Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Судебная система Российской Федерации



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Тема: Судебная система Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.Понятие и принципы устройства судебной системы в Российской Федерации и зарубежных странах. Единство судебной системы. Судебный федерализм.

2. Основные понятия механизма судебной системы: ветви, уровни (звенья) судебной системы, судебные инстанции, судебная компетенция, подсудность и подведомственность дел судам. Судебные инстанции. Первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанции.Судебная компетенция. Подсудность и подведомственность дел судам.

3. Альтернативы судопроизводству. Процедуры примирения. Третейские суды.

 

 

       1. Понятие и принципы устройства судебной системы в Российской Федерации и зарубежных странах. Единство судебной системы. Судебный федерализм.

 

       Судебная система Российской Федерации – это государственно-правовой механизм осуществления судебной власти, включающий в себя все суды (государственные судебные органы) страны, порядок образования, состав и компетенция которых соответствуют отнесению их к федеральным судам или судам субъектов Российской Федерации, принадлежности к определенной ветви судебной системы и ее структурному уровню (звену).            

       I. Федеральные суды:

•     Конституционный Суд РФ;

•     Верховный Суд РФ и иные суды общей юрисдикции;

•     Арбитражные суды;

•     Дисциплинарное судебное присутствие.

Допускается образование иных специализированных судов.

II. Суды субъектов Федерации:

•     Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации – в случае их образования они должны осуществлять функцию Конституционного Суда РФ, но на уровне субъекта Федерации;

•     Мировые судьи, которые функционируют на основании Федерального закона «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и являются судами общей юрисдикции.

III. Система федеральных судов общей юрисдикции.

1)   Основным звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды (к ним относятся собственно районные суды, а также городские суды, межрайонные суды). Основным звеном военных судов являются гарнизонные суды. На эти суды приходится основная масса гражданских и уголовных дел.

2)   Средним звеном системы гражданских судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Средним звеном системы военных судов являются окружные (флотские) суды.

3)   Высшей судебной инстанцией для гражданских судов, военных и арбитражных судов является Верховный Суд РФ.

IV. Подсистема арбитражных судов РФ:

Верховный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

специализированные арбитражные суды.

Судебная компетенция распределяется в соответствии с инстанционностью. Суды рассматривают дела в качестве первой, апелляционной, кассационной или надзорной судебной инстанции.

       В обеспечение реализации задач судебной системы созданы органы судейского сообщества и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

        В соответствии со статей 3 («Единство судебной системы») Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»,   единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации»;

       соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

       применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

       признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

       законодательного закрепления единства статуса судей;

       финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

       Принцип судебного федерализма состоит в том, что построение судебной системы с учетом федеративного государственного устройства выражается в создании федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. В мире известны децентрализованная и централизованная модели судебных систем, а также смешанная. Децентрализованная (американская) модель характеризуется наличием в США системы федеральных судов, организованных в соответствии с федеральным законодательством, и самостоятельных систем местных судов (судов штатов), организованных в соответствии с законодательством штатов.

       Принцип инстанционности заключается в рассмотрении дела сначала судом нижестоящей инстанции, а затем – судом вышестоящей инстанции. Инстанционность в судах общей юрисдикции в соответствии с новым законодательством менялась поэтапно: «2011 - 01.01.2012 - 01.01.2013»

       Новая модель приближает российскую систему инстанционности к европейской и позволяет сопоставить суд надзорной инстанции в реформированной системе с Европейским судом справедливостив Люксембурге.

 

 

       Уровень (звено) судебной системы – это характеризующее место суда в подсистеме определенной юрисдикции распространение его компетенции на определенную территорию, начиная от всей Российской Федерации (для наиболее вышестоящих судов), заканчивая участком района (для мировых судей).

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по существу конкретного судебного дела (напр., уголовного или гражданского). Содержание и пределы компетенции суда первой инстанции устанавливаются действующим процессуальным законодательством путем определения правил подсудности. (Подсудность – это свойства дела, относящие его к компетенции определенного суда, действующего в качестве первой инстанции).

Суд второй инстанции – это суд апелляционной инстанции. Функцию апелляционной инстанции осуществляют районные суды, коллегии судов общей юрисдикции среднего и высшего звена (в последнем помимо судебных коллегий есть Апелляционная коллегия), а также апелляционные арбитражные суды.

Апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность приговоров и иных решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Задача этой инстанции – рассмотреть апелляционную жалобу или представление с исследованием доказательств и принять окончательное решение. После этого обжалованное решение, если не отменено, вступает в силу. Уголовное дело (а также арбитражное) суд апелляционной инстанции вправе, если необходимо, вернуть на новое рассмотрение в первую инстанцию (в другом составе суда).

 

Термин «апелляционная инстанция» берет начало от латинского слова аppellatio – «обращение»; «кассационная инстанция» - от лат. guasso, означающего «разрушаю, разбиваю».

 

Следующая судебная инстанция называется кассационной. Функция кассационной инстанции – проверка законности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Эту функцию в судебной системе Российской Федерации выполняют следующие структурные подразделения судов:

•     президиумы федеральных судов общей юрисдикции среднего звена, для военных – окружного (флотского) суда;

•     судебные коллегии Верховного Суда РФ;

•     для военных судов - Военная коллегия Верховного Суда РФ;

•     для арбитражных судов РФ – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Основная задача надзорной инстанции – это проверка законности судебных решений, вступивших в законную силу и прошедших необходимые предыдущие этапы судопроизводства.

 

       В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

       В 2010 году [См. Бюллетень Верховного Суда РФ 2010. № 7] Президиум Верховного Суда РФ отменил приговор Московского городского суда от 19 апреля 2002 года, которым гражданин В. был признан виновным в совершении ряда преступлений, и передал уголовное дело на новое судебное рассмотрение в первой инстанции в тот же суд в ином составе.       Основанием послужило то, что 4 декабря 2008 года по жалобе гражданина В. Европейский Суд по правам человека принял решение, согласно которому Московским городским судом по данному делу были нарушены п. 1 ст. 6 и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с отсутствием публичного слушания уголовного дела.

       В решении Европейского Суда по правам человека указано, что 17 сентября и 21 декабря Московский городской суд вынес решение о проведении закрытого судебного заседания. При этом в решении от 17 сентября 2001 г. не содержалось каких-либо объяснений, а в решении от 25 декабря 2001 года суд сослался на необходимость обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей. В кассационном определении Верховного Суда РФ (оставившем приговор в силе) не указано, что соображения национальной безопасности являются основанием отказа общественности в доступе к слушанию дела.

       Европейский Суд по правам человека, как сказано в решении, не убежден, что Московский городской суд обладал информацией, свидетельствующей о том, что обвиняемые по делу представляли действительную и значительную опасность для других участников судопроизводства или могли препятствовать справедливому суду. Кассационное производство в Верховном Суде РФ не являлось средством правовой защиты от отсутствия открытости разбирательства для общественности в Московском городском суде.

       Публичность судебных слушаний представляет собой фундаментальный принцип, защищаемый Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

       Указанные положения Конвенции согласуются со ст. 123 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой разбирательство во всех судах открытое.

       Правовую основу организации судебной системы РФ составляют: Конституция РФ,

       Федеральный конституционный закон РФ "О судебной системе Российской Федерации" ;

       Федеральный конституционный закон РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ;

       Федеральный конституционный закон РФ З "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" ;

       Федеральный конституционный закон РФ "Об арбитражных судах в Российской Федерации;

       Федеральный конституционный закон РФ "О военных судах Российской Федерации" ;

       Федеральный конституционный закон РФ "О Дисциплинарном судебном присутствии" ;

       К организации судебной системы также относятся:

       Федеральный закон "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" ;

       Федеральный закон РФ) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" ;

       Закон РФ (в ред. ФЗ) "О статусе судей в Российской Федерации".

       К обеспечению деятельности судебной системы относятся: Федеральный закон РФ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

       Федеральный закон РФ "О судебных приставах" .

       К статусу судей также относятся:

       Федеральный закон РФ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ;

       Федеральный закон РФ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" .

Организация российской судебной системы основана на принципах:          

1) учета федеративного государственного устройства и административно-территориального деления,

       2) обеспечения доступа к судебной защите субъектов правовых отношений,     

       3) территориальной приближенности судов к субъектам соответственно экономических и иных отношений, специальным субъектам (военнослужащим).

       Построение судебной системы с учетом федеративного государственного устройства выражается в создании федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. В мире известны децентрализованная и централизованная модели судебных систем, а также смешанная. Децентрализованная (американская) модель характеризуется наличием системы федеральных судов, организованных в соответствии с федеральным законодательством, и самостоятельных систем местных судов (судов штатов), организованных в соответствии с законодательством штатов.

       В Советском Союзе использовалась централизованная модель. Концепцией судебной реформы РСФСР 1991 г. в качестве одного из важнейших ее направлений определено создание федеральной судебной системы. На это ориентирует и Конституция РФ (ст. 128).

       С 1 января 1997 г., когда вступил в силу Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», все российские суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

       I. Федеральные суды:

•     Конституционный Суд РФ;

•     Верховный Суд РФ и иные суды общей юрисдикции;

•     Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды;

•     Дисциплинарное судебное присутствие.

Допускается образование иных специализированных судов.

II. Суды субъектов Федерации:

•     Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации – в случае их образования они должны осуществлять функцию Конституционного Суда РФ, но на уровне субъекта Федерации;

•     Мировые судьи, которые функционируют на основании Федерального закона «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. и являются судами общей юрисдикции.

 Система федеральных судов общей юрисдикции.

Основным звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды (к ним относятся собственно районные суды, а также городские суды, межрайонные суды). Основным звеном военных судов являются гарнизонные суды. На эти суды приходится основная масса гражданских и уголовных дел.

Средним звеном системы гражданских судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Средним звеном системы военных судов являются окружные (флотские) суды.

Высшей судебной инстанцией для гражданских судов и военных судов является Верховный Суд РФ.

Система арбитражных судов РФ:

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

специализированные арбитражные суды.

       Статья 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» определяет порядок создания и упразднения судов, который зависит от отнесения их к федеральным судам или судам субъектов РФ.

       Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

       Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

       Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

       Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

 

2. Основные понятия механизма судебной системы: ветви, уровни (звенья) судебной системы, судебные инстанции, судебная компетенция, подсудность и подведомственность дел судам. Судебные инстанции. Первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанции. Судебная компетенция. Подсудность и подведомственность дел судам.

 

       Ветви, иначе говоря, подсистемы российской судебной системы образуются из судов определенной юрисдикции. Существуют подсистемы (ветви системы), которые составляют соответственно     

1) суды общей юрисдикции,

2) арбитражные суды Российской Федерации, 

3) Конституционный Суд РФ, к которому близки по юрисдикции конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Но эти суды не связаны инстанционностью.

       На ветви российская судебная система делилась не всегда. В дореформенный период (до 1991 года) судебная система РСФСР, а затем и Российской Федерации состояла лишь из современных федеральных судов общей юрисдикции. 

       Провозглашение в Конституции Российской Федерации (ст. 46) правила неограниченной судебной подведомственности, согласно которому «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», а значит – суд не вправе отказать в приеме заявления на том основании, что данный предмет спора или обжалования не подведомствен никакому суду, сочеталось с произошедшей ко времени принятия Конституции специализации судов на общие, арбитражные и конституционный (Конституционный Суд РФ). Это произошло, соответственно, за счет преобразования «полусудебных» органов государственного и ведомственного арбитража в арбитражные суды и – создания органа конституционного контроля, вскоре преобразованного в конституционный суд. В советский период в таких судах не было необходимости, так как все предприятия и учреждения принадлежали государству, и споры между ними рассматривали органы, решения которых могли быть отменены министром (органы государственного и ведомственного арбитража), а в конституционном контроле советское государство не нуждалось как в таковом, ведь Конституция не имела прямого действия.

       Конституционному Суду РФ подведомственны дела о соответствии федеральных законов и определенных иных актов Конституции РФ, арбитражным – экономических споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей, государственных органов и должностных лиц). В компетенцию судов общей юрисдикции входит разрешение уголовных дел (дел о преступлениях), гражданских дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений (с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления), дел об административных правонарушениях граждан и дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений с участием граждан. По правовой природе две последние категории – это соответственно дела административного и конституционного судопроизводств (об оспаривании нормативных правовых актов).        

       С 1 января 1997 г., когда вступил в силу Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», все российские суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Тем самым для Российской Федерации избрана децентрализованная (американская) модель судебной системы, характеризующаяся наличием системы федеральных судов, организованных в соответствии с федеральным законодательством, и судов субъектов РФ (можно сравнить с судами штатов в США), организованных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

       К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

       Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, соответственно внутри каждой из ветвей (подсистем) российской судебной системы, связаны между собой инстанционностью, то есть правилами, согласно которым одни суды этой подсистемы (вышестоящие) компетентны пересматривать и отменять в случае необходимости решения других судов (нижестоящих), а компетенция по первоначальному рассмотрению дел распределяется в зависимости от уровня суда, когда вышестоящими судами рассматриваются дела с участием вышестоящих субъектов государственной власти, либо особой сложности, либо выделенные в особую категорию по иным причинам.

       Термин «инстанционность» используется Пленумом Верховного Суда РФ. Так, в постановлении от 11 января 2007 года ( в ред. 29. 10.2009, исключившей 3 абзац п. 17) № 1 говорится: «производство в надзорной инстанции осуществляется с соблюдением требования инстанционности, в соответствии с которым надзорные жалоба или представление вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции» [Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007 № 4]. 

       Таким образом, для описания действия судебной системы необходимо рассмотреть понятия уровня (нижестоящий – вышестоящий) этой системы и судебной инстанции.

       Уровень (звено) судебной системы – это характеризующее место суда в подсистеме определенной юрисдикции распространение его компетенции на определенную территорию, начиная от всей Российской Федерации (для наиболее вышестоящих судов), заканчивая участком района (для мировых судей).

       Система федеральных судов общей юрисдикции.

Основным звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды (к ним относятся собственно районные суды, а также городские суды, межрайонные суды). Основным звеном военных судов являются гарнизонные суды. На эти суды приходится основная масса гражданских и уголовных дел.

Средним звеном системы гражданских судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Средним звеном системы военных судов являются окружные (флотские) суды.

Высшей судебной инстанцией для гражданских судов и военных судов является Верховный Суд РФ.

IV. Система арбитражных судов РФ:

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

специализированные арбитражные суды.

 

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе об установлении патентообладателя; о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными.

 

 

       Когда проект закона о судебной системе еще находился на стадии обсуждения, в варианте, предложенном Государственно-правовым управлением Президента РФ [Государство и право. 1996. № 4.С. 14] предлагались меры по унификации наименований судов основного и среднего звена. Суды краевого уровня предлагалось именовать окружными, но это не прижилось в связи с отсутствием учета положения Верховных судов республик. Районные (городские) суды (как они названы Законом РСФСР «О судоустройстве в РСФСР») предполагалось переименовать в районные, что и произошло. Процессуальные кодексы теперь оперируют понятием районный суд, а не районный (городской). Такое преобразование следует приветствовать также и с той точки зрения, что понятие районный (городской) не охватывало всех вариантов наименования судов основного звена. Сегодня суды, именуемые в процессуальном и судоустройственном законодательстве как «районные» на практике могут быть районными, городскими (в городе – районном центре), окружными (для административных округов, на которые делится город), межмуниципальными и др.

       Основной целью унификации названия судов основного звена было не привязывать формирование судов к административно-территориальному делению, которому соответствует юрисдикция органов исполнительной власти. Так, в УПК РСФСР, действовавшем до 1 июля 2002 года, суд основного звена назывался районным (городским) народным (ст. 35 «Уголовные дела, подсудные районному (городскому) народному суду»). В действующем УПК РФ – ст. 31ч. 2 гласит: «районному суду подсудны уголовные дела …»

        Военные суды также выполняют полномочия общей юрисдикции и высшим звеном восходят к Верховному Суду РФ, среди судебных коллегий которого делами военных судов занимается Военная коллегия.

       В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О военных судах Российской Федерации», военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

       Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

       Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации.

       Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

       В Российской Федерации действуют:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2010 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

. . .

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

. . .

и так далее.

Например, в Волго-Вятском судебном округе:

Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии;

Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области;

2) в Восточно-Сибирском судебном округе:

Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия;

Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, а также на период до 1 января 2010 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

. . .

5) в Московском судебном округе:

Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы;

Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области; и так далее.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющий (выполняющее) какую-либо функцию, связанную с разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений.

Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по существу конкретного судебного дела (напр., уголовного или гражданского). Содержание и пределы компетенции суда первой инстанции устанавливаются действующим процессуальным законодательством путем определения правил подсудности. (Подсудность – это свойства дела, относящие его к компетенции определенного суда, действующего в качестве первой инстанции). Термин «подсудность» используется в процессуальных кодексах (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ).

В судах общей юрисдикции все суды наделены этой функцией, за исключением того, что с 01.01.2013 Верховный Суд РФ не рассматривает в качестве первой инстанции уголовные дела.

В системе арбитражных судов -

См.: Статья 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

«Подсудность дел арбитражным судам»

1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам и федеральных арбитражных судов округов».

 

Суд второй инстанции – это суд апелляционной инстанции. Функцию апелляционной инстанции осуществляют суды, непосредственно вышестоящие по отношению к судам первой инстанции. Это, соответственно – районные суды, судебные коллегии федеральных судов общей юрисдикции среднего звена, апелляционная инстанция Московского городского суда (на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры);

 

           



2020-02-04 269 Обсуждений (0)
Тема: Судебная система Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Судебная система Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)