Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...7

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ……………………………………………………………….6

1.1 История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых……………………………………………………………………………..6

1.2 Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых……………………………………………………………………………12

1.3 Основные положения налога на добычу полезных ископаемых…………………..18

1.4 Необходимость и перспективы применения дифференциального налогообложения добычи полезных ископаемых……………………………………………………….32

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИ ДОБЫЧЕ ГАЗА…………………………………………………………………………………………….37

   2.1 История и проблемы развития газовой отрасли в РФ……………………………....37

   2.2 Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых при

         добыче газа…………………………………………………………….........................43

   2.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных

         ископаемых при добыче газа………………………………………………………...46

   2.4 Налог на добычу полезных ископаемых на примере …………………………………………………………………………...54

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИ ДОБЫЧЕ ГАЗА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………………………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………………………….75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….78

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….........................80

 

Введение

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.

На протяжении исторического развития государства как политического института платежи при добыче природных ископаемых являлись одним из основных общественно-правовых источников государственных доходов.

К этому можно лишь добавить, что и в 2004 г., как и раньше, нефть и газ обеспечили 3,6% прироста ВВП страны из общего его прироста в 7,1%2. Иными сло­вами, более половины прироста были получены за счет (топливно-энергетического комплекса) ТЭК. Ключевым фактором в приросте остальной части был потребительский спрос, который в свою очередь сильно зависит от доходов, обра­зовавшихся в ТЭК.

Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства.

Отсюда тема дипломной работы представляется актуальной.

Вопрос внедрения эффективного механизма функционирования данного налога стоит особенно остро на сегодняшний день. Именно сейчас, с одной стороны, при высоких ценах на нефть и, с другой стороны, накопившимися проблемами в природопользовании, государство имеет возможность сформировать систему рентных платежей при пользовании недрами, обеспечивающую справедливое и обоснованное изъятие горной ренты, а также разработать и опробовать организационные механизмы ее администрирования.

Данная дипломная работа освещает проблематику взимания налога на добычу полезных ископаемых в РФ. При этом особенно внимательно будет

раскрыта сущность налога на добычу природных ископаемых при добыче природного газа.

Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа.

Задачи работы:

- дать теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;

- дать характеристику и раскрыть особенности применения налога на добычу природных ископаемых при добыче газа;

- показать историю и проблемы развития газовой отрасли РФ, осветить проблемы налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых при добыче газа и указать пути их решения.


Глава 1. Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых

1.1 История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых в РФ

До введения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ "О недрах". Существовало 4 вида платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

2) платежи за пользование недрами;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4) акцизы.

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Вторая из указанных групп платежей - платежи за пользование недрами - включала, в свою очередь:

- платежи за добычу полезных ископаемых;

- платежи за проведение поисковых и разведочных работ;

- платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Основным документом по вопросу исчисления и уплаты платежей за пользование недрами являлась инструкция "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", изданная тремя министерствами и ведомствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы. За добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь платежи взимались в двойном размере. Предусматривалась возможность применения понижающего коэффициента в том случае, если налогоплательщик реализовал не собственно добытое полезное ископаемое, а продукты его передела. От вида полезного ископаемого зависел и порядок распределения платежей между уровнями бюджетной системы.

Порядок расчета платежей за поисково-разведочные и иные работы, связанные с пользованием недрами после 1 января 2002 г., практически не изменился, сейчас эти платежи называются регулярными платежами за пользование недрами.

Третий платеж - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), по сути, исчислялись с той же налоговой базы, что и платежи за добычу, но имели целевой характер. Они зачислялись в федеральный и региональные целевые бюджетные фонды и использовались на мероприятия по геологическому изучению недр. Расчет отчислений производился в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" и инструкцией Госналогслужбы России от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Обложению подлежала стоимость не собственно добытых полезных ископаемых, а первого товарного продукта, произведенного из них.

И последний вид платежа при пользовании недрами - акцизы. Акцизами облагались три вида минерального сырья: нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Порядок исчисления и уплаты акцизов регулировался Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах", а с 1 января 2001 г. - главой 22 НК РФ "Акцизы".Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.[1]

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» с 1 января 2002 г. введена в действие гл. 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Указанной главой в налоговую систему Российской Федерации взамен трех действующих налогов (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат) вводится новый налог на добычу полезных ископаемых.

С введением данного налога утрачивает силу федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на ВМСБ», исключается подп. «з» п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах».

Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.

В 1992-2001 гг. существовали обязательные платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые отменены с 2002 г. Схемы уплаты по этим налогам были нечув­ствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в до­статочно невысоких бюджетных поступлениях — около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Налог па пользование недрами был более гибким и отношении условий добычи, разделения месторождений по себестоимости.

Введение НДПИ преследовало сразу две цели: во-первых, увеличение поступлений в бюджет при высоких ценах на нефть и, во-вторых, создание условий для повышения собираемости этого на­лога. Первая цель была достигнута достаточно просто - размер став­ки налога был поставлен в прямую зависимость от мировых цен на нефть. Для стимулирования легализации объемов добытой нефти пра­вительство использует право предоставления доступа к трубопровод­ному транспорту. Таким образом, возможность экспортировать сырье в определенной степени зависит от объема уплаченных налогов.

Федеральным законом от 08.08.01 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (далее — Закон № 126-ФЗ) введена в действие глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Названной главой (в соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ) определены налогоплательщики и необходимые элементы налогообложения, к которым относятся, в частности, налоговая база (ст. 338), налоговая ставка (ст. 342), порядок исчисления и уплаты данного налога (ст. 343).

Согласно п. 1 ст. 343 НК РФ сумма налога по добытым полезным ископаемым (в отношении которых п. 2 ст. 342 установлены адвалорные налоговые ставки), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (которая в соответствии с п. 2 ст. 338 определяется как стоимость добытых полезных ископаемых). Вместе с тем Закон № 126-ФЗ вне всякой связи с рассмотренными выше положениями главы 26 НК РФ установил в отношении нефти и газового конденсата временно, на период с 1 января 2002 г. до 31 декабря 2006 г., принципиально иной порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, основанный на иной налоговой базе и на иной налоговой ставке. Согласно ст. 5 Закона № 126-ФЗ сумма налога исчисляется по-другому, а именно — как произведение соответствующей налоговой ставки — твердой (специфической) ставки, то есть в абсолютной сумме на единицу измерения (которая при добыче нефти и газового конденсата составляет 340 р. за тонну), исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы, которая в соответствии с этой статьей определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (а не как стоимость добытых полезных ископаемых согласно ст. 338 НК РФ).[2]

Данная норма Закона № 126-ФЗ, по существу, изменяет соответствующие положения главы 26 НК РФ, касающиеся налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления и уплаты налога. При этом необходимо особо подчеркнуть, что эти изменения приняты в нарушение таких основных положений НК РФ, в частности, как:

- федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только НК РФ (п. 5 ст. 3);

- налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые

ставки по федеральным налогам устанавливаются только НК РФ (п. 1 ст. 53).

Таким образом, начиная с 1 января 2002 г. действуют параллельно два различных порядка исчисления одного и того же налога при добыче нефти, урегулированные двумя не увязанными между собой нормативными правовыми актами: Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.01 № 126-ФЗ. В результате этого налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых (каковыми являются, главным образом, нефтяные компании), а также и налоговые органы оказались в двусмысленном в правовом отношении положении.[3]

Уже в 2002 г. от Минэнерго России неоднократно исходили предложения о том, что необходимо незамедлительно внести изменения и дополнения в главу 26 НК РФ в части дифференциации ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий разработки месторождений нефти и газа. По оценке Минэнерго, замена роялти, налога на ВМСБ и акциза на нефть и газ налогом на добычу полезных ископаемых увеличила налоговое бремя в два раза, а общая налоговая нагрузка в 2002 г. увеличилась на 6—7 процентных пунктов.

В 2003 г. правительство объявило о продолжении налоговой реформы. При этом резерв для пополнения бюджета, для снижения налогов, для стимулирования экономического роста правительственные чиновники увидели в увеличении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, понимая, что далеко не полностью используются преимущества благоприятной мировой конъюнктуры.[4]


Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых

Горная рента, точнее, ее часть, составляющая абсолют­ную ренту, регулирующая отноше­ния между государством и недропользователем за право пользования последним созданным природой место­рождением вне зависимости от его качества выступает в качестве нало­га на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Обычно в эконо­мической литературе под рентой понимают дополни­тельный доход, получаемый собственником труда, ка­питала, имущества или земельного участка и не требу­ющий каких-либо дополнительных затрат с его сторо­ны. В случае, когда речь идет о собственности на при­родные ресурсы, следует говорить о природной ренте. В зависимости от категории уникальных свойств при­родных объектов (полезные ископаемые, земля, вода, лес, воздух и прочее) природная рента классифициру­ется по следующим видам: горная, земельная, водная, лесная, воздушная и прочее.

Горная рента - разновидность природной ренты, она образуется в горнодобывающей промышленности и обуславливается горно-геологическими и социально-экономическими факторами размещения и добычи по­лезных ископаемых.

Выделяют абсолютную и дифференциальную (1-го; 2-го рода) горную ренту.

Под абсолютной рентой понимается доход, получаемый недропользователем за право пользования созданным природой месторождением вне зависимости от его качества. Она возникает в процессе эксплуатации месторождений и предопределяет уровень нормативных затрат и нормальной прибыли замыкающего месторож­дения. При этом нормативные затраты и нормальная прибыль, обеспечивающие простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, должны с самого начала оговариваться в лицензионных документах между недропользователем и собственником недр.

Нормативные затраты формируются с учетом совре­менных требований к эксплуатации оборудования, тех­нологии и рабочей силы. Они включают в себя эксплу­атационные и капитальные затраты на добычу, затраты на транспортировку нефти, а также все налоги по действующей системе налогообложения, кроме НДПИ. Исторически сложилось так, что нормальная прибыль на вложенный капитал (затраты) для нефтедобывающих компаний развитых стран, работающих на своем внутреннем рынке, составляет 5-6% годовых (ставка LIBOR + 2-3% премия за риск). Однако если эти компа­нии работают как транснациональные в развивающих­ся странах и странах с переходной экономикой, то нормальная прибыль возрастает до 15-17% годовых (ставка LIBOR+ 12-14% премия за риск). Именно на такой уро­вень нормальной прибыли должны ориентироваться российские налоговые органы при установлении раз­мера (ставки) налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти для всех недропользователей.

Горная рента, приносящая дополнительный доход вследствие эксплуатации лучших месторождений, на­зывается дифференциальной рентой 2-го рода. Источником формирования дифференциальной ренты 2-го рода являются высокотехнологические услуги, повышающие отдачу пластов и более полное извлечение полезных ископаемых. Другими словами, дифференциальная рента 2-го рода появляется вследствие ин­новаций, внедряемых недропользователем, и является его собственностью. По существу дифференциальная рента 2-го рода — это снижение нормативных издержек, устанавливаемых на уровне средней по отрасли технологии добычи полезных ископаемых.

Одновременно в отечественной и зарубежной экономической литературе до сих пор отсутствует четкое разделение понятий «горная рента» и «ценовая рента». Одни исследователи эти понятия разделяют, другие, наоборот, считают, что делать это не следует. В то же время отсутствует единое понимание и среди исследователей, которые считают, что горная и ценовая рента - это не одно и то же.

Источником формирования горной и ценовой ренты являются совершенно разные экономические факторы. Для горной ренты — это природные месторождения и условия их эксплуатации, для ценовой ренты, наоборот, — конъюнктурная разница между внутренними и внешними (экспортными) ценами. Известно, что факторы образования ценовой ренты не зависят от природных свойств объекта. Ценовая рента образуется и при экспорте товаров, не связанных с минерально-сырьевой базой. В России принят механизм частичного изъятия ценовой ренты, во-первых, при помощи экспортных пошлин и, во-вторых, за счет увеличения потонной ставки на ко­эффициент, учитывающий рост мировых цен. Это приводит к изъятию ценовой ренты двумя разными налогами, что противоречит принципам построения налоговой системы.

Горная рента и факторы ее формирования. Горная рента генерируется только на лучших месторождениях в ре­зультате их промышленной эксплуатации. Под терми­ном «лучшие месторождения» понимаются все те мес­торождения, экономическая эффективность которых выше «нормальных месторождений». К последним от­носятся месторождения, разработка которых по нор­мативной технологии при действующей системе нало­гообложения (ДСН) не обеспечивает получение сверх­дохода, но позволяет получить нормальную прибыль (до 17% от выручки за минусом НД ПИ и других налогов и обязательных платежей из выручки). При этом ДСН учитывает все налоги и платежи, предусмотренные дей­ствующим налоговым законодательством, включая как налоги, взимаемые в соответствии с Налоговым кодек­сом, в частности налог на добычу полезных ископае­мых (НДПИ), так и платежи по Закону РФ «О недрах», таможенные пошлины и прочее.

Среди основных факторов, благодаря которым об­разуется горная рента на лучших месторождениях, мож­но выделить следующие.

1.Количество полезного ископаемого, добываемое в единицу времени;

2. Качество добываемого минерального сырья;

3.Стадия жизненного цикла разработки месторожде­ния. В первые 10-15 лет от начала эксплуатации рентабельность добычи возрастает, затем держится на пике 5-10 лет, пос­ле чего начинает снижаться по мере истощения запасов месторождения

4. Экономико-географические условия. К ним относятся отсутствие или наличие инфраструктуры социаль­ной (железные дороги, линии электропередач, населен­ные пункты и прочее), производственной и промысло­вой (близость магистральных газопроводов, нефтепроводов, донажимных и насосных станций), трудовая недоступность, клима­тические условия, показатели буримости пород и др. Естественно, что экономико-географические условия предопределяют капитальные и текущие (эксплуатаци­онные) затраты, технологию разработки, а в конечном итоге — нормативные затраты на разработку и обоснование критериев нормального месторождения.[5]



2020-02-04 451 Обсуждений (0)
Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность налога на добычу полезных ископаемых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)