Земельные ресурсы России
Введение
Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что возрастающие потребности человечества невозможно удовлетворить без увеличения объемов использования земельных ресурсов. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает проблема рационального землепользования и выбора модели наиболее эффективного управления землепользовательской деятельностью человека. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма землепользования. Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса об экономическом механизме землепользования в России, анализ и выявление его особенностей. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: - изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме работы; - раскрыть понятия и значения земельных ресурсов России и экономического механизма землепользования; - проанализировать нормативно-правовую базу землепользования в России; - рассмотреть систему платежей за использование земельных ресурсов и выявить их специфику.
Понятия о земельных ресурсах России и экономическом механизме землепользования
Земельные ресурсы России
Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качествами: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий. [9, с. 98] Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для жизни и хозяйственной деятельности человека. Большие площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками. Только 13% земельных площадей страны используется в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища), причем доля самых ценных земель (пашни) всего 8%. Происходит постоянное уменьшение пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т.п. Все земли, входящие в границы Российской федерации, составляют ее земельный фонд. Его размеры по различным источникам оцениваются в пределах от 1 млрд. 709,5 млн. га до 1 млрд. 710 млн. га. Как видно, разница в оценке достигает 500000 га, т.е. 5000 км2, что составляет значительную часть площади некоторых государств, таких, как Кипр (9 тыс. км2), Люксембург (2,6 тыс. км2). Подобного рода несоответствия в оценках площади России свидетельствуют об отсутствии должного порядка в системах учета земельных ресурсов, что вызвано, с одной стороны, техническими трудностями проведения землеустроительных работ, обусловленными гигантскими размерами территории, с другой стороны, - традиционным безалаберным подходом к оценке природных ресурсов, выражающимся в известной сентенции - «Страна наша велика и обильна». Единство земельного фонда предопределяет наличие общего правового режима всех земель независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения. Тем не менее, в России существует система учета земельных ресурсов (Земельный кадастр), имеется уполномоченный орган контроля и управления (Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству) и проведена классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель. Выделяют следующие категории земель (ст. 7 Земельного кодекса РФ). 1) Земли сельскохозяйственного назначения, включающие земли сельхозпредприятий и граждан, представленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для использования только в этих целях. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 38, 1% земельного фонда и подразделяются на пашни, сенокосы, выгоны, сады, огороды, пастбища и т.д. Наиболее ценными среди земель сельскохозяйственного фонда традиционно считаются пашни, составляющие 13% общего объема земель страны. 2) Земли лесного фонда, включающие как лесопокрытые, так и лишенные леса территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Их количество достигает 51,4% общего объема земельного фонда России. 3) Земли населенных пунктов, т.е. земли, находящиеся в пределах черт городов, поселков и сельских населенных пунктов и занятые как под жилую застройку, так и под объекты коммунально-бытового назначения, включая городские леса и парки. Объем земель данной категории достигает 0,5% общего количества земельного фонда страны. 4) Земли особо охраняемых территорий, составляющие до 3% общего объема земельного фонда и включающие земли заповедников и заказников всех типов, земли национальных парков, природных, архитектурных, исторических и подобных памятников, дендрологических и ботанических садов, санаторно-курортных зон. 5) Земли промышленности, связи, транспорта, телевидения, энергетики, радиовещания, космических объектов, оборонного ведомства, суммарный объем которых составляет около 1% земельного фонда Российской Федерации. 6) Земли водного фонда, включающие не только территории под естественными акваториями (реки, озера и т.п.) и гидротехническими сооружениями (водохранилища, каналы и т.п.), но и земли водоохранных зон. Количество земель водного фонда достигает 1% общего объема земельного фонда страны. 7) Земли запасы (около 7%) - резерв земель, которые не представляются в собственность, пользование или аренду и должны оставаться свободными и служить источником пополнения земель различных категорий в случае необходимости. [8, с. 36 - 38] Структура земельного фонда непостоянна: под влиянием экономических, экологических и других факторов происходят изменения в составе земельного фонда как по категориям, так и внутри последних. [9, с. 134] По официальной версии характер структурных изменений земельного фонда определяется проводимой в стране земельной реформой, причем количественные сдвиги отражают основные тенденции изменения всей системы земельных отношений. Подобную точку зрения, очевидно, следует рассматривать, как попытку объяснить безобразия, происходящие с земельным фондом, контроль за использование которого в условиях ослабления государственной власти и децентрализация экономики во многих случаях ослаблен, если не утерян. К важнейшим причинам изменений в структуре земельного фонда, коснувшихся главным образом земель сельхозназначения и лесного фонда, следует отнести во многом непродуманное реформирование и поспешную реорганизацию и ликвидацию крупнотоварного сельскохозяйственного производства и лесохозяйственных предприятий без учета конкретных экономических, социальных и экологических условий, без должного землеустроительного обоснования на фоне сокращения объемов рекультивационных мероприятий. Нельзя также сбрасывать со счетов и влияние экологических и технологических факторов, которые привели к деградации значительных объемов земель различных категорий, в том числе и сельхозназначения. Современное положение и проблемы земельного фонда объясняются аморфностью и несовершенством земельного законодательства, реформирование которого идет главным образом в плане решения вопросов собственности и купли-продажи. [11, с. 39 - 40]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |