Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь



2020-03-19 355 Обсуждений (0)
Организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Адвокатура - это негосударственное и некоммерческое, добровольное, профессиональное объединение лиц, имеющих статус адвоката, целью деятельности которого является оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам для защиты их прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 года с изменениями и дополнениями «адвокатура представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность» [7].

Государство гарантирует юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Любое физическое или юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратится за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов [7, ст.4].

Адвокатура - основной орган, оказывающий юридическую помощь, но не единственный. Так, на предприятиях, в учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам. Главной их задачей является оказание профильной правовой помощи сообразно специфике деятельности соответствующего органа, при котором они организованы. Иные физические и юридические лица, не являющиеся работниками данного органа и не относящиеся к их структурным подразделениям, права на правовую помощь этих правовых образований не имеют. Адвокатура оказывает многопрофильную юридическую помощь. Это универсальный орган, специально организованный для оказания правовой помощи в любой сфере жизнедеятельности любого физического и юридического лица.

Адвокатура не является государственным органом. Адвокаты не являются государственными служащими. Адвокатуре придан такой статус, чтобы не возникало помех в оказании ей квалифицированной, многопрофильной юридической помощи всем, кто к ней обращается.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до года в адвокатуре, который успешно сдал квалификационный экзамен, получил разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и является членом коллегии адвокатов.

Как видно из этого перечня, условия допуска к адвокатской деятельности позволяют выбрать лучших из числа представителей юридического сословия.

В соответствии со статьями 10 и 12 Закона «Об адвокатуре», не могут быть допущены к адвокатской деятельности лица:

1) признанные в установленном порядке (то есть по решению суда) недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) ранее совершившие умышленные преступления;

3) в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности - в течение года со дня принятия такого решетя (за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного законодательством порядка);

4) лица, исключенные (уволенные) из коллегий адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам, - в течение пяти лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Разрешение (лицензия) на осуществление адвокатской деятельности не может быть также выдана лицу, которое со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения разрешения (лицензии) занимало должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Главную роль в решении вопроса о выдаче лицензии играет Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, которая действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь № 27 от 29.10.2003 года с дополнениями и изменениями [32, с. 24].

Виды адвокатской деятельности представляют собой регламентированные законом направления адвокатской деятельности. Например, деятельность адвоката в качестве защитника обвиняемого в уголовном процессе, представительства, осуществляемого адвокатом в гражданском и хозяйственном процессах,

Виды адвокатской деятельности определены в Законе «Об адвокатуре». Полномочия же адвокатов при осуществлении того или иного вида адвокатской деятельности - в соответствующем законе. Например, полномочия адвоката при осуществлении им функции защитника в уголовном процессе установлены в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь.

Осуществляя защиту интересов физических и юридических лиц, адвокат профессионально обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи запрещается [5, ст.62].

Защита физического или юридического лица представляет собой охрану его интересов в общественных отношениях, функционирующих в обществе в различных его сферах. И в каждой сфере жизнедеятельности адвокат использует присущие только данной сфере методы деятельности.

В условиях построения правового государства адвокатская деятельность должна формировать у граждан надлежащее представление о праве, его сущности и роли в гражданском обществе и государстве. Адвокат защищает граждан не от закона, а от нарушений закона и своими действиями способствует его укреплению и совершенствованию.

Адвокатура организована на основе принципов, которые определяют ее правовой статус, а именно принципов:

1. законности,

2. независимости,

3. добровольности членства в адвокатуре,

4. самоуправления в адвокатуре,

5. корпоративности,

6. равенства адвокатов,

7. гуманизма,

8. нравственных основ профессии.

Законность - основополагающий принцип организации и деятельности адвокатуры. Законность означает, что адвокат обязан оказывать юридическую помощь только законными средствами, отстаивать только законные интересы своего клиента, реагировать с согласия клиента на незаконные решения суда и других правоохранительных органов. Ни при каких обстоятельствах адвокат не вправе принимать поручение, если оно носит заведомо противозаконный характер, преступать закон при получении доказательственной информации, использовать незаконные методы и способы для достижения цели.

Адвокат в своей деятельности обязан точно и неуклонно соблюдать действующее законодательство, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обратившихся к нему за правовой помощью. Адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, занимать правовую позицию, не согласованную с ним, отказаться без уважительных причин от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого [7, ст. 18].

Принцип законности определяет правомерность всех профессиональных действий адвоката.

Принцип независимости адвокатуры предполагает независимость адвокатуры от органов власти, управления и местного самоуправления; суда, прокуратуры, органов следствия и дознания. Независимость адвокатуры обеспечивается финансовой независимостью и самоуправляемостью адвокатуры, ее структурой и правовым статусом адвокатов.

В тоже время, защита прав и свобод человека является не только целью деятельности адвокатуры, но и конституционной обязанностью государства. Поэтому государство, координируя правозащитную деятельность, берет на себя контроль за ее осуществлением. Однако в отношении адвокатуры этот контроль не носит административного характера. Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам [7, ст.29].

Осуществляя выдачу лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, Министерство юстиции осуществляет и контроль за их использованием.

Кроме того, как уже было определено, адвокатура - это добровольное объединение лиц, имеющих статус адвоката. А правовой статус самого адвоката предполагает его независимость в решении профессиональных вопросов и вопросов внутреннего управления адвокатурой.

Добровольность членства в адвокатуре означает, что любой гражданин в установленном законом порядке может заниматься адвокатской деятельностью, если он по своему образованию, способностям может оказывать профессиональную юридическую помощь. Никто не обязан принуждать человека к вступлению в адвокатуру. Адвокат вправе в любой момент оставить адвокатуру.

Самоуправление адвокатуры означает, каждый адвокат вправе через общее собрание, являющиеся высшим органом коллегии адвокатов, участвовать в решении организационных вопросов деятельности адвокатуры. Самоуправляемость адвокатуры характеризуется ее правом самостоятельно создавать органы для оперативного управления адвокатскими структурами и самостоятельно, в рамках закона, распределять полученной коллегией адвокатов доход.

Самоуправляемость адвокатуры - залог ее независимости.

Корпоративность предполагает такую организацию, при которой были бы защищены собственные интересы адвокатов в отношениях с органами власти, управления и местного самоуправления, а также судом, прокуратурой, следствием и дознанием. Также корпоративность предполагает взаимную защиту адвокатского сообщества и каждого адвоката в возможных конфликтных ситуациях, исходя из общих принципов адвокатской деятельности [33, с.34].

Равенство всех адвокатов является необходимым условием самоуправляемости, корпоративности и независимости адвокатуры.

Все члены коллегии адвокатов равны между собой при решении всех вопросов жизнедеятельности адвокатуры на общем собрании коллегии. Каждый адвокат может быть избран на любую должность в коллегии адвокатов или назначен для выполнения определенных обязанностей. Однако какую бы должность в коллегии адвокатов ни занимал конкретный адвокат, в профессиональной деятельности все они имеют равный статус и равные полномочия.

Гуманизм как принцип организации адвокатуры пронизывает всю ее деятельность в целом и деятельность каждого адвоката в отдельности. Гуманное отношение к лицам, обратившимся за правовой помощью, стремление понять их действия и объяснить, проникнуться психологическими аспектами поведения доверителя в конкретной ситуации и донести их до суда либо иного органа, занимающегося рассмотрением конфликтной ситуации, сопровождает всю деятельность адвоката. Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь часто в большем объеме, чем предусмотрено законом. Внимание к каждому человеку, уважительное отношение к его нуждам, стремление помочь составляет основу адвокатской деятельности. Вся профессиональная деятельность адвоката основана на принципах гуманизма. Адвокат не судья своему доверителю и, тем более, не обвинитель для него и иных участников процесса. Гуманное отношение должно быть присуще адвокату в отношениях с любыми лицами, а не только со своими доверителями.

Гуманными являются сами правозащитные цели деятельности адвокатуры и пути их достижения.

Соблюдение нравственных основ деятельности предполагает, что в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей адвокат должен руководствоваться этическими нормами, многие из которых имеют силу закона. Конфиденциальность при оказании юридической помощи означает наличие адвокатской тайны, предметом которой являются вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных лицом от адвоката. Адвокат обязан хранить эти сведения в тайне. Все органы и должностные лица Республики Беларусь признают существование адвокатской тайны. Им запрещается вмешиваться в профессиональную деятельность адвоката, требовать от него сообщения каких-либо сведений, составляющих адвокатскую тайну [34, с.303].

Согласно статье 13 закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» граждане, получившие лицензию на занятие адвокатской деятельностью, могли осуществлять ее в следующих формах:

1. Путем вступления в члены коллегии адвокатов;

2. В частном порядке, путем образования на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор);

3. Индивидуально [34, с.311].

Это несомненно, одно из радикальных инновационных положений указанного закона. Такая организационная структура адвокатских ассоциаций рассматривалась как более гибкая и демократичная, в большей степени отвечающая современным общественным потребностям, юридическому обслуживанию новых рыночных структур (акционерных обществ, совместных и малых предприятий, частных предпринимателей, фермеров и так далее).

Однако практика применения этих новых положений об адвокатуре показала, что адвокатские фирмы, бюро и конторы не были поставлены в равные условия с юридическими консультациями областных и Минской городской коллегии адвокатов. На них законом не возлагалось выполнение таких обязанностей, как обеспечение защиты по уголовным делам по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, по делам лиц, освобожденным в установленном законом порядке от оплаты правовой помощи, а также от бесплатного оказания иных юридических услуг.

В таком виде была организована и действовала адвокатура в Республике Беларусь до издания Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» от 3 мая 1998 года [35]. С 1 июня 1997 года адвокатская деятельность стала осуществляться только лицами, являющимися членами коллегии адвокатов. Аттестация адвокатов стала осуществляться в соответствии с Положением об аттестации адвокатов, принятым Президиумом Республиканской коллегии адвокатов 29 мая 1998 года и утвержденным заместителем Министра юстиции Республики Беларусь [36].

В настоящее время в Республике Беларусь осуществлять адвокатскую деятельность можно только в рамках коллегии адвокатов. В Республике Беларусь образованы областные коллегии адвокатов, Минская городская коллегия адвокатов и специализированная Белорусская коллегия адвокатов (сокращенно - Белинюрколлегия). Все перечисленные коллегии адвокатов объединены в Республиканскую коллегию адвокатов, осуществляющую организационное и методическое руководство ими, а также функцию республиканского органа адвокатского самоуправления.

Областные, Минская городская и Белинюрколлегия созданы по заявлению групп учредителей и действуют на основании уставов, принимаемых общим собранием соответствующей коллегии адвокатов, зарегистрированных Министерством юстиции Республики Беларусь. Республиканская коллегия адвокатов действует на основании устава, который принимается Президиумом данной коллегии. Коллегии адвокатов являются юридическими лицами.

Высшим органом коллегии является общее собрание или конференция членов коллегии адвокатов, а ее исполнительным органом - Президиум коллегии адвокатов.

Внутренняя организация коллегии адвокатов, ее структура, статус руководящих органов и иные вопросы функционирования определяется Законом «Об адвокатуре» и ее уставом.

Республиканская коллегия адвокатов разработала Типовой устав областной (городской) коллегии адвокатов, Белинюрколлегии, который 22 января 1999 года утвержден Министром юстиции Республики Беларусь. На основе этого устава областные коллегии адвокатов, Минская городская коллегия адвокатов и Белинюрколлегия приняли свои уставы, которые определяют их статус [37, с.34].

В отличие от иных коллегий адвокатов, Белинюрколлегия объединяет лиц, занимающихся адвокатской деятельностью по оказанию квалифицированной правовой помощи физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей и иностранным физическим и юридическим лицам или лицам без гражданства на территории Республики Беларусь при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, включая розыск наследников на территории Республики Беларусь. Представительства, создаваемые по решению общего собрания, могут функционировать в пределах Республики Беларусь и за ее пределами. Белинюрколлегия наделена широкими полномочиями. Она вправе истребовать из иностранных банков и банков Республики Беларусь, страховых компаний, иных финансово-кредитных учреждений вклады, депозиты, доходы, страховые суммы и другие активы, причитающиеся клиентам Белинюрколлегии, осуществлять управление активами за границей в интересах граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, предприятий, учреждений, организаций; давать советы, консультации гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства; обеспечивать защиту по уголовным делам граждан Республики Беларусь за границей и иностранных граждан на территории Республики Беларусь.

Коллегии адвокатов являются некоммерческими организациями, хотя и существует за счет отчислений от денежных средств, поступающих от физических или юридических лиц за оказание им юридической помощи. Размер и порядок денежных отчислений определяется в Законе «Об адвокатуре». Причем размер отчислений на содержание коллегии и выплаты средств в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не может превышать тридцати процентов средств, поступивших за оказание юридической помощи.

В порядке исключения коллегия адвокатов вправе установить на срок до шести месяцев для отдельных адвокатов повышенный до сорока процентов размер отчислений от денежных средств, поступивших за оказание адвокатом юридической помощи, в случаях, когда данный адвокат ведет высокооплачиваемые дела, в связи с чем освобождается от оказания бесплатной правовой помощи и (или) ведение дел по назначению, неоправданно завышает стоимость юридических услуг, совершает иной дисциплинарный проступок.

Непосредственная адвокатская деятельность организованно осуществляется адвокатами в юридических консультациях, создаваемых коллегиями адвокатов по территориальному принципу по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Таким образом, адвокатура Республики Беларусь является основным органом, оказывающим юридическую помощь, который организован на основе принципов, определяющих ее правовой статус. Тем самым адвокатура обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.

 



2020-03-19 355 Обсуждений (0)
Организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)