Проблемы занятости населения в РФ на современном этапе
Процесс реформирования экономики в РФ, показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют особые проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям, системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда /20/. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в РФ выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 7% экономически активного населения /5/. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике /22/. Надо сказать, что незначительны величины обращающихся за помощью в ГСЗН. Значительный же контингент (точнее большинство) экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Департамента Статистики таких людей примерно в 3-4 раза больше /6/. Если к лицам уже фактически оказавшихся на «улице» добавить находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю, то общие масштабы социального напряжения в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны испытывают психологическую и моральную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что как правило отбрасывает их за черту бедности /14/. В РФ величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежеквартальной отчетности ЦЗН занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного /23/. Реальный недоучет и недооценка безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 30-х годов узаконившего безработицу в РФ. Можно назвать по крайней мере семь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы /19/. 1.На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится, как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ. 2. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать несколько десятков километров. 3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане РФ, получающие выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видят смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных. 4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц. 5.Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное в июле 2001 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда. Безусловно, меры, предпринимаемые государственной службой занятости населения по РФ по смягчению напряжения на рынке труда, сдерживанию массового высвобождения, несколько стабилизируют ситуацию. 1.5 Социально-психологическое влияние безработицы на человека 2. Сопротивление. На этом этапе человек чувствует себя еще хуже. Это проявляется в частых жалобах на обстоятельства, сожалении о происшедшем, в сомнениях о возможности преодоления неудачного периода; возможны нарушения психического и физического состояния здоровья. Часты проявления агрессивности и возникновение чувства вины. Для облегчения протекания этого периода необходимо, чтобы безработный разобрался в своих переживаниях и чувствах и провел переоценку данной ситуации 4. Переход к нормальной деятельности. Этот этап начинается, когда имеет место включение в новый вид деятельности, который представляет собой методический поиск места работы. 5. Длительность каждого этапа различна для каждого человека. Некоторые могут перескакивать или сравнительно легко и быстро переживать эти этапы, другие переносят их очень болезненно. Эти различия зависят от личного опыта человека в преодолении подобных проблем и от типа личности /6/. Человек, не имеющий работы, переживает пустоту своего времени как свою внутреннюю пустоту. Будучи безработным, он чувствует себя ненужным. Он считает, что раз он лишён работы, то и жизнь его лишена смысла. Подобно тому, как на бездействующих частях тела начинают развиваться опасные опухоли, и духовное бездействие ведёт к заболеванию психики. Безработица, таким образом, становится питательной средой для распространения неврозов. Однако апатия является не только выражением духовной опустошённости или неудовлетворённости человека. Она к тому же является следствием физического состояния человека, в данном конкретном случае— следствием недоедания, которое обычно является спутником безработицы /26/. Влияние безработицы на человека, на его отношение к окружающему миру не может быть определено тяжёлым социально-экономическим положением. У человека всегда остаётся возможность для свободного выбора - один человек допускает, чтобы его душевные состояния, характер и поступки предопределялись социальными обстоятельствами, тогда как другой пытается сам формировать свою общественную судьбу (и в этом едва ли не главное различие между здоровой и невротизированной личностью). Таким образом, каждый безработный сам волен выбрать для себя тот или другой путь - сохранить ли бодрость духа или впасть в полную апатию /11/. 1.6 Методы борьбы с безработицей Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают : - содействовать снижению заработной платы, разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы ; - государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры /23/. В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской /19/. В 1950-х голах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций) /23/. Дж.-М Кеинс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении... «Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к «сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу /22/. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всею следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости но отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции /23/. Наблюдаемые сегодня в РФ подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на то, что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются несколько компаний и небольшое число бирж труда. - поиск претендентов на вакантные места; - выявление наиболее подходящих кандидатов; - предоставление клиенту информации по выбранным специалистам; - организация встреч; - соблюдение гарантийных обязательств. Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда, преследующие несколько иную цель - найти человеку работу, в то время, как для агентств главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора кадров начинается со встречи консультанта кадровой компании с клиентом и определения требований, предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например, через объявления в прессе /26/. Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск среди возможных претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса, который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм работы. Можно просто пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается, просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством интервьюирования, и изготовить полуфабрикат - пакет с документами на более-менее подходящих сотрудников. Работать можно как с активными аппликантами - ищущими в данный момент работу, так и с пассивным резервом, состоящим из специалистов, попавших в поле зрения агентства, но в данный момент уже трудоустроенных /13/. Существует также практика, согласно которой поступившая однажды информация о специалисте навсегда остается в базе агентства: более того за динамикой развития его карьеры менеджеры агентства ведут постоянное наблюдение. Время от времени они звонят данному специалисту, задавая вопросы типа: как дела, все ли в порядке, какие изменения произошли в карьере, а также ведут обзор периодической печати (кстати, к вопросу о пользе активных выступлений в специализированной и общественно-политической прессе), анализируют отзывы и рекомендации других клиентов агентства. Анализ рынка по публикациям в прессе, прогноз развития отраслей на предмет активности как клиентов, так и специалистов высвобождаемых в результате, скажем, серии банкротств - все это осуществимо лишь при наличии творческого подхода. Ясно, что работать приходится с изначально неформализуемым, огромным объемом информации. Чтобы скорректировать дефицит агентства, вам могут посоветовать пройти переобучение, поэтому надо постоянно следить за этим рынком и поддерживать партнерские отношения с определенными областями, как-то: обучение, маркетинговые исследования. Нельзя забывать и о внешних проблемах, например конкуренции с другими агентствами, стимулирующей поиск новых методов борьбы за заказчика. Так, предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат - заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное, чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке труда /14/. Данная система является не только теоретически, но и практически обоснованной - она уже оправдала себя в России и странах Прибалтики. Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, уплаченной дополнительно занятым на производстве.
II. Социальная защита безработных Основная задача проводимой высшими органами власти РФ социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач /4/. - сельскохозяйственное переселение семей; - общественные призывы; - самостоятельный прием предприятием работника; - деятельность органов трудоустройства населения /5/. Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения. Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |