Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы Александра I : предпосылки, характер, итоги



2020-02-04 3491 Обсуждений (0)
Реформы Александра I : предпосылки, характер, итоги 5.00 из 5.00 3 оценки




Предпосылки реформ. Вступая на престол, Александр I должен был учитывать политический опыт предшественников («просвещенный абсолютизм» Екатерины II и недовольство дворянства политикой Павла I). Процессы модернизации, развивающиеся в России, приходили в столкновение с самодержавно-крепостническими порядками. В обществе, в высшем эшелоне власти, в начале XIX в. под влиянием Французской революции стали понимать необходимость реформ «сверху». Реализацию своих планов Александр связывал с друзьями, молодыми аристократами, которые образовали так называемый Не­гласный комитет.

Крестьянский вопрос. Сразу после переворота 11 марта 1801 г. Александр I отменил те указы отца, которые вызывали острое непри­ятие со стороны дворян: восстановил «Жалованную грамоту дворян­ству», подтвердил «Жалованную грамоту городам», отменил указы о запрете выезда за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, был снят запрет на торговлю с Англией.

Одна из важнейших проблем России того времени — крепостной труд. Император в начале своего правления пытался по возможности снизить остроту крестьянского вопроса, не отменяя крепостное право полностью. Так, в 1801 г. были прекращены пожалования казенных крестьян в частные руки (слой частновладельческих крестьян пере­стал увеличиваться), и был издан указ о праве покупать земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами. Затем было запрещено печатать объявления о продаже крестьян в газетах. Важную роль сыграл указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., разрешив­ший крепостным выкупаться на волю с землей по договоренности с помещиком. И хотя этим указом смогли воспользоваться около 1% населения России, он открывал путь к решению крестьянской про­блемы. В 1809 г. было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Си­бирь. В 1804—1809 гг. началась отмена крепостного права в Прибалти­ке. В дворянской среде сложилась мощная оппозиция, под влиянием) которой началось свертывание реформ.

Восстановление экономики государства в результате войны 1812 г. Царское правительство пошло по пути ужесточения крепостного пра­ва. В 1822 г. Александр I восстановил право помещиков ссылать кресть­ян в Сибирь и отправлять их на каторгу. Чтобы сократить расходы на армию, Александр I предложил создать военные поселения (1816-1817 гг.) по примеру казачьих полков вдоль западной границы государства. Было предложено поселить пехоту возле Новгорода, а кавале­рию — на Украине. Военными поселянами стали около 10% русской армии. Насильственное прикрепление крестьян к земле, запрещен» заниматься торговлей и промыслами приводили к разорению. По сути,! крестьянские хозяйства, лишенные внутренней заинтересованности ведении своего хозяйства, потеряв связь с рынком, не имели перспектив в развитии. После ряда восстаний поселения реорганизовывались, были полностью отменены в правление Александра П.

Реформы в управлении. В целях усиления централизации управления государством была проведена министерская реформа (1802 г.). В отли­чие от коллегий в министерствах дела решались единолично минист­ром, ответственным только перед императором. Введение мини­стерств свидетельствовало о дальнейшей бюрократизации центрального управления и усовершенствовании центрального аппарата. Созданная Александром I министерская система с некоторыми изме­нениями просуществовала до 1917 г. Для решения межведомственных «опросов был образован Комитет министров под председательством императора.

В 1802—1803 гг. император приблизил М.М. Сперанского, кото­рый составил план преобразований государства. По мнению М.М. Сперанского, государственная система должна строиться на принци­пах конституционного ограничения власти монарха, разделения вла­стей на законодательную, исполнительную и судебную, выборности чиновничьего аппарата. Исходя из этих принципов, Сперанский предполагал создание новых государственных органов: Государствен­ного совета (законосовещательный орган), Сената (контрольно-су­дебные функции), Государственной думы (представительный орган). При этом император должен быть средоточием всех ветвей власти и имел право формировать все эти государственные органы, а также распускать их.

Таким образом, Сперанский нашел определенный компромисс: с одной стороны, новая система препятствовала бы единоличному про­изволу, с другой — сохранялась власть монарха. Все население Рос­сии предполагалось разделить на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сосло­вия получали гражданские права, а первые два — еще и политиче­ские. Проект Сперанского в полном объеме не был реализован. В 1810 г. Александр I только создал Государственный совет, который получил законосовещательные функции. Вскоре М.М. Сперанский был отправлен в ссылку.

После Отечественной войны 1812 г. в составе Российской империи было создано Царство Польское, которому Александр I милостиво даровал конституцию (1815 г.). В 1819 г. император приказал начать разработку российской конституции Н.Н. Новосильцеву по примеру польской. К 1820 г. Уставная грамота Российской империи была гото­ва, предполагавшая создание конституционной монархии, двухпалат­ного парламента, местных представительных органов (сеймов), — им­ператор становился главой исполнительной власти, но при этом со­хранял многие привилегии во всех областях жизни, — введение гражданских прав. Документ так и не был введен в действие.

Реформы в образовании. Реформа 1803 г. сделала образование более доступным для «низших слоев населения». В 1803 г. было издано по­ложение об устройстве учебных заведений, которые разделялись на 4 ступени: приходские одноклассные школы, уездные училища, гим­назии и университеты. В основу системы образования были положе­ны принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обуче­ния на низших его ступенях и преемственности учебных программ. В начале XIX в. в России действовал только один Московский уни­верситет. В 1802—1804 гг. были открыты Виленский, Дерптский, Ка­занский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге был основан главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. В 1804 г. университеты по­лучили широкую автономию в решении внутренних вопросов: получи­ли право избирать ректора и профессоров, иметь свой суд. Полиция и административные власти не имели права вмешиваться в дела уни­верситетов.

Характер и итоги. В целом «дней Александровых прекрасное начало» (1801-1810 гг.) сменилось реакционным периодом, свиде­тельствующим об усилении крепостничества, позиций помещиков, влияния государства во всех сферах жизни российского общества. Нерешенность основных проблем в жизни государства привела к формированию общественного движения: появлению масонских и «декабристских» Организаций. Основные вопросы в проектах консти­туций — ограничение самодержавия и отмена крепостного права.



2020-02-04 3491 Обсуждений (0)
Реформы Александра I : предпосылки, характер, итоги 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Реформы Александра I : предпосылки, характер, итоги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)