Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

МИРОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН




СОДЕРЖАНИЕ

Введение.………………………………………………….…..…………………….. # 1. Проблемы в машиностроительном комплексе РФ……..…………..………..... # 2. Мировой опыт зарубежных стран………….…………………………………… # 2.1 Мировой опыт США……………………………………………………………. # 2.2 Мировой опыт Японии…………………………………………………………. # 2.3 Мировой опыт Германии……………………………………………………….. # 2.4 Мировой опыт России………………………………………………………..... # 3. Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса.. РФ…....……………………….……………..……………………………….………. # 4. Перспективы развития машиностроения в РФ, в том числе в инновационном аспекте……………………………………………………………………................. #

5. Инновационные разработки в сфере машиностроения РФ…………………......#

Заключение………….………………………………………………………….……. # Список использованной литературы………………………………………………. #


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономический потенциал России реализуется далеко не полностью - это является следствием деформации макроэкономических пропорций, нарушения объёмной и структурной сбалансированности развития промышленности и отсутствия целостной инвестиционной политики. На сегодняшней день в отраслевой структуре страны формирование валовой добавленной стоимости происходит в большинстве за счет топливно-энергетического и металлургического комплексов. Из этого вытекает, что темпы экономического роста в значительной степени определяются влиянием внешних экономических факторов (ситуацией на внешнем рынке сырьевых ресурсов). Главнейшей проблемой, стоящей перед российской экономикой, является структурная перестройка, обеспечивающая инновационно-техническое перевооружение и восстановление производственного потенциала промышленности. Доминирующим фактором, который создает предпосылки для такой перестройки, является усиление роли образовательного и научного потенциала экономики и развитие инновационной сферы структурообразующих и инвестиционных отраслей машиностроения



 

1. ПРОБЛЕМЫ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ
КОМПЛЕКСЕ РФ

Либерализация российской экономики в свое время привела к значительному росту доли добывающих отраслей (нефтяной, газовой, лесной), но сильно ударила по обрабатывающему производству. Первой под удар попала отрасль машиностроения. Большое количество предприятий закрывались по причине банкротства, а все потому, что руководители этих предприятий попросту не могли найти рынки сбыта своей продукции. В какой-то момент все же этот процесс был остановлен. Сейчас в России продолжают действовать более двух тысяч предприятий, на которых работает около 4 миллионов человек, но для такой большой страны, как Россия, это достаточно мало. Сейчас в общем объеме производства доля машиностроения не выходит за 20%, в то время как в других развитых странах этот показатель выше 40%. Кроме того, энергетическое оборудование, созданное в России, занимает 2,5% на мировом рынке. Остальная машиностроительная продукция практически отсутствует.

По данным государственной статистики, износ оборудования в зависимости от отрасли может достигать 70%. Такое положение можно увидеть в радиоэлектронике, вертолетостроении и судостроении. Средний возраст оборудования составляет примерно 20 лет. Следовательно, о внедрении каких бы то ни было новых технологий речь и не идет. Во многих отраслях просто необходима кардинальная модернизация всех технологических линий и полная замена основных производственных фондов. На сегодняшний день только некоторые предприятия российского машиностроительного комплекса могут выпускать продукцию, которая может быть конкурентоспособной на международном рынке.

Обостряют ситуацию зарубежные корпорации. Они, как правило, проникают на наш рынок и повышают уровень конкуренции. В то же время на международном рынке, также как и на Российском, конкуренция также повышается, что заставляет производителей снижать рентабельность производства.

Однако это еще не все. Следующая острая проблема- дефицит кадров. Система воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов, существовавшая в СССР, во времена перехода к рынку была разрушена. Сейчас средний возраст рабочих приближается к пенсионному. Дело в том, что необходимо понимать: рабочие кадры старшего возраста очень часто, к сожалению, не могут овладеть новыми, современными технологиями в силу возраста, а без них невозможно создание конкурентоспособной продукции. Острая нехватка молодых кадров на производстве значительно тормозит процесс модернизации.

Длительный спад можно наблюдать также и в области производства станков. По оценкам экспертов, более 90% основных производственных фондов – российского производства, что в свою очередь сильно затрудняет обновление оборудования за счет использования импортных комплектующих.

Для воспроизводства и замены выходящего из строя оборудования нужно вводить в строй не менее 50 тысяч единиц нового оборудования. В 2006 году российское машиностроение сумело поставить всего около 30% от требуемого.

 

МИРОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В мировом машиностроении лидируют страны: США, Япония, Германия, Швейцария и Великобритания. Они же имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли. Лидирующие позиции эти страны заняли благодаря применению инновационных подходов в машиностроении. В настоящее время машиностроительная отрасль России не является конкурентоспособной на международном рынке, что в значительной степени обусловлено ее технологическим отставанием от промышленно развитых стран. Одной из основных причин такой ситуации явились недостатки существующих методов регулирования в машиностроительном секторе страны, для модернизации которого необходимо ускорить разработку и внедрение комплекса мероприятий, апробированных мировой практикой при проведении целенаправленной промышленной политики, инновационной политики. Учет международного опыта позволит уточнить индикаторы оценки развития инновационной деятельности и определить меры, необходимые для функционирования российской инновационной системы.

В настоящее время промышленно развитые страны рассматривают инновации как необходимый фундамент для конкурентоспособности в мировой экономике. С каждым годом в этих странах увеличиваются расходы на проведение научных исследований и разработок в различных отраслях промышленности. В России же до сих пор остается очень низкий уровень расходов на создание новых товаров, разработку и внедрение новой техники и технологий, что обуславливает низкую конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности.

Среди развитых стран по расходам на науку и инновации в машиностроительной отрасли выделяются США, Япония и страны Европейского союза (далее – ЕС). Их инновационную деятельность мы дальше кратко охарактеризуем.


2.1 США

В СШАвысокий уровень развития отраслей тяжелой промышленности, прежде всего, машиностроения, электроэнергетической и химической промышленностей. Машиностроительный комплекс – основа промышленности США. В машиностроении занято 2/5 от всех работающих в промышленном производстве страны, и создается около 40% от стоимости продукции обрабатывающих отраслей. Основой инновационного развития машиностроения Соединенных Штатов являются университеты, многие из которых занимают первые места в мировых рейтингах. В США – порядка 150 первоклассных университетов, которые занимаются научными исследованиями и разработками в области машиностроения.

В 2006 году расходы на проведение научных исследований и разработок в машиностроительном комплексе США составили 9848 млн. долл. Большую часть из них – 9743 млн. долл. – составляют средства компаний производителей, а 106 млн. долл. финансируются из Федерального бюджета. Объем продаж в компаниях, относящихся к машиностроительной отрасли США, где проводились научные исследования и разработки, в 2006 году составил 272687 млн. долл. В машиностроении США в 2006 году было занято около 65 тыс. инженеров и ученых, занимающихся научными исследованиями и разработками, в целом, отрасль насчитывала 871 тыс. рабочих.

 

В период кризиса Национальный научный совет США в своем Докладе 2008 года самыми главными приоритетами для поддержания мировой конкурентоспособности промышленности США, в том числе и машиностроения, поставил:

· принятие мер Федеральным правительством США по повышению уровня финансирования фундаментальных исследований в отрасли;

· принятие мер для интеллектуального обмена между промышленностью и академическими кругами;

· оперативное отслеживание Федеральными ведомствами новых данных по глобализации производства и услуг в области высоких технологий, так как они очень важны для экономики США.

Япония

Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. В Японии наиболее развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение, судостроение, станкостроение. Машиностроительные фирмы Японии уделяют большое внимание совер­шенствованию технологических процессов и конструкций машин, что делает их конкурентоспособными на мировых рынках. Особое внимание уделяется разработке новых технологических процессов и производству комплектного оборудования для заводов энергосберегающего типа, так же как и развитию инженерно-технического консультирования при осуществлении крупномасштабных проектов. В процессе развития машиностроения происходило увеличение доли отраслей, играющих ведущую роль в техническом прогрессе (например, электротехника, включая электронику, занявшую около 12% от всей продукции машиностроения). Но все же инновационная система Японии заметно отстает от инновационной системы США и значительно отличается от нее по структуре.

В 2008 году в Японии научными исследованиями и разработками в области машиностроения занимались 87604 инженеров и ученых. Расходы предприятий машиностроительного комплекса Японии на НИОКР в 2008 г. составили около 4,36% от общего объема продаж. Общий объем затрат на НИОКР в рассматриваемой отрасли составил около 25324 млн. долл. В Японии финансирование научно-исследовательских работосуществляется за счет трех источников: собственные фонды машиностроительных предприятий Японии (88,5%); финансовая помощь Правительства Японии (3,4%); инвестиции, в т. ч. и зарубежных компаний (8,15%).

Германия

Основные направления развития производства машин и оборудования Германии определяются спросом мирового рынка. Наиболее развиты: автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники. Около 73% выпускаемых в Германии машин и оборудования направляются на экспорт. В 2009 г. положительное сальдо внешнеторгового оборота Германии машинами и оборудованием составило около 100,2 млрд. долл., при этом, на 6000 машиностроительных предприятиях Германии было около 939000 занятых. Объем производства в данной отрасли на одного занятого составил 239000 долл. в год. Основу машиностроительного комплекса Германии представляют средние предприятия.

Машиностроение Германии является носителем самых современных технологий и помогает пользователям машин и оборудования сохранять их ведущие позиции на многих рынках готовой продукции. С помощью инновационных технологий страна за последние пять лет, увеличила объемы производства на 40%. В 2009 г. около 28% от общего объема производства машин и оборудования были достигнуты за счет внедрения совершенно новых или улучшенных технологий производства.

 

 

 

Россия

Рассмотрим соответствующие показатели применительно к машиностроительному комплексу России с целью оценки его инновационного развития.

Машиностроительная отрасль была и остается одной из ведущих отраслей промышленности России. В настоящее время экономическое положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. В связи с технологическим отставанием отечественных предприятий продукция российского машиностроения является неконкурентоспособной на мировом рынке [4]. По экспорту машин и оборудования Россия сильно отстает от мировых лидеров. Доля машин и оборудования в общем объеме экспортируемой продукции в 2007 году составила всего лишь 1,02% (1230,5 млн. долл.). В 2007 г. на 54894 машиностроительных предприятиях России [5] было занято около 1109 тыс. рабочих и служащих. Объем отгруженных предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг равен 25,9 млрд. долл.

В странах, занимающих лидирующие позиции в машиностроении, постоянно ведутся научные исследования и разработки. Производители продукции машиностроения тесно сотрудничают при разработке новых технологий с университетами, исследовательскими институтами и лабораториями. С каждым годом растут расходы государства и частных предприятий на фундаментальную науку. Научные исследования финансируются самими предприятиями, государством, а также за счет инвестиций. Правительства стран специально разрабатывают программы для привлечения инвесторов, а также устанавливают льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. Так же в странах уделяется большое внимание системе образования, которая должна готовить квалифицированных специалистов. Россия же по инновационному развитию машиностроения сильно отстает от развитых стран, это обуславливается рядом проблем: сильной изношенностью основных фондов; глубочайшей специализацией производства; старением кадров, являющихся носителями технологий; ограниченным доступом к финансовым ресурсам; неразвитостью системы сбыта, т. е. отсутствием ориентации при выпуске продукции на уровень мирового рынка. В совокупности данные проблемы приводят к технологическому отставанию российского машиностроения и вследствие этого – неконкурентоспособности его продукции на мировых рынках.

Доля машиностроения в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах Европейского Союза (ЕС). При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000 годы, что было связано со слабым рублем в результате кризиса 1998 года. После того, как позиции рубля укрепились, темпы роста в машиностроении стали в два раза ниже, чем в других секторах экономики.

Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение, концепция развития которого одобрена правительством в июле 2002 года.

Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.

В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение.

Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была объективно подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.

В результате непродуманной экономической политики, приведшей к катастрофическому несоответствию скоропалительно проведенных рыночных реформ реальным результатам и, по существу, деиндустриализации страны, объемы производства машиностроительной продукции за период 1992-2002 годы сократилась в 2,5 раза, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5 до 18,6%. Для сравнения, аналогичный показатель в Японии достигает почти 50%, в Германии 48%, в Швеции 42% в США 40%, во Франции 38%, в Китае 25%, а в бывшем СССР он достигал 30-40% от ВВП.

Произошло резкое сокращение использования производственных мощностей, обострилась проблема технологической структуры производства, в основе которой лежит замещение устаревших технологий и основных фондов современными. Соответственно, с каждым годом нарастают процессы деградации производственного потенциала: степень износа основных фондов составляет более 50%, в том числе по машинам и оборудованию - около 72% (при ежегодном увеличении на 1,5-2%), а удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу (возникшему в развитых странах в 90-е годы), составляет лишь 8%.

Нарастает процесс неуклонного старения и ухудшения качественного состава, инженерных и производственных кадров (средний возраст инженеров на предприятиях Урала составляет 50-60 лет), что в значительной мере предопределяется низким уровнем заработной платы и отсутствием необходимого комплекса социальных мероприятий, и вместе с тем потерей престижности машиностроительных отраслей для молодежи. В результате резко снижается квалификация, теряется преемственность поколений.

Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, про­блема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

определить роль и значение в обеспечении и разработке полной мере мероприятий по повышению конкурентоспособности, но проблема глубоких исследований внедрения инновационного потенциала на предприятия машиностроительного комплекса еще не рассматривалась. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий; - улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций; - расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта; - реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации; - улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами. Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами. Цель работы заключается в обосновании статистической информации об уровне развития инновационной политики в государстве и на основе данных внедрить инновационный потенциал в машиностроение в условиях международной конкурентной среды .





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)