Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 1: История как наука. Функции и принципы исторического познания



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Тема № 1: История как наука. Функции и принципы исторического познания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

История (от греч. Н istoria - рассказ о прошлом, повествование, о том, что узнано, исследовано) одна из самых древний наук на Земле. История появилась одновременно с появлением homo sapiens, с появлением у человека абстрактного мышления.

История - наука гуманитарная. Чем она отличается от других наук? Она дает совокупное знание об обществе. История зависит от политической конъюнктуры, в зависимости от конъюнктуры есть искушение создать приглаженное историческое прошлое в угоду современной политической истории. Но существуют определенные принципы изучения истории, которые должны помогать изучать ее так, чтобы она несла правду, а не вымысел, воссоздавала прошлое, а не извращала его.

Принципы изучения истории:

1.  Одним из главных принципов изучения истории является принцип историзма. Он подразумевает рассмотрение событий в их развитии и в историческом контексте (контекст - от лат. связь, соединение с предыдущими событиями и социально-политическими процессами). Только в контексте слово получает конкретное значение. Этот принцип предполагает сопоставление знаний о предшествующих событиях и последующих. Каждая последующая ступень истории есть результат предыдущей. Историзм дополняется Герменевтикой, т.е. предполагает умение вживаться в эпоху, смотреть на события как бы изнутри, глазами людей ушедших поколений. Без этого понять историю невозможно.

2.  Важной группой принципов являются принципы объективности, научности и всесторонности. Они требуют, чтобы при изучении событий ученый брал не отдельные, случайные факты, а всю их совокупность. Нельзя подгонять факты под научную гипотезу, необходимо гипотезу строить на основе фактов.

 

Подходы к изучению истории:

Формационный, основанный на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса о пяти общественно-экономических формациях, которыми движется вся человеческая история. По сути этого подхода, история представляется как закономерная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической), на стыках которых происходят революционные изменения. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и уровнем развития производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими и неимущими. Однако, эти идеи оказались со временем пригодными только для центральной Европы, другие страны развивались иначе.

Цивилизационный подход создал свое понимание исторического процесса. Согласно этому подходу все государства Земли развиваются по своим законам, в зависимости от того, к какому типу цивилизации они принадлежат. Движущей силой истории был объявлен не экономический, а культурный фактор и понятие ментальности. (Ментальность- образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных ценностей, характерных индивиду, группе людей, народу, совокупности народов. Подобным понятием определяется «загадочная русская душа», «французская ветреность», «английская чопорность», «немецкий педантизм» и проч.) Все цивилизации Земли делятся на несколько типов, существует целый ряд их классификаций. Одной из распространенных является деление цивилизаций на непрогрессивную, прогрессивную (западную), циклическую (восточную).

Место России в системе мировых цивилизаций.

Существует очень много точек зрения на место России в системе мировых цивилизаций. Проблема становится особенно болезненной в переходные этапы развития России, каким является и рубеж ХХ-ХХI веков. Дискуссии о месте России велись уже с конца ХIХ века. Вопрос имеет не только сугубо теоретическое значение. Это вопрос о будущем России.

Первая точка зрения:

Приверженцы марксизма-ленинизма считали Россию частью Европы, считая, что она идет по тому же пути, что и другие страны, но слегка отстает от Запада. Однако на рубеже ХIХ-ХХ веков Россия совершила прорыв и первой перешла на новую стадию своего развития, перейдя в иную, отличную от Европы, формацию, т.е. коммунистическую.

Вторая точка зрения:

Западники считают Россию частью Западной цивилизации, считая, что она всегда шла по прогрессивному пути развития. Но в годы первой мировой войны слабостью государства воспользовались большевики, захватили власть и тем самым столкнули страну с привычного пути. Современные события в нашей стране рассматриваются ими как попытки вернуть Россию в лоно западной цивилизации.

Третья точка зрения:

Есть много приверженцев той точки зрения, что Россия представляет собой чисто Восточное общество. Попытки заставить ее пойти по западному пути развития, обречены на неудачу. Неудачно закончились прозападные реформы Петра I. Неудача ожидает и современные прозападные реформы в России. Но если власть стабилизируется, то для России возможен поворот на западный путь развития.

Четвертая точка зрения:

В основе этой концепции лежит тезис о цивилизационной неоднородности России. Россия представляет собой конгломерат цивилизаций. В ней живут народы, которые идут разными путями развития в цивилизационном смысле. Россия - цивилизационная мозаика. В этом - главная сложность для развития страны. Только придя к согласию, только стабилизировав положение этой мозаичной структуры можно надеяться на прогресс в реформах, на движение страны вперед.

 

Функции истории:

1.  Познавательная. Познавательная функция заключается в конкретном изучении исторического опыта развития России, в теоретическом обобщении исторических фактов, процессов и событий.

2.  Рекомендательная. Рекомендательная функция состоит в том, что история, выявляя тенденции и закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный курс внутренней и внешней политики, направлять деятельность политиков.

3.  Воспитательная. Воспитательная функция играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития общества, воспитании на примерах истории.

Объективное познание отечественной истории обеспечивается научной методологией. Методология – это система приемов и средств познания. Наиболее распространенными до недавнего времени были позитивистская и марксистская ориентация в историческом познании. Первая апеллировала к позитивному, конструктивному, основанному на опыте знанию, а вторая – к материалистической диалектике. Обе требовали подходить к изучению исторических событий с позиций системного, структурного и функционального анализа, опираясь на систему конкретно-исторических фактов. Сегодня и та и другая подвергаются критике.

 

К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучать прошлое. Классификация исторических источников является одной из вспомогательной исторической дисциплины – Источниковедения. Исторические источники могут быть вещественными и письменными.

 

В становлении и развитии российской исторической науки обычно выделяют три этапа. В России Историография как наука сложилась в XVIII веке. Именно тогда сложились первые научные концепции отечественной истории – норманнизм и антинорманнизм. Появляется первый фундаментальный труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Во второй половине XIX века широкую известность получают труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, А.С. Лаппо-Данилевского.

Советский период развития историографии отличается доминированием марксистско-ленинского подхода. Исторический процесс начинает рассматриваться с точки зрения классовой борьбы и поступательной смены формаций.

Третий период в развитии отечественной историографии начался после распада Советского Союза. Историография стала на этап становления в новых социально-политических и мировоззренческих условиях. История становится многовариантной, появляется множество теорий и интерпретаций исторических событий, не всегда бесспорных, но имеющих право на жизнь.

 

Контрольные вопросы к теме № 1:

1.  Дайте определений истории, исторического факта и исторического источника?

2.  В чем заключается воспитательная функция исторической науки, попробуйте исходить в ответе из своего жизненного опыта?

3.  Назовите этапы развития истории как науки?

4.  Как нужно изучать историю, чтобы она становилась наукой? Назовите принципы изучения истории?

5.  Какие подходы к изучению истории Вы знаете?

6.  Оцените место и роль России в системе мировой истории?

 

Рекомендуемая литература к теме № 1:

1.  Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2.  Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. УП. / Милов Л.В. М., 2006 - 762c.

3.  Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. / Устинов В.М. - М.: НОРМА, 2003.

Орлов А.С. История России: учеб. для вузов. / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др - М.: Проспект, 2006.

4.  Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

Тест к теме № 1

1.  История как наука:

А. - всегда может поставить эксперимент;

Б. – изучает исторические факты и события прошлого;

В. – подчинена законам вселенной.

2.  Какой из методологических подходов провозглашает главной движущей силой истории культурный фактор и ментальность:

А. – цивилизационный;

Б. – формационный;

В. - экологический.

3.  Авторы формационного подхода к изучению истории:

А. - К. Маркс и Ф. Энгельс;

Б. - К. Маркс и В.И. Ленин;

В. - С. Платонов и О. Ключевский.

4.  Принцип историзма обозначает:

А. - субъективное отношение к историческим фактам;

Б. - всестороннее изучение исторического события;

В. - необходимость изучения любого исторического факта и его взаимосвязь с предшествующими и последующими событиями.

5.  Какая классификация цивилизаций Земли принята цивилизационным подходом в изучении истории:

А. - прогрессивная, непрогрессивная, восточная;

Б. - цивилизованная, дикая, уникальная;

В. - прогрессивная, западная, европейская.

6.  Цивилизационный подход к изучению истории имеет в своей основе:

А. - культурологическое понимание движущей силы исторического процесса;

Б. - цивилизованное понимание истории;

В. - материалистическое понимание исторического процесса.

7.  Формационный подход к изучению истории, главной движущей силой развития общества провозглашает:

А. - развитие культуры;

Б. - развитие этноса;

В. - материальный фактор.

8. Какая функция истории помогает вырабатывать научно-обоснованный курс внутренней и внешней политики:

А. – воспитательная;

Б. – познавательная;

В. – рекомендательная.

9. Кто из русских историографов написал первый обобщенный курс Российской истории:

А. - В.О. Ключевский;

Б. – С.М. Соловьев;

В. – Н.М. Карамзин.

10. Герменевтика – это:

А. – наука, изучающая исторические источники;

Б. – вспомогательная историческая наука, помогающая вживаться в эпоху, смотреть на события как бы изнутри, глазами людей ушедших поколений;

В. – отрасль истории, изучающая общемировой технический прогресс.



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Тема № 1: История как наука. Функции и принципы исторического познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 1: История как наука. Функции и принципы исторического познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)