Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций
Гражданским законодательством предусмотрено два регистрационных действия, посредством которых действующая организация может утратить свой правовой статус, как юридического лица - реорганизация и ликвидация организации. В случае реорганизации данный процесс обусловлен утратой в одной форме и приобретением правового статуса в иной форме юридического лица, при ликвидации организации правовой статус юридического лица утрачивается. Реорганизация некоммерческой организации может быть произведена путем слияния, присоединения, разделение, выделения, преобразования. Организация считается реорганизованной, за исключением реорганизации в форме слияния, с момента внесения записи о создании вновь созданной организации в ЕГРЮЛ. Порядок реорганизации юридических лиц регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Рассмотрим все виды реорганизации некоммерческих организаций по отдельности. Реорганизация путём слияния заключается в создании новой организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких некоммерческих организаций и прекращением их деятельности. При этом права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточными документами. Реорганизация путём присоединения организации - это прекращение деятельности одной или нескольких организаций с полной передачей их прав и обязанностей уже существующей организации. Реорганизация путём разделения - это прекращение деятельности одной или нескольких организаций с передачей их прав и обязанностей другой организации в соответствии с разделительным балансом. Реорганизация путём выделения организации - это создание одной или нескольких некоммерческих организаций с частичной передачей прав и обязанностей реорганизуемой некоммерческой организации без прекращения деятельности последней. Реорганизации путём преобразования означает изменение ее организационно-правовой формы. В результате к возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что имеют право на реорганизацию путем преобразования организации лишь некоторых организационно-правовых форм, при этом к разным видам некоммерческих организаций предъявляются различные требования и существует ряд ограничений. Считаю целесообразным рассмотреть данные положения в форме таблицы.
В данной таблице в строке "1" перечислены организационно-правовые формы, в которые могут быть преобразованы виды некоммерческих организаций, указанные в столбце "а", в столбце "ж" обозначены органы или лица, имеющие право принимать решение о преобразовании. Также используются следующие обозначения: ОПФ - организационно-правовые формы некоммерческих организаций; НП - некоммерческое партнерство; ЧУ - частное учреждение; АНО - автономная некоммерческая организация; А/С - ассоциации или союзы; Тов-во - товарищество. Перечень форм некоммерческих организаций, указанный в таблице является исчерпывающим. Процесс реорганизации осуществляется в 2 этапа. Для начала процесса реорганизации на первом этапе необходимо направить в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации некоммерческой организации направляет в орган Минюста России: письменное уведомление в произвольной форме в двух экземплярах о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации и необходимых реквизитов организации (полное наименование некоммерческой организации; ОГРН; учетный номер; форма реорганизации; реквизиты решения о реорганизации; количество реорганизуемых некоммерческих организаций; сведения о всех реорганизуемых организациях; сведения о заявителе (ФИО, должность, паспортные данные), В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.; решение о начале процедуры реорганизации в двух экземплярах. На основании предоставленных документов орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что некоммерческая организация (и) находится (находятся) в процессе реорганизации. После внесения такой записи в ЕГРЮЛ дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в "Вестнике государственной регистрации". В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации организаций лиц организацией, последней принявшей решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Данное требование является неотъемлемой частью процесса реорганизации по причине необходимости осуществления гарантии прав кредиторов реорганизуемой организации, в части предоставления возможности предъявления ими требований при необходимости. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Второй этап заключается в направлении в адрес органов Минюста России следующих документов: 1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации по форме №РН0002 <http://to30.minjust.ru/node/2940?theme=minjust>. Заявление заполняется на каждое вновь возникающее юридическое лицо. При реорганизации в форме присоединения представляется Уведомление о прекращении деятельности присоединенной организации по форме №РН0009 <http://to30.minjust.ru/node/2941?theme=minjust> в двух экземплярах. 2) Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально заверенные копии) в трех экземплярах. 3) Договор о слиянии (присоединении) - в 2-х экземплярах 4) Передаточный акт или разделительный баланс - в двух экземплярах ) Документ об уплате государственной пошлины. При реорганизации в форме присоединения госпошлина не оплачивается. ) Документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией сведений о страховых взносах и страховом стаже. При этом, заявитель вправе, но не обязан представлять указанный документ. Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ликвидация НКО Процедура ликвидации некоммерческой организации является одним из самых сложных и трудоемких регистрационных действий. Это связано с тем, что законодательство РФ предусматривает наиболее строгий контроль за деятельностью некоммерческих организаций. Ликвидация некоммерческой организации предполагает полное прекращение деятельности данной организации в качестве юридического лица, без перехода прав и обязанностей иному юридическому лицу. На данный момент существует два варианта ликвидации: принудительная и добровольная. Пошаговый процесс добровольной ликвидации состоит из: . Учредители (участники) некоммерческой организации или иной уполномоченный орган, принимает решение о ликвидации. После этого, органы, принявшие решение о ликвидации некоммерческой организации, обязаны в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации, сообщить в регистрирующий орган о том, что некоммерческая организация находится в процессе ликвидации. 2. Учредители (участники) некоммерческой организации или иной орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (или ликвидатора) и определяют порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. Об этом также сообщается в регистрирующий орган. С момента назначения ликвидационной комиссии (или ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. . Ликвидационная комиссия (или ликвидатор) публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщения о ликвидации некоммерческой организации, с периодичностью в месяц, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. Срок предъявления требований кредиторами должен быть не менее чем два месяца со дня публикации первого сообщения о ликвидации некоммерческой организации. . После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который подается в регистрирующий орган. . После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, и подает вместе с документами на ликвидацию некоммерческой организации в регистрирующий орган. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Также как и реорганизация, процесс ликвидации некоммерческой организации состоит из двух этапов. Документы, необходимые для ликвидации некоммерческой организации на первом этапе: подписанное уполномоченным лицом уведомление о начале процедуры ликвидации по форме № РН0005 <http://to78.minjust.ru/sites/to78.minjust.ru/files/page/2012/08/rn_0005.xls> (уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации); подписанное уполномоченным лицом уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора по форме № РН0006 <http://to78.minjust.ru/sites/to78.minjust.ru/files/page/2012/08/rn_0006.xls> (уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора); протокол высшего руководящего органа некоммерческой организации, содержащий сведения о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, а также об избрании ликвидатора (ликвидационной комиссии), вступившее в законную силу решение суда - для фондов. По истечении двух месяцев с момента публикации о ликвидации организации "Вестнике государственной регистрации" необходимо представить: уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации по форме № РН0007 <http://to78.minjust.ru/sites/to78.minjust.ru/files/page/2012/08/rn_0007.xls>; промежуточный ликвидационный баланс. На второй этап необходимо представить: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации по форме № РН0008 <http://to78.minjust.ru/sites/to78.minjust.ru/files/page/2012/08/rn_0008.xls>; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины <http://to78.minjust.ru/node/2628>. Все документы представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Как правило, заявители направляют одновременно уведомления по формам РН0005, РН0006, за тем, по истечении не менее двух месяцев уведомление формы РН0007 и заявление РН0008с приложением всех необходимых документов и копии публикации в "Вестнике государственной регистрации". Делается это для экономии времени, т.к. срок принятия решения о завершении ликвидации составляет 3 рабочих дня, а для рассмотрения уведомлений (РН0005, РН0006, РН0007) предусмотрен общий порядок: для общественного объединения и религиозной организации не позднее 29 дней; для с даты поступления документов на государственную регистрацию; регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии не позднее 21 дня; иной некоммерческой организации не позднее 13 рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию. При этом, с момента формирования промежуточного баланса, в течение трех рабочих дней организация должна опубликовать предусмотренную законом информацию в "Вестнике государственной регистрации" и только по истечении двух месяцев с даты публикации, может продолжать процесс ликвидации. Также, для некоммерческих организаций в форме частных учреждений может быть выбран иной вариант ликвидации - путем продажи или дарения имущества, т.к. сама организация создается на основе имущества собственника, который единолично его учреждает. Не смотря на отсутствие в законодательстве четко сформулированных положений в части регулирования данного варианта ликвидации некоммерческой организации, он не противоречит гражданскому законодательству и достаточно популярен в правоприменительной практике. Принудительная ликвидация некоммерческой организации заключается в исключении сведений о некоммерческой организации как о юридическом лице из ЕГРЮЛ и иных ведомственных реестров по инициативе уполномоченных органов, на основании решения суда. Данная санкция может быть применена при выявлении отсутствия ведения хозяйственной и иной деятельности, в т. ч. операций с расчетным счетом в течение года. О данном факте может свидетельствовать отсутствие отчетности, предоставляемой в налоговые органы и органы Минюста России. В связи с очень большим количеством некоммерческих организаций, зарегистрированных как в РФ в целом, так и в каждом из ее субъектов, а также сравнительно небольшим количеством сотрудников уполномоченных органов, а именно органов Минюста России, осуществляющих контроль за деятельностью некоммерческих организаций, выявление всех подобных организаций не представляется возможным, в т. ч. в виду наличия "человеческого фактора", что особо распространено среди некоммерческих организаций, с так называемым "нулевым" балансом, не ведущих предпринимательскую деятельность, не имеющих расчетные счета. В соответствии с действующим законодательством, такие организации признаются недействующими. В таких случаях, к ним тоже применяется принудительная ликвидация и специалисты территориальных органов на основании заявления в произвольной форме от уполномоченного представителя такой организации, в соответствии с поручением руководства занимаются данным вопросом путем подготовки искового заявление в арбитражный суд субъекта Федерации и участвуют в иных процессуальных действиях. Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. С этого момента она считается прекратившей свое существование, теряет правоспособность как юридическое лицо и соответственно, утрачивает свой правовой статус как некоммерческая организация.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |