Актуальность энергосбережения в Свердловской области
Содержание Введение. 5 1. Актуальность энергосбережения в Свердловской области. 7 2. Цели и задачи политики энергосбережения в Свердловской области на современном этапе социально-экономического развития. 10 3. Механизмы реализации региональной энергетической политики. 13 3.1. Законодательное и нормативно-правовое регулирование энергосбережения в Российской Федерации. 13 3.2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование энергосбережения в Свердловской области. 17 3.3. Организационное и институциональное обеспечение политики энергосбережения в Свердловской области. 20 3.4. Статистический учет, формирование топливно-энергетического баланса, индикативное планирование и мониторинг экономико-энергетических показателей на региональном и муниципальном уровне. 22 3.5. Системный подход и программно-целевой метод в управлении энергосбережением. 26 3.6. Повышение эффективности функционирования систем энергоснабжения на основе частно-государственного партнерства. 29 3.7. Стимулирование энергосбережения на производстве и в быту. 34 3.8. Энергосберегающий характер реформирования и модернизации ЖКХ, особенности энергоснабжения труднодоступных территорий. 48 3.9. Пропаганда и обучение энергосбережению.. 49 Заключение. 58 Приложение 1. Краткая характеристика действующей законодательно-нормативной базы по повышению энергоэффективности и энергосбережению.. 61 Приложение 2. Обзор публикаций по использованию низкопотенциального тепла с применением тепловых насосов. 70 Приложение 3. Обзор публикаций по производству и потреблению в качестве топлива древесных топливных гранул–пеллет. 85 Приложение 4. Обзор публикаций по энергосберегающим источникам освещения 95 Библиографический список. 99
Введение Формирование и реализация региональной энергетической политики в современных экономических условиях – задача чрезвычайно актуальная и многогранная. Она включает систему мер, направленных на надежное и бесперебойное снабжение экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами по экономически обоснованным и доступным ценам и тарифам, эффективное использование топлива и энергии на всех стадиях их производства (добычи), транспортировки и потребления, повсеместное энергосбережение на производстве и в быту, обеспечение энергетической безопасности. Региональная энергетическая политика должна формироваться на базе основных положений Энергетической стратегии Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, регулирующего взаимоотношения в сфере энергетики, промышленной, экономической и бюджетной политики, налогообложения. В Свердловской области основные принципы региональной энергосберегающей политики в новых экономических условиях начали формироваться еще в 1994-1995 годах. Организационно они были оформлены в виде губернаторской программы «Семь шагов к теплу и свету» и были направлены на формирование региональной нормативно-правовой базы, проведение обязательной энергетической паспортизации объектов в реальном секторе экономики, коммунального хозяйства, в учреждениях социальной сферы с учетом результатов энергетических обследований, внедрение инструментального (приборного) учета и нормирования потребления энергоресурсов, организацию обучения, подготовки и переподготовки специалистов по вопросам энергосбережения [1]. Практическое преломление основные составляющие государственной региональной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности получили при реализации Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. В частности, особое внимание уделялось и уделяется снижению энергоемкости валового регионального продукта за счет реконструкции и технического перевооружения, оптимизации удельных затрат топлива и энергии. Именно это ключевое звено встает во главу угла дальнейшего развития экономики области, а значит, является важнейшим слагаемым успеха в решении поставленной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым задачи по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее, чем на 40 % по отношению к уровню 2007 года [2]. Актуальность энергосбережения в Свердловской области Топливно-энергетический комплекс Свердловской области как во время экономического кризиса России в 90-х годах, так и в период интенсивного экономического роста региональной экономики в 2000-2007 годах с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился в основном успешно, что говорит о высокой надежности и устойчивости региональной энергетической системы. Однако ее потенциал в настоящий период оказался практически полностью исчерпанным. Ситуация усугубляется и общеэкономическими проблемами, в частности, высокой энергоемкостью большинства видов промышленной продукции и низкой энергоэффективностью экономики в целом. Проблемы, предопределяющие низкую на данном этапе социально-экономического развития Свердловской области энергоэффективность в экономике и бытовом секторе по сравнению с развитыми странами заключаются в следующем: · энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня; · высокий износ основных фондов, особенно, в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре; · низкие теплотехнические характеристики зданий; · высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства), транспортировки (передачи) и потребления; · низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей; · недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов; · недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту. Весьма высокие темпы роста валового регионального продукта и объемов промышленного производства, жилищного строительства и роста благосостояния населения, предусмотренные в инновационном варианте Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года (далее Стратегия – 2020) вызывают необходимость проанализировать текущий и перспективный потенциал региональной энергетической системы, ее возможности по обеспечению топливом и энергией экономики и населения в условиях интенсивного их развития и сформулировать приоритеты энергетической политики Свердловской области на ближайшие полтора десятилетия. Оценочные расчеты показывают, что реализация Стратегического плана развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2006-2015 годы даже при его полном и своевременном завершении уже не сможет удовлетворить перспективный спрос на электрическую и тепловую энергию, поскольку при разработке этого документа ориентировались на темпы роста и другие параметры развития региональной экономики, заложенные в Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года (далее Схема – 2015). Стратегия – 2020 предусматривает почти двукратное превышение против Схемы – 2015 динамики основных макроэкономических показателей, что естественно потребует дополнительных ресурсов топлива и энергии. В частности, спрос на электроэнергию к 2020 году может достигнуть 70-80 млрд. кВт.ч при фактическом в 2007 году уровне потребления в 47,8 млрд. кВт.ч, а потребление первичного топлива 65-75 млн. т у.т. при фактическом потреблении в 2007 году 41 млн. т у.т. Требуемые Свердловской области в среднесрочном периоде энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения поставок сырья из отдаленных и труднодоступных районов и строительства новых энергетических, транспортных и прочих объектов, но и с меньшими затратами за счет энергосбережения непосредственно на предприятиях и в поселениях Свердловской области. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры. Энергосбережение должно быть отнесено не только к стратегическим, но и к тактическим целям и стать приоритетом экономической, промышленной, энергетической, строительной, транспортной и других видов деятельности на территории Свердловской области. Приоритеты региональной политики энергосбережения могут быть сформулированы в следующем виде: - активизация региональной государственной политики по повышению энергоэффективности и энергосбережению, в частности, в сфере стимулирования энергосбережения; - индикативное планирование показателей энергоэффективности экономики, регионального топливно-энергетического баланса; - изменение структуры экономики с целью существенного повышения энергоэффективности производства; - интенсивное обновление основных производственных фондов на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования; - комплексное оснащение средствами учета, контроля и регулирования энергоносителей на производстве и в быту.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |