Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стимулирование энергосбережения на производстве и в быту



2020-03-19 326 Обсуждений (0)
Стимулирование энергосбережения на производстве и в быту 0.00 из 5.00 0 оценок




Энергосбережение в промышленности

В настоящее время в РФ удельные энергозатраты на производство продукции промышленных предприятий существенно превышает аналогичный показатель стран с развитой экономикой.

В последние годы в крупных предприятиях отношение к энергосбережению изменилось в лучшую сторону – сказалось улучшение финансового состояния и рост тарифов на энергоресурсы. Улучшились показатели энергоэффективности как по причине роста объемов производства, так и из-за серьезного обновления оборудования.

К методам стимулирования энергосбережения на промышленных предприятиях в рамках государственной политики энергосбережения можно отнести следующие:

· административное воздействие через прямое руководство государственными и муниципальными предприятиями, либо через совет директоров предприятий с долей государственной или муниципальной собственности с целью разработки и осуществления программы энергосбережения;

· софинансирование из бюджета, либо введение небольших налоговых льгот;

· заключение добровольных соглашений между администрациями региона, муниципалитета, предприятий о реализации выявленного потенциала энергосбережения, достижения индикативных параметров энерго-эффективности и уже действующих экологических норм;

· учет в планах реорганизации промзон крупных городов требований обеспечения комплексной энергоэффективности реорганизуемых территорий;

· внедрение механизма перераспределения высвобожденной в результате энергосбережения тепловой и энергетической мощности;

· создание комплекса экономических стимулов для организаций участвующих в регулировании графиков нагрузки энергосистем;

· обеспечение доступности информации по осуществленным типовым технологическим проектам, включая типовые бизнес-планы и схемы финансирования;

· организация для групп предприятий типовых комплексных проектов повышения энергоэффективности.

Также чрезвычайно важны региональные прогнозы перспективной потребности в энергосберегающем оборудовании, для предупреждающего развития отечественного производства такого оборудования.

Энергоэффективность продукции предприятий строительного комплекса целесообразно регулировать через обязательные требования к самим объектам строительства на основе территориальных строительных норм.

Основные направления стимулирования энергосбережения в потреблении

1. Поведенческое энергосбережение.

Это укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, когда она им не нужна, что можно выразить привычным лозунгом «Уходя – гасите свет». Необходимо осознание людьми положения, что энергосбережение – экономически выгодно. Достигается это информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению. Т.е. поведенческое энергосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, и это в основном обеспечивается без совершенствования технологий. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составлять до 10% от всего потенциала энергосбережения.

2. Совершенствование энергетических установок потребителей.

В первую очередь, совершенствование их конструкций. Важно обеспечивать отечественных разработчиков и производителей оборудования информацией о перспективах рынка энергосберегающих технологий. Например, после принятия ФЗ «Об энергосбережении» 1996 г., ожидалось массовое применение теплосчетчиков, следствием стало появление множества отечественных производителей приборов учета тепловой энергии. Планирование будущих потребностей чрезвычайно важно для развития бизнеса. Также необходимо повышать информированность потребителей о новых технологиях.

3. Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций.

Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски).

На все эти три основные группы накладывается система мер как ограничительных, так и стимулирующих. Одна из основных задач – сделать энергосбережение выгодным бизнесом как для организаций, профессионально занимающихся энергосбережением, так и для инвесторов. С другой стороны, энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов. В рыночной экономике производят те товары или услуги, которые готовы купить, поэтому необходимо создать рынок энергосбережения, через создание потребностей в энергосберегающих товарах и услугах, а они не замедлят появиться при наличии спроса. Потребность в конкретных технологиях, проведении определенных мероприятий, необходимости снижения определенных показателей должна появиться при соответствующем тарифном регулировании, экологических ограничениях, ограничениях по использованию топлива и т.д. При создании системы потребностей быстро появятся энергосервисные компании, создающие свой бизнес в этой сфере, т.к. эта деятельность не требует значительных финансовых вложений, нужнее опыт, знание экономики и технологий.

Стимулирование энергосбережения в многоквартирных жилых домах

Динамика электропотребления в жилом секторе

За последние 5 лет фактическое потребление населением электрической энергии в Свердловской области ежегодно прирастает в среднем на 3,5 %.

 Причины увеличения потребления электроэнергии:

· рост обеспеченности бытовыми электроприборами;

· увеличение количества приборов, использующих электрическую энергию в термических целях: электроплиты, электрочайники, посудомоечные машины, стиральные машины с электронагревом холодной воды, сплитсистемы, проточные водонагреватели и электрокалориферы;

· увеличение объема использования в коммерческих целях нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, включая подвалы, цокольные этажи и т.д.;

· подключение к щитовым жилых домов сторонних объектов, в первую очередь объектов мелкорозничной торговли, временных сооружений и т.д.;

· увеличение площади жилого фонда за счет нового строительства (в среднем на 2% в год).

Причины снижения потребления электроэнергии населением:

o снижение численности населения (2001 г. – 4530 тыс. чел., 2006 – 4405 тыс. чел.);

o старение населения (пенсионеры потребляют меньше энергии). По данным Госкомстата за период с 2001 по 2006 год количество населения в возрасте до 20 лет в Российской Федерации уменьшилось на 5 млн. чел., в возрасте от 20 до 50 лет уменьшилось на 400 тыс. чел., в возрасте от 50 лет и выше увеличилось на 2 млн. чел.;

o замена электробытовых приборов на современные с существенно более низким электропотреблением по сравнению с отечественными времен советского периода;

o рост тарифов.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

1. Объем потребления электроэнергии населением сильно зависит от погоды. В холодные зимы потребление электроэнергии существенно увеличивается;

2. Удельное потребление населением электроэнергии самое высокое в холодных регионах и наименьшее в регионах с относительно теплым климатом и низким уровнем доходов;

3. Основная причина роста потребления электроэнергии – использование ее в термических целях.

Динамика теплопотребления в жилом секторе

Анализ статистических данных по теплопотреблению в жилом секторе показывает, что в пределах статистической погрешности за период 2002-2006 гг. потребление тепловой энергии не изменялось.

Увеличение тепловой нагрузки за счет ввода нового жилья компенсировалось следующими факторами:

ª рост числа приборов учета у потребителей и на источниках, реально используемых в расчетах;

ª введение существенно более жестких требований к теплозащите вновь строящихся зданий;

ª снос и реконструкция в больших городах ветхого жилого фонда 60-х –70-х годов постройки;

ª повышение качества эксплуатации жилых зданий с наведением элементарного порядка (осушение подвалов, закрытие чердаков и нежилых помещений и т.д.);

ª коммерческое использование подвалов и нежилых помещений приводит к их утеплению, изоляции и, соответственно, снижению теплопотерь;

ª массовое применение современных оконных конструкций;

ª автоматизация тепловых пунктов.

В то же время сохраняются причины энергорасточительности, которые не позволяют сказать о качественном изменении ситуации:

· отсутствие для Управляющих компаний (эксплуатирующих организаций) в многоквартирном жилом фонде стимулов к снижению теплопотерь. Не отработаны механизмы бизнеса на снижении потребления и проведения энергосберегающих мероприятий. Главная задача эксплуатации – ликвидация жалоб;

· разрегулировка внутридомовых систем отопления и ГВС;

· несоблюдение температурных режимов (особенно в холодное время), что приводит к массовым сливам теплоносителя и дальнейшей разрегулировке систем.

Необходимо создать стимулы и возможности для Управляющих компаний (эксплуатирующих организаций) повышать эффективность теплопотребления, зарабатывая на этом, и использовать все доступные методы вовлечения в энергосбережение жителей.

Пути повышения энергоэффективности в квартирах

1. Вовлечение жителей в процесс энергосбережения

Всех жителей условно можно разделить на две большие группы. В первой те, для кого наиболее значимым стимулом к энергосбережению будет являться возможность экономить собственные средства. Для второй группы значимы в первую очередь идеологические мотивы и соответствие принятой в обществе или модной манере поведения. Для каждой из групп важно использовать свои методы пропаганды, позволяющие наиболее эффективно обеспечить продвижение самой идеологии энергосбережения и ее распространения в быту. Важнейшим инструментом в этом должна стать информация о потребительских свойствах энергопотребляющих бытовых приборов в максимально наглядной, доступной и понятной форме.

Одним из действенных инструментов доведения до жителей информации об энергопотребляющих свойствах бытовых приборов является введение системы маркировки приборов по классу энергоэффективности. Во многих странах такая система действует и доказала свою результативность. В России действует ГОСТ Р 51388-99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения», который вводит базу и инструменты для маркировки бытовых приборов. На уровне субъектов Российской Федерации необходимо требовать исполнения положений ГОСТа, в том числе путем разработки соответствующей региональной правовой базы.

2. Внедрение практики контроля количества и качества потребления энергоресурсов в квартирах

Повышение потребления энергоресурсов в квартирах происходит без дополнительной оплаты (увеличение потребления тепловой энергии и газа) либо с увеличением объема платежей за повышенное потребление электроэнергии, но без компенсации затрат на увеличение мощности систем электроснабжения дома.

Типичными примерами увеличения потребления энергоресурсов на уровне квартир являются:

o увеличение мощности приборов отопления путем установки дополнительных батарей и калориферов;

o установка кондиционеров;

o электрообогрев холодных помещений;

o устройство теплых полов и саун и т.д.

Практически всегда это приводит к появлению технических проблем в целом по зданию с перегрузкой систем и снижением их надежности. Каждая квартира имеет проектную нагрузку, о которой жители не знают. Затраты на оплату дополнительных тепловых нагрузок распределяются на всех жильцов. Необходимо установить возможность проверки реального уровня энергопотребления непосредственно в жилом помещении, что требует в свою очередь осмотра квартиры и оценки уровня энергопотребления, проверки отсутствия или наличия дополнительных устройств, способствующих повышенной нагрузке. С появлением Управляющих компаний это становится одной из функций управления домом. Сегодня принудительный доступ в квартиру обеспечивается только через суд. В настоящее время имеются законные предпосылки для реализации такого подхода. Согласно требованиям нового Жилищного кодекса, при несогласованной переделке внутренних систем, возможно применение целого ряда санкций, вплоть до принудительной продажи квартиры. Необходимо разработать действенные инструменты реализации норм Жилищного кодекса. Полномочия по разработке таких норм (соответствующие Порядки) отнесены к компетенции местных органов власти.

Помимо мер административного характера представляется целесообразным вводить не повышающие коэффициенты или штрафы (при самовольной переделке внутриквартирных инженерных систем), а систему понижающих (стимулирующих) коэффициентов по оплате коммунальных услуг при добровольном ежегодном предъявлении квартир на проверку соответствия их установленным требованиям и нормативам потребления. Для практической реализации такого подхода необходимо разработать:

o методику применения повышающих/понижающих коэффициентов оплаты коммунальных услуг;

o методику разнесения затрат на повышенное водо- и теплопотребление жилых зданий при отсутствии поквартирных приборов учета.

Создание новых механизмов стимулирования энергосбережения на квартирном и домовом уровне

Возможность воздействовать административными мерами на граждан потребителей энергоресурсов ограничена. Тем более, что граждане могут использовать энергию практически в неограниченном количестве (ст. 541 ГК РФп.3.: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве»). Влиять на потребителя в таком случае можно либо через сознательность, либо через выгоду. Когда в России газ, используемый для бытовых нужд, будет стоить более 1 евро за кубометр газа (как сейчас в Дании), то основным мотивом будет экономическая выгода. Сегодня это не срабатывает. Не работает сегодня в стране и «поведенческое энергосбережение». При ограниченности методов «прямого влияния» на потребителей необходимо применять косвенные меры стимулирования энергосбережения. Нельзя заставить жителя применять энергоэффективные приборы, но можно способствовать созданию «доступности» и «простоты» приобретения энергоэффективных приборов.

В жилых домах это можно осуществить путем введения новой коммунальной услуги – услуги по энергосбережению. Такие услуги не прописаны сейчас ни в классификаторе коммунальных услуг, ни в правилах предоставления коммунальных услуг. Появляется возможность оплачивать покупку и установку энергоэффективных приборов или реализацию энергосберегающих мероприятий по процедуре оплаты коммунальных услуг с введением рассрочки платежа на длительный период. Схема выгодна всем участникам процесса. Жители получают экономию платежей за энергоресурсы, компенсирующую дополнительные затраты на новую услугу. Управляющая компания дополнительные доходы, поставщики энергоэффективных приборов и услуг – новые рынки сбыта. Главными интересантами в этом процессе объективно должны являться Управляющие компании. Для них такая услуга может стать дополнительным бизнес-процессом. В то же время для жителя – за счет простоты принятия решения и возможности оплачивать энергоэффективную технику в рассрочку в составе квартплаты – появляются дополнительные стимулы [5].

Применительно к реальным условиям функционирования Управляющих компаний схема может выглядеть следующим образом. Управляющая компания договаривается с поставщиками энергоэффективной продукции (например, с поставщиками энергосберегающих ламп) о товарном кредите или рассрочке платежа. Своими силами (при условии согласия жителей) компания устанавливает лампочки в квартирах и в местах общего пользования. В дальнейшем жители оплачивают лампочки в составе квартплаты, при этом платеж растянут на какое-то время и в общем объеме квартплаты является незначительным. По итогам оплаты – жители снижают свои платежи за электроэнергию. Управляющая компания получает дополнительный доход от полученной экономии. Поставщик лампочек увеличил свои продажи. Вариаций данной схемы может быть множество, в зависимости от конкретных условий, товара, схемы сбора платежей и т.д. Схема может применяться не только по лампочкам, но и по окнам (одинаковым во всем доме), приборам учета и т.п., и т.д.

Главное – это удобство для жителей:

v появляется возможность предварительного «тестирования», например, как будет освещаться комната с новыми лампочками, что невозможно сделать в магазине;

v не надо оформлять кредит (на лампочки в магазине его и не дадут);

v формируется поведенческое энергосбережение – можно узнать информацию об использовании не из рекламы, а от соседей;

v психологически важно объединение в платежке двух платежей за энергоресурсы и за их экономию;

v цена на товары за счет массовых закупок и бюджетной помощи может оказаться существенно ниже, чем в магазинах.

В реализации вышеприведенной схемы огромную роль должны сыграть местные органы власти. Власть может и стимулировать процесс энергосбережения в жилом секторе, и возглавить его. Например, город может объединить под своим началом проведение тендера на поставку энергоэффективной продукции для нужд жилищного фонда в рамках целевых программ. За счет оптовых закупок может быть достигнуто существенное снижение цены. Централизованно на конкурсной основе может быть организовано привлечение дешевых кредитных ресурсов. В этом случае Управляющие компании будут присоединяться к такой программе. Может быть реализован вариант, когда город привлечет кредитные организации под дополнительные гарантии бюджета. Возможен экономически оправданный вариант, когда город может компенсировать проценты по кредиту под закупку энергоэффективного оборудования, либо оплату страховки. Снижение объема потребления в результате реализации энергосберегающих мероприятий и, как следствие, снижение объема предоставляемых из бюджета субсидий может быть больше издержек на обслуживание процентов по кредитам. Реализация таких проектов может дать еще больший эффект при условии сочетания закупки новой энергоэффективной продукции с реализацией программ капитального ремонта, в результате чего общие затраты будут снижены и получены дополнительные эффекты по энергосбережению.

Одним из первоочередных шагов со стороны государственной власти должно стать введение в деловую практику понятия «услуги по энергосбережению». Потребуется ввести соответствующие изменения в правила предоставления коммунальных услуг и другие нормативно-правовые акты. Важно учесть, что в отличие от большинства коммунальных услуг ценообразование на такие услуги должно быть свободное и определяться рынком.

Город (местные органы власти) может стимулировать энергосбережение в жилом секторе через организацию типовых проектов и формирование системы финансовой поддержки их реализации, например, через предоставление гарантий, софинасирование, целевых займов и кредитов, страхование рисков и т.д. Город может взять на себя функцию информационного обеспечения реализации таких проектов.

Примерами типовых проектов могут стать:

· Проект «Теплое окно» – массовая замена окон на более энергоэффективные;

· Проект «Водосчетчик» – массовая установка приборов учета холодной и горячей воды;

· Проект «Энергоэффективная лампочка», «Многоставочный счетчик», и т.д.

Эффект от реализации таких проектов будет существенно выше, если будет соблюдаться определенная последовательность, позволяющая на каждом последующем этапе учитывать и использовать результаты предыдущих этапов.

Например, на первом этапе реализовывать проект «установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды». В результате снизится общее потребление энергоресурсов, возникнет эффект привыкания у потребителей.

На втором этапе вводятся двухставочные тарифы и на этой основе реализуются технические мероприятия, позволяющие получать экономию у потребителей энергоресурсов (например, устанавливаются аккумуляторы, ГВС, сглаживающие пики потребления и снижающие оплату за мощность). На третьем этапе вводятся разные тарифы на тепловую энергию (в зависимости от подключения к ИТП или ЦТП), стимулирующие устанавливать индивидуальные тепловые пункты. Завершающим может стать проект «утепления фасадов». Этот проект будет выгодным и подлежит рассмотрению по мере роста цен на топливо и, как следствие, тарифов на поставляемую тепловую энергию.

3. Создание условий и стимулов по энергосбережению на общедомовом уровне

Ужесточение требований к новому строительству и капитальному ремонту

В нашей стране достаточно жесткие строительные нормы. В то же время постоянно появляются новые технологии, по которым не ведется на постоянной основе проработка возможности их применения. Государство должно выполнять функцию по проведению необходимых исследований новых технологий, апробацию и подготовку предложений по введению соответствующих рекомендаций по изменению территориальных строительных норм.

Существующий жилой фонд, особенно построенный более 20 лет назад, продолжает оставаться крайне энергорасточительным. Проведение капитального ремонта такого жилого фонда относится к компетенции местных органов власти, а с недавнего времени (с вступления в силу Жилищного кодекса) и к компетенции самих жильцов (там, где они соорганизовались). Как показывает практика, в большинстве случаев при проведении ремонта в первую очередь принимается во внимание ограниченность средств на его проведение. Совершенно упускается из виду тот факт, что жильцы продолжают в дальнейшем оплачивать потери энергии, которые можно устранить (при не очень больших капзатратах). Свою роль играет и отсутствие компетенции и необходимых знаний. Местные власти должны взять на себя ответственность за разработку типовых требований к проведению капитального ремонта. Например, устанавливать только энергоэффективное освещение мест общего пользования, устанавливать ИТП, теплоизоляцию здания осуществлять современными материалами и т.д. Такое решение, закрепленное местными правовыми актами (территориальными строительными нормами), позволит пусть не сразу, но зато на системной основе повышать общую энергоэффективность жилого фонда.

В территориальные строительные нормы давно пора ввести требования о 100%-м использовании при новом строительстве систем отопления с горизонтальной поквартирной разводкой и поквартирным учетом. Это, в частности, позволит перейти на индивидуальный (квартирный) уровень регулирования комфорта проживания и не будет влиять на остальных жильцов дома. Стояки проходят через лестничные клетки, с горизонтальной разводкой в квартиры и установкой обособленных поквартирных счетчиков (тепловая энергия, учет горячей и холодной воды, электроэнергии, газа с общим вычислителем и выходом на АСКУЭ).

Создание системы реагирования на жалобы жителей

В случае, когда оказываемые коммунальные услуги не дают должного уровня комфорта в помещениях, должен заработать механизм снижения платежей за коммунальные услуги, предусмотренный соответствующими правилами предоставления коммунальных услуг. К сожалению, действующая сегодня система оплаты коммунальных услуг приводит к тому, что жители платят не за коммунальные услуги, а фактически оплачивают долю поставленных коммунальных ресурсов, когда весь объем поставленных ресурсов распределяется между всеми жителями без учета качества комфорта проживания. Должна быть разработана и установлена простая система рассмотрения жалоб на недостаточное качество предоставления коммунальных услуг. Сегодня требование о возмещении ущерба возможно удовлетворить только через суд, но зачастую судебные издержки превышают те деньги, которые удастся вернуть с энергоснабжающих организаций. Важно не только создание такой системы, но и предоставление полной информации о ее деятельности всем жителям, и самое главное – удовлетворение жалоб, что дает с точки зрения энергосбережения:

o уменьшение потребления электроэнергии на догрев с помощью электрокалориферов;

o уменьшение «перетопов»;

o появление оперативной информации о переделке технических систем в одних квартирах, т.к. это приводит к проблеме в других.

Все проще в кондоминиумах, а для Управляющих компаний важно четкое оформление их ответственности за качество услуг в договорах с жителями.

 



2020-03-19 326 Обсуждений (0)
Стимулирование энергосбережения на производстве и в быту 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стимулирование энергосбережения на производстве и в быту

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)