Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

РОД И ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ




195.Спишите, согласуй прилагательные и местоимения с сущест­
вительными. После каждого существительного укажите в скобках
его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.

Знаменит., фамилия, изб..рательн.. бюллетень, яб-лочн.. повидло, грузов., такси, ст..ринн.. рояль, заказы., бандероль, запасы., путь, горяч., кофе, авторитеты.. ж..ри, военн.. атташе, извести., маэстро, чёрн.. лебедь, полев.. мышь, шелков., кашне, нов., шампунь.

196.Прочитайте. Выпишите в два столбика существительные,
употребляющиеся: а) только в единственном числе; б) только во
множественном числе.

Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, моло­дёжь, студент, заявление, фамилия, золото, чернила, опил­ки, счета, счёты, кружева, листва, листья, щипцы, вожжи, дрожжи, перец, сторож, инженер, тишина, ловкость, очки, лагерь, весы, отруби, терпение, бегство, сливки, будни, путь, офицер, площадь, лестницы, жмурки, дрожки, глаз, мощь, сила, судьба, молотьба, белизна, именины.

197. Спишите, согласуя с подлежащими определения и ска­
зуемые.

1) Молодёжь участвует в проведен., фестиваля. Мо­лод.. люди уме..т трудиться и отдыхать. 2) Юношество стрем..тся к знаниям. Мног.. юноши совмеща..т работу и


учебные занятия. 3) Лекции читал., извести., профессора. Профессура института организовал., ряд научных докладов для инженеров-практиков. 4) На семейное торжество со­бралась вс. родня. Мног.. родственники приехал., из дру­гих городов. 5) Зелен., чернил., пролил..сь. 6) Деревянн.. перил., явно нуждалась в починке.

198, Спишите, исправляя ошибки в употреблении существитель­ных в форме единственного или множественного числа. Какие

нормы литературного языка здесь нарушены?

1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а ка­кая-то заплесневевшая жидкость. 2) Его мелочность, ска­редность вызывает у всех негодования и презрения. 3) Тать­яне свойственные тонкие понимания русской природы. 4) Мировоззрения Базарова и Павла Петровича Кирсанова различны. 5) В конце XIX — начале XX века в России про­исходили бурные развития общественного движения. 6) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.



§ 36. ПРАВОПИСАНИЕ И ИЕ В РОДИТЕЛЬНОМ,

ДАТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ

ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

 

Окон­чание 1-е склонение, падеж 2-е скло­нение, падеж 3-е скло­нение, падеж Разноскло­няемые, падеж
Дат. и пр. (кроме сущ. на -ил): к зем­ле в земле, к фабрике при фаб­рике, по аллее в аллее, к ста­тье о статье Пр. (кро­ме сущ. на -ий, -ие): о станке, в селе, о счастье    
1) Род.: у земли, у фабрики, от ал­леи, из статьи; 2) род., дат. и пр. сущ. на -ия: от станции, к станции, о стан­ции Пр. сущ. на -ий9 -ие: о плане­тарии, в здании Род., дат. и пр.: у две­ри, к двери, о двери Род., дат. и пр.: у знамени, к знамени, о знамени, без пути, к пути, в пути

199.Спишите, употребляя существительные в нужном падеже
единственного числа. Обозначьте склонение и падеж.

I. 1) Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выстав­ка). Рассказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутст­вовать при (беседа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспедиция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побывать в (башня) (крепость). 5) По­дойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (ве­ранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Вы­писаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (му­зей). Возвратиться с (лекция).

П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 3) При­сутствовать на научной (конференция), посвященной со­временной (живопись) и (архитектура). 4) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 5) Отметить в (резолюция), (поста­новление) и (отчёт).

200.Спишите. Укажите склонение и падеж выделенных слов.

I. 1) В комнат., были следы вчерашнего обеда и ужина. 2) Чичиков остался по уходе Ноздрёва в самом неприятном расположен.,духа. Но ещё более бранил себя за то, что заго­ворил с ним о дел.. . 3) Он был в гор.., в досад.., роптал на весь свет. 4) Весь подбородок с нижней частью щеки похо­дил у него [Плюшкина] на скребницу из железной прово­лок.., какой чистят на конюшн..лошадей. 5) Как очарован­ный, сидел Павел Иванович в облает., возрастающих грёз и мечтаний. 6) Он повалился в ноги князю так, как был: в фрак., наваринского плам.,н.. — с дымом, в бархатном жи­лет.., с атласным галстуком. 7) Часто неожиданно в глухом забытом захолусть.., на безлюдь.. безлюдном, встретишь че­ловека, греющая беседа которого заставит тебя позабыть и безлюдь..дорог.., и бесприютность ночлегов. (Н. Гоголь)

П. 1) Вот я вижу себя (с)нов.. в деревн.. . (Бун.)

2) Солнце осени., без туч стоит, (не)грея, на лазур.. . (Н.)

3) Побывать в Итал.. ему (не)пришлось, зато он был во Франц.. и Белы.. . 4) В безмолви.. погас звенящий зной. (Сераф.) 5) Целые вечера Даша играла на роял.. .


(А. Н. Т.) 6) Надо льдом поднялся бесшумный язык плам..н.. . (А. Н. Т.) 7) Виктору нравилось участвовать в торжественном утреннем ше..тви.. на работу. (Горб.) 8) Во­шёл молодой кондуктор в белом кител.. . (Вер.) 9) Павел в раздумь.. разорвал письмо. (Н. О.) 10) Большое видится на расстоян.. . (Ее.) 11) Самая крепкая и надёжная дружба за­вязывается там, где люди находятся в состояни.. наивысше­го напрялсения всех человеческих качеств: на фронт.., на зимовк.. в Арктик.., в далёком плаван.. . (Горб.)

201. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме
нужного падежа.

I. 1) Постой лее. На листе черкни на записном проти-
ву будущей (неделя): к (Прасковья Фёдоровна) в дом во
вторник зван я на форели. (Гр.) 2) Кукшина просила его
узнать о (здоровье) (Анна Сергеевна). (Т.) 3) В доме (Арина
Власьевна) и понятия не имели о (счёт) на серебро. (Т.)

4) Ты пошли нарочного к Одинцовой (Анна Сергеевна). (Т.)

5) Степан Михайлович составил в своём уме весьма благо­приятное мнение о (Софья Николаевна). (Акс.) 6) Мы оста­новились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна). (П.)

II. 1) Беседовать с (Александр Осипович). 2) Писать
(Андрей Фомич). 3) Обратиться к (Василий Саввич).
4) Передать привет от (Илья Кузьмич). 5) Пойти на экс­
курсию с (Геннадий Никитич). 6) Вспомнить о (Филипп
Лукич). 7) Справиться о здоровье (Елена Кузьминична).
8) Отправить телеграмму (Мария Никитична). 9) Разгова­
ривать по телефону с (Вера Ильинична). 10) Посоветовать­
ся с (Анна Фоминична).

202. Спишите. Обозначьте в словах с пропущенными буквами
окончания и расставьте ударение. Сделайте морфологический
разбор выделенного слова.

1) Пред ним страница за страницей раскрывался совер­шенно неведомый мир, мир неиспытанных ощущений. (М.-С.) 2) За окошком, за колодц..м пыль дорог и ширь по­лей. (Исак.) 3) Под отц..вской крыш..ю здесь я жил и рос. (Исак.) 4) Долг платежам красен. (Поел.) 5) Вокруг раз­лита торжественная тишина, нарушаемая лишь плач..м ре­бёнка. (А. Н. Т.) 6) Ключ..м к городу были оба моста — де-


ревянный и железнодорожный. (А. Н. Т.) 7) Председатель постучал карандашам. (А. Н. Т.) 8) Северный ветер дышал стуж..й в тёмные окна домов. (А. Н. Т.) 9) Весенний свист скворц..в радостно наполняет воздух. (С.-М.) 10) Ночь была звёздная. Пахло землёй и морозц..м. (А. Н. Т.)

§ 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА

1. Некоторые существительные мужского рода в имени­тельном падеже множественного числа употребляются


с окончанием -а, -я:

адреса, берега, века, горо­да, директора, доктора, же­лоба, жернова, инспектора, катера, корма, номера, округа, острова, отпуска, паспорта, повара, профессо­ра, сорта, стога, фельдше­ра, штемпеля, якоря.


с окончанием -ы, и:

авторы, аптекари, агитато­ры , бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, лекто­ры, лидеры, конструкторы, конюхи, ораторы, офицеры, приговоры, ревизоры, ре­дакторы, снайперы, стажё­ры, торты, шофёры.


2. Различаются по значению существительные: ме­ха (выделанные из шкуры зверей) — мехи (кузнечные), пояса (ремни) — пдясы (географические), провода (элек­трические шнуры) — проводы (кого-либо), пропуска (доку­менты) — пропуски (то, что пропущено), счета (докумен­ты для оплаты) — счёты (приспособление для счёта), тор­моза (устройство) — тормозы (преграды), учителя (преподаватели) — учители (основоположники научной теории), хлеба (злаки) — хлебы (печёные), цвета (крас­ки) — цветы (растения), зубы (во рту) — зубья (зубцы), корни (у растений) — коренья (сушёные овощи), листы (бумаги, железа и т. п.) — листья (у растений), сыны (Ро­дины) — сыновья (у матери).

3. Возможны двоякие формы у существительных (окончание -а, -я более свойственно разговорной речи): ветры ветра, возы воза, годы года, прожёкто ры прожектора, промыслы промысла, цехи цеха.


203. Спишите, раскрывая скобки. Поставьте в существительных
ударение и обозначьте окончания.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опыт­ные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назна­ченные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внима­тельные (инспектор), сторожевые (катер).

204. Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу су­
ществительные, данные в скобках.

1) Рабочие собрались на ... отъезжающих на стройку. Ти­хо гудели телеграфные ... (провода, проводы). 2) Корректор заметил в рукописи ... букв. Работникам завода выдали но­вые ... (пропуска, пропуски). 3) У доски стояли большие де­ревянные .... Представленные ... надо оплатить в срок (сче­та, счёты). 4) Чуть шелестят ... на деревьях. На полке лежа­ли ... картона (листы, листья). 5) Заболели .... У шестерни сломались ... (зубья, зубы). 6) У автомобиля испортились .... Было указано на ... для развития промышленности (тор­мозы, тормоза). 7) Дома окрашены в яркие .... На окне стояли ... (цвета, цветы). 8) В школе работают опытные .... Великие ... оставили богатое наследие (учителя, учители).

§ 38. ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

1. В родительном падеже множественного числа у су­ществительных с основой на шипящую не пишется ъ: дач, рощ, зрелищ, пожарищ.

2. В безударном окончании родительного падежа мно­жественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется ий: станция станций, певунья певуний, селение селений, поместье поместий (но: ружьё ружей, платье платьев, устье устьев; так­же подмастерье (сущ. муж. рода) — подмастерьев).

3. В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь: черешен, боен.

Исключение: барышень, боярышень, деревень.

205. Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление бук­
вы ь после шипящих.


Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, не­промокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строитель­ство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).

206. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме роди­
тельного падежа множественного числа. Объясните их правопи­
сание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фрук­товых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впе­чатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из рус­ских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнез­довье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки поле­вых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

207. От следующих существительных мужского рода образуйте
родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосо­
четаний с образованными словами.

1) Башкиры башкир, болгары, буряты, грузины, осе­тины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.

2) Киргизы киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.

3) Валенки валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремеш­киремешков, носки.

4) Вольты вольт, амперы, микроны, аршины. Мет­ры метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

208. От следующих существительных среднего и женского ро­
да образуйте родительный падеж множественного числа. Составь­
те 10 словосочетаний с образованными словами.

I. Существительные среднего рода:

1) Окошки окошек, зёрнышки. Войско войск, яб­локо. 2) Число чисел, кресло, бревно, полотно, волокно,


ребро, ядро. 3) Одеяльце одеялец, полотенце, блюдце. Болотце болотцев, кружевце, копытце, корытце. II. Существительные женского рода:

1) Ставня ставен, басня, песня, домна. Ступня ступней, западня, ноздря.

2) Кегля кеглей, сакля, распря. Вафля вафель, туфля, оглобля. Свадьба свадеб, усадьба.

209.Образуйте форму родительного падежа от следующих суще­
ствительных, употребляющихся только во множественном числе.
Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образо­
ванными словами.

1) Часы часов, щипцы, мостки, очки, тиски. Замо­розки заморозков, мемуары, плоскогубцы, счёты. Обои обоев, побои.

2) Брызги брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги денег, потёмки, носилки, салазки.

3) Будни будней, клещи, ясли. Дрожжи дрожжей, люди, отруби, сани.

210.Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являют­
ся выделенные существительные. Спишите, расставляя недостаю­
щие знаки препинания.

1) Музыка это как бы душа песниее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженерпопро­сил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес пре­граждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пес­кам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юношавоин на бит­ву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Ста­ринные липы современницыПетра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)

211.Спишите предложения, употребляя существительные, данные
в скобках, в форме родительного падежа множественного числа.
Обозначьте основу и окончание у этих существительных.

1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец),


англичан — в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (Л.) 3) Свинья на барский двор когда-то затеса­лась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топо­ра, двух полотняных палаток. (Аре.) 5) Месяц поздних (по­целуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёзд­ных — август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) при­носят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)

§ 39. ПРАВОПИСАНИЕ ФАМИЛИЙ И НАЗВАНИЙ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Многие притяжательные прилагательные на -ин--------------- ын

и -ов------- ев перешли в имена существительные собствен­
ные — фамилии, названия населённых пунктов, например:
Кузьмин (от имени Кузьма), Глебов (от имени Глеб), село
Марьино (от имени Марья) и т. п. По образцу этих слов соз­
давались и создаются новые существительные, в том числе
и от названий неодушевлённых предметов, например: еле
сарь Спицыи, село Крюково.

Для правописания таких слов важно знать следующее:

1. В фамилиях на -ин ын и -ов ев в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым (как у прилагательных), например: с Фёдором Мухиным, Пав­лом Лисицыным, Олегом Смирновым, Андреем Карасё­вым (но: Дарвином).

2. В названиях населённых пунктов на -ин------ ын,

-ов---- ев, -ино------ ыно, -ово------ ево в творительном падеже

единственного числа пишется -ом (как у существитель­ных), например: под городом Калязином, городом Сарато вом, селом Бородином,, селом Крюковом.

212. Просклоняйте (устно).

Художник Репин, поэт Некрасов, артистка Фёдорова, композитор Щедрин, город Киев, город Нежин, город Ива­ново, город Серпухов, село Царицыно, село Павшино, село Колшево.

213. Спишите, раскрывая скобки и ставя данные слова в нужных
падежах.

1) Экскурсанты любовались (город Пушкин). 2) Каж­дый знает стихотворение «Памятник», написанное великим


(поэт Пушкин). 3) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино). 4) Опера «Князь Игорь» написана (компо­зитор Бородин). 5) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 6) За (село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план кото­рого создан (архитектор Баженов). 7) Ученики читали рас­сказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов). 8) Ря­дом с подмосковным (город Чехов) находится музей-усадьба Мелихово. 9) Пассажиры с палубы теплохода любовались (город Ростов). 10) Денисов ехал вместе с (Петя Ростов).

§ 40. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Правописание суффиксов, образующих существительныес новым лексическим значением

При помощи суффиксов имена существительные мо­гут быть образованы от различных частейречи. Напри­мер: учить учитель, молодой молодость, белый белизна, камень каменщик и т. д.

Для правильного написания суффиксальных существи­тельных надо знать следующие суффиксы, употребляемые для их образования.

 

Суффиксы Правило Примеры
1) -чик, -щик В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после соглас­ ных д, т, з, с, ж пи­ шется -чик, после дру­ гих согласных---------- щик Примечания. 1.После т в некото­ рых словах с иноязыч­ ными корнями пишется -щик. 2. Буква ь перед -щик пишется только после л переводить перевод­чик, переплетать переплетчик, возить возчик, переписать переписчик, перебе жать перебежчик, но; каменщик, фрезе­ровщик брильянтщик пильщик, стекольщик, но: банщик, фонарщик

Окончание

 

Суффиксы Правило Примеры
2) -отн-, -овн-, -от-, -ость Пишутся с буквой 0 беготня, болтовня, высота, подлинность
3) -ет-, -есть, -еств- Пишутся с буквой е нищета, плавучесть, студенчество
4) -ин-, -изн-, (ин)ств- Пишутся с буквой и вышина, кривизна, большинство

214. От данных слов посредством суффикса -чик или ~щик образуйте
имена существительные со значением лица. Суффиксы обозначьте.

Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фо­нарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, конто­ра, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упа­ковка, проход, подписать.

215. Образуйте от данных слов существительные посредством
суффиксов: а) -еств-9 -(ин)ств-; б) -ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость,
-есть;
в) -овн-, -отн-. Если от слова можно образовать существи­
тельное с несколькими суффиксами, используйте каждый суф­
фикс. Суффиксы обозначьте. Составьте словосочетания с образо­
ванными вами существительными.

а) Студент, человек, достойный, меньше, одинокий,
большой, много, юноша, хищник, старший;

б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой,
новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый,
правый, бедный;

в) толкать, болтать, бегать, пачкать.

216. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффик­
сы существительных. Объясните (устно) их правописание.

1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос.ик, на биржу тянется из­воз..ик. (П.) 3) Побывав у заказчиков, Лука Александро­вич зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к зна­комому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..ик рассчи-


тал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Об­манщики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.)





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)