Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы формирования пенсионной системы РФ



2020-02-04 804 Обсуждений (0)
Принципы формирования пенсионной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

 

Введение. 3

1. Теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.. 6

1.1. Сущностная характеристика пенсионной системы РФ.. 6

1.2. Принципы формирования пенсионной системы РФ.. 27

1.3. Правовое обеспечение пенсионной системы РФ.. 33

2. Анализ пенсионной системы Российской Федерации. 45

2.1. Источники доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации. 45

2.2. Оценка основных направлений расходования средств. 50

Пенсионного Фонда. 50

2.3. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в России. 57

3. Реформирование пенсионной системы РФ.. 66

3.1. Зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность. 66

его адаптации в России. 66

3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ.. 79

Выводы и предложения. 92

Список использованной литературы.. 97

Приложение 1. 101


Введение

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. — негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе  проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

1. Теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ

 1.1. Сущностная характеристика пенсионной системы РФ

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.[1]

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования — тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой — от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

- достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

- наступление инвалидности в трудоспособном возрасте (тру­довая пенсия по инвалидности),

- для нетрудоспособных членов семьи застрахованного работ­ника (кормильца) его смерть служит основанием для трудо­вой пенсии по случаю потери кормильца;

- для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудя­щихся — длительное выполнение определенного характера трудовой деятельности.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельно­стью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следую­щие базовые виды пенсий:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответст­вии с действующими нормативными актами устанавливаются: муж­чинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем тру­довом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по ста­рости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий пере­чень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу (это относится к пенсиям на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере).

Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других, видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.

Пенсионным законодательством предусмотрены также дополни­тельные условия пенсионного обеспечения, в частности:

- возрастные ограничения, дающие право на пенсию;

- минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспе­чения;

- ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии;

- поощряемая продолжительность трудового стажа;

- некоторые другие условия.

Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осу­ществляется посредством выполнения условий и норм, предусмот­ренных Федеральными законами РФ № 176 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.

Конституцией РФ 1993 г. (п. 1 ст. 39) в соответствии с между­народными принципами каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Уже к середине 90-х годов (т.е. практически че­рез пять лет после рыночной пенсионной реформы) пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

- нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудо­вого вклада пенсионера;

- резкое снижение уровня жизни пенсионеров, наиболее на­глядно проявляющееся в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пен­сионера;

- сужение дифференциации минимального, среднего и макси­мального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;

- разбалансированность бюджета ПФР по причине роста рас­ходов ПФР на многочисленные виды выплат, не обеспечен­ные адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расшире­ние прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по ста­рости (т.е. по наступлению страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);

- неадекватное увеличение нагрузки пенсионной системы на экономику;

- неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета ПФР с федеральным бюджетом РФ и т.д.

Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше про­блем современного этапа развития пенсионной системы заключает­ся в углублении финансового кризиса пенсионной системы, который проявляется в значительном расширении расходной части бюджета ПФР и резком сокращении доходной его части.

Основная причина разбалансированности бюджета пенсион­ной системы обусловлена тем, что и системе пенсионного обеспе­чения имеется немало механизмов нецелевого расходования пенсионные средств - условия получения трудовой пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множе­ство необеспеченных соответствующими денежными поступления­ми льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д. При этом важно отметить, что пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве, с размером страховых: взносов и их своевременной уплатой.

Не менее существенным фактором ухудшения финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило падение собираемости всех видов доходов ПФР.

Ставка отчислений в ПФР определяется федеральным законода­тельством о тарифах. Однако в последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится обременительной для предприятий и орга­низаций.

Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэффективных элементов в самой действующей организаци­онной схеме управления пенсионным государственным страховани­ем. Первостепенное место среди них занимало сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пенсионных средств между ПФР и органами социальной защиты населения, которое при­водило к тому, что использование этих средств, как правило, осу­ществлялось без надлежащего финансового контроля за движением денежных ресурсов от органов ПФР до пенсионера. В результате нецелевое и необоснованное расходование средств в региональных органах социальной защиты достигло существенных размеров. Пе­речисленные выше и многие другие социально-экономические про­блемы сделали неизбежной необходимость ускорения процессов реформирования пенсионной системы России.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получили надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фон­дом и входит в бюджетную систему России. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе, 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. [2]

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Согласно новой пенсионной модели, взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, но разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, с 1 января 2005 года не участвуют в накопительной системе.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды.

Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.

За период создания современной системы пенсионного страхования в России с 2000г по 2005 г. произошло  увеличение численности пенсионеров с 38,411 до 41,641 млн. чел., т.е. на 3,23 млн.чел, что составляет 7,75% (табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1.

Основные показатели пенсионного обеспечения[3]

 

  2000 2001 2002 2003 2004
1 2 3 4 5 6

Численность пенсионеров, состоящих на учете

в системе Пенсионного фонда Российской Фе­дерации (на конец года) 

         
         
всего, тыс. человек 38411 38630 38432 38164 38184
в процентах к предыдущему году 100,1 100,6 99,5 99,3 100,1
Численность пенсионеров, приходящаяся на          
1000 человек населения 262,5 265,2 265,1 264,7 266,1
Численность занятых и экономия, приходящаяся          
на одного пенсионера, человек 1,68 1,66 1,70 1,71 1,74

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (на конец года), руб.

         
- - 522,4 598,0 660,0
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 694,3 1023,5 1378,5     1637,0     1914,5

Продолжение таблицы 1.1.1

1 2 3 4 5 6
Величина прожиточного минимума пенсионера:          
руб. 909 1144 1379 1605 1801
в процентах к предыдущему году 117,9 125,9 120,5 116,4 112,5
Соотношение минимального размера пенсии по старости, процентов:          
с величиной прожиточного минимума пенсионера 47,1 41,4 - - -
с минимальным размером оплаты труда 396,8 189,6 - - -
Соотношение размера базовой части трудовой пенсии по старости, процентов:          

с величиной прожиточного минимума

пенсионера

с минимальным размером оплаты труда

         
- - 36,5 36,8 35,7
- - 116,1 99,7 91,7
Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий (на конец года), процентов:          
с величиной прожиточного минимума          
пенсионера 76,4 89,5 100,0 102,0 106,3

со средним размером начисленной заработной платы

         
31,2 31,6 31,6 29,8 28,4

Реальный размер назначенных месячных пенсий в процентах к предыдущему году

         
128,0 121,4 116,3 104,5 105,5
Поступление страховых взносов и налоговых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации:          
всего, млн. руб. 379259 494906 642328 770457 932507
в процентах к ВВП 5,2 5,5 5,9 5,8 5,8
в процентах к предыдущему году          
(с корректировкой на индекс потреби-          
тельских цен) 125,3 107,4 112,1 105,5 109,1

Расходование средств Пенсионного фонда

Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий:

         
         
         
всего, млн. руб. 331257 491123 661730 776446 932699
в процентах к ВВП 4,5 5,5 6,1 5,9 5,6
в процентах к предыдущему году          
(с корректировкой на индекс потребитель-          
ских цен) 107,7 122,1 116,3 103,2 108,3

 

Как следует из табл. 1.1.1, численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Фе­дерации с 2000 г. по 2004 г., имела отрицательный прирост (-227 тыс. чел), средний размер назначенных месячных пенсий за этот период увеличился в 2,75 раза, что составило 175%.

Поступление страховых взносов и налоговых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 2000 г. по 2004 г. увеличилось в 2,45 раза, что составляет 145 %.[4]

Расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий с 2000 г. по 2004 г. увеличилась на 601442 млн.руб, что составляет 281 %.

Динамика соотношения размера базовой части трудовой пенсии по старости с величиной прожиточного минимума пенсионера за период с 2002 г. по 2004 г. составляет отрицательную величину -0,8%. Динамика соотношения размера базовой части трудовой пенсии по старости с минимальным размером оплаты труда за период с 2002 г. по 2004 г. составляет отрицательную величину -24,4%.[5]

Как свидетельствуют данные таблицы 1.1.1 развитие пенсионной системы в стране предусматривает постепенное снижение размера одного из базовых показателей - отношения среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (коэффициента замещения). При этом следует учесть и низкий уровень покупательской способности пенсии, который в настоящее время составляет всего 45-50% от уровня 1990 года. Актуарные расчеты, выполненные специалистами Всемирного банка, свидетельствуют о том, что в средне- и долгосрочной перспективе размер пенсии по отношению к заработной плате в России будет понижаться: до 29% в 2005году, до 24 % в 2012 году и т.д.[6]

Соотношение между населением пенсионного и трудоспособного возрастов в последние годы небла­гоприятно для пенсионной системы: коэффициент демографической поддержки пожилых (по методике ООН — число лиц в возрасте 15— 64 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше), характери­зующий нагрузку пожилых на население в трудоспособном возрас­те, в течение всего рассматриваемого десятилетия находился на не­допустимо низком уровне: не превышал 6, и начиная с 2003 г. снижение данного показателя возобновилось, и в течение последующих лет прогнозного периода ожидается волнообразное его колебание (рис. 1.1.1).

Таким образом, коэффициент демографической поддерж­ки пожилых подтверждает необходимость реформирования пенсионной системы и обоснованность начала реформы с 2002 г.

Другой показатель, отражающий нагрузку пенсионной системы непосредственно на население, уплачивающее взносы в пенсион­ную систему, — коэффициент нагрузки (численность пенсионеров в расчете на 100 человек, занятых в экономике) за период с 2000 г по 2004 г. увеличился на 3,57%.

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2015

Рис. 1.1.1. Динамика коэффициента демографической поддержки пожилых (ООН) в 1993—2020 гг., % [7]

 

Столь низкое соотношение между получателями пенсий и ли­цами, занятыми в экономике, вызвано сложной демографической ситуацией в России, уровнем занятости в экономике, а также нали­чием в российском пенсионном законодательстве возможности льготного выхода на пенсию, существенно снижающего фактиче­ский возраст выхода на пенсию для многих категорий работников. Численность пенсионеров, получающих пенсии на льготных ос­нованиях в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, в связи с радиационными авариями и катастрофами, с каж­дым годом возрастала на 1—7%, и, несмотря на постепенное сни­жение темпов их роста, с каждым годом происходило увеличение удельного веса данной категории получателей пенсий в общей чис­ленности пенсионеров до 24% к концу периода.

Рис. 1.1.2. Нагрузка пенсионной системы на население в 2002—2020 гг. [8]

Из анализа рис. 1.1.2. можно сделать вывод о все возрастающей нагрузке пенсионной системы на население после 2010 года. Прогноз численности пенсионеров до 2020 г. разработан Управ­лением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографиче­ского прогноза и отражен на рис.1.1.2. В соответствии с ним тенденция увеличения чис­ленности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый пери­од, что наряду с тенденцией депопуляции приведет к увеличению нагрузки пенсионной системы на население.

 

Таблица 1.1.2.

Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс. чел. [9]

Годы Всего пенсионеров Пенсионеры, получающие трудовые пенсии

 

в том  числе пенсионеры, получающие пенсии

            По старости по инвалид­ности по случаю потери кормильца
1 2 3 4 5 6
2002 38713,9 37070,6 29525,6 5184,8 2360,2
2003 38759,5 37111.6 29807 ,71 5210,3 2094,1

Продолжение табл.1.1.2

1 2 3 4 5 5
2004 38658,31 37019,9 £9864,3 5270,6 1885,0
2005 38727,3 37071,8 20199,1 5164,6 1708,1
2006 38634,7 36985,4 20585,6 4891,1 1508,6
2007 38663,4 37018,4 31047,6 4635,4 1335,4
2008 38797,9 37159 31543,2 4269,1 1347,4
2009 39093,0 37465 32138,2 4052,5 1275,0
2010 39483,4 37859 32662,7 3969,5 1227,6
2015 42108.1 40521 35012,1 4109,1 1400,5
2020 43333,3 41788 36452,2 4350,9 985,2

 

Из анализа табл. 1.1.2 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 г. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1—2%.

В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий (табл. 1.1.2 в приложении 1).

Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца сократит­ся к 2020 г. до 2,4%, пенсионеров по старости возрастет (в том числе. за счет включения в их состав бывших получателей пенсии за выслу­гу лет) и увеличится до 87,2%, доля пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 12,89% в 2001 г. до 10,41% в 2020 г.

Последствием отмеченных выше процессов явилась де­формация финансовых основ пенсионного страхования, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсии снизился со 100—120% в дореформенный период до уровня 80—85% в переход­ный период к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих на­значаемых пенсий.

За этот



2020-02-04 804 Обсуждений (0)
Принципы формирования пенсионной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы формирования пенсионной системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)