Проблемы контрактной системы. Пути совершенствования. Практические проблемы и юридические коллизии.
Несмотря на попытки законодателя максимально точно и детально урегулировать систему государственных закупок, нельзя не сказать, что она идеальна и не нуждается в доработке. В первую очередь это касается упрощения системы для участников закупок, как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика (поставщика). Так, до сих пор не урегулирован вопрос с обеспечением исполнения государственного контракта, когда поставщик внес денежные средства на счет заказчика (ст.96 Федерального закона №44-ФЗ), однако не исполнил обязательство в срок, либо вовсе его не исполнил. В первом случае речь идёт о взыскании пени, во втором же неустойки. Проблема заключается в том, что заказчик в случае возникновения санкций по отношению к поставщику, не может на законных основаниях самостоятельно списать в свой счет сумму размера штрафных санкций со средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что по нашему мнению является неправильным. Как нам представляется, закон должен предоставлять заказчику такую возможность в виду того, что такой вид зачета обязательств облегчит работу как судам и заказчикам, так и самим поставщикам. Федеральный закон №94-ФЗ рассматривал обеспечение исполнения контракта как форму залога, которую вносит поставщик. Однако в ст.96 Закона упоминание каких-либо залоговых обязательств отсутствует. Как нам представляется, это «особый» способ обеспечения исполнения обязательств, который никак не обозначен в п.1 ст.329 Гражданского Кодекса РФ, а ссылаться в данном случае на правоприменительную практику Федерального закона №94-ФЗ было бы некорректным. По нашему мнению в виду отсутствия законодательного урегулирования, вопрос должен разрешаться либо в порядке признания долга поставщиком, либо если возможность удержания предусмотрена соглашением сторон. В случаях, если стороны не найдут компромисс, подобное удержание признается судом неправомерным (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014г №15АП-10269/14). Обратное доказывает норма п.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ, где говорится о том, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком. Согласно п.п.3 п.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ в комплекс мер входит так же применение мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий контракта. Опираясь на это положение можно сделать вывод, что заявление заказчиком требований об удержании суммы штрафных санкций входят в понятие «исполнение контракта» и соответственно обеспечение таковых обязательств должно проводиться в рамках обеспечения исполнения контракта. Однако не до конца понятно как в таком случае будет применяться часть 7 ст.96 Федерального закона №44-ФЗ в которой речь идет об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта соразмерно выполненным обязательствам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Переходный период в законодательстве о контрактной системе ознаменовался сумбурностью в работе заказчиков и поставщиков, снижением уровня конкуренции и прозрачности закупок. «В первые 2 месяца действия Федерального закона №44-ФЗ основная работа была направлена на формирование качественной системы планирования закупок – согласование разрабатываемых республиканскими заказчиками планов-графиков размещения заказов, - рассказывает Сергей Новиков, председатель Госкомзаказа Республики Башкирия. С начала года Госкомитетом проведено более 1 600 электронных аукционов на сумму свыше 3,7 млрд. руб. Анализ размещенных заказов показывает снижение активности бизнеса в госзакупках – уровень конкуренции на торгах снизился по отношению к прошлому году с 3,2 до 2,5 заявки на процедуру. В первую очередь, мы связываем эти проблемы с адаптационным периодом, необходимым поставщикам для подготовки к работе в новых условиях, а также с рядом нововведений законодательства о контрактной системе, которые привели к снижению привлекательности проводимых торгов. Например, введение обязательного обеспечения исполнения контрактов по торгам с невысокой начальной (максимальной) ценой контракта». [37] Стоит выделить и прозрачный, конкурентный характер новой системы, который проявляется в даче участниками заявок прямо на электронных площадках. Тем самым, и сами участники, и контролирующие органы могут отслеживать стоимость предложений других участников закупки на электронных торговых площадках. На наш взгляд минусом в этом контексте является наличие нескольких электронных площадок, что на наш взгляд, усложняет работу участникам закупок в поиске актуальных для них тендеров. Подводя итог, следует отметить, что принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы. В законе сохранился ряд недостатков действующего законодательства, устранение которых является обязательным условием для создания работоспособной системы управления закупками. Законы совершенствуются до сих пор, что не может сказываться как на заказчиках, так и на участниках закупки. Учитывая строгое соблюдение законодательства и частое его изменение – заказчики и участники стали вести «битву правовой осведомленности», что на наш взгляд в данном случае совсем не правильно. Законодатель должен придумать механизм, благодаря которому удастся облегчить для поставщиков юридическую сторону участия в государственных закупках. Для того чтобы сделать 44-ФЗ по-настоящему работоспособным, необходимо постоянно анализировать практику его применения и на этой основе вносить изменения и дополнения в существующее законодательство. Стоит отметить также огромную роль контролирующих органов, деятельность которых направлена на выявление и пресечение нарушений Федерального закона №44-ФЗ. Постепенно, из вечной проблемы, государственные закупки начинают превращаться в мощнейший элемент развития рыночной экономики в стране.
Список использованной литературы: 1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 06.04.2015). 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 26.12.2014 г.) 3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04 2013 г. N44-ФЗ // Рос. газ. – Федеральный выпуск №80. – 2013. – 12 апреля. 4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). 5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30(ч. 1). 6. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ // Рос. газ. – Федеральный выпуск №148. – 1992. – 30 июня 7. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 15. 8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. 9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. 10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом» от 29.12.2007 № 978 (ред. от 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 2. 11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» от 27.02.2008 № 236-р (ред. от 25.03.2010) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 9. 12.Распоряжение Правительства Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд» от 24.07.1997 № 1047-р // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 32. 13. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) — (конкурсной документации)» от 30.09.1997 № 117 [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 14. Федеральная контрактная система: новации законопроекта / А. И. Воробьева // Бюджет. — 2011. — № 12. 15. Мнение экспертов: новый закон о госзакупках будет не намного лучше старого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://torg94.ru/stat.php3?dummy=1&nID=2854 / . – Загл. с экрана. 16. Правовые новости: специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. обзор изменений системы государственных закупок» от 02.05.2013 г. // [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 17. Правовые проблемы аукционов и конкурсов / О.А. Беляева. - М.: ТД «Юриспруденция», 2011. 18. Стурза К.И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. — 2013. — № 4. 19. Шевченко Л.И., Гредин Г.Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. – М.: Спарк, 2009. 20. Гончаров Е. История торгов в России XVII-XVIII вв.// Конкурсные торги. – 1998. - №8 21. Кузнецова О.А. Признание недействительными несостоявшихся торгов как способ защиты гражданских прав // Журнал российского права. — 2012. — № 10. 22. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Норма, Инфра-М, 2011. 23. Отнюкова Г.Д. Госзаказ есть противоречия // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 3. 24. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2011. 25. Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. 26. Кайль А.Н. Правила размещения государственных и муниципальных заказов. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. 27. Гончаров Е. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) // Конкурсные торги. — 1998. — № 14. 28 .Слюсарь Н.Б. Мировой опыт в размещении государственных заказов, реализуемый в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 11. 29. 44-ФЗ на практике: первые итоги [Электронный ресурс] // Наталья Рудычева/ CNews Analytics. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/?2014/06/19/576263 / . - Загл. с экрана. 31. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 окт. 1991 г. «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства в 1992 году» [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» 32. Толкушкин А.В. Комментарии к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (постатейный) – [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» 33. Регламент Благочестивейшего Государя Петра Великого Отца Отечества Императора и Самодержавца Всероссийского «О управлении Адмиралтейства и Верфи. И о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся». – СПб.: Тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1764. 34. Российский государственный архив древних актов. Путеводитель. В четырех томах. Том 2. - 1992. 35.Свод Законов Гражданских (т. X, ч. 1) [Книга пятая] «Положение о казенных подрядах и поставках» Изд. 1900 г., прод. 1906 г. 36. Декреты советской власти. Т. IV. — М., 1968. 37 .СУ РСФСР. — 1920. — № 59.; № 13. 38. СУ РСФСР. — 1921. — № 59.; № 61.; № 68.; № 69. 39. СУ РСФСР. — 1922. — № 26.; № 31. 40. СЗ СССР. — 1927. — № 13. 41. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 24.10.1991. №43. [1] Атамась А.В. Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации: дис. канд. наук. М., 2009. С. 17 [2] Именной указ от 7 июля 1654 года «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей»// Полное собрание законодательства. СПб., 1830. Т. 1. № 132. С.342 [3] См.: Правовые проблемы аукционов и конкурсов / О.А. Беляева. - М.: ТД «Юриспруденция», 2011. - С. 10. [4] Стурза К.И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. — 2013. — № 4. — С. 20-24. [5] Гончаров Е. История торгов в России. ХХ в. (до 1917 г.) // Конкурсные торги. — 1998. — № 14. — С. 42. [6] Регламент Благочестивейшего Государя Петра Великого Отца Отечества Императора и Самодержавца Всероссийского «О управлении Адмиралтейства и Верфи. И о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся». – СПб.: Тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1764. [7] Российский государственный архив древних актов. Путеводитель. В четырех томах. Том 2. - 1992. - С.126 [8] Шевченко Л.И., Гредин Г.Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. – М.: Спарк, 2009, - С.12 [9] Гончаров Е. История торгов в России XVII-XVIII вв.// Конкурсные торги. – 1998. - №8. – С.40 [10] Кузнецова О.А. Признание недействительными несостоявшихся торгов как способ защиты гражданских прав // Журнал российского права. — 2012. — № 10. — С. 71. [11] Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Норма, Инфра-М, 2011. — 304 с. [12] Свод Законов Гражданских (т. X, ч. 1) [Книга пятая] «Положение о казенных подрядах и поставках» Изд. 1900 г., прод. 1906 г.
[13] Декреты советской власти. Т. IV. — М., 1968. — С. 302-304. [14] СУ РСФСР. — 1920. — № 59. — Ст. 271, 272; № 13. — Ст. 81, 82. [15] СУ РСФСР. — 1921. — № 59. — Ст. 398; № 61. — Ст. 432.; № 68. — Ст. 528; № 69. — Ст. 556. [16] СУ РСФСР. — 1922. — № 26. — Ст. 217; № 31. — Ст. 374. [17] СЗ СССР. — 1927. — № 13. — Ст. 140. [18] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 24.10.1991. №43. Ст.1392 [19] Постановление Совета Министров РСФСР от 23 окт. 1991 г. «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства в 1992 году» [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [20] О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ// Рос.газ. – Федеральный выпуск №148. – 1992. – 30 июня [21] ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // Рос.газ. – Федеральный выпуск №148. – 1992. – 30 июня [22] Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756. [23] Распоряжение Правительства Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд» от 24.07.1997 № 1047-р // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 32. — Ст. 3814. [24] Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.1997 № 117 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) — (конкурсной документации)» //СПС КонсультантПлюс, 2013. [25] Толкушкин А.В. Комментарии к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (постатейный) – [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
[26] Отнюкова Г.Д. Госзаказ есть противоречия // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 3. — С.35. [27] Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434. [28] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. — Ст. 4602. [29] Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — С. 145-146; Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — С. 132. [30] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» от 27.10.2006 № 631 (ред. от 05.10.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 44. — Ст. 4602. [31] Распоряжение Правительства Российской Федерации «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» от 27.02.2008 № 236-р (ред. от 25.03.2010) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 9. — Ст. 884. [32] Кайль А.Н. Правила размещения государственных и муниципальных заказов. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. — С. 156. [33] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом» от 29.12.2007 № 978 (ред. от 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 2. — Ст. 102. [34] Слюсарь Н.Б. Мировой опыт в размещении государственных заказов, реализуемый в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 11. — С. 28. [35] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 26.12.2014 г.) ст.223 [36] Приказ Министерства экономического развития российской федерации от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» [37] 44-ФЗ на практике: первые итоги [Электронный ресурс] // Наталья Рудычева/ CNews Analytics. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/?2014/06/19/576263 / . - Загл. с экрана.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |