Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Работа 3.1. Митоз в клетках корешка лука




Определить различные фазы по положению хромосом.

Интерфаза.Ядро в клетке округлое, с четкими границами, где видны 1–2 ядрышка. Хроматин в виде глыбок заполняет кариоплазму.

Профаза.Ядро увеличивается, в нем исчезают ядрышко. В кариоплазме наблюдается клубок из тонких нитей – хромосом. В конце фазы оболочка ядра разрушается, и хромосомы выходят в цитоплазму.

Метафаза.Хромосомы приобретают вид сильно вытянутых палочковидных структур, лежащих в экваториальной плоскости.

Анафаза.Сестринские хромосомы перемещаются к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.

Телофаза.У противоположных полюсов видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки формируется перегородка, делящая материнскую клетку на две дочерние.

 
Рис. 20–21. Митоз растительной клетки (малое и большое увеличение)

Работа 3.2. Амитоз гиалинового хряща

Прямое деление клеток не сопровождается образованием сложных фигур митоза. На начальных стадиях амитоза ядро принимает несколько вытянутую форму. Ядрышко также удлиняется и отделяет новое, после чего они расходятся к различным полюсам ядра. Далее при помощи перетяжки делятся ядро и тело клетки. При амитозе распределение генетического материала может быть равномерным (генеративным) и неравномерным (дегенеративным). В основе генеративного амитоза лежит явление эндомитоза, при котором в ядре увеличивается масса ДНК. Это может сопровождаться увеличением числа хромосом или увеличением массы каждой хромосомы. В первом случае имеет место полиплоидия, сопровождаемая увеличением числа хромосом, чаще кратным гаплоидному набору. Во втором случае при редупликации ДНК хроматиды не расходятся и возникают гигантские хромосомы – политения. При генеративном амитозе невидимые в световой микроскоп гомологичные хромосомы отталкиваются друг от друга и вызывают амитотическое деление ядра, равномерно распределяющее генетическую информацию между дочерними клетками. Если деления клетки не наступает, то возникают полиплоидные растения.



 
Рис. 22–23. Амитоз

Литература

1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1.– М.: Медицина, 2003.– С.54–60.

2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.153–159.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М.Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.32–35.

4. Кобзарь В.Н. Биология : учебное пособие. Ч.1. – Бишкек: КРСУ, 2012.– С. 32–36.

Вопросы контрольной работы:

1. Биология – наука о живой природе.

2. Уровни организации и качественные особенности живых систем. Понятие биологической системы.

3. Определение жизни. Целостность и дискретность. Свойства живого.

4. Ассимиляция и диссимиляция на клеточном уровне. Этапы диссимиляции. Деление организмов на группы по типу ассимиляции и диссимиляции.

5. Устройство светового микроскопа (осветительная, оптическая и механическая части).

6. История открытия клетки (Р. Гук, М. Мальпиги, А. Грю, А. Левенгук).

7. Клеточная теория (М. Шванн, Т. Шлейден, Р. Вирхов), ее основные этапы, положения и значение для развития науки и медицины.

8. Определение клетки. Отличия прокариот и эукариот.

9. Цитология, методы исследования.

10. Эукариотическая клетка, компоненты, их строение и функции.

11. Состав цитоплазмы: гиалоплазма; органоиды (общего и специального назначения); включения клеток (трофические, секреторные и экскреторные).

12. Сходство и отличия животной и растительной клеток.

13. Ядерный аппарат (ядерная оболочка, матрикс, ядрышко, кариоплазма).

14. Характеристика различных видов деления клеток.

15. Митотический цикл и его периоды.

16. Особенности фаз митоза и его биологическое значение

17. Клетка как открытая система.

Литература

1. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т.1. – Бишкек: КРСУ, 2012.– С. 3–36.

2. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии.– Бишкек, 2012. – С. 3–20.


РАЗМНОЖЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ N 4

ТЕМА. Формы размножения организмов и их цитологические основы. Мейоз, механизмы этапов и морфология

ЦЕЛЬ: Выявить особенности бесполого и полового размножения, их биологическую сущность. Отметить особенности строения и раз­вития мужских и женских половых клеток.

Задачи:

1. Знать формы полового и бесполого размножения; их особенности и значение.

2. Знать особенности строения женских и мужских половых клеток и их образование.

3. Уметь охарактеризовать фазы мейоза, его биологическое значение и отличие от митоза.

Мотивационная характеристика.Размножение – одно из свойств, необходимых для существования жизни. Воспроизведение себе подобных у человека является уникальным процессом, в основе которого лежит образование половых клеток – гаметогенез, центральным звеном которого служит мейоз. Слияние гамет или оплодотворение вместе с процессом мейоза обеспечивают генетическую преемственность в приобретении организмами биологической информации и служат источниками комбинативной изменчивости. Если процессы гаметогенеза и оплодотворения нарушаются, то образуются атипичные зиготы, реализующиеся в ранние не диагностируемые выкидыши. Они могут стать причиной различных патологий у новорож­денных.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) структурные особенности метафазной пластинки; б) классификацию форм размножения организмов; в) особенности и биологическую сущность бесполого и полового размножения; г) особенности строения женских и мужских половых клеток и их отличия от сома­тических клеток; д) типы яйцеклеток; ж) признаки яйцеклеток, лежащих в основе клас­сификации; з) процесс гаметогенеза; е) особенности сперматогенеза и овогенеза; и) особенности мейоза и его фаз; к) биологи­ческое значение мейоза и его отличия от митоза.

Теоретические вопросы:

1. Понятие о размножении.

2. Формы бесполого размножения, их особенности и значение.

3. Формы полового размножения, их особенности и значение.

4. Строение половых клеток (гамет).

5. Сравнительная характеристика периодов гаметогенеза (сперматогенез и овогенез).

6. Мейоз, его отличия от митоза. Биологическое значение.

Контрольные вопросы:

1. В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом?

2. В какой фазе мейоза происходит редукция числа хромосом?

3. Какой набор хромосом имеют сперматозоиды, яйцеклетка и зигота?

4. Почему конъюгация инфузорий и бактерий называется не половым размножением, а половым процессом?

5. Что представляют собой биваленты?

6. Почему мейоз прогрессивен?

7. Какие есть оболочки у яйцеклетки?





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)