Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОБРАЩЕНИЯ И МЕЖДОМЕТИЯ




437. Найдите вводные слова, обращения и междометия. Расска­жите об их роли в нашей речи.

1) Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан. 2) Чу! Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает. 3) Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья её души не весе­лят. 4) Итак, домой пришед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лёг. 5) С Швабриным, разумеется, виделся я ка­ждый день. 6) Подруга дней моих суровых, голубка дрях-


лая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты

ждёшь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик

динь-динь-динь.

(Из произведений А. Пушкина)

§ 81. ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Та­ни видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно,все ещё спа­ли. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется?(Л.);4) Вы, я вижу,любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже ска­зал,был низкий, песчаный. (Аре.)

2. Вставные конструкции, имеющие характер дополни­тельных замечаний или пояснений к высказываемой мыс­ли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком)направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от горо­да. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение гово­рящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:

а) для выражения уверенности: безусловно, без со­
мнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естест­
венно, конечно, несомненно, правда, разумеется;

б) для выражения неуверенности: вероятно, види­
мо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может
быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей
вероятности;

в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к
несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к сча­
стью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;

г) для указания на источник того или иного сообще­
ния, для названия того, кому оно принадлежит: говорят,
по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чье­
му-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;



д) для указания на последовательность явлений,
на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих,


наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, на­против, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с дру­гой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним сло­вом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солныш­ко греет. Однимсловом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) слу­жить для привлечения внимания читателей или слушате­лей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, пред­ставьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естествен­но, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью.(Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.);

2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но:
Он, правда,в туз из пистолета в пяти саженях попа­
дал.
(П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встре­
титься, однаковстретились.
(Л.) {Однако — противи­
тельный союз.) Вскоре, однако,недоумение наше рассея­
лось.
(Кор.) (Однако — вводное слово.)

438. I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и акку­ратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал за­дания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега воз­можно наводнение. — В мае возможно будут заморозки.

3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до
конца года. — Действительно в течение всего сентября
стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совер­
шенно очевидно. — Поезд очевидно немного запаздывает.
5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожи­
данно поступил совсем наоборот. — Проигрыш не обеску­
ражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем
играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? —
Значит ты приедешь ко мне вечером?


II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в

другом — вводным словом.

По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

439. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие
вводные слова. Они должны иметь следующие значения: а) выра­
жать чувство говорящего; б) высказывать его уверенность или
неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадле­
жат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь
между ними.

а) 1) ... частые и сильные дожди мешали успешному хо­
ду путешествия. 2) Погода ... всё же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва ... уже сколько-нибудь знакомо чи­
тателю. 2) В шашки играл Ноздрёв ... не совсем безгрешно.

в) 1) ... мы давно должны были уже прийти в деревню, но
её всё не было видно. 2) Виды на урожай ... очень хорошие.

г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходи­
мо ... предварительно хорошо проветрить комнату, ... во
время упражнений соблюдать правильное дыхание, ... по
окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.

2) Утренняя гимнастика благотворно действует на орга­низм человека. ... ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положительный, практический, ад­министративная голова, рационалист, Калиныч ... принад­лежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторжен­ных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а ... рассмеял­ся. 5) Мы всё подготовили к походу и ... завтра отправляемся в путь.

440. Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и
вставные конструкции подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плет­ни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё каза­лось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ру­жья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо сма­занные маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса... Несомненно это был морской зверь выброшенный


волнами на берег. (Аре.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу... (Аре.) 7) К несча­стью частые и сильные дожди мешали успешному ходу пу­тешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть ни­зенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бы­вает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Мирго­рода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель на­шей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить неко­торых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опе­кушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр гово­рит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив не­смотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.)

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто ка­жется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цвету­щей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Муж­ское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представ­ляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё


не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)

III.1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а на­против я сам должен буду уйти после десяти надевши шу­бу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним сло­вом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уеди­нил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыба­чьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они каза­лись маленькими дремали в морской глади недалеко от до­му. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что ме­жду её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под сло­вом «литература» повести романы стихи словом беллетри­стику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим при­няли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)

441. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните ввод­ные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.

Семья Туркиных

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно за­вести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и талантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный кра­сивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктак-ли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая


миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охот­но читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждо­го члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. Чехов)

442. Прочитайте текст, определите его основную тему. Найдите
вводные слова, определите их значение и роль в тексте. Чем объ­
яснить преобладание в тексте форм повелительного наклонения?
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.

При выборе темы сочинения старайтесь руководство­ваться (во)первых пониманием каждого слова в её назва­нии... (во)вторых знанием привлекаемого материала и (в)трет(?)их интересом к ней.

Прежде всего (не)торопитесь писать, сначала... проана­лизируйте тему. Сделать это значит вдумат(?)ся в каждое ее слово об(?)яснить своими словами каждое понятие.

Отб..рая (не)обходимый для сочинения материал постарай­тесь рассмотреть все факты в их взаимосвязи. Уточнив содер­жание избра..ой темы определите идеи сочинения сформу­лируйте ответ на проблему поставле..ую в теме. Четко сфор-мулирова..ая идея бесспорно поможет полно раскрыть тему.

Связь между частями сочинения разумеется не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой. (По Б. Орлову)

443. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему надо
пользоваться справочной литературой», используя вводные сло­
ва, указывающие на порядок оформления мыслей. Какой тип ре­
чи будет при этом использован?

§82. ОБРАЩЕНИЕ.

МЕЖДОМЕТИЯ В СОСТАВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

И СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА И НЕТ

1.1. Если обращение стоит в начале предложения, оно вместе со всеми относящимися к нему словами отделяет­ся запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: 1) Дорогие гости, про­сим за стол. (П.); 2) Друзья! Прекрасен наш союз! (П.)


После восклицательного знака пишется прописная буква.

2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми: Расступись, о ста­рец-море,дай приют моей волне! (Л.)

3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, кото­рый нужен по смыслу предложения: точка, восклицатель­ный или вопросительный знак: 1) Дружная идёшь ты с нами, осень.(Щип.); 2) Здравствуй, красавица Волга!(Н.); 3) О чём ты думаешь, казак?(П.)

4. Если части распространённого обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми: Шагай, страна,быстрей, моя.(Маяк.)

5. Частица о от обращения знаками препинания не от­деляется: Как хорошо ты, о море ночное!(Тютч.)

II. Междометия отделяются от следующего за ними
предложения или его части запятой (если находятся в се­
редине предложения, то двумя запятыми), а когда произно­
сятся с особой силой, то после них ставится воскли­
цательный знак: 1) Ах, как это солнце ярко! (Т.);
2) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (Кор.); 3) Чу!
Ночная птица кричит.
(В. Бр.)

Примечание.Междометия, стоящие перед личными место­имениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются: Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не лю­бит твоих берегов! (Л.-К.)

III. Слова-предложения да и нет отделяются от
предложения, раскрывающего их смысл, запятой или
восклицательным знаком: 1) Нет, не покинул я те­
бя.
(П.); 2) Да! Время летит очень быстро. (Газ.)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятыми от них не отделяется: О нет,то белеет туман над водой. (Жук.)

444. Спишите, расставляя знаки препинания; обращения под­черкните.

I. 1) Вы Петя расскажите лучше о планетах || 2) Что же вы сердитесь Варя || 3) Прощай дом || Прощай старая жизнь || 4) Пойдём родная пойдём || 5) Уважаемая Мария Владимировна Mania получила от Вас письмо и вкратце


рассказала мне его содержание || 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты || 7) Многоуважае­мый Иван Максимович || Недели две тому назад мною по­слана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноакт­ная пьеса Трагик поневоле ||

(Из пьес и писем А. Чехова)

П. 1) Я видел вас холмы и нивы || (П,) 2) Простите воль­ные станицы и край отцов и тихий Дон || (П.) 3) О море кого же мне вызвать на бой || (А. К. Т.) 4) Читатель друг я не на­рушу условий дружбы дорогой || (Твард.) 5) Смело братья || Бурей полный, прям и крепок парус мой || (Яз.) 6) Привет­ствую тебя опустошённый дом завядшие дубы лежащие кру­гом и море синее и вас крутые скалы и пышный прежде сад — глухой и одичалый || (А. К. Т.) 7) О витязь мой || Зави­дую тебе || (П.) 8) Не прав твой о небо святой приговор || (Л.)

III. 1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём за­мечательный город || 2) Волга реченька Волга матушка ты недаром нам дорога || 3) Мы за мир || И песню эту понесём друзья по свету, пусть она в сердцах людей звучит || 4) В за­щиту мира вставайте люди || Ряды тесней, страна к стране || 5) Не шей ты мне матушка красный сарафан не входи роди­мая попусту в изъян || 6) Что стоишь качаясь тонкая рябина головой склоняясь до самого тына || 7) Ах душа ль моя ты душенька || Что сидишь || Что ты думаешь || Али речь моя не по сердцу || 8) Что ты рано травушка пожелтела || Что вы рано цветики облетели || Что ты так красавица похудела:

впалы алы щёченьки побледнели...

(Из песен)

445. Прочитайте отрывок из стихотворения А. К. Толстого вслух, следя за правильным интонационным выделением обраще­ний. Определите, чем они выражены. Найдите олицетворения. Какую роль они играют в тексте?


Колокольчики мои,

Цветики степные! Что глядите на меня,

Тёмно-голубые? И о чём звените вы

В день весёлый мая, Средь некошеной травы

Головой качая?


Конь несёт меня стрелой

На поле открытом; Он вас топчет под собой,

Бьёт своим копытом. Колокольчики мои,

Цветики степные! Не кляните вы меня,

Тёмно-голубые!



446. Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая
междометия и слова-предложения да и нет (первую букву после
этих слов и междометий пишите в соответствии с предыдущим
знаком препинания).

1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. (П.) 2) Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! (Н.) 3) О тонкая штука! Эх куда метнул. (Г.) 4) Ах вот и дуб заветный. (П.) 5) Ну выкинул ты штуку. (Гр.) 6) Ба друг старый мы давно знакомы. (Гр.) 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? (Г.) 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гас­нет и молчит. (П.) 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. (Н.) 10) Да через час мы уже знали всё! (Пауст.) 11) Да ми­лый критик вы правы. (Ч.) 12) Нет я бы не ужился с этой долею! (Л.) 13) О нет кого бояться мне? (П.) 14) Вокруг бы­ла лишь чёрная тайга да тёмная ночь. (Кор.) 15) Да верь ему. (П.) 16) Короткий сон не освежил его нет. (Шол.)

447. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их
употребление.

1) Ну гость неприглашённый быть может батюшка вой­дёт! 2) Конечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом де­ле рассвело! 4) Пожалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то говорит: ваш голос был, что ду­маю так рано? 6) Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например пол­ковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-пер­вых не блажи именьем брат не управляй оплошно, а глав­ное поди-тка послужи. 9) Ах Александр Андреич дурно брат!.. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас слу­жить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать.

(А. Грибоедов)

448. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфоло­
гический и синтаксический разбор выделенного предложения.


Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого по­нять (н..)могу. Черинов мне (н..)ответил а из того что я чи­тал в газетах и что Вы пиш..те вывести (н..)чего нельзя... Болезнь его напугала меня и держала в напряжени.. . (Во)первых я (н..)одного человека (н..)любил так как его... (Во)вторых когда в литературе есть Толстой то легко и пр..ятно быть литератором; даже сознавать что (н..)чего (н..)сделал и (н..)сделаешь (н..)так страшно так как Тол­стой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний какие на литературу возлагаются. (В)третьих Толстой стоит крепко авторитет у него громад­ный и пока он жив дурные вкусы в литературе всякое по-шлячество наглое и слезливое всякие шершавые озлоб-ле..ые самолюбия будут далеко и глубоко в тени.

(Из письма А. Чехова М. Меньшикову, журналисту, 28 января 1892 г.)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

449. Прочитайте. Укажите средства связи частей в сложных пред­ложениях (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союз­ные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не за­медлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золо­тые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вы­шла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опро­метью побежала в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору бо­сая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попро­сил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не

был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. Пушкин)

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 83. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Простые предложения, входящие в состав сложносо­чинённого предложения, отделяются друг от друга запя­той, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и

11 — В. Ф. Греков 305


вся природа оживляется. (Л.); 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

2. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: 1) Из окохакадалеко блестят горы и виден Днепр. (Г.); 2) Звёз­ды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.(Т.)

3. Когда второе предложение неожиданно присоединя­ется к первому или резко противопоставляется ему, то ме­жду предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст и все хохочут. (П.); 2) Стрела выходит из колчана, взвилась и падает казак с окровавленного кургана. (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значи­тельно распространёнными, уже имеют внутри себя запя­тые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже, они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.); 2) Татьяна, по совету няни сбираясь но­чью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

450. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и где — предложения с однородными сказуемыми. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматиче­скую основу каждого предложения.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Аре.) 5) Разговор показал­ся ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега


горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажига­лись звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжался ещё око­ло часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубо­кое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражал­ся на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмот­реть на людей. (Пришв.) 14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю. (М.-Мак.)

451. Спишите, расставляя нужные знаки препинания. В каждом предложении укажите грамматическую основу.

I. 1) В коридорах что-то ковано гремело и стучало и слышались офицерские выкрики. (Булг.) 2) С востока на­двигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало вла­гой. (Ч.) 3) На берегу на промысле горели два костра и в море никого не было. (М. Г.) 4) Княжна Марья.., молча смотрела на брата и в прекрасных глазах её были и любовь и грусть. (Л. Т.) 5) Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог вы­брать свободного времени. (Ч.) 6) Кричали дрозды и по со­седству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. (Ч.) 7) Лопахин наверное ещё попусто-словил бы с поваром но снова послышался приближающий­ся гул самолётов и он поспешно направился к своему око­пу. (Шол.) 8) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (Ч.)

П. 1) Пугачёв дал знак и меня тотчас отпустили и оста­вили. (П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель подумал махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Стол и кровать стояли на прежних местах но на ок­нах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 4) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат пе­чальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 5) Ос-тап уже занялся своим делом и давно отошёл от куреня Ан-


11*



дрий лее сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по отко­су горы и у края земли лежали новые огромные груды об­лаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огоро­дам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда воро­чалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и пе­чально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт соба­ки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий
второстепенный член предложения или общее придаточное пред­
ложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балко­ном заиграла скрипка и запели два нежных женских голо­са. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух осве­житься. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начи­нал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют камен­ные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса глумят великим океанским гу­лом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и бе­ловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик из­возчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте
сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.


1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хоте­лось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота ста­ли совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слуша­тели задали докладчику много вопросов. 4) После подроб­ного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

454. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то ...не то, а, но, или.

455. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Ука­жите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а гор­ный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широ­кая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позе­ленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в све­те её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Па-уст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов. -Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молоч­ной. (Кор.)

П. 1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось. (Купр.) 2) На небе (н..)облачка и звёзды (не)обычайно ярко шевелят(?)ся и др..жат в своей бездонной высоте. (Купр.) 3) (Кое)где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва к..сались её и кругами поднимались опять (в)верх а над садами высо­ко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 4) На дворе темнеет


и в горнице заж..гают сальную свечу. (Ч.) 5) В воздухе душно и пахнет травами. (Ч.) 6) Погода отличная и к со­жалению нет дождей. (Ч.) 7) Было тепло и озимая рожь плавно в. .лновалась от полуденного ветерка. (Гонч.) 8) Трава сыра и туго п..даётся огню и (по)тому огненные змеи ползут медленно то разрываясь на части то потухая то опять вспыхивая. (Ч.) 9) Дурная погода продолжалась и (по)вид..мому нескоро кончит(?)ся и мне (по)неволе прихо-дит(?)ся торопит(?)ся с от(?)ездом в Крым где я пробуду всю осень и вероятно всю зиму. (Ч.) 10) Стало уже совсем тепло и гром рокотал ещё д..леко но уже (н..)зат..хал (н..) на мгновенье. (Купр.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяю­
щимся союзом и, определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и на­зовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук сла­вян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей кал­мык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и лю­бовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний со­
временника А. С. Грибоедова — впоследствии известного актёра
П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тек­
сте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том
числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному
слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как на­
зывается такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис. бе..мертная коме­дия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергееви­чу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх..щени.. от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодуш-


ным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Го­ре от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень дово­лен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бес­тужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас

ПОХВ..ЛИЛИ...

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Нака­нуне самого представления (во)время последней репетиции ..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном учи­лище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим ро­ковымизвестием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мерт-ной комедии.





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(5.785 сек.)