Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ трудоустройства и уровень безработицы в Ульяновской



2020-03-17 249 Обсуждений (0)
Анализ трудоустройства и уровень безработицы в Ульяновской 0.00 из 5.00 0 оценок




                                                       области

Региональную службу занятости населения представляет Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области, который включает в себя Ульяновский городской центр занятости, 2 межрайонных центра занятости (Димитровградский и Барышский) и 19 районных центров занятости.

Организация работы центров занятости строится на принципах неукоснительного соблюдения требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Технологии, а также других нормативно-правовых документов. Подбор подходящей работы ведется с каждым гражданином индивидуально, в соответствии с его желаниями и имеющимися вакансиями.

Имея на руках всю необходимую документацию, предусмотренную законодательством, гражданин регистрируется в службе занятости в качестве ищущего работу, где на него заполняется карточка персонального учета со всеми данными в ПК «Катарсис». Инспектор центра занятости интенсивно работает с гражданином, особенно в первые 10 дней. За этот период времени ему предлагается (из имеющихся вакансий) не менее двух вариантов подходящей работы. Кроме того, инспектор предлагает гражданину план самостоятельного поиска работы, убеждая его в том, что искать работу надо ежедневно. Если вариантов подходящей работы нет, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней /2/.

В дальнейшем безработные граждане посещают службу занятости не реже одного раза в две недели, хотя самостоятельно продолжает искать себе работу по плану поиска, по объявлениям в газетах, с помощью знакомых или непосредственно обращаясь на предприятия. Если же в центре занятости за это время появилась подходящая для зарегистрированного безработного вакансия, инспектор приглашает к себе гражданина и направляет его на данную вакансию. В случае трудоустройства в КПУ безработного вносятся данные, в какую организацию, по какой специальности и с какого числа принят на работу гражданин, а также номер приказа по предприятию. После этого гражданин снимается с учета в качестве безработного, а его карточка закрывается и сдается в архив. Если безработному не удается найти работу по специальности, инспектор может предложить ему обучение, переобучение, либо повышение квалификации.

В 2001 году в службу занятости области впервые по вопросам трудоустройства обратились 55759 человек, в том числе 13773 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время. 87986 человек обратились за консультациями. В числе граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства: женщины – 30141 чел. (54,1%); жители г. Ульяновска – 29439 чел. (52,8%); жители других городов и районов области – 26230 чел. (47,2%).

Из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства, были трудоустроены 35522 человека, или 63,7% от обратившихся (в 2000 году были трудоустроены 34561 человек, или 61,5% от числа обратившихся). Число трудоустроенных при содействии службы занятости, без учета трудоустройства учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, составило 21877 человек, или 52,1% от числа обратившихся. Большую помощь обращающимся гражданам в поиске работы оказывает экспресс-служба, которая была создана по опыту Санкт-Петербурга при Ульяновском городском центре занятости еще в 1998 году. В истекшем году экспресс-трудоустройство расширило свою деятельность и работало по следующим направлениям:

- консультационные услуги;

- формирование отдельного банка специалистов, имеющих домашние телефоны (для оперативного оповещания при появлении требуемой вакансии и для поддержания обратной связи);

- самостоятельный сбор вакансий;

- взаимодействие с кадровыми службами предприятий и организаций всех форм собственности (преимущественно с численностью до 50 человек);

- содействие в трудоустройстве гражданам, желающим найти подходящую работу, а также тем, кто хотел бы поменять место работы, при этом обращая особое внимание на трудоустройство в первые 10 дней;

- проведение мини-ярмарок вакансий и гарантированных собеседований, а также участие в других массовых мероприятиях, связанных с трудоустройством граждан и проводимых городским центром занятости населения;

- летнее трудоустройство школьников и студентов.

В 2001 году в экспресс-службу в поисках подходящей работы обратилось 9928 человек, в т.ч. 3757 женщин (37,8%). Из всех обратившихся 4709 человек трудоустроено (47,4%), в т.ч. 1685 женщин (35,8%); трудоустроено в первые 10 дней 1356 человек (28,8%), в т.ч. 482 женщины (35,8%); воспользовались консультациями специалистов службы 4276 человек. В летний период трудоустроено 74 человека из числа молодежи, в т.ч. 28 школьников и 46 студентов.

Экспресс-трудоустройство принимает активное участие в проводимых городским центром ярмарках вакансий и самостоятельно проводит мини-ярмарки и гарантированные собеседования. За истекший год службой организовано и проведено три мини-ярмарки вакансий, которые посетило 90 человек, из них направлено для трудоустройства 61 человек. Кроме мини-ярмарок вакансий работники службы практикуют проведение гарантированных собеседований. Их было проведено 12. Посетило данные мероприятия более 140 человек, из которых направлено для трудоустройства 25 человек. Работа с гражданами организована таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень оказываемых услуг, их максимальную эффективность. Департамент занятости постоянно ведет поиск форм и методов работы, повышающих результативность занятости населения. К таким формам работы относятся:

- интенсивный сбор вакансий свободных рабочих мест районными отделами занятости и оперативная их обработка в процессе трудоустройства клиентов;

- проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, мини-ярмарок и гарантированных собеседований;

- проведение дней интенсивного консультирования; 

- реализация программ социальной адаптации безработных граждан через «Клуб ищущих работу» и «Новый старт»;

- совершенствование работы экспресс-службы;

- профессиональная ориентация и профессиональное обучение;

- проведение регулярных встреч руководителей Департамента с безработными - гражданами в городских и сельских районах области;

- реализация краткосрочных программ, принимаемых по предложениям службы занятости в населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда;

- реализация предложений Департамента занятости по организации работ, обеспечивающих самозанятость, особенно сельского населения области;

- организация и проведение заседаний общественных комиссий содействия занятости населения при главах сельских и поселковых администраций по трудоустройству незанятого трудоспособного населения.

Все эти формы и методы работы позволили повысить количество трудоустроенных граждан в 2001 году по сравнению с прошлым годом, особенно в первые 10 дней. Удельный вес числа трудоустроенных при посредничестве службы занятости в общем приеме кадров на предприятия и в организации на 01.01.2002 года составил 30,6%. Сохраняя сложившиеся традиции проведения ярмарок вакансий, Департаментом занятости предпринимаются новые методы работы. Это касается, в основном, молодежных ярмарок, так как практика показывает, что молодые люди все еще остаются одной из слабозащищенных категорий граждан. Учитывая, что эффективным средством саморекламы является резюме, посетителям ярмарки не только предоставляются сведения о наличии вакантных рабочих мест, но и предлагается принять участие в конкурсе на лучшее резюме. Часть конкурсантов по удачно составленному резюме работодатели приглашают к себе на предприятия для собеседования по вопросу трудоустройства. Такой метод проведения ярмарок вакансий заинтересовывает не только молодежь, но и работодателей.

За отчетный период было организовано и проведено 5 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. К участию в ярмарках было привлечено 178 организаций и 33 учебных заведения. На них представлено 14390 вакансий. Ярмарки посетили 12360 человек. Мини-ярмарки являются очень удобным и гибким механизмом, позволяющим быстро, оперативно и без вложения материальных средств реагировать на потребности работодателей, поэтому такому виду работы с гражданами центры занятости отдают наибольшее предпочтение. Всего за истекший год было проведено 146 мини-ярмарок, на которые было приглашено 169 предприятий и 5 учебных заведений. Посетило мини-ярмарки 3574 человека, было представлено 1813 вакансий. Общее количество трудоустроенных на ярмарках и мини-ярмарках составило 2699 человек. Подбор подходящей работы в центрах занятости ведется с каждым гражданином индивидуально, в соответствии с его желаниями и имеющимися вакансиями. Но подбор подходящей работы затрудняет продолжающееся увеличение разрыва между заработной платой, предлагаемой работодателями и той которую безработный имел прежде. Например, средняя заработная плата в сельском хозяйстве по области не превышает 900 руб., в учреждениях культуры около 1100 руб., образовании-1300 руб. и т.д.

Другой не менее важной и объективной причиной, затрудняющей трудоустройство безработных даже при наличии достаточного спроса на рабочую силу, является то, что работодатели не всегда гарантируют своевременную и регулярную выплату заработной платы. Поэтому сегодня в ряде случаев на состоянии безработицы сказывается не отсутствие вакансий, а неустойчивое финансово-экономическое состояние ряда предприятий.

Следующей проблемой, с которой сталкивается служба занятости, - это наличие трудно заполняемых вакансий на бывших оборонных предприятиях, оказавшихся в кризисной  ситуации. Они нуждаются в рабочей силе по целому ряду профессий, однако безработных пугает нестабильность работы этих предприятий и низкий уровень заработной платы, предлагаемой рабочим высокой квалификации (1000-2000 рублей). В сельской местности к перечисленным фактам добавляются проблемы с регулярностью транспортного сообщения между поселками и сезонные колебания спроса на рабочую силу. Наиболее важными проблемами, создающими для службы занятости трудности при оказании гражданам содействия в трудоустройстве, как и в прошлом году, остаются сохраняющееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Крупные предприятия оборонной отрасли, большинство предприятий строительного комплекса сокращают объемы производства и теряют значительную часть персонала. Бывшие их работники не востребованы на сложившемся в настоящее время рынке труда по профессиональному и возрастному составу.

Приказом Департамента занятости от 15.08.2000г. № 171 директорам городского, межрайонных и районных центров занятости были определены меры по реализации постановления главы администрации области № 135 от 09.08.2000года «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Ульяновской области на 2001 год», включающий в себя инвалидов и молодежь до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие особо нуждающиеся в социальной защите). В течение 2001 года работодателями и при посредничестве службы занятости в счет установленных квот было трудоустроено 464 инвалида и 817 молодых граждан в возрасте до 18 лет. Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда требует дополнительного стимулирования работодателей в организации рабочих мест.  На основании договоров между центрами занятости и предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности осуществлялась частичная компенсация расходов работодателей по оплате 89 инвалидов, работающих на заквотированных рабочих местах. В полной мере реализовать возможности предприятий, учреждений и организаций по квотированию рабочих мест не позволяет несовершенство законодательной базы. Значительная часть граждан трудоспособного возраста из числа слабозащищенных категорий остается невостребованной на рынке труда. В отчетном периоде Департаментом занятости аналогичным порядком разработан порядок квотирования рабочих мест на 2002 год.

Решению задач по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве, активному поиску работы и психологической поддержке способствуют реализация программ социальной адаптации безработных граждан «Клубы ищущих работу» и курсы «Новый старт». В настоящее время «Клубы ищущих работу» и курсы «Новый старт» действуют во всех 26 центрах занятости региона. В своей деятельности руководители Клубов и курсов опираются на методические рекомендации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Российской государственной академии труда и занятости, «Положение о «Клубе ищущих работу». В течение 2001 года приняли участие в реализации программ социальной адаптации 3848 человек. Эффективность реализации программ социальной адаптации безработных граждан составляет 75,7%, уровень их трудоустройства составил 57,8%, а 17,9% приняли участие в других программах, направленных на расширение возможностей трудоустройства.

Высокого уровня трудоустройства, превышающего 55,0%, по программам социальной адаптации достигли специалисты г. Ульяновска, Димитровграда, Барышского, Кузоватовского, Майнского, Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Сурского, Павловского, Вешкаймского, Ульяновского и Чердаклинского центров занятости, где они стали действенным средством поддержки безработных, помогающим определиться в выборе подходящей работы и в конечном итоге – трудоустроиться. Основными участниками этих программ являются женщины (81,4%) и молодежь (44,6%). Эти социальные группы населения испытывают наибольшие затруднения в трудоустройстве и более других нуждаются в психологической поддержке, обучении навыкам коммуникативного обучения, самопрезентации и самостоятельного поиска работы. Уровень безработицы в области на 01.01.2002 года от численности экономически активного населения составил 1,83% (на 01.01.2001г. 1,45%).

Значительно выше средне областного показателя уровень безработицы в районах: Николаевском – 6,32%; Новомалыклинском – 5,6%; Сенгилеевском – 5,21%; Сурском – 4,93%; Кузоватовском – 4,61%; Павловском – 4,56%; Базарносызганском – 4,54%; Майнском – 4,53%; Радищевском – 4,02%; Старомайнском – 3,52%; Вешкаймском – 3,33%.

Значительно ниже средне областного показателя уровень безработицы в районах: г.Димитровграде 0,37%; Ленинском районе г. Ульяновска – 0,56%; Мелекесском – 0,80%; Тереньгульском – 0,89%.

За 2001 год в «Клубах ищущих работу» занималось 2080 безработных, из них трудоустроено 1234 человека, что составляет 59,3% от прошедших обучение, 420 человек (20,2%) направлены на другие программы. 

Анализ реализации программ социальной адаптации безработных граждан «Клубы ищущих работу» и курсы «Новый старт» показывает, что значительно возросло трудоустройство и количество направленных на другие программы, увеличилась эффективность работы. В г. Ульяновске эффективность реализации программ социальной адаптации составляет 80,7%.

Совместными усилиями всех заинтересованных организаций, ведомств продолжалась работа по совершенствованию информирования населения о состоянии рынка труда в регионе, принятию мер органами местного самоуправления, Департаментом занятости по снижению напряженности в сфере занятости.

Результаты деятельности службы занятости вызывают постоянный интерес общественности, в связи с этим регулярно проводятся пресс-конференции с участием средств массовой информации, передачи в прямом телеэфире ГТРК «Волга», телефонные «горячие линии», передачи на радио. Так, например, руководитель, сотрудники Департамента неоднократно выступали на областном радио и ТВ по вопросам выполнения мероприятий программы занятости, а передачи в форме «прямой линии» позволяли зрителям и слушателям оперативно получать ответы на интересующие вопросы, касающиеся рынка труда.

 

     3.2 Оценка организационно-экономических механизмов поддержки

                                                       безработных

Реализация мероприятий по организации и проведению общественных работ осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года № 1247. Утверждена главой администрации области «Программа развития общественных работ на территории Ульяновской области на 2001 год» от 27.04.2001 № 412-р.

Целями и задачами данной программы являлись:

- развитие общественных работ как приоритетного направления активной политики занятости населения на территории области;

- предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

- сохранение мотивации к труду у лиц, не имеющих опыта работы;

- обобщение опыта работы городских и районных центров занятости населения по организации общественных работ;

- удовлетворение потребности региона, предприятий, организаций в выполнении временных и сезонных работ для решения отдельных направлений социально-экономического развития региона.

В соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 16.02.2001 года № 21 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета» Департаментом занятости населения по Ульяновской области была проведена следующая работа:

-Разработан «Порядок организации общественных работ и направления граждан на общественные работы» для оказания практической помощи специалистам, занимающимся вопросами организации общественных работ. Настоящий порядок определяет систему организации общественных работ, условия участия в этих работах граждан и источники финансирования общественных работ;

-Разработаны типовые договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.         

Центрами занятости в свою очередь была проделана большая работа по реализации мероприятий данного Порядка, а именно:

-Проведен анализ состояния рынка труда, количества и состава незанятого населения и безработных граждан, а также необходимость проведения общественных работ;

-Определены по согласованию с администрацией городов, районов работодатели, которые могли бы организовать общественные работы;

-Подготовлены проекты постановлений (распоряжений) администраций районов (городов) по организации общественных работ, которыми утверждены виды и объемы общественных работ, количество рабочих мест, источники финансирования;

-Проведены совещания с руководителями кадровых служб и главными бухгалтерами предприятий и организаций;

-Информировано население о планируемых мерах по организации общественных работ через радио, печатные издания, информационные стенды в центрах занятости населения;

-Совместно с работодателями своевременно проведена работа по заключению договоров по организации общественных работ.

Для участия в общественных работах центры занятости населения направляли граждан, ищущих работу, и безработных граждан.

Областной программой было предусмотрено в 2001 году создать 5225 рабочих мест, в том числе в отраслях материального производства – 2061 рабочее место и в отраслях непроизводственной сферы – 3164 рабочих места. Всего за 2001 год было заключено 322 договора, в том числе: 39 в г. Ульяновске и 283 – в сельской местности. В общественных работах приняли участие 6358 человек. В отраслях материального производства участвовали 2127 человек (33,5%), в отраслях непроизводственной сферы – 4231 человек (66,5%).

Значительному увеличению количества участников общественных работ способствовали повышение уровня организационной работы центров занятости населения с работодателями при подготовке решений об организации общественных работ, заключении с ними договоров, подборе и направлении граждан на общественные работы, возросшая заинтересованность работодателей в привлечении временной рабочей силы, повышение ответственности органов местного самоуправления районов и городов за организацию общественных работ. Всего отработано на общественных работах 54211 человеко-дней, на организацию и проведение этих работ затрачено 961, 7 тыс. рублей, в том числе из средств:

местного бюджета    - 181,2 тыс. рублей (18,8%);

предприятий              - 280,4 тыс. рублей (29,2%);

федерального бюджета - 500,1 тыс. рублей (52,0%), из них 7,1 тыс. рублей были направлены на приобретение мелкого инвентаря.

Средства федерального бюджета были направлены на оплату труда безработных, которые работали в бюджетных организациях. Анализ показал, что основная часть общественных работ была организована в администрациях городов и районов, сельских и поселковых администрациях, органах статистики, военкоматах, избирательных комиссиях, органах социального обеспечения и социальной защиты, на предприятиях коммунального хозяйства. На финансирование общественных работ привлекали средства не только федерального бюджета, но и средства местного бюджета и работодателей. Средняя заработная плата безработных, участвующих в общественных работах, составила 390,4 рублей, в том числе из средств федерального бюджета 203,1 рубля. Средняя продолжительность работ составила 9 дней.

Приоритетными видами общественных работ являлись:

-озеленение и благоустройство территории, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха;

-работа в военкоматах по оформлению документов призывников, разнос и вручение повесток;

-оказание помощи по уходу за престарелыми и больными ветеранами, солдатскими вдовами;

-помощь в ремонте домов, доставке участникам ВОВ дров, продуктов питания;

-работы по благоустройству мемориалов, памятников участникам ВОВ, уход за местами захоронения воинов на кладбищах;

-работы в лесничествах.

Формирование банка данных вакансий «Общественные работы» проводилось согласно распоряжениям глав администраций городов и районов области совместно с предприятиями на основании заключенных договоров. В 2001 году горрайцентрами занятости населения совместно с работодателями был сформирован банк вакансий общественных работ в отраслевом разрезе, в том числе:

- в отраслях материального производства – 2061 рабочих мест;

- в отраслях непроизводственной сферы - 3164 рабочих места.

Банк данных вакансий общественных работ в отраслевом разрезе обновлялся ежеквартально.

 

                                                                                                               Таблица 1 



2020-03-17 249 Обсуждений (0)
Анализ трудоустройства и уровень безработицы в Ульяновской 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ трудоустройства и уровень безработицы в Ульяновской

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)