Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приостановление и прекращение служебного контракта



2020-03-17 256 Обсуждений (0)
Приостановление и прекращение служебного контракта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрел особый правовой институт, аналогов которому не было ни в ранее действовавшем законодательстве о государственной службе, ни в трудовом праве - приостановление служебного контракта. Выше мы уже говорили, что исходя из буквального смысла положений Закона о государственной гражданской службе понятия "освобождение от замещаемой должности", "увольнение со службы" и "расторжение служебного контракта" являются нетождественными и могут не совпадать во времени. Только понятие "увольнение с государственной гражданской службы" одновременно предполагает и прекращение служебного контракта, и освобождение от должности. Закон о государственной гражданской службе использует термин "увольнение" только применительно к прекращению государственно-служебного отношения, но не к прекращению отношений с государственным органом (служебно-трудовых отношений). Как справедливо отмечает Л.А. Чиканова, в этом находит проявление одна из концептуальных идей Закона - служение государству как таковому. В качестве собственно нанимателя для федерального гражданского служащего выступает Российская Федерация. В этой связи государственно-служебные отношения в случаях, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе, сохраняются и после прекращения служебного контракта.

Институт приостановления служебного контракта в этом смысле также предполагает освобождение от замещаемой должности без увольнения со службы и расторжения служебного контракта. Согласно статье 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

) в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Принципиальная специфика этого института в теоретическом плане касается вопроса продолжения служебных отношений с таким гражданским служащим. По прямому указанию ст. 39 Закона гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и включается в кадровый резерв. При этом он остается в соответствующем реестре гражданских служащих. Иными словами, служебные отношения с ним сохраняются. Как отмечают М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов, тот факт, что государственный служащий может находиться на службе, но при этом не осуществлять профессиональную служебную деятельность (в том числе при нахождении в кадровом резерве), однозначно свидетельствует о том, что служебные правоотношения не сводимы к трудовым, так же как и прохождение государственной службы является более широким понятием, чем осуществление трудовой деятельности. Необходимо отметить, что по общему правилу предусматривается конкурсный порядок формирования кадрового резерва. Однако в указанных случаях совершенно очевидно процедура конкурсного отбора неприменима, поскольку включение в кадровый резерв в данной ситуации является своего рода государственной гарантией гражданскому служащему, служебный контракт с которым приостанавливается. Между тем Закон о государственной гражданской службе не предусматривает такого основания внеконкурсного зачисления в кадровый резерв. Кроме того, кадровый резерв по прямому указанию статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" формируется для замещения должностей гражданской службы в порядке должностного роста гражданского служащего, что также совершенно не согласуется с рассматриваемым институтом приостановления служебного контракта. В данном случае речь идет о включении в кадровый резерв с целью последующего назначения на прежнюю должность гражданской службы.

В связи с этим есть необходимость внести изменения в статью 64 Закона о государственной гражданской службе и предусмотреть случаи внеконкурсного включения в кадровый резерв и его соответствующую структуру. Как отмечает М.В. Пресняков, "наличие двух способов формирования кадрового резерва (конкурсного и внеконкурсного) должно быть обусловлено двумя целями, для которых он создается. В одном случае это поступление на гражданскую службу либо замещение иной должности гражданской службы в порядке должностного роста, что предполагает конкурсный порядок формирования. В другом - предоставление гражданскому служащему социальных гарантий в виде сохранения за ним должности гражданской службы при наличии предусмотренных Законом обстоятельств". По этому же принципу должна формироваться и структура кадрового резерва.

Прежняя должность гражданской службы может быть предоставлена такому государственному служащему в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость прекращения служебного контракта. Если прежняя должность государственной гражданской службы ему не была предоставлена в течение указанного срока, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Из буквального смысла данной нормы не следует обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему ранее занимаемую должность. Некоторые авторы все же полагают, что данная норма "предполагает право гражданского служащего на возобновление действия служебного контракта, т.е. право быть назначенным на прежнюю или равноценную должность гражданской службы". Логика здесь следующая: если у гражданского служащего есть право быть назначенным на прежнюю должность, то из предоставительно-обязывающего характера правовых норм можно сделать вывод, что указанная норма предполагает и соответствующую обязанность представителя нанимателя назначить гражданского служащего по его заявлению на прежнюю должность. По смыслу рассмотренной точки зрения неназначение гражданского служащего может быть обусловлено, например, необращением его к представителю нанимателя с соответствующим заявлением.

Как нам представляется это достаточно вольная интерпретация положений Закона о государственной гражданской службе, поскольку прямо указанная обязанность представителя нанимателя нигде не предусматривается: закон использует термины "может быть предоставлена", "в случае непредоставления" и др. В этой связи более обоснованной представляется точка зрения тех авторов, которые отмечают, что решение вопроса о предоставлении гражданскому служащему, служебный контракт с которым был приостановлен, всецело относится законодателем на усмотрение представителя нанимателя. Это никак нельзя признать оправданным с позиции публично-правового характера государственной службы как особого вида профессиональной деятельности.

Существует и еще один аргумент против предоставления представителю нанимателя таких дискреционных полномочий. В период приостановления служебного контракта представитель нанимателя может на основании пункта 2 части 4 статьи 25 Закона о государственной гражданской службе заключать срочный служебный контракт с другим гражданином или гражданским служащим для замещения должности на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы. Данный контракт будет прекращаться с выходом на службу гражданского служащего, ранее замещавшего данную должность. Поскольку это срочный служебный контракт, то конкурс на замещение соответствующей должности не проводится (пункт 3 части 2 статьи 22 Закона). Если представитель нанимателя вправе не предоставить прежнюю должность гражданскому служащему, служебный контракт с которым был приостановлен, то срочный служебный контракт с лицом, замещающим данную должность, трансформируется в служебный контракт на неопределенный срок. В этом случае с гражданским служащим будет заключаться дополнительное соглашение к служебному контракту, что также не потребует проведения конкурса на замещение должности гражданской службы. Иными словами, это создает "лазейку" для бесконкурсного замещения должности гражданской службы. Это нарушает конституционный принцип равного доступа к государственной службе и искажает одно из основных положений Закона о гражданской службе.

В этой связи представляется необходимым предусмотреть, что представитель нанимателя обязан предоставить гражданскому служащему прежнюю должность гражданской службы в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, вызвавших приостановление служебного контракта.

С другой стороны, нельзя исключать возможность возникновения обстоятельств, при которых гражданский служащий объективно не может быть назначен на прежнюю должность гражданской службы (например, в связи с его осуждением по приговору суда к наказанию, исключающему продолжение служебных отношений, смертью, признанием недееспособным или нетрудоспособным и т.п.). Поэтому следует предусмотреть перечень причин отказа в предоставлении прежней должности гражданской службы.

Трудовым кодексом предусматриваются определенные гарантии при увольнении по многим из оснований, предусмотренных для приостановления служебного контракта (например, выплата выходного пособия). Трудовым законодательством (ст. 178 ТК РФ) предусматривается выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в следующих случаях:

призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу.

Однако в рассматриваемом случае указанные основания влекут лишь приостановление служебного контракта. Возникает вопрос: должно ли в этом случае выплачиваться соответствующее выходное пособие?

В письме Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2006 г. N 01-06/33846 "О выплате выходного пособия в связи с призывом на военную службу" было отмечено, что вопрос выплаты выходного пособия в связи с приостановлением служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не урегулирован Законом о государственной гражданской службе.

Однако согласно статье 73 Федерального закона при отсутствии правового регулирования отношений, связанных с гражданской службой, применяются нормы трудового права, в указанном случае - часть 3 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, с гражданским служащим, призванным на военную службу или на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, служебный контракт приостанавливается на основании пункта 1 части 1 статьи 39 Федерального закона, и он вправе получить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Нам данное разъяснение представляется неверным, поскольку указанная социальная гарантия по смыслу трудового законодательства предоставляется именно в связи с прекращением трудового договора, поэтому гражданский служащий вправе получить данные выплаты, только если прежняя должность гражданской службы не будет ему предоставлена.

Что касается оснований прекращения служебного контракта, прежде всего следует отметить, что законодатель отказался от закрепления только специальных оснований увольнения. В Законе о государственной гражданской службе содержится собственная система оснований прекращения служебного контракта. При этом первое, что обращает на себя внимание, - это сходство оснований и порядка прекращения служебного контракта, закрепленных в главе 6 Закона о государственной гражданской службе, с аналогичными положениями Трудового кодекса РФ (глава 13).

В специальной литературе уже неоднократно отмечалась проблема, связанная с некритическим заимствованием Законом положений трудового законодательства. Так, Л.А. Чиканова отмечает, что "анализ этого Закона показал, что более чем наполовину он состоит из норм, переписанных из ТК РФ. Практически дословно переписаны положения Кодекса, регулирующие содержание служебного контракта, срок его действия и порядок заключения, правила установления испытания при приеме на службу, перевод на другую должность и изменение существенных условий контракта, отстранение от должности, основания прекращения контракта, служебное время и время отдыха, рассмотрение служебных споров и др.". При этом нормы Закона о государственной гражданской службе сформулированы таким образом, что трудно понять, должны ли они применяться сами по себе (буквально) или с учетом соответствующих положений ТК РФ. Так, Л.А. Чиканова приводит следующий пример. Согласно ст. 38 Закона о государственной гражданской службе при принятии решения о возможности расторжения служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа. При этом совершенно неясно, как должен поступить профсоюзный орган, получивший такую информацию, и обязан ли представитель нанимателя учитывать мнение профсоюза о расторжении служебного контракта с гражданским служащим.

Ниже мы рассмотрим основные проблемы, связанные с подобным "некритическим заимствованием" положений трудового законодательства о расторжении трудового договора, которые на сегодняшний день не только активно обсуждаются в специальной литературе, но и уже вызвали ряд практических трудностей.

Первая проблема касается вопроса юридической самостоятельности оснований прекращения служебного контракта, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе. Поскольку законодатель отказался от традиционной схемы закрепления только специальных оснований прекращения служебного контракта и предусмотрел собственную систему оснований увольнения, на практике возникла проблема, связанная с оформлением такого увольнения. Причина увольнения в трудовой книжке и приказе об увольнении должна быть сформулирована в точном соответствии с законом со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью. На сегодняшний день правила внесения записи в трудовую книжку предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008) "О трудовых книжках". Несмотря на то, что в данный документ неоднократно вносились изменения уже после вступления в силу Закона о государственной гражданской службе, он не устанавливает никаких специальных правил в отношении ведения трудовых книжек гражданских служащих. Все основания увольнения предусматривают ссылку на Трудовой кодекс. Поэтому на практике кадровые службы зачастую производят увольнение гражданского служащего не по положениям Закона, а в соответствии с трудовым законодательством.

Так, З., К. и Г. уволены по п. 7 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) с должностей государственной гражданской службы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - МРИФНС N 11). Судебная коллегия по гражданским делам указала, что избранная ответчиком формулировка причин увольнения З., К. и Г. по п. 7 ст. 77 ТК РФ являлась незаконной, поскольку работодателем не был применен специальный закон, регламентирующий основания увольнения с государственной службы, - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих следует руководствоваться положениями главы 6 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. ст. 33 - 41). При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным Федеральным законом. В частности, является недопустимым увольнение гражданского служащего с занимаемой должности по основаниям, предусмотренным ТК РФ, поскольку такие основания установлены специальным законом.

Как нам представляется, решение этого вопроса должно содержаться не в обобщении судебной практики, а в специальном подзаконном акте. Представляется возможным два пути урегулирования данной ситуации: внесение изменений в действующее Постановление Правительства РФ "О трудовых книжках" либо принятие Президентом Российской Федерации указа о порядке ведения трудовых книжек гражданских служащих.

Вторая проблема связана с отсутствием качества системности оснований расторжения служебного контракта. Как известно, трудовое законодательство выделяет общие основания прекращения трудового договора и специальные причины увольнения, которые применяются в отношении отдельных категорий работников. Л.А. Чиканова отмечает: "Аналогично ТК осуществлена в Законе о гражданской службе и дифференциация оснований прекращения служебного контракта. Как и ТК, Закон о гражданской службе выделяет такие общие основания (причины) прекращения служебного контракта, как соглашение сторон, истечение срока действия служебного контракта, инициатива гражданского служащего или представителя нанимателя, обстоятельства, не зависящие от воли сторон, нарушение обязательных правил при заключении служебного контракта... Наряду с основаниями прекращения служебного контракта, аналогичными основаниям прекращения трудового договора, Закон о гражданской службе называет и некоторые дополнительные, применимые только к государственным служащим". Действительно, некоторые основания прекращения служебного контракта не дублируют положения Трудового кодекса, а введены Законом исключительно в отношении гражданского служащего:

выход гражданского служащего из гражданства РФ;

несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законом;

нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17;

достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Вместе с тем указанные нормы не являются специальными в строгом смысле слова. Как отмечает М.В. Пресняков, в этой связи достаточно острой является проблема соотношения общих и специальных норм о расторжении служебного контракта. "Когда указанные нормы закреплялись различными правовыми актами (Трудовым кодексом и Законом об основах государственной службы), данная проблема легко решалась на основе правила общей и специальной норм. Однако, включив соответствующие положения трудового законодательства в Закон о государственной гражданской службе, законодатель совершенно не позаботился об устранении внутренних наложений, противоречий и т.п.".

Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 33 Закона о государственной гражданской службе безусловным основанием прекращения служебного контракта является выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. Между тем следующий пункт данной статьи (п. 13) предусматривает увольнение гражданского служащего вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 одним из таких ограничений является выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства. Возникает вопрос: по какому из оснований, предусмотренных статьей 33 Закона в качестве равноправных, следует уволить гражданского служащего (п. 12 или п. 13).

Данный вопрос может иметь значение не только для кадровой службы государственного органа, но и не в последнюю очередь для самого гражданского служащего с позиции соблюдения его прав.

Во-первых, названные выше ограничения, предусмотренные в статье 16 Закона о государственной гражданской службе, являются достаточно разнородными: некоторые из них связаны с виновными действиями гражданского служащего. Например, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (п. 8 ч. 1 ст. 16). Как это следует отразить в записи об увольнении в трудовой книжке и акте государственного органа. Если следовать общим правилам ведения трудовой книжки, то должна воспроизводиться формулировка пункта 13 Закона, т.е. "вследствие несоблюдения ограничений". Однако такая запись фактически уравнивает, например, увольнение по состоянию здоровья (наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, - п. 4 ч. 1 ст. 16) и прекращение служебного контракта в связи с предоставлением подложного документа, что совсем небезразлично для гражданского служащего. Представляется, что следует предусмотреть, что запись об увольнении в данном случае должна вноситься с указанием конкретного ограничения, связанного с прохождением гражданской службы, которое было нарушено.

Во-вторых, неопределенность конкретного основания прекращения служебного контракта приводит к тому, что гражданский служащий может быть неправомерно лишен государственных гарантий, предусмотренных при увольнении по тому или иному основанию. Так, п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона закрепляет возможность прекращения служебного контракта в связи с отказом гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе. С другой стороны, как мы отмечали выше, наличие заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, является ограничением, связанным с прохождением гражданской службы. Как справедливо отмечает М.В. Пресняков, "это дает возможность представителю нанимателя уволить гражданского служащего за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением гражданской службы, т.е. по п. 13 ч. 1 ст. 33. В этом случае никаких выплат гражданскому служащему не производится". Между тем, согласно статье 178 ТК РФ, которая субсидиарно распространяется на гражданских служащих, при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием у работодателя соответствующей работы, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. При увольнении за несоблюдение ограничений, установленных на государственной гражданской службе, никаких выплат не производится.

Наконец (в-третьих), данная проблема может привести к лишению государственного гражданского служащего предусмотренной законодательством пенсии по выслуге лет. Одним из условий назначения данной пенсии является увольнение гражданского служащего по определенному основанию. В действующей редакции Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает, что гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Как нетрудно заметить, при увольнении в связи с несоблюдением ограничений, связанных с прохождением гражданской службы, назначение пенсии по выслуге лет не производится. Поэтому, если, например, при наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, служебный контракт будут расторгнут в связи с несоблюдением ограничений (что, как мы говорили выше, вполне возможно), гражданский служащий лишится пенсии по выслуге лет.

Сказанное выше позволяет выделить еще одну проблему - необоснованное сужение круга социальных гарантий, предоставляемых гражданскому служащему при прекращении служебного контракта. Об этом уже говорилось на страницах специальной литературы. Так, например, утративший силу Федеральный закон N 119-ФЗ устанавливал, что при сокращении штата государственного органа государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16). Как отмечают некоторые авторы, в действующем Законе о государственной гражданской службе это не обязанность, а право представителя нанимателя. По мнению А.А. Осина, такая обязанность у представителя нанимателя существует: сделать такой вывод позволяют формулировки Закона о гражданской службе (пункты 4, 6 статьи 31, пункт 6 части 1 статьи 33, пункт 3 статьи 53). М.В. Пресняков, не соглашаясь с данной точкой зрения, полагает, что "именно системное толкование указанных норм и приводит к прямо противоположному выводу, поскольку (в отличие как от норм трудового законодательства, так и прежнего Закона об основах государственной службы) пункт 6 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе предусматривает увольнение служащего не при невозможности предоставить иную должность, а при непредоставлении такой должности".

Как нам представляется, Закон о государственной гражданской службе действительно не предусматривает именно обязанности представителя нанимателя предложить гражданскому служащему при увольнении вследствие ликвидации государственного органа или сокращения должностей иную должность государственной службы. Еще одним аргументом в пользу данной позиции является то, что замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 53 Закона отнесено к дополнительным государственным гарантиям гражданских служащих, которые могут предоставляться при определенных условиях. На практике это означает, что данный вопрос отнесен законом на усмотрение представителя нанимателя. Как нам представляется, это не соответствует задачам и принципам государственной службы как особого публичного вида профессиональной деятельности.

Обращает на себя внимание и еще одна проблема, которая связана с прекращением служебного контракта в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей. Как известно, аналогичное основание прекращения трудового договора (сокращение численности или штата работников организации) закрепляется в статье 81 ТК РФ "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя". Традиционно данное основание увольнения рассматривается как расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Однако, как отмечает А.А. Осин, "в статье 37 Закона о гражданской службе мы не найдем такого основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, на которое можно было бы сослаться при досрочном увольнении государственного служащего в связи с сокращением должности". Автор рассматривает данную проблему с позиции надлежащего оформления прекращения служебных отношений (на какую статью следует ссылаться). Однако помимо этой операциональной составляющей данная проблема имеет и иной аспект: поскольку данное основание прекращения служебного контракта не включено в статью 37 Закона ("Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя"), гарантии, которые предусмотрены при увольнении по инициативе работодателя, здесь неприменимы. Нужно сказать, что такой вывод уже был сделан судебными органами при рассмотрении споров о восстановлении на службе.

Так, С. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы по Саратовской области о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указав, что приказом от 2 апреля 2007 г. он был уволен с должности заместителя начальника Б-го отдела Главного управления Федеральной службы по Саратовской области с 6 апреля 2007 г. по сокращению штатов. Считал увольнение незаконным, поскольку на 6 апреля 2007 г. он находился на амбулаторном лечении, о чем было известно его непосредственному начальнику. Решением районного суда г. Саратова в удовлетворении требований С. в части восстановления на работе было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае указанное обстоятельство (увольнение С. в период временной нетрудоспособности) не свидетельствует о незаконности увольнения.

При этом судебная коллегия указала, что в силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 37 указанного Федерального закона в период временной нетрудоспособности гражданского служащего он не может быть освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы только в случае, если увольнение производится по инициативе представителя нанимателя. Перечень оснований увольнения с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя содержится в части первой этой же статьи, и увольнение служащего по сокращению должностей гражданской службы не отнесено к увольнениям по инициативе представителя нанимателя.

Порядок увольнения или прекращения гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы регулируется статьей 31 того же ФЗ. Данная статья не содержит ограничений для увольнения по данному основанию служащих в период их временной нетрудоспособности.

Анализируя данное судебное решение, М.В. Пресняков отмечает, что, следуя этой логике, вполне законным будет являться увольнение, например, беременной женщины с гражданской службы при сокращении штата государственного органа, поскольку запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами установлен только в отношении увольнения по инициативе представителя нанимателя.

Нужно заметить, что Пленум Верховного Суда в этой связи отметил, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Очевидно, что данная позиция ничего не проясняет в вопросе о предоставлении государственных гарантий гражданскому служащему в случае увольнения по данному основанию. Как нам представляется, в данном случае следует внести изменения в статью 31 Закона о государственной гражданской службе и предусмотреть распространение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, и в отношении гражданских служащих.

Проведенное исследование позволяет высказать ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в части прекращения служебного контракта с гражданским служащим.

Прежде всего необходимо устранить имеющееся дублирование различного рода оснований прекращения служебного контракта. Наиболее проблемным здесь является пересечение увольнения вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, и иных оснований прекращения служебного контракта (по состоянию здоровья, вследствие выхода из гражданства Российской Федерации и др.). При этом представляется неверным исключение соответствующих ограничений из содержания статьи 16 Закона о гражданской службе, поскольку они установлены не только в отношении гражданских служащих, но и граждан, поступающих на службу. Наилучшим выходом из создавшейся ситуации нам представляется утверждение указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ порядка ведения трудовых книжек государственных гражданских служащих. В данном документе следует предусмотреть:

порядок внесения записей об увольнении гражданского служащего со ссылкой на соответствующую статью Закона о государственной гражданской службе. Здесь можно воспользоваться аналогией с трудовым законодательством: по общему правилу ссылка должна делаться на статью 33, содержащую общий перечень оснований увольнения. При увольнении по инициативе представителя нанимателя - на статью 37 Закона, а в случае приостановления или прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - на статью 39. На практике принята именно такая система оформления записи об увольнении;

закрепить правило, согласно которому при увольнении гражданского служащего в связи с несоблюдением ограничений, установленных на государственной гражданской службе, запись вносится с указанием конкретного ограничения, которое было нарушено.

Следует также предусмотреть в Законе о государственной гражданской службе собственную систему гарантий при расторжении служебного контракта по отдельным основаниям. Как мы показали выше, субсидиарное применение Трудового кодекса РФ зачастую блокируется иным изложением нормативного материала в Законе. Яркий пример - увольнение при ликвидации государственного органа либо при сокращении должностей гражданской службы.

Также представляется необходимым внести изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В частности, данный Закон предусматривает в качестве основания для назначения пенсии по выслуге лет увольнение в связи с признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона). Однако недееспособность или ограниченная дееспособность является одним из ограничений, связанных с гражданской службой, и при увольнении за несоблюдение этого ограничения назначение пенсии по выслуге лет не предусмотрено. Это не единичный случай такого пересечения, требующий устранения.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебн<



2020-03-17 256 Обсуждений (0)
Приостановление и прекращение служебного контракта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приостановление и прекращение служебного контракта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)