Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема размещения ресурсов в рыночной экономике




 

Известно, что рыночная экономика способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, когда отсутствуют препятствия для того, чтобы рыночная цена несла адекватную информацию о спросе и предложении на рынке. Поскольку в реальной жизни идеальная модель свободного рынка не существует, встречаются ситуации неэффективного распределения ресурсов. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в результате чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая ситуация характерна для общественных благ и внешних эффектов (экстерналий).

Традиционно рыночные сделки заключаются добровольно и их результаты касаются издержек и выигрышей лишь их непосредственных участников. Но иногда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних лиц, которые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других – получают некомпенсируемые выгоды, но это не отражается в рыночной цене. Следовательно, действительные издержки или выгоды здесь всегда превышают те, о которых информирует рыночная цена. В результате соответствующие товары производятся либо в недостаточном, либо в избыточном количестве по сравнению с эффективным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом, или экстерналией.

С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.



Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Выпуск товаров, связанных с отрицательными внешними эффектами, осуществляется в объеме, превышающем эффективный уровень, из-за отсутствия полной информации об издержках в рыночной цене.

По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты – это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.

В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:

• потребительские, которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств , но не оказывает влияния на производственную сферу экономики;

• производственные, при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств;

• производственно-потребительские, при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.

Механизм внешнего эффекта можно рассмотреть при помощи микроэкономических моделей. Рассмотрим модель отрицательного внешнего эффекта.

Рисунок 1 Отрицательный внешний эффект

 

 

Предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение этой продукции характеризует кривая S, одновременно являющаяся кривой частных предельных издержек данной фирмы PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т. е. SMC = РМС + MD.

Эффективным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Q0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Q0 > Q*, т. е. реальный выпуск превышает эффективный.

Положительный внешний эффект представляет собой неоплаченные выгоды.

Рисунок 2 Положительный внешний эффект

 

Предельные общественные выгоды (MSB) равны сумме предельных частных выгод (MPB) и предельных внешних выгод (MEB). Эффективный объем продукции соответствует равенству предельных общественных выгод и предельных издержек. Однако, фактический объем производства соответствует равенству предельных издержек и предельных частных выгод.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)