Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг




 

Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом пе­реговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затраги­вает не только вопросы технических барьеров, но и правила пере­мещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внут­реннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, стро­ительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультаци­онные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без ка­кой-либо дискриминации. Но в то же время участие в ГАТС обязует Россию предоставлять режим наибольшего благоприятство­вания на национальном рынке услуг для стран-участниц, гаран­тировать открытость мер регулирования, последовательное сни­жение торговых тарифов и др. Реализация обязательств России по ГАТС стимулирует усиление внимания к вопросам стандартиза­ции в сфере услуг и их сертификации.

Обязательная сертификация потенциально опасных для жиз­ни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов:

Ø О сертификации продукции и услуг;

Ø О безопасности дорожного движения;

Ø Об основах туристической деятельности в Российской Фе­дерации;

Ø О защите прав потребителей.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги.

Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участ­ников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ». Согласно этому документу в состав участ­ников системы сертификации услуг могут входить:

• руководящий орган — Госстандарт РФ;

• центральные органы;

• научно-методический центр — ВНИИС;

• методические центры (отраслевые НИИ);



• аккредитованные органы по сертификации и испытатель­ные лаборатории;

• аккредитованные органы по сертификации систем управле­ния качеством.

Таблица 1. Схемы сертификации услуг

 

Номер схемы Оценка выполне­ния работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный конт­роль сертифицирован­ных работ и услуг
Оценка мастер­ства исполнителя работ и услуг Проверка (испыта­ния) результата работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испыта­ния) результатов ра­бот и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Анализ состояния производства
Оценка организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества
  Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым доку­ментам Контроль системы качества

 

Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают: аттестацию профессионального мастерства исполни­теля услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления ус­луги и выборочную проверку результата услуги при периодичес­ком инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставле­ния и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, при­меняют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекци­онный контроль за ее работой.

Выбор схемы сертификации, а также организационно-методи­ческие мероприятия по сертификации услуг осуществляются в со­ответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Пра­вилами сертификации работ и услуг в РФ.

Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияю­щие на организацию их сертификации:

• объектом услуги может быть сам человек, а его имуществен­ное право определяет невозможность проведения испыта­ний. Так, владелец отремонтированного автомобиля навер­няка откажется от испытаний его автомобиля в дорожных условиях по всем жестким правилам этой процедуры;

• непосредственный контакт исполнителя и потребителя ус­луги требует оценки мастерства исполнителя с учетом эти­ки общения и сложившихся местных предпочтений. Зача­стую это требует применения социологических методов оценки;

• эксперт по оценке услуги в ряде случаев должен присутство­вать при ее оказании, так как предоставление услуги и ее потребление могут совершаться одновременно (к примеру, услуги парикмахерской или косметического кабинета). За рубежом допускается в подобных случаях исполнение экс­пертом роли потребителя;

• некоторые характеристики услуг напрямую зависят от осо­бенностей региона, в котором они предлагаются. Так, на­пример, в Москве признано целесообразным ввести в дей­ствие региональные системы сертификации услуг в сфере общественного питания и городского транспорта.

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)