Структура доходов Пенсионного фонда России в 2001-2006 гг.
(в %)
Данные таблицы позволяют сделать вывод относительно смещения акцентов в структуре поступлений ПФР в результате изменения законодательства с 2005 года. Так, существенное увеличение доли взносов на страховую часть связано с отказом от накопительной части для отдельных категорий граждан, о чем речь шла выше, и их перевод в страховую часть. При этом сокращение поступлений ЕСН из федерального бюджета увязано с сокращением ставки для зачисления в него ЕСН с 14 до 6%. Отразилось это достаточно четко – доля указанных сумм сократилась с 43,8 до 22,6%, то есть практически в два раза. Запланированные на 2006 год поступления ЕСН увеличены в связи с прогнозными ожиданиями относительно увеличения размеров заработной платы и вывода зарплат «из тени». Одновременно возросла доля средств бюджета, передаваемых на выполнение отдельных положений законодательства, а также трансфертов фонду на финансирование выпадающих доходов. На финансирование предусмотренных расходов в 2001 году направлялось 6% бюджетных средств, а в 2006 г. – уже 22,2%. Также не менее важным фактором является факт использования Пенсионным фондом для финансирования своих функций части средств резервного фонда, сформированного в период существования распределительной пенсионной системы, что также не может оцениваться однозначно. На эти цели отвлекается все большая часть финансового резерва Фонда – в 2003 году 42 млрд.руб., а в 2005 – уже 82,8 млрд.руб. Причины этого снова необходимо искать в снижении ставки ЕСН, поступающего в ПФР на финансирование пенсий с 28 до 20%. Потери доходной базы Пенсионного фонда РФ, как уже отмечалось, будут покрываться из федерального бюджета страны. До конца 2004 г. половину суммы обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ страхователи (т.е. работодатели) уплачивали непосредственно в фонд, а половину, предусмотренную на выплату базовой части трудовой пенсии, опосредовано через федеральный бюджет, из которого поступившие суммы полностью перечисляются в Пенсионный фонд РФ. С 2005 г. из федерального бюджета перечисляется в Пенсионный фонд РФ вся поступившая сумма единого социального налога, но так же и субсидия фонду в связи с выпадающими доходами. Государство тем самым переходит к новой модели финансирования системы социального страхования населения страны – субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств. Тем самым в корне меняется финансовая основа системы социального страхования страны, которая должна отличаться финансовой автономностью, утрачиваемой после снижения ставки обязательного платежа с 2005 г. В советский период истории страны Фонд государственного социального страхования из которого финансировалась выплата государственных пенсий был дотационным. Этот фонд был консолидирован в государственном бюджете СССР, при этом его собственные доходы не превышали 40% (49, С.59). Использование бюджетных средств для финансирования пенсионных страховок всего населения страны было вполне оправдано в тот период. Государству, являющемуся собственником практически всего имущества в стране и единым работодателем, было безразлично, каким путем формировать финансовый фонд по страхованию пенсионных рисков: на страховых условиях – только за счет взносов государственных предприятий и работников, либо централизованно – через государственный бюджетный механизм. Второй подход был даже предпочтительней: у государства появлялись дополнительные инструменты управления народнохозяйственным комплексом страны за счет нормирования издержек в разных отраслях производства, а так же новые рычаги кадровой политики. К тому же, единая финансовая система экономила на административных расходах и позволяла централизованно вести общегосударственную финансовую политику. Сегодня же рыночные условия хозяйствования не позволяют использовать выгоды советского пенсионного механизма. Трудно ожидать, что сокращение доходной базы государственной пенсионной системы удастся покрыть ежегодными субсидиями из федерального бюджета. Поступления в 2005 г. в федеральный бюджет единого социального налога 266,5 млрд. руб. при ставке 6% свидетельствуют о том, что снижение ставки обязательных платежей на пенсионное страхование на 8 процентных пунктов означает уменьшение данного доходного источника на сумму, не менее 350 млрд. руб. Эти потери не покрываются запланированной бюджетной дотацией в 75 млрд. руб. Накопленных в Пенсионном фонде РФ резервов явно недостаточно для покрытия возникающего дефицита. К тому же, сформированный в 2000-2001 гг. пенсионный резерв из года в год имеет тенденцию к исчерпанию. Таким образом, анализ финансового обеспечения пенсионной системы в последние годы свидетельствует о том, что формирование нового механизма пенсионного обеспечения невозможно в том объеме, который обеспечил бы приемлемый уровень пенсий. Низкий уровень жизни пенсионеров, а также снижение налогового бремени, и по сути, его перекладывание на федеральный бюджет не может принести позитивных результатов Пенсионному фонду, поскольку в рыночных условиях формирование дотационного механизма финансирования пенсий неприемлемо. Следовательно, необходимо нахождение компромисса между требованиями представителей бизнеса по снижению налогового бремени и потребностями финансовой системы страны по финансированию крупнейших социальных расходов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |