Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое обеспечение пенсионной системы РФ



2020-02-04 331 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение пенсионной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




С целью проведения пенсионной реформы и для достиже­ния поставленных перед нею задач с января 2002 г. вступили в действие федеральные законы, определяющие ход, направле­ние и исполнение этой реформы.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Одновременно, положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета.

Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах») определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.

С целью создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным Законом внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Важное значение в области поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», принятое во исполнение статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Данным постановлением определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право.

Проведем анализ законодательства, регулирующего пенсионную систему.

Федеральный законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривалось отделить пенсионное обеспечение, осуществляемое исключительно за счет федерального бюджета, от пенсионного обеспечения граждан трудовыми пенсиями и заодно решить некоторые назревшие проблемы, несколько упорядочить, например, пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или технологических катастроф, военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и некоторых других. Вместе с этим ставилась, задача узаконить особую, привилегированную пенсионную систему для федеральных государственных служащих. Она также решена, но все же не до конца: особое пенсионное обеспечение верхушки - лиц, занимающих государственные должности, - по-прежнему еще регулируются не федеральным законом, а нормативными указами Президента Российской Федерации. Между тем согласно Конституции страны все государственные пенсии должны устанавливаться законом.

По существу названный выше Закон не об обязательном пенсионном страховании, а о финансовом обеспечении обязательной накопительной пенсионной системы, построенной на основе российской распределительной системы. Закон об обязательном пенсионном страховании определяет страховые взносы как "индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете" (цитируется по тексту ст. 3 названного Закона). Яснее обозначить идею просто невозможно - сколько страховых взносов учтено на индивидуальном лицевом счете, столько и будет выплачено в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Для этого и определяется объем расчетного пенсионного капитала.

В первые годы функционирования новой пенсионной системы данное обстоятельство существенно не отразится на выплате страховой части трудовых пенсий, учитывая, что расчетный пенсионный капитал граждан, вышедших на пенсию до 2002 г., определен вперед на 144 месяца, т.е. на 12 лет. Однако когда он окажется исчерпанным, то им будет выплачиваться лишь базовая часть пенсии. То же касается и всех других пенсионеров - после того как их пенсионный капитал иссякнет, они могут рассчитывать на выплату лишь базовой части пенсии

Принятые Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ поправки к Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» направлены исключительно на решение задачи привлечения негосударственных пенсионных фондов к работе с накопительной составляющей трудовой пенсии. На формирование накопительной составляющей трудовой пенсии ориентирован и Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Таким образом, место добровольного пенсионного обеспечения в пенсионной системе России законодательно так и не определено.

Главной задачей государства при проведении пенсионной реформы, как важнейшего ее элемента, способного поднять коэффициент послетрудового возмещения до среднеевропейских показателей, должно стать обеспечение гарантированного минимального уровня пенсий, по размеру соответствующего прожиточному минимуму пенсионеров, а также условий для самостоятельного формирования населением достаточных пенсионных накоплений.
Понятие гарантированного минимального уровня пенсий фактически уже введено в действующей пенсионной системе. В законе о трудовых пенсиях эта величина установлена на уровне 600 руб., после апрельской индексации минимальная сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости составляет 828 руб. (53,7% прожиточного минимума пенсионера). Источники финансирования такой минимальной пенсии размыты: одна часть (базовая пенсия) финансируется из федерального бюджета за счет части ЕСН, направляемой в федеральный бюджет (14%), а другая – из средств, направляемых в Пенсионный фонд России в виде отчислений на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В целях совершенствования пенсионного обеспечения, необходимо установить всеобщую государственную базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам (резидентам) Российской Федерации (за исключением тех, кто получает другие виды государственных пенсий), размер которой обеспечивал бы им средства, минимально достаточные для существования. Размер такой пенсии должен быть законодательно привязан к прожиточному минимуму пенсионера, она должна выплачиваться, в силу этого, по абсолютно плоской шкале, а источником ее финансирования должны являться налоги, то есть средства федерального бюджета.

Предусмотренная в настоящее время Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховая часть трудовой пенсии (являющаяся для работника, по сути, накопительной с нулевой доходностью) с точки зрения эффективности накопления будущих пенсий неэффективна (относительный коэффициент замещения 2,15 против 4,0 в стандартном варианте). Если будет установлена выплата из федерального бюджета размер базовой пенсии, равной прожиточному минимуму пенсионера, то теряет смысл система страховых пенсий в ее нынешнем виде. С точки зрения эффективности накоплений оказывается более целесообразным направлять все неналоговые отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Совершенно очевидно, что хорошо развитая пенсионная система дает возможность обществу решить не только прямую задачу обеспечения достойной жизни граждан, прекративших трудовую деятельность, но и ряд других задач, таких как снижение уровня социальной напряженности, повышение уверенности граждан в будущем, вопросы привлечения или закрепления квалифицированных кадров.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», после внесения в него изменений в соответствии с Федеральным законом от 11.01.03 №14-ФЗ, дал методическую основу для оценки режима налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Статья 36 Закона устанавливает, что «Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». К сожалению, действующий налоговый режим не способствует формированию пенсионных накоплений. Его характерными недостатками являются:

а) отсутствие стимулирующего воздействия. И работодателю, и работнику с точки зрения налогообложения абсолютно безразлично в какой форме выплачивать (получать) вознаграждение за труд, - в форме заработной платы или в форме пенсионных отчислений. В таких условиях выбор однозначен – заработная плата;

б) практика взимания отчислений на обязательное пенсионное страхование (ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) за счет отчислений на добровольное пенсионное обеспечение;
в) наличие явных противоречий, возникающих после 1 января 2004 года, в порядке взимания подоходного налога с отчислений на добровольное пенсионное обеспечение, производимых работодателем и самим работником.
Из перечисления только этих основных недостатков становится ясно, что налоговый режим пенсионного обеспечения нуждается в коренной перестройке.

С точки зрения максимальной эффективности накоплений наилучшей системой налогообложения является система, которую принято называть ЕЕТ, при которой от всех видов налогов освобождаются как взносы в накопительные фонды, так и доход, полученный от инвестирования накопленных средств, а обложению подоходным налогом подлежат пенсии, выплачиваемые из этих фондов.

Необходимо определить и зафиксировать условия, выполнение которых должно сопровождаться поддержкой со стороны государства отчислений на добровольное пенсионное обеспечение. К таким условиям относятся:

- предельные размеры отчислений, при которых предприятия имеют возможность включать их в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (что уже предусмотрено в Налоговом кодексе), а физические лица – в расходы, уменьшающие базу начисления ЕСН и подоходного налога.

- перечень организаций (субъектов пенсионного обеспечения), допущенных к этому виду деятельности (негосударственные пенсионные фонды, страховые компании).

- условия допуска таких организаций, в том числе виды применяемых пенсионных схем, выполнение которых субъектами пенсионного обеспечения позволяет им в равной степени пользоваться предоставляемыми налоговым законодательством льготами.

Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О страховании» и постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.99 г. № 1385, которые определяли бы условия участия страховых организаций в добровольном пенсионном обеспечении и конкретизировали требования к применяемым фондами и страховыми организациями пенсионным схемам.

Налогообложение пенсионных средств (резервов и накоплений) должно опираться на следующие принципы.

1. По налогообложению предприятий:

- расходы предприятия на обязательное и добровольное пенсионное обеспечение (в рамках, установленных государством) уменьшают налогооблагаемую прибыль;

- эти расходы не считаются расходами на оплату труда, а относятся к прочим расходам и, поэтому, не участвуют в формировании ЕСН и подоходного налога на работников предприятия.

2. По уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Целесообразно изменить налогоплательщика по этим видам платежей. Все виды обязательных отчислений для формирования пенсии по старости необходимо вычитать из заработной платы работника. Это, с одной стороны, в значительной степени снизит нагрузку на фонд заработной платы и, с другой стороны, повысит контроль работников за перечислением страховых взносов и упростит исчисление налогов. В этом случае порядок уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен предусматривать, что:

- часть ЕСН, направляемая в федеральный бюджет, должна полностью обеспечивать выплату всем пенсионерам базовой пенсии в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера, для чего ставка ЕСН должна устанавливается ежегодно при формировании бюджета, исходя из потребностей обеспечения этого размера базовой пенсии;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование вычитаются из начисленной заработной платы работника и в полном объеме направляются в накопительную систему, на эту же величину уменьшается налогооблагаемая база ЕСН;

- взносы работника на добровольное пенсионное обеспечение (в рамках, установленных государством) уменьшают налогооблагаемую базу ЕСН и базу исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование. Для реализации этого порядка необходимо произвести соответствующее повышение заработной платы на величину начисляемого в настоящее время ЕСН и обязательных взносов.

3. По налогообложению работников налогом на доходы физических лиц:

- налогооблагаемая база по подоходному налогу уменьшается на величину ЕСН и перечислений на обязательное пенсионное страхование;

- не являются доходом работника перечисления работодателя на его добровольное пенсионное обеспечение;

- налогооблагаемая база по подоходному налогу уменьшается (в рамках, установленных государством) на величину производимых самим работником перечислений на добровольное пенсионное обеспечение (социальный налоговый вычет);

- указанный социальный налоговый вычет предоставляется работодателем, как налоговым агентом, в случае, когда перечисления взносов на добровольное пенсионное обеспечение производится по заявлению работника путем вычета из его заработной платы.

В этом случае для граждан не потребуется неудобная для них процедура подачи налоговых деклараций. Для вкладчиков – физических лиц, вносящих пенсионные взносы из других источников дохода, придется сохранить для получения соответствующего налогового вычета подачу налоговой декларации.

4. Весь доход, полученный негосударственным пенсионным фондом от размещения, как пенсионных накоплений, так и пенсионных резервов, не подлежит налогообложению налогом на прибыль.

5. Все виды выплат по добровольному пенсионному обеспечению включаются в налогооблагаемую базу по подоходному налогу.
Система налогообложения пенсионного обеспечения, построенная на изложенных принципах, будет действительно «стимулировать более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении», что позволит со временем приблизить суммарные размеры пенсий по обязательному пенсионному страхованию и добровольному пенсионному обеспечению к стандартам европейских стран.

В заключение приходится констатировать, что проводимая пенсионная реформа в сегодняшнем ее виде не решает задачу обеспечения достойной жизни как нынешних, так и будущих пенсионеров. Необходима дальнейшая законодательная работа по формированию пенсионной системы России, органически сочетающей как обязательные виды пенсионного страхования, так и добровольное пенсионное обеспечение, в наибольшей степени способствующей активному участию всех граждан в формировании своей будущей пенсии.



2020-02-04 331 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение пенсионной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое обеспечение пенсионной системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)