторе Win word. Текст располагается на странице с полями 20 мм. Необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к подобным работам: Шрифт – Times New Roman, размер – 14 pt, интервал – полуторный. Объем работы от 15 до 18 страниц. При подготовке письменной работы (реферата) студенту следует обратить внимание на четкое соблюдение структуры работы:

§ введение, где рассматривается актуальность выбранной темы, источники и историография вопроса в отечественной литературе;§ основная часть, состоящая из глав, параграфов и подпунктов, раскрывает содержание темы;§ заключение, где резюмируются сделанные выводы по содержанию в основной части работы;§ список использованной литературы.Темы рефератов к курсу «Отечественная история» содержаться в разделе 6 настоящего учебно-методического пособия.

Программа дисциплины «Отечественная история»



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Программа дисциплины «Отечественная история» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа дисциплины «Отечественная история»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)