Принципы формирования пенсионной системы РФ
Содержание
Введение. 3 1. Теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.. 6 1.1. Сущностная характеристика пенсионной системы РФ.. 6 1.2. Принципы формирования пенсионной системы РФ.. 27 1.3. Правовое обеспечение пенсионной системы РФ.. 33 2. Анализ пенсионной системы Российской Федерации. 45 2.1. Источники доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации. 45 2.2. Оценка основных направлений расходования средств. 50 Пенсионного Фонда. 50 2.3. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в России. 57 3. Реформирование пенсионной системы РФ.. 66 3.1. Зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность. 66 его адаптации в России. 66 3.2. Перспективы развития пенсионной системы РФ.. 79 Выводы и предложения. 92 Список использованной литературы.. 97 Приложение 1. 101
Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсионного страхования, накопительных и профессиональных пенсий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требует создания новых финансовых и организационных механизмов. В правовом регулировании трансформируется соотношение публичного и частного начал применительно к вопросам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности расширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблюдение которых является обязательством России, а также позитивному опыту иностранных государств. На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макроэкономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъективные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физическими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между участниками системы пенсионного страхования зависят от многочисленных факторов, определяющих их развитие. В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание самых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется реформирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способности пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного экономического и социального развития. В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности. Все эти факторы усиливали потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям. Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы. Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преображается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. — негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем управления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее. Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию. У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать. Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования. В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы: 1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ; 2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ; 3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ; 4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы; 5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда; 6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России; 7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России; 8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ. Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений. В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ. Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда. Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ. 1. Теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ 1.1. Сущностная характеристика пенсионной системы РФ Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или материальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой стороны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отношения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.[1] Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законодательные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в период наступления старости или иной причины потери трудоспособности получил название пенсия. По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования — трудовая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной общественно полезной деятельности, которые были трачены по причинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством возраста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, принципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных доходов в форме дивидендов, зависящих только от размера капитала, а с другой — от различных видов государственных социальных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед государством. В соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государственные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной службы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, пострадавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.). Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения являются: - достижение соответствующего пенсионного возраста (трудовая пенсия по старости); - наступление инвалидности в трудоспособном возрасте (трудовая пенсия по инвалидности), - для нетрудоспособных членов семьи застрахованного работника (кормильца) его смерть служит основанием для трудовой пенсии по случаю потери кормильца; - для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенного характера трудовой деятельности. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий: - по старости (по возрасту); - по инвалидности; - по случаю потери кормильца. Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему правилу (это относится к пенсиям на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере). Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других, видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета. Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: - возрастные ограничения, дающие право на пенсию; - минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения; - ограничения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии; - поощряемая продолжительность трудового стажа; - некоторые другие условия. Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Федеральными законами РФ № 176 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и целым комплексом соответствующих законов. Конституцией РФ 1993 г. (п. 1 ст. 39) в соответствии с международными принципами каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Уже к середине 90-х годов (т.е. практически через пять лет после рыночной пенсионной реформы) пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются: - нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пенсионера; - резкое снижение уровня жизни пенсионеров, наиболее наглядно проявляющееся в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера; - сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии; - разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов ПФР на многочисленные виды выплат, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлению страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.); - неадекватное увеличение нагрузки пенсионной системы на экономику; - неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета ПФР с федеральным бюджетом РФ и т.д. Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше проблем современного этапа развития пенсионной системы заключается в углублении финансового кризиса пенсионной системы, который проявляется в значительном расширении расходной части бюджета ПФР и резком сокращении доходной его части. Основная причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обусловлена тем, что и системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов нецелевого расходования пенсионные средств - условия получения трудовой пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д. При этом важно отметить, что пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве, с размером страховых: взносов и их своевременной уплатой. Не менее существенным фактором ухудшения финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило падение собираемости всех видов доходов ПФР. Ставка отчислений в ПФР определяется федеральным законодательством о тарифах. Однако в последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится обременительной для предприятий и организаций. Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэффективных элементов в самой действующей организационной схеме управления пенсионным государственным страхованием. Первостепенное место среди них занимало сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пенсионных средств между ПФР и органами социальной защиты населения, которое приводило к тому, что использование этих средств, как правило, осуществлялось без надлежащего финансового контроля за движением денежных ресурсов от органов ПФР до пенсионера. В результате нецелевое и необоснованное расходование средств в региональных органах социальной защиты достигло существенных размеров. Перечисленные выше и многие другие социально-экономические проблемы сделали неизбежной необходимость ускорения процессов реформирования пенсионной системы России. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получили надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры. Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом и входит в бюджетную систему России. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе, 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам. При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. [2] Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии". Согласно новой пенсионной модели, взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, но разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, с 1 января 2005 года не участвуют в накопительной системе. Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально. Пенсионная реформа позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды. Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции. За период создания современной системы пенсионного страхования в России с 2000г по 2005 г. произошло увеличение численности пенсионеров с 38,411 до 41,641 млн. чел., т.е. на 3,23 млн.чел, что составляет 7,75% (табл. 1.1.1). Таблица 1.1.1. Основные показатели пенсионного обеспечения[3]
Продолжение таблицы 1.1.1
Как следует из табл. 1.1.1, численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации с 2000 г. по 2004 г., имела отрицательный прирост (-227 тыс. чел), средний размер назначенных месячных пенсий за этот период увеличился в 2,75 раза, что составило 175%. Поступление страховых взносов и налоговых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 2000 г. по 2004 г. увеличилось в 2,45 раза, что составляет 145 %.[4] Расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплат населению пенсий и пособий с 2000 г. по 2004 г. увеличилась на 601442 млн.руб, что составляет 281 %. Динамика соотношения размера базовой части трудовой пенсии по старости с величиной прожиточного минимума пенсионера за период с 2002 г. по 2004 г. составляет отрицательную величину -0,8%. Динамика соотношения размера базовой части трудовой пенсии по старости с минимальным размером оплаты труда за период с 2002 г. по 2004 г. составляет отрицательную величину -24,4%.[5] Как свидетельствуют данные таблицы 1.1.1 развитие пенсионной системы в стране предусматривает постепенное снижение размера одного из базовых показателей - отношения среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (коэффициента замещения). При этом следует учесть и низкий уровень покупательской способности пенсии, который в настоящее время составляет всего 45-50% от уровня 1990 года. Актуарные расчеты, выполненные специалистами Всемирного банка, свидетельствуют о том, что в средне- и долгосрочной перспективе размер пенсии по отношению к заработной плате в России будет понижаться: до 29% в 2005году, до 24 % в 2012 году и т.д.[6] Соотношение между населением пенсионного и трудоспособного возрастов в последние годы неблагоприятно для пенсионной системы: коэффициент демографической поддержки пожилых (по методике ООН — число лиц в возрасте 15— 64 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше), характеризующий нагрузку пожилых на население в трудоспособном возрасте, в течение всего рассматриваемого десятилетия находился на недопустимо низком уровне: не превышал 6, и начиная с 2003 г. снижение данного показателя возобновилось, и в течение последующих лет прогнозного периода ожидается волнообразное его колебание (рис. 1.1.1). Таким образом, коэффициент демографической поддержки пожилых подтверждает необходимость реформирования пенсионной системы и обоснованность начала реформы с 2002 г. Другой показатель, отражающий нагрузку пенсионной системы непосредственно на население, уплачивающее взносы в пенсионную систему, — коэффициент нагрузки (численность пенсионеров в расчете на 100 человек, занятых в экономике) за период с 2000 г по 2004 г. увеличился на 3,57%.
Рис. 1.1.1. Динамика коэффициента демографической поддержки пожилых (ООН) в 1993—2020 гг., % [7]
Столь низкое соотношение между получателями пенсий и лицами, занятыми в экономике, вызвано сложной демографической ситуацией в России, уровнем занятости в экономике, а также наличием в российском пенсионном законодательстве возможности льготного выхода на пенсию, существенно снижающего фактический возраст выхода на пенсию для многих категорий работников. Численность пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, в связи с радиационными авариями и катастрофами, с каждым годом возрастала на 1—7%, и, несмотря на постепенное снижение темпов их роста, с каждым годом происходило увеличение удельного веса данной категории получателей пенсий в общей численности пенсионеров до 24% к концу периода. Рис. 1.1.2. Нагрузка пенсионной системы на население в 2002—2020 гг. [8] Из анализа рис. 1.1.2. можно сделать вывод о все возрастающей нагрузке пенсионной системы на население после 2010 года. Прогноз численности пенсионеров до 2020 г. разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза и отражен на рис.1.1.2. В соответствии с ним тенденция увеличения численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией депопуляции приведет к увеличению нагрузки пенсионной системы на население.
Таблица 1.1.2. Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс. чел. [9]
Из анализа табл. 1.1.2 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 г. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1—2%. В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий (табл. 1.1.2 в приложении 1). Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца сократится к 2020 г. до 2,4%, пенсионеров по старости возрастет (в том числе. за счет включения в их состав бывших получателей пенсии за выслугу лет) и увеличится до 87,2%, доля пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 12,89% в 2001 г. до 10,41% в 2020 г. Последствием отмеченных выше процессов явилась деформация финансовых основ пенсионного страхования, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсии снизился со 100—120% в дореформенный период до уровня 80—85% в переходный период к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий. За этот
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |