Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий




Дефис пишется:

1. В наречиях с суффиксами -и, -ому (-ему) и пристав­кой по-: по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-преж­нему, по-пустому.

Примечание.Приставка по- пишется слитно: а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -енъку, -оньку, например: попро­сту, попусту, поровну, помаленьку, потихоньку;


б) с формами сравнительной степени наречий, например: по­
выше, покрасивее, поглубже;

в) в наречиях потому, почему, поэтому.

2. В словах на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образован­ных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вторых, в-третъих (они употребляются в речи лишь как вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).

3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -ли­бо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где.

4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, мало-маль­ски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-не­волей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Примечания: 1. Словосочетания, имеющие значения обстоя­тельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точ­ку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу на глаз. Сочета­ния точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.

2. Пишется через дефис наречие на-гора (технический термин).

Слитно пишутся:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с на­
речиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив,
насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.

Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).



3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплот­ную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, на­верное, а также впервые и вничью.


Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем,

4. Как правило, наречия, образованные соединением
предлога и существительного, например: наверх, вниз, вна­
чале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ
и др. В от­
личие от существительных с предлогами такие наречия по
большей части не могут иметь при себе определений, напри­
мер: В дали голубой виднелись горы (в дали — существи­
тельное, имеющее определение — прилагательное голубой),
но: Вдали мелькнул парус (вдали — наречие, имеет значе­
ние «далеко»). Ср.: Во время отпуска он много путешест­
вовал, хорошо отдохнул и вовремявозвратился домой.

Примечание. Следует иметь в виду, что в современном рус­ском языке есть много таких сочетаний существительных с пред­логами, которые по значению похожи на наречия. К этим нареч­ным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени при­ближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, на­пример: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочета­ния с предлогами без и до, например: без устали, без толку, до упаду, до зарезу; в) сочетания существительных с другими пред­логами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного, метафориче­ского характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку, (попасть) в тупик.

Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.

5. Наречия, образованные путём соединения предлога с
вопросительными и указательными местоимениями, на­
пример: почему, отчего, потому, поэтому, оттого, зачем,
затем.

Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с место­имением, надо помнить, что наречие можно заменить толь­ко наречием, а местоимение с предлогом молено заменить прилагательным или существительным. Ср.:

1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, по­тому (поэтому)и не пришёл. По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по


этому (по новому) учебнику. По тому (по старому)

учебнику заниматься не надо.

2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому),что хочет получить консультацию.

3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я при­шёл за тем,что ты мне обещал. Я пришёл за словарём.

4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона.

335. Спишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.

1) Фёдор Фёдорович что(то) сказал солдату (по)немец-ки. (Ф.) 2) (По)настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 3) Мало (по)малу стемнело. (Пришв.) 4) Ямщики засвистели (по)степному, сытые тройки рвану­ли (в)скачь. (А. Н. Т.) 5) Печорин (чуть)чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 6) (По)прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 7) Боцман (всё)таки поступил (по)своему. (Нов.-Пр.) 8) Герман (волею)неволею согласился быть мо­им помощником. (Акс.) 9) В чертах у Ольги жизни нет, точь(в)точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 10) Где(то), ко-гда(то), (давно)давно тому назад, я прочёл одно стихотво­рение. (Т.) 11) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во)первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во)вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону овра­га. (Л. Т.) 12) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)еле освещала дорогу. (Ч.)

336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, гово­рить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопо­тать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)ли-бо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)ша-гом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч-ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.

337. Спишите. Подчеркните наречия.

(На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отло­жить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, све­сти (на)нет, сохранить (до)ныне, сложить (в)двое, разде-


лить (на)двое, идти (по)одному, думать (по)своему, плыть (по)двое, увеличивать (по)немногу, сказать (с)горяча, бить­ся (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать ^от­крытую, решить (в)общем, говорить (во)обще.

338. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при по­
мощи соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и за­
пишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

Образец. Смотреть вверх.

339. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наре­чия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

340. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Для справок используйте орфографический словарь.

Запомнить (на)век, (на)веки, записаться (на)кануне, прийти (тот)час, побежать (в)догонку, разбить (в)дребезги, сгореть (до)тла, обращаться (за)панибрата, подготовить (ис)подволь, смотреть (ис)подлобья, ударить (ис)подтишка, схватить (в)охапку, глядеть (в)упор, рассчитывать (на)вер-няка, считать (под)ряд, соскочить (на)ходу, стрелять (на)лету, спрашивать (по)одиночке, собираться (с)позаран-ку, измучиться (в)конец, сделать (в)отместку, покупать (на)расхват, нужно (до)зарезу, работать (без)устали, танце­вать (до)упаду, заполнить (до)отказа.

341. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте по орфографическо­
му словарю.

Прикинуть (на)глаз, (на)глазок; разбить (в)пух и прах; поднять (на)смех; подняться (на)дыбы; наскочить (с)разма-ху; добавить (в)заключение; сказать (в)насмешку; попробо­вать (на)вкус; выучить (на)память; поработать (на)славу.

342. Спишите, раскрывая скобки.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), в(вось-меро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дро­би. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.)

4) Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.)

5) Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ива-


новна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)

П. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красо­ты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все за­молкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.

443. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно) написание наречий.

1) Маленькие домики спят (бе.-)пробудно. (Вер.) 2) От­рядом книг уставил полку, читал, читал, а всё (б..)толку. (П.) 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё)время толкуя о пережитых нами страхах. (Леек.) 4) (Без)умолку шумит вода. (Жук.) 5) Третий день уже се­ет ветер осиной, а земля (без)устали требует всё больше и больше семян. (Пришв.) 6) Ромашов угрюмо смотрел (в)бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. (Купр.) 7) Следующую речку Павел решился переехать (в)брод. (Писем.) 8) Онегин (ни)когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый че­ловек, не переписывался (в)век ни (с)кем. (П.) 9) Жёлтые, (на)половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на)право и (на)лево с обеих сторон дороги, уходили (в)даль, пересе­кали холмы. (А. Н. Т.) 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в)двое. (Кр.)

344. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в напи­сании справляйтесь в орфографическом словаре.

1) Варя исходила полдеревни без всякого результата и, расстроившись (в)конец, повернула обратно. (Ф.) 2) Стали гости расходиться, но мало побрело (во)свояси: много оста­лось ночевать у есаула на широком дворе. (Г.) 3) Хозяйки


глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что-нибудь. (П.) 4) Александр задумался и говорил (в)полголоса, как будто с собою. (Гонч.) 5) Дерево росло почти (в)плотную около скалы. (Аре.) 6) Матросы двигались (по)морскому — чуть (в)развалку, с особой, только им присущей лихостью. (Степ.) 7) Птицы щебетали как(то) (в)разлад. (Г.) 8) У од­ного из юношей (по)верх зелёного кафтана — шубка (в)на-кидку. (Марш.) 9) Дядя Мизгирь лежал (в)растяжку и дре­мал. (Григ.) 10) (На)отрез старик отказал вчера. (Кольц.) 11) Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь (о)земь крылом. (Н.)

345. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в напи­
сании справляйтесь в орфографическом словаре.

1) Они как(то) более (за)панибрата стали с ним обхо­диться. (Дост.) 2) У нас уж (ис, из)стари ведётся, что по от­цу и сыну честь. (Гр.) 3) Морозно (по)утру в степи. (Фурм.) 4) Все (на)перерыв хвалили его храбрость, ум, великодушие. (Л. Т.) 5) (На)утро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды... (Л. Т.) 6) (От)роду не слыхивал свиста пуль. (П.) 7) Приказано было продвинуться (в)перёд и (на)лево. Солдаты стали перебегать (по)двое и (по)одиночке до следующей канавы, протянувшейся к овся­ному полю. (А. Н. Т.) 8) Я (с)боку смотрел на его овальное бледное лицо. (М. Г.) 9) Море (по)прежнему было спокой­но. (Степ.) 10) Страшно, страшно (по)неволе средь неведо­мых равнин. (П.) 11) Это лекарство надо принимать (нато­щак. 12) Он выкрикивал (на)распев свои четырёхстопные ямбы. (Т.) 13) По улицам Слона водили, как видно, (на) показ. (Кр.) 14) (С)переди находился палисадник, (с)зади сад. (Т.) 15) Не ныряй (в)глубь — утонешь. (Даль) 16) Се­рая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи.

346. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно), почему вы
выбрали слитное или раздельное написание.

1) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, (по)чему иные деревья, особенно дубки, не принялись. (Т.) 2) Горели фруктовые деревья около построек, (от)чего дым был особенно густ и чёрен. (С.-Ц.) 3) (От)чего ушёл, к тому и пришёл. (Поел.) 4) Он был мрачен не только (по)тому, что сам был вынужден остаться, а и (по)тому, что из-за него


оставались мать и сестра. (Ф.) 5) И сердце вновь горит и лю­бит (от)того, что (не)любить оно (не)может. (П.) 6) (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 7) «А (по)чему ехать мне вправо?» — спросил ямщик с неудовольствием. (П.) 8) Кругом были люди, (по)этому прощались они сдержанно. (Н. О.) 9) (По)этому берегу легче идти, чем (по)тому. 10) (За)чем vice вас стеснять? Я устроюсь (где)нибудь. (Перв.) 11) Разумный видит, что (за)чем следует. (Поел.)

12) Живописец и его спутник с жадностью напились хо­лодного квасу и (за)тем продолжали разговор. (Усп.)

13) Азамат, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить всякий день, бывало, то (за)тем, то (за)другим. (Л.)

347.Образуйте от данных прилагательных наречия, запишите их.
Подчеркните в наречиях безударные гласные, не проверяемые уда­
рением. Устно с каждым наречием составьте словосочетание.

Популярный популярно, примитивный, принципи­альный , радикальный, рациональный, революционный, регулярный, резонный, ритмичный, сентиментальный, со­лидарный, стихийный, субъективный, трагичный, тради­ционный, энергичный, эффективный.

348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, раскрывая скобки,
расставляя знаки препинания. Составьте схемы выделенных
предложений.

(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке тене­вой сегмент земли. Вечерняя з..ря перел-.валась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том ста­ла (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как рас­ходящиеся столбы поднялись из-за горизонта два (свет-ло)жёлтых круга. Через (н.-)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том крас­ным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (баг-рово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одно-време..о с закатом солнца на востоке появился теневой сег­мент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше поднимался тене­вой сегмент. Скоро пурпуровая полосасл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...


Вечером мы долго с.дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра..ветный наш сон был ка-кой(то) тяжёлый. Во всём тел., чествовалась истома и сла­бость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше. (В. Арсеньев)

§ 57. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

349. Вспомните правила правописания н и нн в прилагательных,
причастиях и наречиях. Выпишите словосочетания с этими сло­
вами, устно объясняя написание н и нн.

1) Мы сложили её [песню] на стари..ый лад. 2) Не из­мялась ли шапка соболи..ая? Не казна ли у тебя поистрати­лась? Иль зазубрилась сабля закале..ая? Или конь захро­мал, худо кова..ый? 3) Прежде свахе смышлё..ой покла­няйся и пошли дары драгоце. .ые ты своей Алёне Дмитревне. 4) Опустел широкий гости..ый двор. 5) Перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетё..ые снегом-инеем пересыпа..ы. 6) Как за­пру я тебя за железный замок, за дубовую дверь окова..ую. 7) Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят при­стально. 8) И промолвил ты правду исти..ую: по одном из нас будут панихиду петь, и не позже как завтра в час полу­де..ый. 9) И подумал Степан Парамонович: чему быть суж­дено, то и сбудется, постою за правду до послед..его! 10) Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне голо­вушку пови..ую. 11) Твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безда..о, бес-ПОШЛИ..О. 12) И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позор..ою; и головушка бестала..ая во крови на плаху покатилася. 13) И гуляют шумят ветры буй..ые над

его безымя..ой могилкою.

(М. Лермонтов)

350. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните (устно)

написание.

1) С краше..ого охрой карниза смотрела на улицу затей­ливо сдела..ая маляром надпись славянского письма. (Шол.) 2) На краше..ом полу в одном из углов из года в год


ссыпали конопля..ое семя. Рядом с дверью стояла кадушка с мочё..ыми яблоками. (Шол.) 3) Окна изнутри были плот­но занавеше..ы дерюжками, ставни закрыты. (Шол.) 4) (На)конец зазвучал и заглушё..ый доселе фонтан. (Булг.) 5) Пусты..ы и печальны Карпаты в осе..ий ветр..ый вечер. (А. Н. Т.) 6) Вечер был безветр..ый и жар­кий. (А. Н. Т.) 7) Матушка сидела в гости..ой и разливала чай. (Л. Т.) 8) Даша сидела в плетё..ом кресле. (А. Н. Т.)

9) На ней была вяза..ая кофточка и си..яя юбка. (А. Н. Т.)

10) Агафья, хотя и перестала ходить за Лизой, осталась в
доме и часто видалась с своей воспита..ицей. (Т.) 11) Все
мы читали, все мы так любим праздничные книги, напи-
са..ые тружениками науки. (Пришв.) 12) Меньший вдруг с
беше..ой силой закрутил ручку стартёра. (А. Н. Т.)
13) Машина рванулась, Телегин откинулся на кожа..ое си­
денье. (А. Н. Т.) 14) В многочисле..ых сараях, разбро­
са.. ых по берегу, хранились незаряже..ые мины. (Степ.)
15) В колеях неезже..ой дороги росло много грибов. (Па-
уст.) 16) Ливень хлынул (н..)ожида..о. (Булг.)

351. Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, ка­
кие буквы в них пропущены. Спишите.

1)На организова..ойлетом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было орга­низовалохорошо. Участники приехали и уехали очень ор­ганизовало.2) Для расследования причин пожара образо­валакомиссия. Комиссия, образовавшаядля расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская бы­ла умна и образовала.3) Усадьба с двух сторон ограниченарекой. С двух сторон ограниче..аярекой усадьба находи­лась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экза­менаторов экзаменующийся отвечал спокойно и проду­мало.Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспиталав детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспи-та..икис глубокой признательностью вспоминали своих на­ставников.

352. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите тему текста. Дай-


те толкование выделенного слова. В случае затруднения обрати­тесь к словарям.

К. Симонов был не только правдивым (лето)писц..м ве­ликой народной войны но и серьёзным глубоким и..лед..ва-телем её. Когда дело к..салось войны (не)было для него ве­щей (не)существе..ых малозначащих всё было важно. Его занимала история отдельных операций тех оч..видц..м ко­торых он был и тех к которым лично (не)был пр..частей. И боевые действия как они выгл..дели на разных ступенях армейской иерархии— от р..довых до командующих ар­миями и фронтами. И ответстве..ость Сталина за пон..сё..ые нами т..жёлые поражения (за)то что немцам удалось дойти до Москвы и Сталинграда Ленинграда и Кав­каза. И нравстве..ые проблемы р..ждё..ые постоя..ой смер­тельной опас(?)ностью. И (само)отверже..ая до изнеможе­ния работа в тылу. И ужас(?)ная судьба наших вое..опле..ых их сопротивление в фашис(?)ских лагерях атмосфера подо­зрительности которой они были окруже..ы в (после)вое..ые годы. И (не)пр..кр..щающиеся уже столько лет розыски род­ными и бли(з, с)кими пропавших без вести. И отношение к инвалидам и учас(?)никам войны. И развитие литературы о войне (художестве..ой документальной м..муарной исто­рической) — равно как кино и телевидения, — возникав­шие ..десь проблемы и сложности. И память о грозном врем..н.. у тех кто его (не)пережил у молодых людей. ..десь назва..о далеко не всё всё перечислить (не)возможно.

Суждения Симонова о войне проницательны взвеш..ы основательны. Показательно что к ним пр.. с луш.. вались они были авторитетны и для выдающихся наших военачальников. Извес(?)но с каким уважением относи­лись к Симонову Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский И. С. Конев и И. X. Баграмян и другие. (По Л. Лазареву)

353. Прочитайте, подготовьтесь к пересказу текста. Составьте с выделенным словом предложение.

Из биографиислов...

Наречия возникли в языке позже других слов. Они неред­ко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.


Так, в древнерусском языке употреблялось существи­тельное дребезг со значением «черепок, осколок». От дан­ного существительного в винительном падеже множествен­ного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГИ

354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они от­носятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).

1) Вночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчиз­ны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул на­встречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небе­сам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благо­даря вам.

§ 58. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯНЕКОТОРЫХ ПРЕДЛОГОВ

1.Предлог между (меж) употребляется с двумя паде­жами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих вы­стрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по упо­требляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу,горевать по мужу,тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но лич­ные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет повас, горюет по нас.


Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по упо­требляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лу­гам), гулял по лесу(по лесам), бежал по берегу(по бере­гам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытиина место, по окончаниишколы, по приездев город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тет­радей дали каждому ученику? По несколькусуток не бы­вал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждо­го и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с ви­нительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, поче­тыре карандаша; выдали по двести, по триста, по че­тырестарублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., со­рок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одно­му, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...);3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семь­сот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пяти­сот, по шестисоти т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему сове­ту, согласновашему желанию, вопрекивашему пред­сказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положитель­ное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря сол­нечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вро­де «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стре­лочника» неправильно.


С дательным падежом употребляется ещё три нареч­ных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату.2) Подобно грохота­нию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водо­пада. 3) Он всё делал наперекор желаниюродных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в
скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание институ­та), возвратиться по (завершение строительства), справить­ся по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), за­платить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопре­ки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хоро­шего урожая благодаря (правильная обработка полей), вый­ти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном па­
деже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник на­блюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад за­метить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дя­дя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы напра­вились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одина­ково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (де­сять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километ­ров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просижи­вать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербур­ге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.)


8 — В. Ф. Греков



16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вслед
ствие
и ставя существительные в нужном падеже.

1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранже­рею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд при­шёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) ма­шиниста авария была предотвращена. 4) Часть набереж­ной была затоплена ... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно трени­ровались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

§ 59. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

1. Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся с дефи­сом.

2. Производные предлоги, в состав которых входят не­производный предлог и имя существительное, пишутся обычно в два слова: в течение, в продолжение, в виде, в свя­зи, по мере и т. п. Слитно пишутся предлоги ввиду (в значе­нии «по причине»), вроде (в значении «подобно»), вместо, вследствие, наподобие, насчёт (в значении «о»), сверху.

Примечание. Раздельно пишется ввиду, когда это сочетание не имеет значения предлога, например: В виду неприятеля (устарелый оборот), иметь в ввиду.

3. В предлогах в течение, в продолжение, вследствие
на конце пишется е. Сочетания с двумя первыми предло­
гами всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос
как долго? Например: Был в командировке в течение
(в продолжение)
месяца.
Сочетание с предлогом вследст­
вие
имеет причинное значение, например: Вследствие сы­
рой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до
начала июля
(не следует смешивать написание предлога
вследствие с написанием наречия впоследствии).

358. Спишите. Объясните (устно) написание предлогов.

I. Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели; наблю­дать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа; не


пойти на прогулку (в)следстви.. дождя; уехать, но (в)по-следстви.. возвратиться в родной город.

П. 1) Далеко (из)за деревьев, (из)за ветвей, (из)за лист­вы долетела песня. (Сераф.) 2) (Из)за мыса, рассекая вол­ны, выплыл пароход. (М. Г.) 3) Жёлтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого дыма. (Пол.) 4) В садочке (по)за тыном что(то) зашуршало. (Кор.) 5) (Из)под воротника пальто белели стоячие воротнички рубашки. (Стан.) 6) (По)над Доном сад цветёт. (Кольц.) 7) Кого же он имел (в)виду? Я имею (в)виду вчерашний случай. (Т. С.)

8) (В)место девяти часов утра мы выехали в два. (Т.)

9) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской,
(в)роде серенькой. (Г.) 10) (В)течени.. мая чаще дули (севе-
ро)восточные ветры. (Прж.) 11) Гроз (в)течени.. августа не
было ни одной. (Прж.) 12) Сговорившись (на)счёт завтраш­
него дня, они распростились. (Стан.) 13) (В)следстви.. ка-
кой(то) задержки (в)пути лошади отстали. (Аре.) 14) (В)по-
следстви.. я узнал, что не только наводнение являлось при­
чиной нашей задержки. (Аре.) 15) (У) многих русских рек,
(на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. (Т.)
16) (В)продолжени.. целого часа мы наблюдали зелёные
огни в воде. (Нов.-Пр.) 17) (В)течени.. пятнадцати минут
противник не отвечал. (Нов.-Пр.)

СОЮЗЫ

359. Прочитайте. Выделите союзы и укажите, какие из них свя­зывают члены предложения, какие — предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Назовите сочини­тельные союзы. Подчеркните подчинительные союзы.

1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с со­бой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман на­чинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 4) Ветер то глухо завывал то свистал поры­висто. (Т.) 5) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 6) Если дед уходил из до­ма бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 7) Под аркою ворот танцевало и прыгало беспокой­ное пламя факелов. (Гум.) 8) Я ничего не хотел кроме того чтобы никто не приехал звать меня. (Булг.)


8*



§ 60. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а место­имение с частицей — в два слова: что бы; частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобыпрочитать нужную мне книгу. Что бымне прочитать по этому во­просу? Чтомне прочитать бы по этому вопросу?

2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а место­имение то и наречие так с частицей же пишутся раздель­но; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоиме­ние что, а при наречии так с частицей же — наречие как.

4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба рав­ны союзу и, заменяя друг друга, например: 1) Я тоже прочёл эту книгу. Я такжепрочёл эту книгу. И я прочёл эту книгу. 2) Я читал тоже, что и вы. У меня тоже серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году. У меня тосамое серое пальто. 3) Знаю также, как и вы. Знаю так,как и вы.

5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё конче­но.) Я упал и такушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.

6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например: 1) Становилось всё холод­нее, затодождь прекратился (зато = но). 2) Спрячься за тодерево.

1. Союзы причём и притом близки по значению к выра­жению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раздельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притомпреду­предили, что на решение их даётся два часа. Ученикам раздали листочки с задачами, причёмпредупредили... Ученикам раздали листочки и вместе с темпредупре-


дили... Но: При том заявлении приложены и необходи­мые документы. При чём же ты останешься?

8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.

360. Спишите. Устно объясните слитные и раздельные написа­ния слов.

I. 1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, что(бы) они не раскатывались. (Л.) 2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Поел.) 3) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. 4) Надо было дождаться мулов во что(бы) то (н..^та­ло. (Аре.) 5) Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни пред­ложили. (К. С.) 6) Василёк во что(бы) то (н..)стало хотел пер­вым всё рассказать брату. (Н. О.) 7) Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осенний развеял? (Н.) 8) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться. (Кр.) 9) Очевидно, лоси при­выкли к тому, что сюда можно выходить во всякое время дня и ночи, что(бы) понежиться на прохладном морском берегу, где нет докучливых, кровь сосущих насекомых. (Аре.)

П. 1) Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке так(же) месяц тонет, и так(же) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней. (Щип.) 2) Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое. (Аре.) 3) Если дуб и чёрная берёза избрали себе южные скло­ны гор, то липа спустилась ниже, где толще были слои нанос­ной земли; но в то(же) время она сторонилась других деревьев, которые могли бы затенить её от солнца. (Аре.) 4) Я склонил­ся к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, то(же) колыхались, дрожали звёзды. (Т.) 5) «Да, хорошо!» — так(же) тихо отвечала она [Ася], (не)смотря на меня. (Т.) 6) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попа­лась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (Купр.) 7) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. (Па-уст.) 8) Предприятия стояли молчаливые, тихие и то(же) пус­тые. (Ф.) 9) Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Г.) 10) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. (Г.)





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)