Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Анализ использования материальных ресурсов




 

Для характеристики эффективности использования матери­альных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэф­фициент соотношений темпов роста объема производства и ма­териальных затрат, удельный вес материальных затрат в себес­тоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Прибыль на рубль материальных затрат является наибо­лее обобщающим показателем эффективности использования материальных ресурсов. Определяется делением суммы полу­ченной прибыли от основной деятельности на сумму матери­альных затрат.

Материалоотдача определяется делением стоимости про­изведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот по­казатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произ­ведено продукции с каждого рубля потребленных материаль­ных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции — отношение суммы матери­альных затрат к стоимости произведенной продукции — показы­вает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения темпов роста объема произ­водства и материальных затрат определяется отношением ин­декса валовой продукции к индексу материальных затрат. Он ха­рактеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных зат­рат к полной себестоимости произведенной продукции. Дина­мика этого показателя характеризует изменение материалоем­кости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плано­вой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продук­ции. Он показывает, насколько экономно используются матери­алы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравне­нию с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то ма­териальные ресурсы использовались более экономно.



 

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энер­гоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном выражении (отношение стоимости всех потреб­ленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (от­ношение количества или массы израсходованных материаль­ных ресурсов на производство i-го вида продукции к количест­ву выпущенной продукции этого вида).

В процессе анализа фактический уровень показателей эф­фективности использования материалов сравнивают с плано­вым, изучают их динамику и причины изменения.

В итоге общая материалоемкость зависит от объема произ­веденной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

Факторную модель материалоемкости можно представить сле­дующим образом:

 

Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной под­становки.

Затем необходимо проанализировать показатели ча­стной материалоемкости (сырьеемкость, топливоемкость, энергоемкость) как составных частей общей материалоемкость.

Следует изучить также материалоемкость отдельных видов продукции и причины изменения ее уровня: удельного расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.

Основное внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу продукции и поиску резер­вов его сокращения. Количество израсходованных матери­альных ресурсов на единицу продукции может измениться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техни­ки и технологии производства, организации материально-тех­нического снабжения и производства, квалификации работни­ков, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д. Эти при­чины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещений об изменении нормативов затрат от внедрения ме­роприятий и др.

 

Стоимость сырья и материалов зависит также от их ка­чества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно-заготовительных рас­ходов и др.

Зная факторы изменения расхода материальных ресурсов на единицу продукции и их стоимости, влияние их на уровень ма­териалоемкости можно определить следующим образом:

 

где DМЕХ1, DМЗХ1 — абсолютный прирост соответственно мате­риалоемкости и материальных затрат за счет i-го фактора.

Если какой-либо фактор воздействует одновременно на сум­му материальных затрат и объем производства продукции, то расчет производится по формуле:

 

Аналогичные расчеты делают и по другим факторам с после­дующим обобщением результатов анализа и выработкой кор­ректирующих мер, направленных на повышение материалоотдачи и снижение материалоемкости продукции.

3. Аудит расчетов по налогам и сборам

 

 

В чем заключается аудит расчетов по налогам и сборам?

 

Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление иноформации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам - раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.

 

Аудит расчетов по налогам и сборам имеет следующие цели:

 

проверка состояния расчетов с бюджетом;

 

проверка правильности налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов;

 

проверка соответствия систем бухгалтерского и налогового учета предприятия действующему законодательству.

 

Аудит расчетов по налогам и сборам является сложным видом аудита и требует тщательной проверки каждого налога. В процессе проведения аудита расчетов по налогам и сборам проверяются налоговые базы по проверяемым налогам, проверяется система налогового учета и налоговая отчетность предприятия. В ходе проводимого аудита производится сбор информации для дальнейшей оптимизации налогообложения Вашего предприятия. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность полностью оценить систему налогового учета в компании.

 

Каждое предприятие должно уплачивать требуемые законодательством налоги и сборы, однако не все достаточно хорошо ориентируются в налоговом законодательстве РФ. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность избежать налоговых рисков и штрафов. Вы сможете заблаговременно предупредить возможные последствия проверок налоговых органов. После проведенного аудита специалистами нашей компании будет произведена оценка налоговых рисков, будут даны рекомендации для сведения к минимуму таких рисков, а также Вы получите профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок.

 

 

Что включает в себя аудит расчетов по налогам и сборам?

 

Аудит расчетов по налогам и сборам включает следующие процедуры:

 

проверка исчисления налогооблагаемых баз;

 

проверка правильности применения ставки налогов и платежей;

 

проверка расчетов с бюджетом;

 

проверка правильности применения льгот;

 

проверка 68-го счета "Расчеты по налогам и сборам".

В соответствии с проектом закона аудиторская деятельность – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования, осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух направлениях:

 

проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего субъекта, когда этого требует в обязательном порядке закон или уполномоченные на то государственные органы (обязательная аудиторская проверка);

 

по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень хозяйствования и надежность своего положения перед другими участниками оборота (инициативная проверка).

 

Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налогов, который является составляющей частью аудиторских проверок:

 

проведения объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций;

 

инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

 

Эти же направления легли в основу построения двух методик проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

 

За основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.

 

Основные цели аудита:

 

установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

 

Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности;

 

установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

 

Таким образом проводя аналогию с основными целями аудита, при проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:

 

установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

 

подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

 

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налогов:

 

проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;

 

правильность применения налоговых ставок и льгот;

 

анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

 

определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;

 

проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

 

После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

 

Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

 

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

 

Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:

 

по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом и внебюджетными фондами;

 

расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);

 

по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

 

по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания.

 

Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности.

 

Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

 

Используемые приемы можно определить в три группы:

 

определение состояния объектов в натуральном виде;

 

сопоставление;

 

оценка.

 

При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка.

 

Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

 

Пред проведением аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

 

Для успешного выполнения этих задач необходимо:

 

изучить систему внутреннего контроля проверяемой единицы;

 

ознакомится с мерами, принятыми для выполнения рекомендаций предыдущего аудитора;

 

составить план проверки, утвержденный директором аудиторской фирмы и директором проверяемого предприятия;

 

подготовить документацию необходимую для проведения аудита;

 

осуществить аудит;

 

составить квалифицированное аудиторское заключение, если результаты проверки предоставляют такую возможность.

 

Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей - оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.

 

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

 

первичные документы бухгалтерского учета;

 

регистры бухгалтерского учета;

 

баланс;

 

расчеты, справки, сведения;

 

договоры с контрагентами;

 

протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;

 

протоколы решений совета директоров;

 

приказы исполнительной дирекции;

 

учетная политика организации в целях налогообложения;

 

другие, например, первичные налоговые документы, регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

 

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

 

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

 

проверка начисления и уплаты федеральных налогов;

 

проверка начисления и уплаты региональных налогов;

 

проверка начисления и уплаты местных налогов.

 

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

 

инспектирование;

 

наблюдение;

 

пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

 

аналитические процедуры.

 

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

 

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

 

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

 

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

 

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

 

не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

 

отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.

 

не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

 

отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

 

отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

 

ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

 

не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

 

не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

 

использование налоговых льгот безосновательно.

Аудит расчетов по налогам и сборам

 

Цель аудита. Проверка соблюдения обязанностей налогоплательщика (плательщика сбора) и налогового агента, установленных на уровне законодательства о налогах и сборах (ЗНС), а также проверка отражения расчетов по налогам и сборам в бухучете.

 

Объекты аудита. Исчисление налогов, декларирование, уплата налогов (авансовых платежей); исчисление, удержание из выплат налогоплательщикам, перечисление, учет налогов, в отношении которых аудируемое лицо несет обязанности налогового агента; бухучет исчисления и уплаты налогов и сборов.

 

Нормативная база. ГК РФ; КоАП РФ; НК РФ; законодательство о бухучете(в т.ч. ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ «Доходы организации», ПБУ «Расходы организации»); законодательство об аудите, акты органов судебной системы.

 

Программа аудита. Основные вопросы проверки:

1) учет доходов, расходов, иных объектов налогообложения;

2) исчисление налогов;

3) уплата налогов (авансовых платежей);

4) декларирование;

5) исполнение обязанностей налогового агента;

6) ведение бухучета соответствующих расчетов.

 

Источники информации. Учредительные документы; учетная политика (УП) для целей бухучета и для целей налогообложения; налоговые декларации (расчеты авансовых платежей); счета-фактуры; книги покупок, продаж; решения собраний акционеров (участников); приказы и распоряжения руководства АЛ; платежно-расчетная документация; регистры бухучета по счетам 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»; ФБО.

 

Аудиторские процедуры:

1) тестирование средств внутреннего контроля;

2) проверка (инспектирование) документов;

3) наблюдение (отслеживание) отражения ФХО в бухгалтерской документации;

4) пересчет;

5) получение разъяснений внутри АЛ;

6) получение разъяснений от третьих лиц;

7) аналитические процедуры.

 

Распространенные ошибки данного раздела учета:

 

– использование институтов, понятий, терминов в значениях, отличных от используемых в НК РФ;

 

– оформление юридически значимых для целей НК РФ документов с недостатками, делающими документы недействительными;

 

– неполный учет объектов налогообложения;

 

– неправомерное применение льгот и иных налоговых преимуществ;

 

– неправомерное применение налоговых вычетов по НДС;

 

– неисполнение обязанностей налогового агента при выплате доходов нерезидентам РФ.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)