Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.................................................................. 4

2. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ........................................................................................................ 13

2.1. Сущность налогов, их основные виды и функции............................. 13

2.2. Налоговая система и распределение налоговой нагрузки................ 18

3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ............................................................................................... 23

3.1. Косвеные налоги.................................................................................. 23

3.2. Прямые налоги.................................................................................... 26

3.3. Поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения......................................................................................................................... 30

4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ....................................................................................................... 33

4.1. Особенности современной налоговой системы Республики Беларусь 33

4.2. Налоговый потенциал республики..................................................... 37

4.3. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь.... 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного вмешательства в экономику является одной из важнейших проблем для любого государства, независимо от того рыночная это экономика или плановая. В плановой экономике государство просто берёт на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В таком случае речь идёт о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос “Что, как и для кого производить” одной единственной формой собственности – государственной, а в ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. При функционировании рыночной экономики перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. В рыночном хозяйстве государству постоянно приходится корректировать глубину влияния, оно должно постоянно балансировать, то увеличиваю, то уменьшая степень вмешательства в экономику. Ведь рыночная экономика – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителя, так и со стороны производителя.

Макроэкономическое регулирование обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, новые экономические отношения и новые виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определить подходы, да и сами объекты налогообложения.

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в Республике Беларусь уже сформировалась, однако она не лишена ряда недостатков, обусловленных ее высокой сложностью, наличием множества налогов и отчислений, высокой налоговой нагрузкой на предприятия.

Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

В связи с этим в работе рассмотрим общие принципы налогообложения в условиях рыночной экономики, особенности налогов в странах с развитой рыночной экономикой, налогообложение в Республике Беларусь и направления дальнейшего совершенствования налоговой системы республики.

Теоретические аспекты налогообложения рассматриваются сквозь призму их практического преломления в экономике Республики Беларусь.

Целью настоящей работы является определение эффективных направлений совершенствования налоговой системы как важнейшего направления регулирования экономики.

СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Государства во все времена являлось внешней средой для экономической системы, хотя и активной, но не элементом — субъектом системы. Да, государство в отдельные исторические периоды пыталось заниматься предпринимательской деятельностью, объявляло монополии на различные производства, продукты (будь-то золото, соль, железная руда, внешняя торговля и т.п.) и регулировало цены. Но, "входя" в рыночную систему, оно дестабилизировало ее, так как, выступая субъектом этой системы и одновременно осуществляя соционормативное регулирование, оно создавало себе благоприятные условия для экономической деятельности. А благоприятные условия одного из субъектов системы отрицают рыночную парадигму — свободу продавцов и покупателей, отсутствие монополии как со стороны продавцов, так и покупателей, — в конечном итоге разрушало рынок.

И если государство возникло как потребность в регулировании отношений между группами людей, классами, нациями и т.д., то "регулятор" не может регулировать сам себя. Оно может лишь регулировать отношения между субъектами системы.

В развитии отношений между государством в лице правительственных органов и экономическими субъектами Р. Хелбронер выделил три фазы: на первой государство выступает как покровитель; на второй — как регулятор, на третьей — как гарант.

Учитывая современный процесс дерегулирования, западные экономисты предлагают выделять четвертую фазу — дерегулирование.

Дерегулирование экономики может произойти только тогда, когда в обществе не только создана критическая масса рыночной экономики (субъекты, институты, общественный климат, законодательство и т.п.), но и она сама превращается в некое мироощущение, мировосприятие не просто группы или групп людей, а мироощущение общества. Большинство его членов воспринимает мир через призму капиталистического, рыночного хозяйственного поведения, регулируя свои взаимоотношения с другими членами общества через правовые нормы, которые становятся своего рода традициями, культурой поведения. [2, c. 57]

Следует отметить, что на Западе различают государственное и правительственное регулирование, например финансовое регулирование в лице Федеральной Резервной Системы в США и непосредственное правительственное регулирование. В первом случае ФРС регулирует практически всю финансовую систему, создавая каналы для наиболее производительного использовании сбережений в обществе. Поскольку финансовое взаимодействие между финансовыми институтами может быть нестабильным. главные цели ФРС в регулировании финансовых институтов, в том числе и частных, включают: а)защиту сбережений; б)обеспечение макроэкономической стабильности к в) обеспечение эффективности экономики в целом.

В свою очередь Конституция дает Конгрессу и правительству власть "регулировать коммерцию (торговлю) между штатами". Правительство может облагать налогами предпринимателей, принуждать к размещению ресурсов или изменению экономических решений потребляющих хозяйств и фирм без их согласия. Оно может использовать власть, чтобы поднять или понизить прибыльность в любой отрасли через четыре главных механизма, значительно влияющих на прибыльность в отраслях:

-прямые субсидии отраслям, специальные снижения налогов или, напротив, установление карательных налогов; благоприятствующе или угнетающе действующие регуляторы;

-ограничение или поощрение вхождения в рынок или существования в нем (так называемые барьеры на импорт);

-субсидии, налоги или ограничения на комплементарные или замещающие товары;

-политика по прямому фиксированию цен (ценовой уровень или продажи).

В современных условиях правительства стран с развитыми рыночными системами стоят перед проблемой межгосударственного регулирования в форме валютно-кредитного регулирования и координации экономической политики в соответствии с вырабатываемым курсом на уровне глав ведущих государств с рыночными системами. Подобное регулирование можно рассматривать как подготовительный этап по созданию международной, наднациональной организации по регулированию экономической деятельности в рамках формируемой мировой рыночной системы.

Форсированный переход к рыночным отношениям с помощью монетаристских регуляторов ведет к революционному слому старого механизма. Использование монетаристских регуляторов, опирающихся на самонастройку экономической системы, предполагает наличие развитой рыночной среды и институциональных форм ее функционирования. В соответствии с монетаристскими подходами к регулированию рыночной системы деньги как таковые влияют на экономику согласно правилам, которыми руководствуются банки, создавая деньги и проводя в жизнь финансовую политику. Краеугольный камень монетаристской теории — учет изменения темпов роста денежной массы, находящейся в обращении, и ее влияние на реальный объем производства на краткосрочных временных интервалах. Это предполагает достаточно развитые рыночные институты — частную собственность, отлаженную налоговую и банковскую системы, финансовый рынок и соответствующее законодательство. [4, c. 126]

Социально ориентированная рыночная организация своей главной задачей ставит свободу человека и как гражданина, и как предпринимателя. Демократия, понимаемая как власть народа, имманентна рыночной организации и предполагает такую форму политического строя, который основан на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан, достигнуть которых можно только с помощью общественных институтов, не занятых в отличие от социалистического государства воспитанием некоего совершенного, фантастического человека, а рассчитанных на несовершенство человеческой природы и общества. В рыночном обществе значительная роль отводится праву. Модель поведения человека в обществе строится исходя из постулата римского права "все, что не запрещено, то разрешено".

В зрелой, сформированной рыночной системе государство только поддерживает "окружающую среду", ауру для развития экономики.

Государство в лице своих институтов устанавливает общие положения общественного развития, формулирует их в основном законе — Конституции, последняя в свою очередь определяет основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и взаимоотношений со всеми субъектами общества — отдельными гражданами, группами граждан, хозяйственными единицами, их права и обязанности.

Таким образом, и экономическая политика, и механизмы ее осуществления государством исходят из цели развития общества, сформулированной в Конституции. Вот почему и трансформация общественного строя, и его экономической базы в республике предполагает прежде всего принятие новой Конституции, имманентной цели общества — создание суверенного демократического государства на основе открытой рыночной системы, рационально сочетающей различные формы собственности, обеспечение экономического развития с привлечением иностранных инвестиций и в конечном итоге интеграция республики в мировое сообщество.

Экономической истории известны три формы государственного воздействия на экономические процессы в обществе:

 законодательная (правовая);

 регулирование финансово-кредитной сферы, которое в свою очередь подразделяется на бюджетно-налоговое и кредитно-денежное;

 административное воздействие, включающее административно-экономическое и организационно-административное.

Следует заметить, что каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не столько от экономической материи, сколько от политической организации общества, традиций, целей и задач, решаемых тем или иным обществом, его руководителями (правительство, монарх, парламент и т.д.) на каждом конкретном историческом этапе. В теории и на практике к плодотворным результатам может привести только выбор тех форм и методов воздействия, которые основываются на знании объектов регулирования, принципов их функционирования, закономерностей, условий, предпосылок и факторов развития рыночных систем. [6, c. 108]

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. При этом следует отметить, что каждой из этих форм присущ свой инструментарий. Например, законодательная (правовая) форма является наивысшей формой взаимодействия государства и экономики. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их принятия и осуществления государственных институтов, занимающихся и тем и другим.

На нынешнем уровне развития рыночных систем в индустриально развитых странах законодательная форма сочетается с финансово-кредитной и административной и предполагает их законодательное закрепление.

Государственное регулирование деятельности предприятий обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления, правовым оформлением отношений собственности, установлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными материальными и духовными благами, а также условиями для их образования, производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению научно-технического прогресса, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные связи и повышении конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая роль государства — самая обширная и разносторонняя функция. В ходе ее выполнения государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства, для чего широко привлекает такие методы воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную политику. Государство берет на себя и организацию оборота ценных бумаг, обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует расширение сферы предпринимательской деятельности.

Все методы государственного регулирования экономики можно условно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые базируются на административных мерах воздействия. Что касается косвенных, то они могут носить административный, но чаще экономический характер. Эффективность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития. Если же говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов. [1, c. 329]

В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает антимонопольная политика, обеспечение которой осуществляется посредством разгосударствления и приватизации. Проведение приватизации окажет воздействие на структурные преобразования в экономике и на стратегию предпринимательской деятельности. Кроме того, преодолению монопольных тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта.

В политике цен государство при переходе к рынку исходит из отказа от администрирования в области ценообразования. Цены должны устанавливаться под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство должно осуществлять наблюдение за движением цен и производить их корректировку. Учитывая то, что в условиях дефицита возможно многократное, необоснованное повышение цен, возникает необходимость введения регуляторов по социальной защите населения вплоть до нормированного распределения товаров. В случаях же свободного рыночного движения цен сохраняется их государственное регулирование на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; транспортные тарифы; продукцию, производимую по государственным заказам, и продукцию монополизированных отраслей. Цены на эти продукты корректируются с учетом изменения издержек производства.

Наконец, важное регулирующее значение на деятельности предприятия имеет система государственных заказов на производства продукции. С их помощью государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Государственный заказ может осуществляться на народнохозяйственном и региональном уровнях, но в любом случае он становится одной из важнейших форм взаимодействия рыночных структур с органами народнохозяйственного управления и регионального самоуправления. Госзаказ должен иметь коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию долгосрочных хозяйственных связей на взаимовыгодной основе.

Государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями, например субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации фирмы и других целей. Дотация представляет собой финансовую помощь из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма финансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е. они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством и оплатой товаров и услуг. Субсидии и дотации являются неценовым фактором предложения. Следовательно кривая предложения смещается и это может благоприятно отразиться на равновесной цене.

С другой стороны, правительство облагает хозяйствующие субъекты налогами. Налог представляет собой сбор, законодательно установленный государством и взимаемый в целях удовлетворения общественных потребностей. Основными налогами с предприятий являются налог на прибыль, налог на продажи, акцизный налог, экспортные и импортные пошлины и др. Некоторые налоги могут выполнять функцию перераспределения доходов, уменьшая сверхприбыль отдельных собственников и предпринимателей (акцизный налог, налог на землю, налог на прибыль). Налоги могут стать средством защиты национальных производителей от иностранной конкуренции (таможенные пошлины). [6, c. 118]

Теория экономического роста, в какой бы форме она ни выступа­ла - кейнсианской, неоклассической или на базе неоклассического синтеза, - выдвигает две группы проблем: факторов, определяющих потенциально возможный рост национального дохода в долговре­менном периоде, и условий, обеспечивающих "устойчивое состоя­ние" экономики, другими словами, условий динамического равнове­сия, а также ставит вопрос о том, как экономика приспосабливается к этому "устойчивому равновесию".

Кейнсианская теория роста решает обе группы проблем на основе уравнений Харрода-Домара. В этих двух уравнениях темп роста на­ционального дохода определялся двумя факторами: инвестициями и величиной отношения "капитал—продукт". Причем предполагается, что это отношение жестко фиксировано технологическими условия­ми, исключающими возможность гибкого замещения производ­ственных факторов. Следовательно, инвестиции (норма накопле­ния) рассматриваются как ключевой и по сути дела единственный па­раметр, определяющий потенциально возможный темп роста.

Что касается второй группы проблем — устойчивого состояния и механизма его поддержания, - то в полном соответствии с представ­лениями Кейнса о несовершенстве рыночной экономики в модели Харрора—Домара был сделан вывод, что система подвержена крат­ковременным и длительным отклонениям от состояния равновесия и поэтому нуждается в регулировании со стороны государства. По мне­нию неокейнсианцев, уровень спроса зависит от роста национального дохода, а последний - от чистых инвестиций. Рост капиталовло­жений вызывает кратное увеличение прироста занятости, нацио­нального дохода и потребления. Проблема накопления рассматрива­ется ими в связи со сбережениями населения. Если инвестиции рав­ны сбережениям, то экономика не испытывает трудностей. Превыше­ние сбережений над инвестициями приводит к недогрузке мощнос­тей и безработице, и наоборот, превышение инвестиционных расхо­дов над сбережениями вызывает рост цен. Поэтому главную задачу неокейнсианцы видят в определении объема и темпов роста капита­ловложений. Для ее решения они использовали широкий математи­ческий аппарат.

Неоклассический подход к решению этих проблем принципи­ально иной. В качестве факторов экономического роста неоклассики рассматривают основной капитал и рабочую силу, способные соче­таться в разных пропорциях под влиянием как технологических, так и экономических причин. В анализ вводится также фактор науч­но-технического прогресса.

Использование при анализе аппарата производственных фун­кций, прежде всего производственной функции, получившей в эко­номической литературе название "функции Кобба-Дугласа" (по имени математика Кобба и экономиста Дугласа), позволило сделать ряд интересных выводов о роли отдельных факторов в экономичес­ком росте, в частности о значении научно-технического прогресса, а также отдельных его компонентов.

Неоклассическая модель призвана доказать, что рыночная эконо­мика внутренне устойчива и обладает необходимыми механизмами для автоматического восстановления нарушенного равновесия. Представители неоклассического направления считают, что меха­низм свободной конкуренции приводит к полному использованию факторов производства путем воздействия на их цены. Например, ес­ли темпы инвестиций будут слишком высокими, то цены на ресурсы возрастут. Это заставит предпринимателей сократить производство, что приведет к сокращению спроса на факторы производства и сни­жению цен на них. Условием сбалансированного роста, при котором спрос равен предложению, они считают и устойчивую денежную сис­тему, в силу чего регулирующую роль государства сводят только к проведению кредитно-денежного регулирования.

Значительное и быстрое сокращение темпов экономического рос­та в индустриально развитых странах, необходимость ускорения эко­номического роста в развивающихся и слаборазвитых странах приве­ли к поиску мер государственного регулирования, которые смогли бы обеспечить рост уровня жизни, наилучшим образом стимулиро­вать этот процесс.

Экономистами различных течений было разработано множество направлений экономической политики, целью которых было содей­ствие экономическому росту. Большинство из них едино в том, что совокупный рост должен происходить со скоростью, соответствую­щей (хотя бы приблизительно) темпу роста естественного уровня ре­ального объема производства. Если допускается слишком быстрый рост совокупного спроса, инфляционные процессы будут развивать­ся в более быстром темпе. Вместе с тем, если спрос растет слишком медленно, вполне вероятно, что экономическая система перейдет в состояние спада темпов роста ("рецессии роста").

Помимо экономической политики, направленной на приведение в соответствие темпов роста фактического и естественного уровней реального объема производства, предлагаются и иные действия, при­званные поощрять рост естественного уровня реального объема про­изводства.

Кейнсианцы предлагают низкие ставки процента (политику "де­шевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости налогово-бюджетная политика может использо­ваться для ограничения правительственных расходов и потребления с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к ин­фляции.

Классики и неоклассики — сторонники "экономики предложе­ния" —делают упор на факторы, повышающие производственный по­тенциал экономической системы. В частности, они призывают свести к минимуму созданные государством препятствия экономическому росту, изменить государственное регулирование с целью минимиза­ции его отрицательных последствии для производительности, ис­пользовать стимулы, а не административные методы. Во многих слу­чаях, по их мнению, государство могло бы отменить механизмы, за­медляющие экономический рост, например модифицировать нало­говое законодательство с целью поощрения сбережений и инвести­ций; освободить сбережения от подоходного налога; предложить на­логовую скидку на инвестиции; увеличить начисления на амортиза­цию капитала.

Рекомендуются и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Так, экономисты предлагают ввести новые по­казатели, которые бы стимулировали расходы на НИОКР, распрос­транение современных технологий и улучшение экономических ус­ловий для небольших высокотехнологичных компаний. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику. В рамках ее правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения эконо­мического роста. С помощью соответствующего налогового режима правительство могло бы ускорить развитие высокопроизводитель­ных отраслей и способствовать перемещению ресурсов из низкопро­изводительных отраслей. Правительство могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимули­руя технический прогресс. В свою очередь рост расходов на образование может способствовать повышению качества рабочей силы и рос­ту производительности труда [1, 4].

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста увеличение его темпов явля­ется далеко не простой задачей. Представляется, что если провозгла­сить экономический рост приоритетным направлением экономичес­кой политики, то были бы необходимы все предлагаемые действия.



2020-02-04 257 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)