Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность государственного долга в экономике России.



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Сущность государственного долга в экономике России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Казанский (Приволжский) федеральный университет

Экономический факультет

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Реферат

По макроэкономике

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В

ЭКОНОМИКЕ РОСИИ

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ РОСИИ……………………………………………..…………….4

1.1. Сущность государственного долга в экономике России…………………..4

1.2. Внешний государственный долг. Особенности формирования внешнего государственного долга в экономике России…………………………………...7

1.3. Внутренний государственный долг. Образование внутреннего государственного долга в экономике России………………………………….11

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В ЭКОНОМИКЕ РОСИИ……………………………………...………15

2.1. Государственное управление государственным долгом. Обслуживание и погашение долговых обязательств……………………………………..………15

2.2. Проблемы и противоречия государственного долга в экономике России…………………………………………………………………………….21

2.3. Перспективы регулирования государственного долга в экономике России………………………………………………………………………….....32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

 

 

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

Глава 1. Экономическое содержание государственного долга в экономике России.

Сущность государственного долга в экономике России.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия  своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.[1]

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства, то есть образуется государственный долг. На данный момент нет однозначного взгляда на определение категории «государственный долг». В научной литературе он определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюд­жета.[2] На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юри­дическими лицами, иностранными государства­ми, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обя­зательства по государственным гарантиям, пре­доставленным РФ.[3]

Ученые-экономисты, занимающиеся вопросами государственного долга, также по-разному смотрят на категорию «государственный долг». По определению Макконелла К.Р. и Брю С.Л. "государственный долг - это общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране".[4] А Долан Э.Д., Кэмпбэлл К. Д. и Кэмпбэлл Р. Д. считают, что "государственный долг - это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет".[5] Так, Федосов В.М., Огородник С.Я., Сутормина В.М. считают, что "государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату".[6] Подобного же мнения придерживается Болдырев Б.Г.,  считающий, что "под государственным долгом принимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок".[7] Это определение является наиболее полным и дает расширенную трактовку понятия государственного долга.

Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ утверждает, что внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации».[8] В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.[9]

Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Особенность государственного долга как финансового явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств.

Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств.

Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.

Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[10]

Таким образом, государственный долг по своей сущности представляет собой всю сумму выпущенных, но непогашенных государственных займов, основными целями которых является покрытие дефицита бюджета, рефинансирование предыдущих займов, а также финансирование многообразных потребностей общества, с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. В зависимости от особенностей, государственный долг может существовать в различных формах, а также он может быть классифицирован по множеству признаков. 1.2 Внешний государственный долг. Особенности формирования внешнего государственного долга в экономике России.Как было отмечено ранее, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешним государственным долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

- задолженности странам - участницам Парижского клуба;

- задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

- задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

- задолженности перед международными финансовыми Организациями;

- задолженности бывшим странам СЭВ;

- еврооблигационных займов;

- ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

- кредитов Центрального Банка России.

К обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет 19 стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 февраля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 984,3 млн. долларов США или 2,6% от общей суммы внешнего долга РФ.[11] Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и кредитора других стран.

По состоянию на 1 февраля 2010 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба составила 1819,2 млн. долларов США, или 5,0% от общей суммы внешнего долга РФ на указанную дату.[12]

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом погашены досрочно. Коммерческая задолженность - наиболее сложная с точки зрения урегулирования. Она остаётся перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. На 1 февраля 2010 года неурегулированная коммерческая задолженность бывшего СССР составляет 822,6 млн. долларов США.[13]

Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

· Международный валютный фонд (МВФ);

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 февраля 2010 года составила 3734,6 млн. долларов США, или 9,9% от общего объема внешнего госдолга РФ.[14]

Говоря о еврооблигациях, мы имеем в виду среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 февраля 2010 года 69,9% (26,2 млрд. долларов США).[15] Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).[16]

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Задолженность по ОВГВЗ на 1 февраля 2010 года составляет 177 млн. долларов США, или 4,7% от обшей суммы внешнего государственного долга Российской Федерации.[17]

Таблица 1.

Государственный внешний долг РФ.[18]

млрд. долларов США

Год 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010
Государственный внешний долг Российской Федерации, млрд.долл. 123,5 148,4 129,3 119,8 76,5 46,7 37,5

 

В последние годы наметилась тен­денция к сокращению внешнего долга и в настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась.

 

Рис.1 Динамика внешнего долга Российской Федерации.[19]

Таким образом, проблема внешнего долга потеряла свою былую остроту, так как в этой области, безусловно, имеется заметный прогресс. Однако вопросы внешнего долга Российской Федерации требуют постоянного контроля, поскольку он может оказывать очень серьезное влияние на развитие страны.

 



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Сущность государственного долга в экономике России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность государственного долга в экономике России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)