Культура в России в первой половине XIX в.: национальная основа, европейские влияния
На развитие культуры в первой половине XIX в. оказали влияние важные события (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов), западные веяния (развитие книгопечатания и распространение иностранных журналов и книг, выезды дворян за границу, заграничные походы русской армии). Особую роль сыграл институт пенсионерства (многие художники, архитекторы, скульпторы выезжали за границу для совершенствования своего мастерства). Образование. В начале столетия была создана стройная система образовательных учреждений. В 1802 г. учреждено Министерство народного просвещения. Высшее образование было представлено университетами (6), Царскосельским (Александровским) лицеем. Средняя ступень была представлена гимназиями (4 года обучения), которые готовили к поступлению в университеты. Уездные училища (2 года обучения) готовили к поступлению в гимназии и давали необходимые знания «состоянию их и промышленности». При каждом приходе были открыты одногодичные приходские училища. В николаевское время контроль за образованием был усилен. По уставу учебных заведений 1828 г. каждый тип школы становился сословно обособленным: дети низших сословий должны были учиться в приходских одноклассных училищах, дети купцов, ремесленников и других горожан — в уездных трехклассных училищах, дети дворян и чиновников, богатых купцов — в семилетних гимназиях. Для дворян были открыты кадетские корпуса. По уставу 1835 г. была ограничена автономия университетов. Развитие науки было обусловлено потребностями растущего производства. В развитие техники и прикладных наук внесли свой вклад Ч.В. Петров (электрохимия), П.П. Аносов (металлография), Б.С. Якоби (электротехника), П.Л. Шиллинг (электромагнитный телеграф), Черепановы (первые машины на паровой тяге). Мировую известность приобрели научные разработки Н.И. Лобачевского (неевклидова геометрия), в области прикладной математики — труды П.Л. Чебышева, М.В. Остроградского. В освоении новых территорий Сибири, Дальнего Востока большую роль сыграли экспедиции Н.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (кругосветное путешествие 1803—1806 гг.), Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819- 1821 гг.), Г.И. Невельского, Е.В. Путятина. Размышления о путях развития России обусловили интерес к ее историческому прошлому. Историки М.П. Погодин и Н.Г. Устрялов обосновывали идею самобытности русской истории. Рассмотрение самодержавия как неотъемлемой части жизни Российского государства представлено в труде Н.М. Карамзина «История государства Российского». С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» выдвинул концепцию существования в истории объективных закономерностей, которые не зависят от личности. Начинается становление русской философии (П.Я. Чаадаев, А. С Хомяков, братья Киреевские), русской филологии (А.Х. Востоков, С.П. Шевырев, К.С Аксаков). Особое значение в научной жизни России имели разнообразные; научные общества (Географическое, Минералогическое, Математическое, Общество любителей русской словесности). Литература. Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм (идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX в.), которому были присущи изображение сильных страстей, одухотворенной природы, повышенный интерес к творческой жизни личности. Наиболее ярким представителем романтизма является В.А. Жуковский. Становление реализма в русской литературе связано с именами А.С Грибоедова («Горе от ума») и А.С. Пушкина («Евгений Онегин» «Капитанская дочка»). Отображение действительности, раскрытие взаимоотношений людей между собой, личности и общества — основные темы произведений реалистического направления. Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. «Герой нашего времени», сохраняя черты романтизма, явился одним из первых произведений литературы критического реализма, для которого были характерны усиленный акцент на негативных чертах личности, отражение окружающей поэта жизни, раздумья о родине, глубокое внимание к человеку, изображение жизни в ее типических явлениях. От романтических форм к реализму развивалось и творчество Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Мертвые души»). Русская литература была тесно связана с общественно-политической мыслью. Ода А. Пушкина «Вольность», «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира К. Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись демонстрацией гражданской позиции, размышлениями о судьбах родины. Архитектура. В начале XIX в. главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В первой трети XIX в. стиль архитектуры, скульптуры и прикладного искусства, утвердившийся в России в XVIII столетии, переживал новый этап — зрелый, или высокий, классицизм, часто называемый русским ампиром (для которого характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы). Ведущим Петербургским архитектором был К.И. Росси (Михайловский дворец (здание Русского музея), Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская — со зданиями Сената, Синода и Исаакиевского собора). По проекту А.Н. Воронихжа построен Казанский собор, приуроченный к 200-летию освобождения от польско-шведских интервентов, открытие собора совпало с новым знаменательным событием — освобождением России от Наполеона. Морскую мощь России символизировало здание Главного адмиралтейства в Петербурге. Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости форм. В реконструкции Красной площади и постройке зданий Большого и Малого театров, составивших ансамбль Театральной площади, проявилось творчество О. И. Вове. В 30—40-е гг. начался новый период — эклектики (сочетание разнородных стилевых элементов, или произвольное использование исторических стилей). В этом стиле был построен по проекту О. Монферрана Исаакиевский собор в Петербурге. Постепенно архитектура все больше приобретала функциональный характер. Началось строительство доходных домов, вокзалов. По прямому указу Николая I был создан «русско-византийский стиль» (разновидность эклектики), ставший воплощением в архитектуре идеи «православия, самодержавия, народности». Его создателем был К.А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты в Москве. При строительстве церквей использовались русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма. Живопись. В первой половине XIX в. продолжал развиваться классицизм, отличающийся высокой гражданственностью и патриотизмом, ясностью и лаконичностью художественной формы. После войны 1812 г. новое звучание приобретают героические мотивы из русской истории (О.А. Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом Иоле», Д. И. Иванов «Марфа-посадница» и «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей»). Большой успех в России и за рубежом имели картины К.П. Брюллова (в первую очередь «Последний день Помпеи»). Самым крупным явлением стало творчество А.А. Иванова («Явление Христа народу»). Впоследствии И.Е. Репин писал картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». В портретной живописи романтизм переплетался с реализмом. Большую известность получили портреты замечательных русских художников О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина, автопортрет) и Н.А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Портрет сына», «Белошвейка»). К бытовому сюжету обратился А.Г. Венецианов («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка»). П.А. Федотов своими работами («Сватовство майора», «Свежий кавалер») развивал стиль критического реализма. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Национально-патриотический подъем после войны 1812 г. повлиял на творчество И.П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади), Б.И. Орловского (памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли около Казанского собора в Петербурге). П.А. Клодт создал скульптурную группу коней, памятник И.А. Крылову в Летнем саду. Новое звучание получило музыкальное искусство. С творчеством М.И. Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила») связано формирование русской национальной музыкальной школы. Младший современник Глинки, один из основателей классической музыкальной школы А.С. Даргомыжский создал новый жанр — народно-бытовую музыкальную драму «Русалка». Рождение русского городского романса связано с именами А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева. В первой половине столетия в обществе возрос интерес к театру. Были основаны Малый театр (играли П.С. Мочалов, М.С. Щепкин) в Москве и Александрийский {А.Е. Мартынов) в Петербурге. В отличие от XVIII в. прочное место в репертуарах театров занимают пьесы российских авторов Я.В. Кукольника, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |