Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное управление государственным долгом, обслуживание и погашение долговых обязательств.



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Государственное управление государственным долгом, обслуживание и погашение долговых обязательств. 0.00 из 5.00 0 оценок




Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста, поэтому большую роль в экономике Российской Федерации играет управление государственным долгом.

Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отноше­ний, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятель­ностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привле­чение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим:[24]

- анализ социально-экономического развития государства на перспективу;

- оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;

- определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры;

- меры по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

В связи с этим также следует учитывать, что система управления государ­ственным долгом в России по своей политико-экономической сути должна включать:[25]

- определение цели и обоснованность государственных заимствований;

- мини­мизацию стоимости долга для заемщика;

- эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов;

- усиление инвестиционно­го характера займов;

- обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга РФ своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долго­вого кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусмат­ривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.[26]

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Исполь­зуются три способа рефинансирования госдолга:

- замена обязательств (с согла­сия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме экви­валентные погашаемым;

- досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

- размещение (продажа) новых облига­ций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Другой способ - выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разре­шить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выиг­рыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, которые платит Россия по обслу­живанию внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы.[27]

Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государ­ственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов завершились договоренностью, что Российская Федерация досрочно выплатила по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ, только в 2005 г. страна сэкономила на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл.[28]

Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капита­лы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

- иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;

- еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми стра­нами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными в РФ могут быть использованы и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам.

Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга.

Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегче­ния выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осущес­твляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, про­лонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолида­ции, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обяза­тельств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. После Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.[29]

Динамика изменения объёма и структуры государственного долга влияет на объём ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию.

Таблица 4.

 Государственный долг Российской Федерации.[30]

Год Внешний гос. долг (млрд. руб.) Внутренний гос. долг (млрд. руб.) Общий долг (млрд. руб.)
2008 1 611,15 1 301,15 2 912,3
2009 1 400,7 1 499,82 2 900,52
2010 1 293,75 2 094,73 3 388,48

 

Расходы по обслуживанию государственного долга РФ приведены в следующей таблице:

Таблица 5.

Расходы Федерального бюджета Российской Федерации на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.[31]

 

 

Годы

Все доходы Федерального бюджета (млрд. руб.)

Все расходы Федерального бюджета (млрд. руб.)

Расходы на обслуживание государственного долга

млрд. рублей Удельный вес во всех расходах (%)
2008 6 644,45 6 570,30 187,9 2,9
2009 7 465,45 7 451,15 212,6 2,9
2010 8 089,97 8 089,97 247,1 3

 

Исходя из Таблицы 4, необходимо отметить, что величина государственного долга по состоянию на 2010 год больше, чем его величины в 2008 и 2009 годах. Это в свою очередь повлекло за собой увеличение расходов по его обслуживанию: по сравнению с 2009 годом, они увеличились на 34,5 млрд. рублей и составили 247,1 млрд. рублей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики государства. В настоящее время уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне, это говорит о том, что Правительство РФ смогло создать эффективную систему управления государственным долгом и государство ведет эффективную бюджетную политику.

 



2020-02-04 343 Обсуждений (0)
Государственное управление государственным долгом, обслуживание и погашение долговых обязательств. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное управление государственным долгом, обслуживание и погашение долговых обязательств.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)