Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика расчета оптимистического прогноза доходного потенциала



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Методика расчета оптимистического прогноза доходного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как в теории, так и на практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране уделяется незаслуженно мало внимания.

Подтверждением этого может служить факт отсутствия единого подхода к оценке доходных возможностей муниципальных образований, в то время как в условиях усиления роли местных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в России возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения. Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.

Следует отметить, что практически все органы власти стремятся занизить свою доходную часть. Это выгодно. Во-первых, можно "аргументированно" просить у вышестоящего органа власти больше финансовой помощи. Во-вторых, появляется возможность не платить по долгам, уверяя кредиторов в том, что денег в бюджете едва хватает на бюджетников.

В Бюджетном кодексе РФ определено единство бюджетной системы. Это означает, что должен быть единый порядок расчета прогнозных показателей по всей стране, обеспечивающий единый механизм к определению доходных возможностей, как для субъектов Федерации, так и для муниципальных образований. Следовательно, необходима процедура, когда налоговые поступления будут планироваться в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ, т.е. будут обеспечены единая методика и согласованность действий по всей стране.

Предлагаем осуществлять планирование по вертикали в три этапа:

. Расчет на уровне местных органов власти, которые прогнозируют поступления всех налогов во все уровни бюджетов.

. Данные сведения суммируются в финорганах субъектов Федерации, в результате чего определяются налоговый потенциал региона в целом и его структура по отдельным налогам и сборам.

. Региональные данные суммируются в Минфине РФ и с учетом данных по ЗАТО определяются общий налоговый потенциал страны и его структура.

Таким образом, расчет прогнозных показателей и ответственность за него возлагаются на низшие финорганы, максимально приближенные к налогоплательщикам и в силу этого хорошо представляющие его финансовое состояние и перспективы развития. Кроме того, им предстоит сделать прогноз по минимально возможному количеству налогоплательщиков, что также облегчает задачу и повышает достоверность расчетов. Возникает необходимость создания единого метода оценки налогового потенциала муниципальных образований.

Отметим, что под налоговым потенциалом муниципальных образований мы понимаем оценку ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на его территории.

Расчет налогового потенциала состоит из следующих этапов.

Нормативный - набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и налоговые ставки.

Экономический - аккумулирует параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой нагрузки.

Бюджетный - объединяет показатели зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы.

Расчет по данной методике опирается на то, что налоговый потенциал территории равен сумме потенциалов отдельных налогов и сборов.

Источниками информации служат данные Министерства РФ по налогам и сборам, Госкомстата РФ, Минэкономразвития РФ и его подразделений на местах.

Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90%), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

Остальные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, отнесены к категории "прочие налоги и сборы". По ним налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

В качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы используются данные отчета налоговых органов по форме 5-НБН за отчетный и текущий периоды. При этом прогнозирование налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности должно учитывать:

)   оценку макроэкономической ситуации в стране в целом и в отдельных регионах с учетом различия их географических и социально-экономических условий в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития;

)   оценку результатов изменения налогового законодательства;

)   прогноз оценки развития отраслей экономики страны с учетом отраслевой структуры региона.

. Налоговый потенциал муниципального образования по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

. Налоговый потенциал муниципального образования равен сумме налоговых потенциалов по основным и прочим видам налогов.

Отметим, что прогноз налоговых доходов бюджетов должен учитывать и погашение части недоимки прошлых лет (по данным налоговых органов по форме 4-НМ) и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году субъектом Федерации и муниципальным образованием.

Рекомендуемая методика позволяет органам власти субъектов РФ обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов муниципальных образований в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики территории.

Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:

·   повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

·   повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот.

Методика предназначена как для оценки и прогнозирования налоговых доходов муниципальных образований в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, так и для выполнения более объективного распределения средств финансовой помощи среди муниципальных образований на уровне субъекта Федерации.

Основной проблемой прогнозирования налогового потенциала являются трудности в организации взаимодействия государственных органов - участников бюджетного процесса. В связи с этим возрастает необходимость нормативно-правового регулирования информационного взаимодействия участников бюджетного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали.

Без решения принципиальных вопросов по регламентации порядков обмена информацией организация подобного взаимодействия весьма затруднительна.

 


Заключение

 

На мой взгляд, основополагающими целями современной налоговой политики являются: обеспечение стабильной налоговой среды, снижение налоговой нагрузки в условиях кризиса, стимулирование инновационной экономики, поддержка предпринимательства.

При этом следует учитывать, что в условиях финансово-экономического кризиса увеличивать налоговое бремя на бизнес крайне нежелательно. Основными ориентирами налоговой политики государства должно стать стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, а также стимулирование отраслей экономики, предполагающих высокую степень переработки товаров.

Эффективная налоговая политика по праву считается одним из главных условий, необходимых для динамичного развития экономики России. Посредством воздействия на предпринимательскую деятельность, а также через бюджетно-перераспределительные процессы формируется инвестиционный климат в стране, создаются условия для реализации политических, экономических и социальных функций государства. Налоговая политика не только оказывает прямое влияние на данные сферы, но и формирует налоговое правосознание граждан.

Эффективная налоговая политика в современных условиях экономического кризиса должна способствовать:

оздоровлению экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизации их финансового состояния, стимулированию инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы. А также способствовать осуществлению налогоплательщиками разумной ценовой политики и формировать благоприятные условия для реструктуризации задолженности по налоговым платежам (с более приемлемым порядком возможного списания накопленных пеней) - все это резервы значительного увеличения стимулирующей функции налоговой политики, а следовательно, и заметного роста предпринимательской активности;

созданию условий для развития и укрепления малого и среднего бизнеса, в том числе предусматривать последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на малый бизнес;

оптимизации налоговых льгот;

формированию позитивного отношения общества к уплате налогов как к конституционной обязанности каждого гражданина и т.д.

Особую актуальность проблемы формирования и функционирования эффективной налоговой политики приобретают в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки. В целом экономический кризис оказался серьезным испытанием для российского предпринимательства. В этих условиях для поддержки предпринимательской деятельности государству необходимо облегчить финансовую нагрузку на предприятия, снизить им издержки, для этого, прежде всего, необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес. Конечной же целью налоговой политики государства в условиях современного экономического кризиса должно стать создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения.

 


Список литературы

 

1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.- 2012. - №9.

2. Бушинская Т.В. Налоговая политика как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Материалы Международной научно-практической конференции "Инновации в качественной подготовке профессиональных кадров" 8-9 апреля 2009 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009.

.   Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. С. 176-177.

.   Борисова Л.Е. Учет "входного" НДС по материалам и товарам при "упрощенке" // Консультант бухгалтера. 2006, №4

.   Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения // Консультант бухгалтера, 2008, №4

.   Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения // Консультант бухгалтера. 2008, №5

.   Волгина Л.А. Учет расходов при применении упрощенной системы налогообложения // Консультант бухгалтера. 2008, №2

.   Волков А.А. Ориентация на стимулирующую (регулирующую) функцию как одно из приоритетных направлений развития системы налогообложения в России // Социальная политика и социальное партнерство. 2008. №8.

.   Грудына Л.Ю., Климовский Р.В. Упрощенная система налогообложения: результаты применения и перспективы развития //Законодательство и экономика. 2008, №3

.   Зубкова А. Выгодно ли быть "упрощенцем"? //Практическая бухгалтерия. 2006, №3

11. Оптимизация и выбор системы налогообложения: Практическое руководство / Под общ. ред. В.В. Семенихина. М.: Эксмо, 2006. С. 10.

12. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. М., 2010. 178 с.

.   Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансиста. М.: МЦФЭР, 2003. С. 170; Смирнова С.А. Учетная и налоговая политика организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2006. С. 240-259.

.   Терешин А.В. Стимулирование предпринимательской активности посредством управления налоговым климатом территории // Сибирская финансовая школа. 2008. №5.

.   Чабановская В.С. Особенности налоговой политики России в современных экономических условиях // Вестник Российской академии естественных наук. 2009. №1.

16. URL: http://www.economy.gov.ru.

17. URL: http://www.nalog.ru.

18. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.minfin.ru/ru/



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Методика расчета оптимистического прогноза доходного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика расчета оптимистического прогноза доходного потенциала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)