Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговый потенциал республики



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Налоговый потенциал республики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С формированием многоукладной экономики в Беларуси значительно возросло число субъектов хозяйствования различных форм собственности, появились новые виды деятельности и соответственно новые категории налогоплательщиков как в виде предприятий и организаций, так и в лице предпринимателей и просто граждан. В начале нового тысячелетия в налоговых инспекциях было зарегистрировано свыше 120 тыс. юридических лиц, около 200 тыс. индивидуальных предпринимателей, плательщиками налога на землю и недвижимость стали 4 млн. граждан.

Процесс общего увеличения числа зарегистрированных юридических лиц продолжается до сих пор, однако по различным группам предприятий ситуация заметно различалась. Так, если число государственных предприятий, колхозов и совхозов, а также банков и страховых компаний сокращалось, то количество предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий, коммерческих структур (частных предприятий) и фермерских хозяйств заметно возросло.

Однако многие из возникших в этот период субъектов предпринимательства впоследствии не выдержали конкуренции и свернули свою деятельность. Имели место и случаи возникновения фиктивных фирм, фирм-однодневок, которые создавались ради проведения разовых и в ряде случаев не вполне законных финансовых операций, после чего бесследно исчезали, «позабыв» уплатить государству налоги с полученных ими сверхприбылей. Справедливости ради заметим, что такие примеры теневой деятельности характерны не только для отечественной переходной экономики. Они нередки и в развитых странах, где общий уровень налоговой культуры и сознательности гораздо выше, а налоговые службы имеют большой практический опыт по выявлению и пресечению налоговых сокрытий.

Указанные обстоятельства объективно вызвали необходимость проведения перерегистрации субъектов хозяйствования. Перерегистрация, безусловно, была сопряжена с определенными организационными и финансовыми издержками и поэтому вызывала недовольство вовлеченных в эту процедуру граждан. Но вряд ли можно упрекнуть государство в том, что оно хочет достаточно точно знать число и структуру своих налогоплательщиков, чтобы иметь четкие ориентиры при построении бюджетной политики. В противном случае издержки от ошибок, допущенных в ходе бюджетного планирования, могут привести к гораздо более ощутимым негативным последствиям для общества и прежде всего в социальной сфере [1, 4].

Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы отмечается тенденция опережающего роста числа индивидуальных предпринимателей, что вызвано двумя основными причинами:

во-первых, более высокими затратами на регистрацию юридического лица и значительным увеличением установленного минимального размера уставного фонда; во-вторых, более высокой налоговой нагрузкой.

Уровень налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей в среднем в 4,5 раза ниже соответствующего показателя для частных предприятий, что обусловлено различиями в системе их налогообложения. Работая преимущественно с наличными денежными средствами, они имеют более широкие возможности и для налоговых сокрытий. Кроме того, многие индивидуальные предприниматели осуществляют хозяйственную деятельность в таких же масштабах, что и юридические лица, привлекая до 100 и более наемных работников. В то же время используемые в процессе производства ресурсы - земля, электрическая и тепловая энергия, вода - оплачиваются ими по более низким тарифам для населения, что существенно сокращает затраты и соответственно увеличивает доходы. Однако рост доходов не ведет к соответствующему увеличению уплачиваемых налогов, так как большинство индивидуальных предпринимателей платят в бюджет единый налог при реализации в розничной сети произведенной ими продукции.

Практика показала, что на нынешнем этапе развития отечественного предпринимательства с учетом достигнутого уровня первоначального накопления капитала в ряде случаев отсутствовала возможность зарегистрировать свой бизнес в форме юридического лица, что реально соответствовало масштабам деятельности. Опыт других стран, осуществляющих рыночные реформы, также подтверждает, что первоначально минимальные размеры уставных фондов устанавливаются на достаточно низком уровне, чтобы обеспечить широкие возможности для населения в организации «собственного дела». И только по мере развития частного сектора экономики и накопления его субъектами значительных финансовых ресурсов предельный размер уставных фондов повышается. Например, в Польше до недавнего времени минимальный размер уставного фонда для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) составлял 1 тыс. долларов США, а для открытых акционерных обществ (ОАО) - 25 тыс. И только с 1 января 2001 г., т.е. после 11 лет довольно успешных рыночных преобразований, минимальный размер уставных фондов значительно увеличился - до 10 тыс. долларов США для ООО и 200 тыс. - для ОАО [4].

Учитывая реальную экономическую ситуацию в нашей стране, Декретом Президента от 16 ноября 2000 г. № 22, вносящим изменения и дополнения в Декрет № 11, размеры уставных фондов по всем видам юридических лиц были заметно снижены (от 1,5 до 7 раз), что позволяет надеяться на преодоление обозначенной выше тенденции, и в частности, на повышение мотивации субъектов предпринимательства регистрироваться в соответствующей масштабам их деятельности организационно-правовой форме. Одновременно устранятся и отмеченные выше различия в уровне налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства с равноценными масштабами хозяйственной деятельности.

Этому могло бы также способствовать введение ограничений на привлечение индивидуальными предпринимателями наемных работников, что не следует рассматривать как дискриминацию по отношению к ним. Ведь исходя из мировой практики деятельность индивидуальных предпринимателей ассоциируется с гораздо меньшими объемами хозяйственной деятельности, чем у юридических лиц, занимающихся аналогичными видами деятельности. С трудом можно назвать индивидуальным предпринимателем человека, организовавшего свой бизнес с привлечением 100 и более наемных работников. А такие примеры у нас не единичны.

Определенного внимания заслуживает тот факт, что после перерегистрации число предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц (нерезидентов Республики Беларусь) увеличилось. Действительность такова, что ряд совместных предприятий по разным причинам, в том числе из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, был вынужден свернуть свою деятельность. Вместе с тем есть примеры совместных предприятий, которые, овладев западной техникой и технологиями, обучив персонал и достаточно прочно закрепившись на соответствующем рынке, сумели обрести финансовую устойчивость и, постепенно выплачивая иностранным учредителям их долю в уставном фонде, вновь становятся отечественными предприятиями.

За период рыночных реформ особенно существенные количественные изменения произошли в такой категории налогоплательщиков, как физические лица. Численность граждан, являющихся плательщиками налогов на землю и недвижимость, а также имеющих доходы от сдачи в наем жилых помещений и другого имущества, неуклонно возрастала. Это явилось результатом последовательного совершенствования регистрации данной группы плательщиков и налаживания соответствующего налогового учета. В настоящее время численность данной категории плательщиков составляет около 4 млн. человек. Следовательно, в орбиту налогообложения сегодня вовлечен чуть ли не каждый второй житель республики. Такая масштабность важна не столько с точки зрения выполнения фискальных задач, поскольку обеспечивает менее 1,5 % налоговых поступлений в бюджет, сколько с позиций последовательного формирования в обществе налоговой культуры и ответственности всех граждан перед государством.

Налоговый потенциал экономики определяется не только динамикой численности налогоплательщиков. Важной его характеристикой являются также уровень и динамика налоговых поступлений в целом и в расчете на одного плательщика по каждой их группе.

Анализ динамики этих показателей свидетельствует, что стабильный рост поступления налогов в бюджет за период с 1997 по 2004 г. был характерен практически для всех категорий юридических лиц. В начале рассматриваемого периода увеличивались и платежи в бюджет от предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

 

 



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Налоговый потенциал республики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговый потенциал республики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)