Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ приоритетов налоговой политики Российской Федерации



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Анализ приоритетов налоговой политики Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для поступательного развития предпринимательских структур должны быть созданы определенные предпосылки, к наиболее существенным из них следует отнести:

наличие эффективной налоговой политики государства;

многообразие форм собственности;

свободу предпринимательства;

конкуренцию и антимонопольные меры;

свободные цены и договорные отношения;

равные условия хозяйствования для различных типов организаций и предпринимательских структур;

цивилизованную финансово-банковскую систему и т.д.

В результате можно сделать вывод о том, что для обеспечения социально-экономического развития Российского государства в современных условиях внешнеэкономической нестабильности необходима реализация комплексной государственной поддержки развития предпринимательской деятельности на основе оптимизации налоговой политики, а соответственно, и налоговой системы государства [5, с. 121].

Однако следует отметить, что любые реформы, в том числе в сфере оптимизации налоговой политики государства, могут быть успешными только тогда, когда их составляющие хорошо подготовлены и тщательно просчитаны. Поэтому мы считаем, что в настоящее время, характеризуемое экономической нестабильностью, проведение кардинальных мероприятий и реформ, а также комплексных преобразований в налоговой политике государства является крайне ответственным вопросом, а ошибки в реформах могут иметь ярко негативные последствия.

Для стимулирования и активизации развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства должна предусматривать реализацию следующего комплекса мероприятий:

обеспечить стабильность налогового законодательства, закрепить недопустимость любых изменений в налоговой системе в течение хозяйственного года, усиливающих налоговое бремя;

максимально конкретизировать налоговое законодательство, тем самым снизив вероятность его неверной интерпретации;

устранить имеющуюся дискриминацию налогоплательщиков в зависимости от форм собственности, размеров, видов деятельности;

обеспечить стимулирующее воздействие налоговой системы на развитие малого и среднего предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, налоговых каникул, отсрочки уплаты налогов, налогового кредита, упрощение налогового учета, развития специальных налоговых режимов;

освободить полностью от налогообложения или снизить налоговую ставку в случае направления прибыли предприятия на развитие производства, содержание объектов социальной сферы и т.д.

Необходимо заметить, что стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей задачей современной российской налоговой политики. Так как именно малые предприятия, особенно в случае наличия грамотно разработанной государственной налоговой политики, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым содействовать выходу национальной экономики из мирового экономического кризиса.

К налоговой политике государства предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять. Требования, предъявляемые к налоговой политике, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность. Основными требованиями, предъявляемыми к налоговой политике государства, в современных экономических условиях являются следующие:

рациональность, т.е. обоснованность налоговой политики;

оптимальность, т.е. сбалансированность налоговой политики;

справедливость, в том числе социальная справедливость распределения налогового бремени;

простота исчисления налогов;

доступность и понимаемость механизма налогообложения налогоплательщиками;

экономичность и эффективность.

Причем данные требования должны адекватно переноситься в целом на налоговую систему государства, которая формируется на базе налоговой политики. При этом сама налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный, местный.

Таким образом, налоговая система государства должна строиться на базе следующих основополагающих принципов:

единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;

стабильности налогового законодательства;

рациональности и оптимальности налоговой системы;

организационно-правового построения налоговой системы;

единоначалия и централизации управления налоговой системы;

целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований;

налоговая система должна иметь оптимальное количество элементов в своем составе, при которых обеспечивается необходимая собираемость налогов в бюджет соответствующего территориального образования.

Одним из основных требований, предъявляемых к российской налоговой политике в современной экономической ситуации, является создание условий для повышения законности в налоговой сфере. На практике сотрудники налоговой инспекции зачастую нарушают требования налогового законодательства, в том числе:

необоснованно приостанавливают операции по счетам в банке;

требуют документы в ходе камеральной проверки, которые в соответствии с НК РФ истребовать налоговые органы не вправе;

изымают подлинники первичных документов у налогоплательщика без надлежащего оформления такого изъятия и т.д.

Действующим российским законодательством о налогах и сборах предусмотрен механизм защиты налогоплательщиком своих прав, и явные нарушения закона со стороны налоговых органов налогоплательщики впоследствии смогут всегда оспорить в суде. Однако за тот период времени, в течение которого налогоплательщики будут защищать в судебном порядке свои права, их бизнес будет испытывать существенные сложности. При этом в условиях кризиса ущерб предпринимательству, причиненный неправомерными действиями налоговых органов, может оказаться невосполнимым.

С другой стороны, в условиях экономического кризиса налоговая политика государства посредством формируемой налоговой системы должна обеспечивать необходимую для функционирования государства собираемость налогов. Таким образом, в условиях кризиса особо возрастает значение налогового контроля как одного из основных механизмов, влияющих на уровень собираемости налогов.

Налоговый контроль представляет собой часть налоговой системы, включающую взаимосвязанные элементы, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, институты и механизмы, нормативно-правовую базу, экономические отношения, органы (субъекты), осуществляющие налоговый контроль, формы и методы его организации. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ).

В целом контрольная функция налоговой политики государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства. Поэтому налоговый контроль должен быть нацелен на предотвращение нарушений налогового законодательства, а также на выявление и изъятие в бюджетную систему недоимок по налогам.

В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию следующих функций: фискальной (формирование государственного денежного фонда), контрольной (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов), а также стимулирующей (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий).

Однако в реально проводимой государственной налоговой политике фискальный подход к вопросам организации налогового контроля считается преобладающим. Ориентация системы налогового контроля в основном на мобилизацию дополнительных средств в бюджет не в полной мере отражает как внутреннюю суть налогового контроля, так и его место в экономической и финансовой системе. В современных реалиях контроль выступает не только в роли фискального инструмента, он, главное, должен выполнять регулятивную функцию, направленную на развитие экономики посредством приведения в равные условия участников экономической деятельности. Именно такое понимание налогового контроля делает его инструментом долгосрочной налоговой политики, направленной на развитие предпринимательской деятельности.

Эффективность налогового контроля следует оценивать не только по реально поступившим в бюджетную систему государства доначислениям. Мы считаем, основным показателем эффективности налогового контроля следует признать не собственно доначисления по выездным и камеральным проверкам, а уровень текущей собираемости налогов. Данный принцип означает, что налогоплательщик тогда полностью и своевременно уплачивает все установленные налоги, когда осознает уровень риска неблагоприятных последствий налогового контроля. Таким образом, из полностью фискального инструмента налоговый контроль переходит в сферу регулятора, наличие которого побуждает (иногда понуждает) налогоплательщиков самостоятельно уплачивать налоги и сборы [5, с. 81].

Одной из неотложных задач современной российской налоговой политики является необходимость разработки новых научно-методологических подходов к процессу налогового контроля как механизму не только мобилизации доходов бюджетов всех уровней, но и противодействия получению неконкурентных преимуществ субъектами экономики. Теоретической основой для решения указанной задачи является формулирование четких отличий налоговой минимизации от налоговой оптимизации и налогового планирования посредством уточнения субъективных и объективных признаков минимизации налогообложения как противоправного деяния.

Минимизация налогообложения - это "осознанная противоправная деятельность налогоплательщика, заключающаяся в использовании незаконных средств и методов исчисления и уплаты налогов, определения налоговой базы, которые приводят к получению налогоплательщиком неконкурентных, не основанных на законе и обычаях делового оборота, преимуществах за счет неуплаты законодательно установленных налогов и сборов" [6, с. 91].

С субъективной точки зрения процесс минимизации налогообложения противоправен, так как субъект минимизации (налогоплательщик или группа налогоплательщиков) осознает через постановку цели и используемые средства и методы незаконность (противоправность) своих деяний. Однако с объективной точки зрения процесс минимизации налогообложения представляет собой построение особых механизмов ведения предпринимательской деятельности и учета налоговых обязательств, направленных в основном на получение налоговых преимуществ.

На сегодняшний день наиболее перспективным направлением налогового контроля считается мониторинг налогоплательщика с выявлением зон налогового риска и при превышении в этих зонах определенных пороговых критериев - проведение полномасштабных контрольных мероприятий.

В результате налоговый контроль должен быть максимально мягок и незаметен по отношению к добросовестным налогоплательщикам, в отношении же недобросовестных меры реагирования должны быть жесткими и незамедлительными. При этом налоговые органы должны иметь соответствующие возможности и быть способными организовывать налоговый контроль так, чтобы неотвратимость наказания стала обязательной.

Проводимая налоговая политика государства по снижению уровня административного давления на предпринимательскую деятельность требует адекватного реагирования со стороны налоговой службы, прежде всего в области стратегии и тактики контрольных мероприятий.

Мы считаем, что неотъемлемой частью проводимой налоговой политики государства должно стать совершенствование принципов налогового администрирования. Существенное внимание должно уделяться мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, а с другой - на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков.

Необходимо продолжить линию усиления защиты налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков более комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Конечной целью проводимых преобразований в части реформирования системы налогового администрирования должно стать снижение административной нагрузки на предпринимательство в налоговой сфере.

На наш взгляд, основными приоритетными направлениями налоговой политики Российского государства в современных условиях экономического кризиса на данный момент времени являются:

сокращение сроков возмещения налога на добавленную стоимость;

расширение оснований для предоставления отсрочки по уплате налогов, а также более активное использование инвестиционного налогового кредита;

принятие федерального закона о трансфертном ценообразовании и группе консолидированных налогоплательщиков;

борьба с офшорными зонами.

При этом речь идет не об изменениях текущего (тактического) характера механизма налогообложения, которые устраняют те или иные недостатки в конкретном налоге, а о поиске оптимального сочетания налоговых и неналоговых методов мобилизации государственных доходов [8, с. 121].

Предложенные направления совершенствования налоговой политики позволят государству не только изыскивать дополнительные финансовые ресурсы, но и стимулировать предпринимательскую активность и в целом темпы экономического роста, что является приоритетным направлением развития страны в условиях экономического кризиса.

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования, тем самым росту налогового потенциала.

Следует особо отметить, что доходы бюджета государства напрямую зависят от величины прибыли, получаемой бизнесом, и стоимости его имущества. Именно предпринимательство создает дополнительные рабочие места, тем самым способствует увеличению поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц. Поэтому главной целью экономической политики государства, в том числе налоговой, является развитие предпринимательской деятельности путем создания условий для расширения бизнеса: создание производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, линий электропередачи, подготовка кадров, улучшение медицинского обслуживания), снижение бюрократических препятствий для получения необходимых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Анализ приоритетов налоговой политики Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ приоритетов налоговой политики Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)